Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2396 2397 2398 2399 2400 2401 2402 2403 2404 2405 2406 2407 2408 2409 2410 2411 2412 2413 2414 » »» ред. Н. С. Тихоправова, т. 2, СПБ, 1874, с. 280-344. Лит.: Тихонравов Н. С., Трагикомедия Феофана Прокоповича "Владимир", Сочинения, т. 2, М., 1898; Благой Д. Д., История русской литературы XVIII в., 3 изд., М., 1955, с. 68-76; Всеволодский-Герн-г р о с с В., Русский театр. От истоков до середины XVIII в., М., 1957, с. 136-41. С. Г. ФЕРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ УЗБЕКСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ М.ГОРЬКОГО - узб. т-р, организован в 1931 на базе кружков художеств. самодеятельности Ферганы. Т-р ставил препм. пьесы узб. драматургов, драматнч. и муз. спектакли. На его сцене были осуществлены пост. пьес К. Яшена ("Два коммуниста", 1931, "Ичка-рида" и "Гюльсара", совм. с М. Мухамедовым, 1932, 1939, "Товарищи", 1932, "Разгром", 1934, "Честь и любовь", 1936, "Офтобхон, 1945, "Хамза", совм. с А.Умари, 1949, "Нурхон"), 1952, "Равшан и Зулхумор", 1957), 3. Фатхуллпна ("Предатели", 1939, "Бутоны", 1948), С. Абдуллы ("Тахир и Зухра", 1940, "Алпа-мыш", 1949, "Мукими", 1955), У. Исмаилова ("Вредители хлопка", 1932, "Рустам", 1934), Ш. Хуршида ("Лейли и Меджнун", 1936, "Фархад и Ширин", 1947), А. Уйгуна ("Песня жизни", 1947, "Новбахор", 1949, "Алтын куль", 1949, "Алишер Навои", совм. с И. Сул-тановым, 1949), А. Каххара ("Ш„лковое сюзане", 1952, "Больные зубы", 1955), Б. Рахманова ("Сердечные тайны", 1954) и др. Коллектив т-ра обращается к драматургии Хамзы ("Проделки Майсары", "Баи и батрак", "Холисхон", 1940). Т-р работает с местными драматургами: "Мели хоббон, Наби тавон" Маматха-нова (1960), "Мечта Кумри" Машраба (1959) и др. Ставит и переводную драматургию: "Разлом" (1935); "Платон Кречет" (1936) и "Калиновая роща" (1954) Корнейчука, "Женитьба" (1939, 1952); "Доходное место" (1946), "Без вины виноватые" и "На бойком месте" (1953) Островского, "Русский вопрос" (1947), "Коварство и любовь" (1956) и др. Коллектив т-ра часто выезжает со спектаклями и концертами в районы области. u т-ре в разное время работали: нар. арт. Узб. ССР Л. Сарымсакова, засл. деят. иск-в Узб. ССР Ф. Ковалев, реж. Г. Абдулов и др. В составе т-ра (1967): нар. арт. Узб. ССР Я. Маматханов, засл. арт. Узб. ССР 3. Мадалиев, М. Ахмедов, X. Ибрагимова, артисты С. Саидовапдр. Гл. реж.нар. арт. Узб. ССР С. Ахмедов, гл. художник - С. Габидов. В. Д. ФЕРДИНАНДОВ, Борис Алексеевич [15(27).VII. 1889-16.III.1959] - рус. сов. акт„р, режисс„р, художник, педагог. Учился на драм. курсах С. В. Ха-лютиной (1909-11). Был сотрудником МХТ (1911- 1912), затем акт„ром труппы "Наш театр" (Москва,1918), художником в Т-ре муз. драмы (Петербург, 1913- 1914) и в Моск. Камерном т-ре (1917-18, 1919-21, 1923-25). Здесь Ф. оформил спектакли: "Король Арлекин" Лотара и "Ящик с игрушками" Дебюсси (оба в 1917), "Адрпенна Лекувр„р" Скриба и Легуве (1919). Выступал также как акт„р. Роли: Арлекин ("Покрывало Пьеретты" Шницлера), Молодой сириец ("Саломея" Уайльда), Луп Лоен, Жак Тюри ("Обмен", "Благовещение" Клоделя), принц Бульонский ("Ад-риенна Лекувр„р"), Джильо Фава ("Принцесса Брам-билла" Гофмана), Тибальд ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Борис ("Гроза") и др. В 1921-23 Ф. возглавил организованный им в Москве Опытно-героический театр. Позднее работал на периферии и ставил спектакли в отдельных театрах: в Калуге, Челябинске, Новокузнецке, Воронеже, Сыктывкаре, Туркм. т-ре драмы (Ашхабад), Т-ре им. Камала (Казань) и др. Творческая деятельность Ф. была разносторонней и противоречивой. Ф. стремился создать новый театр. созвучный современности, но на практике это стремление сводилось к формальным поискам, выдвигал теорию метро-ритма, как основу акт„рской игры. Снимался в кино, занимался лит. деятельностью. Соч.: Театр сегодня, в сборнике: О театре, Тверь,1922. Лит.: Соболев Ю., Камерный театр. "Рампа и жизнью, 1918, ј 10; Марков П,. Театральные опыты, "Театр. обозрение", 1921, Хч 9; его же. Новейшие театральные течения, М., 1924; Бояджиев Г., Студийные театры, в кн.: Очерки русского советского драматического театра, т. 1, М., 1954. А. Шн. ФЕРЙ, Владимир Георгиевич [р. 7(20). V.1902] - рус. сов. композитор. Чл. Коммунистпч. партии с 1941. Засл. деят. иск-в РСФСР (1963) и Тадж. ССР (1957), нар. арт. Кирг. ССР (1944). Окончил Моск. консерваторию (1929, класс композиции Н. Я. Мясковского; 1930, класс фп. А. Б. Гольденвейзера). В 1936-44 совм. с композитором В. А. Власовым работал в Киргизии. Муз. драмы Ф. и Власова "Алтын-кыз" (1937) и Ф., Власова и А. Малдыбаева "Аджал ордуна" (1938) были первыми спектаклями Кирг. муз.-драм. т-ра (Фрунзе). В этом же т-ре были пост. первая кирг. опера "Айчурек" (1939), написанная Ф., Власовым и Малдыбаевым по мотивам нар. эпоса, и первый нац. балет "Анар" (1940; 2-я ред. 1951) Ф. и Власова. Совм. с Власовым Ф. написал оперу "За счастье народа" (1941, Кирг. т-р оперы и балета, Фрунзе; 2-я ред. "Сын народа", 1947, там же); балеты "Селькинчек" ("Качели", 1943, там же) и "Весна в Ала-Тоо" (1955, там же), совместно с Власовым и Малдыбаевым-оперы: "Патриоты" (1941, там же), "Манас" (1946, там же), "На берегах Иссык-Куля" (1951; 2-я ред. 1952, там же) и "Токтогул" (1956, там же). В 1960 Ф. написал оперу "Ведьма" по А. П.Чехову (совм. с Власовым). Ф. принадлежит ряд произв. в разл. муз. жанрах, редакция балета "Шур'але" Яруллина. Ф.- автор статей по вопросам оперной и балетной драматургии. С 1945 препода„т композицию в Моск. консерватории (с 1962 - профессор). Лит.: Виноградов В., А. Малдыбаев, В. Власов и В. Фере, М., 1958. В. Ю. ФЕРЕНЧИК (Ferencsik), Янош (р. 18.1.1907) - венг. дириж„р. Нар. арт. ВНР (1954). Окончил Будапештскую консерваторию. В 1927 - концертмейстер Будапештского оперного т-ра, с 1930-дириж„р, затем хормейстер и гл. муз. руководитель этого т-ра. После освобождения страны от фашизма - гл. дириж„р Венг. оперного т-ра в Будапеште. Как оперный и концертный дириж„р выступал в СССР (впервые в 1959), ЧССР, Болгарии, Австрии, Франции, Швеции, США. Пр. им. Кошута 1951 за концертную и оперно-дириж„рскую деятельность. Дирижировал операми: "Евгений Онегин" (1951), "Севпльский цирюльник" (1951); "Хари Янош" Кодая (1952), "Дон Жуан" (1956); "Замок герцога Синяя Борода" Бартока (1959), "Тристан п Изольда" Вагнера (1959), "Катя Кабанова" Яначека (1961); драматич. легендой "Осуждение Фауста" Берлиоза (1962) - все в Венг. оперном т-ре (Будапешт) и его филиале - Венг. оперном т-ре имени Ф. Эркеля; балетом "Чудесный мандарин" Бартока (1956, там же). Лит.: "Музика", 1951, [ј] 8, с. 23-25; "Film, szin-haz, muzsika", Страницы: «« « 2396 2397 2398 2399 2400 2401 2402 2403 2404 2405 2406 2407 2408 2409 2410 2411 2412 2413 2414 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |