|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2395 2396 2397 2398 2399 2400 2401 2402 2403 2404 2405 2406 2407 2408 2409 2410 2411 2412 2413 » »» сов. балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1957). По окончании Ленингр.
хореография. уч-ща.(1936) был танцовщиком Ленингр. Малого оперного т-ра.
Партии: Арлекин ("Арлекинада" Дриго), Рене ("Фадетта" Делиба), Колен
("Тщетная предосторожность"). В 1940 окончил балетмейстерское отделение
Ленингр. хореографич. уч-ща. Под рук. Л. М. Лавровского ставил свои
первые балеты: "Том Сойер" Гладковского (1939), "Ашик-Кериб" Асафьева
(1940), "Бэла" Дешевова (1941). С 1941 - балетмейстер, в 1945-53 -
художеств. руководитель балета Ленингр. Малого оперного т-ра. В 1956-59
- гл. балетмейстер Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова. Обращаясь к
образам лит-ры и фольклора, Ф. самобытно развивал принципы балетной
драмы, давал действенную трактовку муз. партитуры, обогащал танец
мотивами нац. иск-ва, проявил высокое балетмейстерское мастерство в
комедийных сценах.
Пост.: "Мнимый жених" и "Юность" Чулаки (1946 и 1949; Гос. пр. СССР,
1947, 1949), "Доктор Айболит" Морозова (1948), "Вес„лый обманщик"
Корчмар„ва и "Барышня -крестьянка" Асафьева (оба в 1951), "Двенадцать
месяцев" Битова (1954), "Тарас Бульба" Соловь„ва-Седого и "Тийна" Аустер
(оба в 1955), "Голубой Дунай" на муз. Штрауса (1956), "Маскарад"
Лапутина (1960).
Лит.: Слонимский Ю., Советский балет, М.- Л., 1950; [Красовская В.],
Балет Ленинграда, [Л.], 1961. В. Кр.
ФЕНЬЕШ (Fenyes), Сабольч (р. 1912) - венг. композитор. Окончил
Будапештскую консерваторию (класс А. Шиклоша). Был художеств.
руководителем Венг. т-ра оперетты в Будапеште. Написал св. 20 оперетт, в
их числе: "Гарем" (1931), "Майя" (1931, ставилась в 12 странах),
"Манолита" (1932), "Кл„цки" (1933), "Мими" (1935), "Много шума из
ничего" (1936), "Степная серенада" (1939), "Бес не дремлет" (1940),
"Поцелуй королевы" (1943), "Риго Янчи" (1947), "Свидание на берегу
Дуная" (1957, Т-р им. Сиглигети, Сольнок), "Вторая любовь" (1954, Венг.
т-р оперетты, Будапешт) и др. А. Ив.
ФЕОНА, Алексей Алексеевич (р. 1.XI.1919) - рус. сов. артист оперетты
(лирич. тенор). Сын А. Н. Феоны. Засл. арт. РСФСР (1963). В 1939 окончил
Ленингр. академич. капеллу (класс фп.). Пению учился у С. И. Мигая, а
впоследствии у С. Я. Борелли. В 1942 дебютировал в роли Эдвина ("Сильва"
Кальмана, Петрозаводский т-р оперетты). С 1944 - солист Моск. т-ра
оперетты.
Роли: мистер Икс ("Принцесса цирка" Кальмана), Андрей ("Холопка"
Стрельникова), Алексей Берестов ("Аку-лина" Ковнера), Юрий ("Весна по„т"
Кабалевского), Юрий Токмаков ("Девичий переполох" Милютина), Альфред
("Летучая мышь" Штрауса), Рауль Гардефе ("Парижская жизнь" Оффенбаха),
граф Данило ("Вес„лая вдова" Легара) и др.; в 1957 Ф. исполнил партии:
Ленский ("Евгений Онегин"), Пинкертон ("Чио-Чио-сан") в Одесском т-ре
оперы и балета.
Выступал как концертный певец во многих городах Советского Союза и за
рубежом (Болгария, ГДР, Польша). А. Ив. - ФЕОНА, Алексей Николаевич
[18(30).III.1879- 20.IX.1949] - рус. сов. акт„р и реж. оперетты. Засл.
деят. иск-в РСФСР (1940). Нар. арт. Карел. АССР (1943). Окончил драм.
школу при Александрийском т-ре в Петербурге (1905, класс В. Н.
Давыдова). В 1905-10 работал в драматич. Т-ре В. Ф. Комиссаржевской. В
1911 -17 ф.- акт„р петерб. опереточных т-ров ("Буфф", "Палас"), в
1919-29-акт„р и реж. Ленингр. т-ра муз. комедии и реж. Ленингр. Малого
оперного т-ра (1919-27). С 1928 - реж. Ленингр. т-ра муз. комедии (в
1929-31 и 1934-36 - художеств. руководитель). Был художеств.
руководителем Лениягр. обл. т-ра муз. комедии (1937-40), Т-ра муз.
комедии Карел. АССР (1942-45).
Ф.- один из виднейших деятелей сов. т-ра оперетты, содействовал
идейно-худ ожеств. перестройке этого жанра. Для творчества Ф. характерны
стремление к реалистич. разработке сценич. образов, отказ от самоцельной
эксцентриады и буффонады, создание выразительных массовых сцен.
Наиболее значительные пост.: "Фра-Дьяволо" Обера (1920, Ленингр.
Малый оперный т-р), "Богема" (1921, там же);
"Майская ночь" Римского-Корсакова (1921, там же), "Фауст" (1922, там
же); "Сильва" Кальмана (1917, Летний Буфф, Петроград), "Женихи"
Дунаевского (1927, Ленингр. т-р муз. комедии), "Холопка" Стрельникова
(1929, там же), "Роз-Мари" Фримля и Стотхарта (1928, там же), "Камрад"
Логинова и Митюшина (1932, Ленингр. передвижной т-р муз. комедии), "Как
е„ зовут" Богословского на либр. Н. Адуева (1935, Ленингр. т-р муз.
комедии), "Золотая долина" Дунаевского (1938, Моск. т-р оперетты).
Лит.: Янковский М., Советский театр оперетты, Л.-М., 1962; Ярон Г., О
любимом жанре, М., I960. М. Ян.
ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ [1681-8 (19). iX. 1736] - рус. писатель, драматург.
Род. в Киеве. Учился в Киевской академии, затем в Польше и Риме.
Возвратившись ок. 1704 на родину, принял монашество. был преподавателем
и ректором Киевской академии. С 1721 - вице-президент Синода, с 1724 до
конца жизни - архиепископ Новгородский. Ф. П. был сподвижником Петра I в
борьбе с реакц. духовенством, развивал идеи просвещ„нного абсолютизма.
Участвовал в организации Академии наук. После смерти Петра I возглавил
т. н. "уч„ную дружину" прогрессивных писателей (А. Д. Кантемир, В. Н.
Татищев и др.), отстаивавших петровские реформы.
В 1705 для очередного школьного представления учеников академии Ф. П.
написал "трагедокомедию" "Владимир" - первую в отечеств, лит-ре пьесу из
рус. истории (полное назв. пьесы - "Владимир, сла-венороссийских стран
князь и повелитель, от неверия тми в своих евангелский приведенний духом
святим от Рождества Христова 988, нине же от православной академии
Могилеанской и Киевской на позор российскому роду от благородных
российских сынов, добре зде воспитуемых, действием, еже от пиит
нарицается трагедокомедия, от лета господня 1705 июля 3 дня
показанний"). В основу драмы положен историч. сюжет - крещение Руси,
борьба киевского "князя Владимира, стремящегося просветить свой народ, с
языческими жрецами. В образе Владимира Ф. прославлял Петра и его
реформы; под языческими жрецами - невежественными и корыстными людьми -
подразумевались реакционно настроенные церковники, противники Петра.
Отступая от схоластич. эстетики, отказываясь от принятого в драматургии
того времени случайного сцепления аллегорич., историч. и библейских
картин, автор динамично и последовательно развивает сюжет, использует
традиции нар. драмы (сатирич. изображение жрецов, сочетание
драматического и комнч. начал). Ф. П. принадлежат также небольшие пьески
диалогического характера. Автор теоретической работы, посв. т-ру, - "De
arte poetica" (1705, опубл. 1786).
Соч.: Владимир, в кн.: Драматические произведения 1672-1725 гг., под
Страницы: «« « 2395 2396 2397 2398 2399 2400 2401 2402 2403 2404 2405 2406 2407 2408 2409 2410 2411 2412 2413 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |