Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2395   2396   2397   2398   2399   2400   2401   2402   2403  2404   2405   2406   2407   2408   2409   2410   2411   2412   2413  » »»

сов.  балетмейстер.  Нар.  арт.  РСФСР  (1957).  По  окончании  Ленингр.
хореография. уч-ща.(1936) был танцовщиком Ленингр. Малого оперного т-ра.
Партии: Арлекин ("Арлекинада" Дриго),  Рене  ("Фадетта"  Делиба),  Колен
("Тщетная предосторожность"). В 1940 окончил балетмейстерское  отделение
Ленингр. хореографич. уч-ща. Под рук.  Л.  М.  Лавровского  ставил  свои
первые балеты: "Том Сойер" Гладковского  (1939),  "Ашик-Кериб"  Асафьева
(1940), "Бэла" Дешевова (1941). С  1941  -  балетмейстер,  в  1945-53  -
художеств. руководитель балета Ленингр. Малого оперного т-ра. В  1956-59
- гл. балетмейстер Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова. Обращаясь  к
образам лит-ры и фольклора,  Ф.  самобытно  развивал  принципы  балетной
драмы,  давал  действенную  трактовку  муз.  партитуры,  обогащал  танец
мотивами нац. иск-ва,  проявил  высокое  балетмейстерское  мастерство  в
комедийных сценах.
   Пост.: "Мнимый жених" и "Юность" Чулаки (1946 и 1949; Гос. пр.  СССР,
1947,  1949),  "Доктор  Айболит"  Морозова  (1948),  "Вес„лый  обманщик"
Корчмар„ва и "Барышня -крестьянка" Асафьева (оба  в  1951),  "Двенадцать
месяцев" Битова (1954), "Тарас Бульба" Соловь„ва-Седого и "Тийна" Аустер
(оба в  1955),  "Голубой  Дунай"  на  муз.  Штрауса  (1956),  "Маскарад"
Лапутина (1960).
   Лит.: Слонимский Ю., Советский балет, М.- Л., 1950; [Красовская  В.],
Балет Ленинграда, [Л.], 1961. В. Кр.
   ФЕНЬЕШ (Fenyes),  Сабольч  (р.  1912)  -  венг.  композитор.  Окончил
Будапештскую  консерваторию   (класс   А.   Шиклоша).   Был   художеств.
руководителем Венг. т-ра оперетты в Будапеште. Написал св. 20 оперетт, в
их числе:  "Гарем"  (1931),  "Майя"  (1931,  ставилась  в  12  странах),
"Манолита" (1932),  "Кл„цки"  (1933),  "Мими"  (1935),  "Много  шума  из
ничего" (1936), "Степная серенада"  (1939),  "Бес  не  дремлет"  (1940),
"Поцелуй королевы" (1943),  "Риго  Янчи"  (1947),  "Свидание  на  берегу
Дуная" (1957, Т-р им. Сиглигети, Сольнок), "Вторая любовь" (1954,  Венг.
т-р оперетты, Будапешт) и др. А. Ив.
   ФЕОНА, Алексей Алексеевич (р. 1.XI.1919) - рус. сов. артист  оперетты
(лирич. тенор). Сын А. Н. Феоны. Засл. арт. РСФСР (1963). В 1939 окончил
Ленингр. академич. капеллу (класс фп.). Пению учился у С.  И.  Мигая,  а
впоследствии у С. Я. Борелли. В 1942 дебютировал в роли Эдвина ("Сильва"
Кальмана, Петрозаводский т-р оперетты).  С  1944  -  солист  Моск.  т-ра
оперетты.
   Роли: мистер Икс  ("Принцесса  цирка"  Кальмана),  Андрей  ("Холопка"
Стрельникова), Алексей Берестов ("Аку-лина" Ковнера), Юрий ("Весна по„т"
Кабалевского), Юрий Токмаков  ("Девичий  переполох"  Милютина),  Альфред
("Летучая мышь" Штрауса), Рауль Гардефе ("Парижская  жизнь"  Оффенбаха),
граф Данило ("Вес„лая вдова" Легара) и др.; в 1957 Ф.  исполнил  партии:
Ленский ("Евгений Онегин"), Пинкертон ("Чио-Чио-сан")  в  Одесском  т-ре
оперы и балета.
   Выступал как концертный певец во многих городах Советского Союза и за
рубежом (Болгария, ГДР, Польша). А.  Ив.  -  ФЕОНА,  Алексей  Николаевич
[18(30).III.1879- 20.IX.1949] - рус. сов. акт„р и реж.  оперетты.  Засл.
деят. иск-в РСФСР (1940). Нар. арт. Карел. АССР  (1943).  Окончил  драм.
школу  при  Александрийском  т-ре  в  Петербурге  (1905,  класс  В.   Н.
Давыдова). В 1905-10 работал в драматич. Т-ре В. Ф.  Комиссаржевской.  В
1911 -17 ф.-  акт„р  петерб.  опереточных  т-ров  ("Буфф",  "Палас"),  в
1919-29-акт„р и реж. Ленингр. т-ра муз. комедии и реж.  Ленингр.  Малого
оперного т-ра (1919-27). С 1928 - реж. Ленингр.  т-ра  муз.  комедии  (в
1929-31  и  1934-36   -   художеств.   руководитель).   Был   художеств.
руководителем Лениягр. обл.  т-ра  муз.  комедии  (1937-40),  Т-ра  муз.
комедии Карел. АССР (1942-45).
   Ф.- один из  виднейших  деятелей  сов.  т-ра  оперетты,  содействовал
идейно-худ ожеств. перестройке этого жанра. Для творчества Ф. характерны
стремление к реалистич. разработке сценич. образов, отказ от самоцельной
эксцентриады и буффонады, создание выразительных массовых сцен.
   Наиболее значительные  пост.:  "Фра-Дьяволо"  Обера  (1920,  Ленингр.
Малый оперный т-р), "Богема" (1921, там же);
   "Майская ночь" Римского-Корсакова (1921, там же), "Фауст" (1922,  там
же);  "Сильва"  Кальмана  (1917,  Летний  Буфф,   Петроград),   "Женихи"
Дунаевского (1927, Ленингр. т-р муз.  комедии),  "Холопка"  Стрельникова
(1929, там же), "Роз-Мари" Фримля и Стотхарта (1928, там  же),  "Камрад"
Логинова и Митюшина (1932, Ленингр. передвижной т-р муз. комедии),  "Как
е„ зовут" Богословского на либр. Н.  Адуева  (1935,  Ленингр.  т-р  муз.
комедии), "Золотая долина" Дунаевского (1938, Моск. т-р оперетты).
   Лит.: Янковский М., Советский театр оперетты, Л.-М., 1962; Ярон Г., О
любимом жанре, М., I960. М. Ян.
   ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ [1681-8 (19). iX. 1736] - рус. писатель, драматург.
Род. в Киеве. Учился  в  Киевской  академии,  затем  в  Польше  и  Риме.
Возвратившись ок. 1704 на родину, принял монашество. был  преподавателем
и ректором Киевской академии. С 1721 - вице-президент Синода, с 1724  до
конца жизни - архиепископ Новгородский. Ф. П. был сподвижником Петра I в
борьбе с реакц. духовенством, развивал идеи  просвещ„нного  абсолютизма.
Участвовал в организации Академии наук. После смерти Петра  I  возглавил
т. н. "уч„ную дружину" прогрессивных писателей (А. Д.  Кантемир,  В.  Н.
Татищев и др.), отстаивавших петровские реформы.
   В 1705 для очередного школьного представления учеников академии Ф. П.
написал "трагедокомедию" "Владимир" - первую в отечеств, лит-ре пьесу из
рус. истории (полное назв. пьесы - "Владимир,  сла-венороссийских  стран
князь и повелитель, от неверия тми в своих евангелский приведенний духом
святим от Рождества Христова  988,  нине  же  от  православной  академии
Могилеанской  и  Киевской  на  позор  российскому  роду  от  благородных
российских  сынов,  добре  зде  воспитуемых,  действием,  еже  от   пиит
нарицается  трагедокомедия,  от  лета   господня   1705   июля   3   дня
показанний"). В основу драмы положен историч.  сюжет  -  крещение  Руси,
борьба киевского "князя Владимира, стремящегося просветить свой народ, с
языческими жрецами.  В  образе  Владимира  Ф.  прославлял  Петра  и  его
реформы; под языческими жрецами - невежественными и корыстными людьми  -
подразумевались реакционно  настроенные  церковники,  противники  Петра.
Отступая от схоластич. эстетики, отказываясь от принятого в  драматургии
того времени случайного  сцепления  аллегорич.,  историч.  и  библейских
картин, автор динамично и последовательно  развивает  сюжет,  использует
традиции   нар.   драмы   (сатирич.   изображение   жрецов,    сочетание
драматического и комнч. начал). Ф. П. принадлежат также небольшие пьески
диалогического характера. Автор теоретической работы, посв. т-ру, -  "De
arte poetica" (1705, опубл. 1786).
   Соч.: Владимир, в кн.: Драматические произведения 1672-1725 гг.,  под

Страницы: «« « 2395   2396   2397   2398   2399   2400   2401   2402   2403  2404   2405   2406   2407   2408   2409   2410   2411   2412   2413  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия