|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2396 2397 2398 2399 2400 2401 2402 2403 2404 2405 2406 2407 2408 2409 2410 2411 2412 2413 2414 » »» ред. Н. С. Тихоправова, т. 2, СПБ, 1874, с. 280-344.
Лит.: Тихонравов Н. С., Трагикомедия Феофана Прокоповича "Владимир",
Сочинения, т. 2, М., 1898;
Благой Д. Д., История русской литературы XVIII в., 3 изд., М., 1955,
с. 68-76; Всеволодский-Герн-г р о с с В., Русский театр. От истоков до
середины XVIII в., М., 1957, с. 136-41. С. Г.
ФЕРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ УЗБЕКСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ
М.ГОРЬКОГО - узб. т-р, организован в 1931 на базе кружков художеств.
самодеятельности Ферганы. Т-р ставил препм. пьесы узб. драматургов,
драматнч. и муз. спектакли. На его сцене были осуществлены пост. пьес К.
Яшена ("Два коммуниста", 1931, "Ичка-рида" и "Гюльсара", совм. с М.
Мухамедовым, 1932, 1939, "Товарищи", 1932, "Разгром", 1934, "Честь и
любовь", 1936, "Офтобхон, 1945, "Хамза", совм. с А.Умари, 1949,
"Нурхон"), 1952, "Равшан и Зулхумор", 1957), 3. Фатхуллпна ("Предатели",
1939, "Бутоны", 1948), С. Абдуллы ("Тахир и Зухра", 1940, "Алпа-мыш",
1949, "Мукими", 1955), У. Исмаилова ("Вредители хлопка", 1932, "Рустам",
1934), Ш. Хуршида ("Лейли и Меджнун", 1936, "Фархад и Ширин", 1947), А.
Уйгуна ("Песня жизни", 1947, "Новбахор", 1949, "Алтын куль", 1949,
"Алишер Навои", совм. с И. Сул-тановым, 1949), А. Каххара ("Ш„лковое
сюзане", 1952, "Больные зубы", 1955), Б. Рахманова ("Сердечные тайны",
1954) и др. Коллектив т-ра обращается к драматургии Хамзы ("Проделки
Майсары", "Баи и батрак", "Холисхон", 1940). Т-р работает с местными
драматургами: "Мели хоббон, Наби тавон" Маматха-нова (1960), "Мечта
Кумри" Машраба (1959) и др. Ставит и переводную драматургию: "Разлом"
(1935); "Платон Кречет" (1936) и "Калиновая роща" (1954) Корнейчука,
"Женитьба" (1939, 1952); "Доходное место" (1946), "Без вины виноватые" и
"На бойком месте" (1953) Островского, "Русский вопрос" (1947),
"Коварство и любовь" (1956) и др.
Коллектив т-ра часто выезжает со спектаклями и концертами в районы
области.
u т-ре в разное время работали: нар. арт. Узб. ССР Л. Сарымсакова,
засл. деят. иск-в Узб. ССР Ф. Ковалев, реж. Г. Абдулов и др. В составе
т-ра (1967): нар. арт. Узб. ССР Я. Маматханов, засл. арт. Узб. ССР 3.
Мадалиев, М. Ахмедов, X. Ибрагимова, артисты С. Саидовапдр. Гл. реж.нар.
арт. Узб. ССР С. Ахмедов, гл. художник - С. Габидов. В. Д.
ФЕРДИНАНДОВ, Борис Алексеевич [15(27).VII. 1889-16.III.1959] - рус.
сов. акт„р, режисс„р, художник, педагог. Учился на драм. курсах С. В.
Ха-лютиной (1909-11). Был сотрудником МХТ (1911- 1912), затем акт„ром
труппы "Наш театр" (Москва,1918), художником в Т-ре муз. драмы
(Петербург, 1913- 1914) и в Моск. Камерном т-ре (1917-18, 1919-21,
1923-25). Здесь Ф. оформил спектакли: "Король Арлекин" Лотара и "Ящик с
игрушками" Дебюсси (оба в 1917), "Адрпенна Лекувр„р" Скриба и Легуве
(1919). Выступал также как акт„р. Роли: Арлекин ("Покрывало Пьеретты"
Шницлера), Молодой сириец ("Саломея" Уайльда), Луп Лоен, Жак Тюри
("Обмен", "Благовещение" Клоделя), принц Бульонский ("Ад-риенна
Лекувр„р"), Джильо Фава ("Принцесса Брам-билла" Гофмана), Тибальд
("Ромео и Джульетта" Шекспира), Борис ("Гроза") и др.
В 1921-23 Ф. возглавил организованный им в Москве Опытно-героический
театр. Позднее работал на периферии и ставил спектакли в отдельных
театрах: в Калуге, Челябинске, Новокузнецке, Воронеже, Сыктывкаре,
Туркм. т-ре драмы (Ашхабад), Т-ре им. Камала (Казань) и др.
Творческая деятельность Ф. была разносторонней и противоречивой. Ф.
стремился создать новый театр. созвучный современности, но на практике
это стремление сводилось к формальным поискам, выдвигал теорию
метро-ритма, как основу акт„рской игры.
Снимался в кино, занимался лит. деятельностью.
Соч.: Театр сегодня, в сборнике: О театре, Тверь,1922.
Лит.: Соболев Ю., Камерный театр. "Рампа и жизнью, 1918,
ј 10; Марков П,. Театральные опыты, "Театр. обозрение", 1921, Хч 9;
его же. Новейшие театральные течения, М., 1924; Бояджиев Г., Студийные
театры, в кн.: Очерки русского советского драматического театра, т. 1,
М., 1954. А. Шн.
ФЕРЙ, Владимир Георгиевич [р. 7(20). V.1902] - рус. сов. композитор.
Чл. Коммунистпч. партии с 1941. Засл. деят. иск-в РСФСР (1963) и Тадж.
ССР (1957), нар. арт. Кирг. ССР (1944). Окончил Моск. консерваторию
(1929, класс композиции Н. Я. Мясковского; 1930, класс фп. А. Б.
Гольденвейзера). В 1936-44 совм. с композитором В. А. Власовым работал в
Киргизии. Муз. драмы Ф. и Власова "Алтын-кыз" (1937) и Ф., Власова и А.
Малдыбаева "Аджал ордуна" (1938) были первыми спектаклями Кирг.
муз.-драм. т-ра (Фрунзе). В этом же т-ре были пост. первая кирг. опера
"Айчурек" (1939), написанная Ф., Власовым и Малдыбаевым по мотивам нар.
эпоса, и первый нац. балет "Анар" (1940; 2-я ред. 1951) Ф. и Власова.
Совм. с Власовым Ф. написал оперу "За счастье народа" (1941, Кирг. т-р
оперы и балета, Фрунзе; 2-я ред. "Сын народа", 1947, там же); балеты
"Селькинчек" ("Качели", 1943, там же) и "Весна в Ала-Тоо" (1955, там
же), совместно с Власовым и Малдыбаевым-оперы: "Патриоты" (1941, там
же), "Манас" (1946, там же), "На берегах Иссык-Куля" (1951; 2-я ред.
1952, там же) и "Токтогул" (1956, там же). В 1960 Ф. написал оперу
"Ведьма" по А. П.Чехову (совм. с Власовым). Ф. принадлежит ряд произв. в
разл. муз. жанрах, редакция балета "Шур'але" Яруллина. Ф.- автор статей
по вопросам оперной и балетной драматургии. С 1945 препода„т композицию
в Моск. консерватории (с 1962 - профессор).
Лит.: Виноградов В., А. Малдыбаев, В. Власов и В. Фере, М., 1958. В.
Ю.
ФЕРЕНЧИК (Ferencsik), Янош (р. 18.1.1907) - венг. дириж„р. Нар. арт.
ВНР (1954). Окончил Будапештскую консерваторию. В 1927 - концертмейстер
Будапештского оперного т-ра, с 1930-дириж„р, затем хормейстер и гл. муз.
руководитель этого т-ра. После освобождения страны от фашизма - гл.
дириж„р Венг. оперного т-ра в Будапеште. Как оперный и концертный
дириж„р выступал в СССР (впервые в 1959), ЧССР, Болгарии, Австрии,
Франции, Швеции, США. Пр. им. Кошута 1951 за концертную и
оперно-дириж„рскую деятельность. Дирижировал операми:
"Евгений Онегин" (1951), "Севпльский цирюльник" (1951); "Хари Янош"
Кодая (1952), "Дон Жуан" (1956); "Замок герцога Синяя Борода" Бартока
(1959),
"Тристан п Изольда" Вагнера (1959), "Катя Кабанова" Яначека (1961);
драматич. легендой "Осуждение Фауста" Берлиоза (1962) - все в Венг.
оперном т-ре (Будапешт) и его филиале - Венг. оперном т-ре имени Ф.
Эркеля; балетом "Чудесный мандарин" Бартока (1956, там же).
Лит.: "Музика", 1951, [ј] 8, с. 23-25; "Film, szin-haz, muzsika",
Страницы: «« « 2396 2397 2398 2399 2400 2401 2402 2403 2404 2405 2406 2407 2408 2409 2410 2411 2412 2413 2414 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |