|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2401 2402 2403 2404 2405 2406 2407 2408 2409 2410 2411 2412 2413 2414 2415 2416 2417 2418 2419 » »» т-ра в Петербурге. Выступала на сцене до 1923, затем занималась
педагогич. работой. В 1930 уехала за границу, умерла в Париже. Ф.
обладала редким по красоте и широте диапазона голосом и драматич.
дарованием. Под рук. П. И. Чайковского подготовила партии Лизы ("Пиковая
дама") и По-ланты (о. п.), была их первой исполнительницей.
Партии: Дездемона ("Отелло" Верди), Маргарита ("Фауст"), Кармен;
Брунгильда ("Валькирия" Вагнера), Валентина ("Гугеноты"), Мими, Татьяна;
Наташа ("Опричник" Ч;ш-ковского) и др.
Соч.: Мои воспоминания, СП Б, 1912.
Лит.: С т а р к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и е„ мастера.
1890-1910, M.- Л., 1940. Г ал. Б.
ФИГНЕР, Николай Николаевич [9(21).II.1857 - 13. XII. 1918] - рус.
артист оперы (лирпко-драма-тич. тенор). Закончил в 1878 Морское училище
(Петербург). Учиться пению начал, выйдя в отставку (в чине лейтенанта),
у педагогов Петерб. консерватории И. П. Прянишникова и К. Эверарди.
Уехал в Италию, не завершив BOK. образования. В Италии занимался у ряда
педагогов, в т. ч. у Де Роксаса. В 1882 с большим успехом дебютировал в
Неаполе. Гастролировал в странах Зап. Европы и Юж. Америки. В 1887-1907
- солист Мариинского т-ра в Петербурге; до 1910 пел на сценах частных
опер, в Большом т-ре, в собственных антрепризах (Тифлис, Нижний
Новгород); в 1910 -15 -директор и солист Оперной труппы Народного дома
(Петербург). В 1915 оставил сцену.
Исполнительская деятельность Ф. - одна из блестящих страниц в истории
рус. оперного иск-ва. Не обладая от природы выдающимися вок. данными
(суховатый тембр, "белый" звук), Ф. мастерски владел голосом, иск-вом
тонкой муз. фразировки. Он обладал особой чистотой дикции в кантилене,
большим сценич. темпераментом, тщательно продумывал мельчайшие детали
исполнения. Один из первых оперных артистов, Ф. был не только
вокалистом, но и "играющим певцом". Под рук. П. И. Чайковского
приготовил партию Германа ("Пиковая дама") и был е„ первым исполнителем.
Среди ярких и разнохарактерных муз.-сценич. образов, созданных Ф.:
Ленский; Андрей Морозов ("Опричник" Чайковского), Самозванец ("Борис
Годунов"), Князь ("Русалка"), Владимир ("Дубровский" Направника), Ромео
("Ромео и Джульетта" Гуно), Альфред; Отелло (о. п Верди), Фра-Дьяволо
(о. п. Обера), Рауль ("Гугеноты" Мейербера), Хозе, Радамес, Канио,
Лоэнгрин и др. В„л педагогич. работу с 1915, в т. ч. в Киевской
консерватории.
Лит.: "Русская музыкальная газета", 1912, ј 1;
С т а р к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910,
M.- Л., 1940; Л е в и к С., Записки оперного певца, 2 изд., М., 1962.
Гал. Б.
ФИГУРА (фр. figure, от лат. figura - образ, фигура, очертания) - в
бальном танце и балете сочетание неск. танц. шагов {па), связанных между
собой и расположенных на известное количество тактов музыки; исполняется
двумя и более танцовщиками. Термин "Ф.", вошедший в употребление в кон.
17 - нач. 18 вв., первоначально относился к хореографич. записи, дающей
последовательное графич. изображение шествии кавалеров и дам в бальном
танце. К концу 18 в. термин "Ф." в том же значении переходит в балет. А.
И.
ФИГУРАНТ, фигурантка [от фр. figurant (-ante)-фигурант (-ка), солист
(-ка)] - в балете 18- 1-й половине 19 вв. одно из наименований
кордебалетных танцовщиков и танцовщиц, исполнявших танц. антре. В драме
и опере - акт„р, исполняющий роль без слов (статист). А. И.
ФЙГУШ-БЙСТРИ (Figus-Bystry), Вилиям (28.11. 1875-11. V. 1937) -
словацкий композитор и органист. В 1914 окончил Будапештскую муз.
академию. Ученик 3. Кодая. Собиратель народных песен, автор первой оперы
на словацком яз.-"Детван" (1928, Братислава), кантаты "Словацкая песня"
(1913) и др. соч. Ал. М.
"ФИДЕЛИО", "Фиделио, или Супружеская любовь" ("Fidelio, oder Die
eheliche Liebe"),-опера Л. Бет;х-овепа,либр. Ж. H. Буйи, в нем. переводе
и обработке И. Зонлейтнера, пост. 20 ноября 1805, Вена, "Театр ан дер
Вин" [дириж„р Бетховен; Флорестан - Д ем-мер, Леонора (Фиделио) -
Мильдер, Рокко - Роте, Мар-целина - Мюллер, Пизарро - Мейер, Фернандо -
Вейн-копф, Жакино -Каше]; 2-я ред., обработка либретто С. фон Бр„йнинга,
пост. в 1806, Вена; 3-я ред. пост. в 1814, Вена. Затем опера шла на мн.
сценах мира, в т. ч.: Прага
(1814, под упр. К. М. Вебера), Берлин (1815), Париж (1829, на нем.
яз.), Лондон (1832, на нем. яз.), Нью-Йорк (1856, на нем. яз.) и др.
В России шла на нем. яз. в Петербурге, Большой т-р, 1863; там же,
Итал. оперная труппа. Впервые на рус. яз. в переводе О. Лепко пост. в
1880, Москва, силами учащихся Моск. консерватории; 1905, Петербург,
Марпинский т-р [дириж„р Направник, пост. Палечека, худ. Ламбин;
Фернандо - Григорович, Пизарро - Шаронов, Флорестан - Ершов, Леонора
(Фиделио) - Черкасская, Рокко - Серебряков, Марцелина - Михайлова]. На
сов. сцене пост. 7 ноября 1918, Москва, Оперный т-р Моск. Совета рабочих
и крест, депутатов (б. Зимина) (дириж„р Орлов, реж. Комиссаржевский,
худ. Федотов; Пизарро - Пирогов); 1954, Москва, Большой т-р [дириж„р
Мелик-Пашаев, реж. Покровский, худ. Константиновский, хорм. Рыбнов и
Савва; Леонора (Фиделио) - Покровская, Вишневская, Флорестан - Нэлепп,
Ивановский; Пизарро - А. Иванов, Кисел„в, Рокко -Щегольков, Николау,
Марцелина - И. Масленникова, Звездина, Джоакино - Чекин, Орф„нов,
Фернандо - Тютюнник]; 1958, Ленинград, Малый оперный т-р (новая ред.
текста Н. Бирюкова; дириж„р Зандерлинг, пост. Лапирова, худ. В. Купер и
Лещинский).
Издания: "Ф." партитура - L. van Beethoven Werke, Serie 20, Bd
l,Lpz., Breitkopf 8c Hartel, [s. а.]; клавир с рус. текстом, М., Музгиз,
1960. Н. Г р.
ФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ. Понятие, термин, введ„нный Станиславским в
театр. практику и педагогику. Является результатом изучения
Станиславским природы действия, как способа вызывать переживание и как
средства выражения в акт„рском иск-ве. Всякое практически осуществляемое
человеком действие есть Ф. д. Поэтому деление действий на физические и
психические условно. Но иногда то, что действие реализуется физически (и
то, в каких именно мускульных движениях), не имеет существенного
значения и игнорируется. В таких случаях действие рассматривается как
психологическое. Так обычно определяются относительно длительные
процессы действия, цели к-рых сложны (напр., сквозное действие,
устремл„нное к сверхзадаче). Чем короче отрезок действия и чем проще его
цель, тем яснее видно, что оно может быть осуществлено только
посредством мускульных движений. Поэтому Ф. д. называют обычно, действия
Страницы: «« « 2401 2402 2403 2404 2405 2406 2407 2408 2409 2410 2411 2412 2413 2414 2415 2416 2417 2418 2419 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |