Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2401   2402   2403   2404   2405   2406   2407   2408   2409  2410   2411   2412   2413   2414   2415   2416   2417   2418   2419  » »»

т-ра  в  Петербурге.  Выступала  на  сцене  до  1923,  затем  занималась
педагогич. работой. В 1930  уехала  за  границу,  умерла  в  Париже.  Ф.
обладала редким по  красоте  и  широте  диапазона  голосом  и  драматич.
дарованием. Под рук. П. И. Чайковского подготовила партии Лизы ("Пиковая
дама") и По-ланты (о. п.), была их первой исполнительницей.
   Партии: Дездемона  ("Отелло"  Верди),  Маргарита  ("Фауст"),  Кармен;
Брунгильда ("Валькирия" Вагнера), Валентина ("Гугеноты"), Мими, Татьяна;
Наташа ("Опричник" Ч;ш-ковского) и др.
   Соч.: Мои воспоминания, СП Б, 1912.
   Лит.: С т а р к Э.  (Зигфрид),  Петербургская  опера  и  е„  мастера.
1890-1910, M.- Л., 1940. Г ал. Б.
   ФИГНЕР, Николай Николаевич [9(21).II.1857 - 13.  XII.  1918]  -  рус.
артист оперы (лирпко-драма-тич. тенор). Закончил в 1878 Морское  училище
(Петербург). Учиться пению начал, выйдя в отставку (в чине  лейтенанта),
у педагогов Петерб. консерватории И.  П.  Прянишникова  и  К.  Эверарди.
Уехал в Италию, не завершив BOK. образования. В Италии занимался у  ряда
педагогов, в т. ч. у Де Роксаса. В 1882 с большим успехом дебютировал  в
Неаполе. Гастролировал в странах Зап. Европы и Юж. Америки. В  1887-1907
- солист Мариинского т-ра в Петербурге; до 1910 пел  на  сценах  частных
опер,  в  Большом  т-ре,  в  собственных  антрепризах  (Тифлис,   Нижний
Новгород); в 1910 -15 -директор и солист Оперной труппы  Народного  дома
(Петербург). В 1915 оставил сцену.
   Исполнительская деятельность Ф. - одна из блестящих страниц в истории
рус. оперного иск-ва. Не обладая от  природы  выдающимися  вок.  данными
(суховатый тембр, "белый" звук), Ф. мастерски  владел  голосом,  иск-вом
тонкой муз. фразировки. Он обладал особой чистотой дикции  в  кантилене,
большим сценич. темпераментом, тщательно  продумывал  мельчайшие  детали
исполнения.  Один  из  первых  оперных  артистов,  Ф.  был   не   только
вокалистом,  но  и  "играющим  певцом".  Под  рук.  П.  И.   Чайковского
приготовил партию Германа ("Пиковая дама") и был е„ первым исполнителем.
Среди ярких и разнохарактерных муз.-сценич. образов, созданных Ф.:
   Ленский; Андрей Морозов ("Опричник" Чайковского), Самозванец  ("Борис
Годунов"), Князь ("Русалка"), Владимир ("Дубровский" Направника),  Ромео
("Ромео и Джульетта" Гуно), Альфред; Отелло (о.  п  Верди),  Фра-Дьяволо
(о. п. Обера),  Рауль  ("Гугеноты"  Мейербера),  Хозе,  Радамес,  Канио,
Лоэнгрин и др. В„л  педагогич.  работу  с  1915,  в  т.  ч.  в  Киевской
консерватории.
   Лит.: "Русская музыкальная газета", 1912, ј 1;
   С т а р к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера.  1890-1910,
M.- Л., 1940; Л е в и к С., Записки оперного певца, 2  изд.,  М.,  1962.
Гал. Б.
   ФИГУРА (фр. figure, от лат. figura - образ, фигура,  очертания)  -  в
бальном танце и балете сочетание неск. танц. шагов {па), связанных между
собой и расположенных на известное количество тактов музыки; исполняется
двумя и более танцовщиками. Термин "Ф.", вошедший в употребление в  кон.
17 - нач. 18 вв., первоначально относился к хореографич. записи,  дающей
последовательное графич. изображение шествии кавалеров и дам  в  бальном
танце. К концу 18 в. термин "Ф." в том же значении переходит в балет. А.
И.
   ФИГУРАНТ, фигурантка [от фр. figurant (-ante)-фигурант (-ка),  солист
(-ка)] -  в  балете  18-  1-й  половине  19  вв.  одно  из  наименований
кордебалетных танцовщиков и танцовщиц, исполнявших танц. антре. В  драме
и опере - акт„р, исполняющий роль без слов (статист). А. И.
   ФЙГУШ-БЙСТРИ (Figus-Bystry),  Вилиям  (28.11.  1875-11.  V.  1937)  -
словацкий композитор  и  органист.  В  1914  окончил  Будапештскую  муз.
академию. Ученик 3. Кодая. Собиратель народных песен, автор первой оперы
на словацком яз.-"Детван" (1928, Братислава), кантаты "Словацкая  песня"
(1913) и др. соч. Ал. М.
   "ФИДЕЛИО", "Фиделио, или  Супружеская  любовь"  ("Fidelio,  oder  Die
eheliche Liebe"),-опера Л. Бет;х-овепа,либр. Ж. H. Буйи, в нем. переводе
и обработке И. Зонлейтнера, пост. 20 ноября 1805, Вена,  "Театр  ан  дер
Вин" [дириж„р Бетховен;  Флорестан  -  Д  ем-мер,  Леонора  (Фиделио)  -
Мильдер, Рокко - Роте, Мар-целина - Мюллер, Пизарро - Мейер, Фернандо  -
Вейн-копф, Жакино -Каше]; 2-я ред., обработка либретто С. фон Бр„йнинга,
пост. в 1806, Вена; 3-я ред. пост. в 1814, Вена. Затем опера шла на  мн.
сценах мира, в т. ч.: Прага
   (1814, под упр. К. М. Вебера), Берлин (1815), Париж  (1829,  на  нем.
яз.), Лондон (1832, на нем. яз.), Нью-Йорк (1856, на нем. яз.) и др.
   В России шла на нем. яз. в Петербурге, Большой  т-р,  1863;  там  же,
Итал. оперная труппа. Впервые на рус. яз. в переводе О.  Лепко  пост.  в
1880, Москва, силами  учащихся  Моск.  консерватории;  1905,  Петербург,
Марпинский т-р [дириж„р Направник, пост. Палечека, худ. Ламбин;
   Фернандо - Григорович, Пизарро - Шаронов, Флорестан - Ершов,  Леонора
(Фиделио) - Черкасская, Рокко - Серебряков, Марцелина -  Михайлова].  На
сов. сцене пост. 7 ноября 1918, Москва, Оперный т-р Моск. Совета рабочих
и крест, депутатов (б. Зимина)  (дириж„р  Орлов,  реж.  Комиссаржевский,
худ. Федотов; Пизарро - Пирогов); 1954,  Москва,  Большой  т-р  [дириж„р
Мелик-Пашаев, реж. Покровский, худ.  Константиновский,  хорм.  Рыбнов  и
Савва; Леонора (Фиделио) - Покровская, Вишневская, Флорестан  -  Нэлепп,
Ивановский; Пизарро - А. Иванов,  Кисел„в,  Рокко  -Щегольков,  Николау,
Марцелина -  И.  Масленникова,  Звездина,  Джоакино  -  Чекин,  Орф„нов,
Фернандо - Тютюнник]; 1958, Ленинград, Малый  оперный  т-р  (новая  ред.
текста Н. Бирюкова; дириж„р Зандерлинг, пост. Лапирова, худ. В. Купер  и
Лещинский).
   Издания: "Ф." партитура -  L.  van  Beethoven  Werke,  Serie  20,  Bd
l,Lpz., Breitkopf 8c Hartel, [s. а.]; клавир с рус. текстом, М., Музгиз,
1960. Н. Г р.
   ФИЗИЧЕСКОЕ  ДЕЙСТВИЕ.  Понятие,  термин,  введ„нный  Станиславским  в
театр.   практику   и   педагогику.   Является   результатом    изучения
Станиславским природы действия, как способа вызывать переживание  и  как
средства выражения в акт„рском иск-ве. Всякое практически осуществляемое
человеком действие есть Ф. д. Поэтому деление действий на  физические  и
психические условно. Но иногда то, что действие реализуется физически (и
то,  в  каких  именно  мускульных  движениях),  не  имеет  существенного
значения и игнорируется. В таких случаях  действие  рассматривается  как
психологическое.  Так  обычно   определяются   относительно   длительные
процессы  действия,  цели  к-рых  сложны  (напр.,   сквозное   действие,
устремл„нное к сверхзадаче). Чем короче отрезок действия и чем проще его
цель,  тем  яснее  видно,  что  оно  может  быть   осуществлено   только
посредством мускульных движений. Поэтому Ф. д. называют обычно, действия

Страницы: «« « 2401   2402   2403   2404   2405   2406   2407   2408   2409  2410   2411   2412   2413   2414   2415   2416   2417   2418   2419  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия