|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2389 2390 2391 2392 2393 2394 2395 2396 2397 2398 2399 2400 2401 2402 2403 2404 2405 2406 2407 » »» п. Гюго), Оксана, Соломин ("Гибель эскадры", "Богдан Хмельницкий"
Корнейчука), Ингигерда ("Ярослав Мудрый" Кочерги), Анна Золота ренко
("Навеки вместе" Дмитерко), р. /7.
ФЕДОТОВ, Александр Александрович [1863-8 (21). II. 1909] - рус.
акт„р, режисс„р, педагог. Сын Г. Н. Федотовой и А. Ф. Федотова. Окончил
историко-филологич. ф-т Моск. ун-та. Принимал активное участие в
деятельности руководимого К. С. Станиславским Общества искусства и
литературы. Играл здесь под псевд. Филиппов. Роли: Лепорелло ("Каменный
гость" Пушкина), Карандышев ("Бесприданница"), Фома Опискин (о. п. по
повести "Село Степанчиково" Достоевского) и дрЛС 1893 работал в Малом
т-ре (дебютировал в роли Андрея Белугнна - "Женитьба Белу-гина"
Островского и Соловь„ва). Исполнял преим. характерные роли: Дулебов
("Таланты и поклонники"), Милонов ("Лес"), Никита ("Власть тьмы"),
Городулин
("На всякого мудреца довольно простоты"), Репети-лов ("Горе от ума"),
Добчпнский ("Ревизор"), Яков ("Плоды просвещения") и др. Ф. выступал
также как режисс„р. Пост. в Малом т-ре: "Сердце не камень" (1902), "Не
было ни гроша да вдруг алтын" (1903) Островского, "Борьба за престол"
Ибсена, "Молод„жь" Дрейера (1906) и др. Человек передовых взглядов,
разностороннего образования и'культуры, он поддерживал в Малом т-ре все
прогрессивные начинания А. П. Ленского. В„л педагогпч. работу в
Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва, на Драм. курсах Моск. театр.
уч-ща (1904-09).
Лит.: Б е с к и н Э., "Рампа", 1909, J\o 7, с. 97;
Лебедев В., Памяти А. А. Федотова, там же с 10() 101, 103-104. -А
ФЕДОТОВ, Александр Филиппович (1841-95) - рус. акт„р, режисс„р,
педагог и драматург. Учился в Моск. ун-те (исключ„н за участие в
студенческих беспорядках). В 1862 дебютировал на сцене Малого т-ра и был
принят в труппу; работал здесь до 1873. С наибольшим успехом выступал -
в пьесах Островского: Бальзаминов ("Женитьба Бальзаминова"),
Риз-положенский ("Свои люди - сочт„мся"), Разлюляев ("Бедность не
порок"), Тихон ("Гроза"); к числу лучших работ Ф. принадлежит также роль
Жоржа Дандена (о. п. Мольера). В 60-70-х гг. ставил любительские
спектакли ("Горе от ума" в Дворянском клубе, 1870, и др.). Преследуя
просветительские цели, Ф. в 1872, несмотря на монополию императорских
театров, сумел добиться разрешения на организацию в Москве во время
Всероссийской полптехнпч. выставки Нар. т-ра (см. Народный театр на
Политехнической выставке}. Он собрал сильную труппу из крупнейших
провинциальных акт„ров (Н. X. Рыбаков, М. И. Писарев, К. Ф. Берг, В. А.
Макшеев, А. И. Стрелкова и др.) и осуществил здесь пост. спектаклей
"Ревизор", "Недоросль", "Бедность не порок" и др. Несмотря на большой
успех у зрителей и поддержку прогрессивной общественности. Ф. не получил
разрешения на постоянную работу т-ра, и через 3 месяца т-р был закрыт.
Деятельность Ф. как организатора и руководителя Нар. т-ра имела большое
значение для приобщения к театр. иск-ву широких масс зрителей,
ликвидации театральной монополии. В дальнейшем Ф. нек-рое время был
антрепрен„ром театра "Буфф" в Петербурге, летнего т-ра в Павловске
(пригород Петербурга). В 1888 совм. с К. С. Станиславским (тогда
Алексеевым) организовал Общество искусства и литературы; работал здесь
как преподаватель драм. иск-ва и режисс„р (пост. "Скупой рыцарь"
Пушкина, "Горькая судьбина" А. Ф. Писемского, оба в 1888). Станиславский
писал о Ф.:
"Впервые я встретился с настоящим талантливым режиссером... Общение с
ним и репетиции были лучшей школой для меня... Федотов умел разбирать
стену, стоявшую между актером и ролью, и сдирать мундир обветшалых
традиций, давая вместо них иные, подлинные традиции искусства" ("Моя
жизнь в искусстве", см. Собр. соч., т. 1, 1954, с. 101 и 111). В
последующие годы Ф. осн. в Москве школу драм. иск-ва. С 1894 был акт„ром
Александрийского т-ра; преподавал в Петерб. театр. уч-ще.
Ф. написал ряд пьес, в к-рых стремился ставить актуальные вопросы;
нек-рые его пьесы пользовались успехом у публики и долго сохранялись в
репертуаре т-ров. В Малом т-ре были пост.: "Рубль" (1885), "Хрущ„вские
помещики" (1888), "В деревне" (1887), "Дети отцов своих" (1891) и др.Ф.
выступал также как драм. переводчик.
Соч.: Полное собр. драматических сочинений и переводов, т. 1-4, М.,
1890-91.
Лит.: Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1,
М., 1954; Клинчин А. П., Н. X. Рыбаков, М., 1952, с. 154-212; его же,
Народный театр на Политехнической выставке в Москве, в сб.: Театральное
наследство, М., 1956. А. К л.
ФЕДОТОВ, Иван Сергеевич (1881-1951) - рус. сов. театр. художник.
Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). Окончив Строгановское уч-ще (1901),
начал работать в Моск. частной рус. опере. В 1908-17 - художник Оперного
т-ра Зимина. После революции оформлял спектакли в разл. т-рах Москвы,
Ленинграда, Киева. С 1934 до конца жизни - художник Центр. т-ра Сов.
Армии (ЦТСА). Ф. был мастером сценич. пейзажа. Значит, влияние на иск-во
Ф. оказала его работа с режисс„ром А. Д. Поповым.
Оформил спектакли: "Дети солнца" Горького (1905, Т-р В. Ф.
Комиссаржевской); "Генрих VIII" Сен-Санса (1911), "Жидовка" Галеви
(1914), "Капитанская дочка" Кюи (1914) - в Опере Зимина; "Мещане"
(1935); "Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского (1939),
"Пархоменко" Вс. Иванова (1941), "Давным-давно" А. Гладкова (1942),
"Учитель танцев" Лопе де Вега (1946), "За тех, кто в море!" Лаврен„ва
(1947), "Совесть" Чепурина (1950), "На той стороне" Барянова (1948) - в
ЦТСА; "Алмазы" Асанова (1947, MX AT), "Платон Кречет" (1935, Киевский
т-р им. И. Франко);
"Город мастеров" Габбе (1944, Центр, детский т-р), "Великая сила"
Ромашова (1947), "Незабываемый 1919-й" Вишневского (1949; Гос. пр. СССР,
1951)- в Малом т-ре; "Первые радости" по Федину (1950, Т-р им.
Вахтангова). А. Кл.
ФЕДОТОВА, Гликерия Николаевна [10(22).V.1846, Ор„л,-27.II.1925,
Москва] - рус. актриса. Нар. арт. Республики (1924). Герой труда (1924).
Рано потеряв родителей, была удочерена помещицей Поздняковой; до 1863
выступала на сцене под этой фамилией, затем приняла фамилию мужа -
акт„ра и режисс„ра А. Ф. Федотова. Занималась в Моск. театр. уч-ще,
сначала по классу балета, потом в драм. классе у И. В. Самарина
(окончила в 1862). С 1858 выступала на сцене Малого т-ра в небольших
ролях. В юности на Ф. оказали влияние две противоположные тенденции:
мелодраматизм, заимствованный у эпигонов П. С. Мо-чалова, и реалистич.
направленность, определявшаяся иск-вом М. С. Щепкина (принимавшего
Страницы: «« « 2389 2390 2391 2392 2393 2394 2395 2396 2397 2398 2399 2400 2401 2402 2403 2404 2405 2406 2407 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |