Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2396   2397   2398   2399   2400   2401   2402   2403   2404  2405   2406   2407   2408   2409   2410   2411   2412   2413   2414  » »»

ред. Н. С. Тихоправова, т. 2, СПБ, 1874, с. 280-344.
   Лит.: Тихонравов Н. С., Трагикомедия Феофана Прокоповича  "Владимир",
Сочинения, т. 2, М., 1898;
   Благой Д. Д., История русской литературы XVIII в., 3 изд., М.,  1955,
с. 68-76; Всеволодский-Герн-г р о с с В., Русский театр. От  истоков  до
середины XVIII в., М., 1957, с. 136-41. С. Г.
   ФЕРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ УЗБЕКСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ  ТЕАТР  ИМЕНИ
М.ГОРЬКОГО - узб. т-р, организован в 1931  на  базе  кружков  художеств.
самодеятельности Ферганы. Т-р  ставил  препм.  пьесы  узб.  драматургов,
драматнч. и муз. спектакли. На его сцене были осуществлены пост. пьес К.
Яшена ("Два коммуниста", 1931, "Ичка-рида"  и  "Гюльсара",  совм.  с  М.
Мухамедовым, 1932, 1939, "Товарищи", 1932,  "Разгром",  1934,  "Честь  и
любовь",  1936,  "Офтобхон,  1945,  "Хамза",  совм.  с  А.Умари,   1949,
"Нурхон"), 1952, "Равшан и Зулхумор", 1957), 3. Фатхуллпна ("Предатели",
1939, "Бутоны", 1948), С. Абдуллы ("Тахир и  Зухра",  1940,  "Алпа-мыш",
1949, "Мукими", 1955), У. Исмаилова ("Вредители хлопка", 1932, "Рустам",
1934), Ш. Хуршида ("Лейли и Меджнун", 1936, "Фархад и Ширин", 1947),  А.
Уйгуна ("Песня жизни",  1947,  "Новбахор",  1949,  "Алтын  куль",  1949,
"Алишер Навои", совм. с И. Сул-тановым,  1949),  А.  Каххара  ("Ш„лковое
сюзане", 1952, "Больные зубы", 1955), Б. Рахманова  ("Сердечные  тайны",
1954) и др. Коллектив т-ра обращается  к  драматургии  Хамзы  ("Проделки
Майсары", "Баи и батрак", "Холисхон", 1940).  Т-р  работает  с  местными
драматургами: "Мели хоббон,  Наби  тавон"  Маматха-нова  (1960),  "Мечта
Кумри" Машраба (1959) и др. Ставит и  переводную  драматургию:  "Разлом"
(1935); "Платон Кречет" (1936) и  "Калиновая  роща"  (1954)  Корнейчука,
"Женитьба" (1939, 1952); "Доходное место" (1946), "Без вины виноватые" и
"На  бойком  месте"  (1953)  Островского,   "Русский   вопрос"   (1947),
"Коварство и любовь" (1956) и др.
   Коллектив т-ра часто выезжает со спектаклями и  концертами  в  районы
области.
   u т-ре в разное время работали: нар. арт. Узб.  ССР  Л.  Сарымсакова,
засл. деят. иск-в Узб. ССР Ф. Ковалев, реж. Г. Абдулов и др.  В  составе
т-ра (1967): нар. арт. Узб. ССР Я. Маматханов, засл. арт.  Узб.  ССР  3.
Мадалиев, М. Ахмедов, X. Ибрагимова, артисты С. Саидовапдр. Гл. реж.нар.
арт. Узб. ССР С. Ахмедов, гл. художник - С. Габидов. В. Д.
   ФЕРДИНАНДОВ, Борис Алексеевич [15(27).VII. 1889-16.III.1959]  -  рус.
сов. акт„р, режисс„р, художник, педагог. Учился на драм.  курсах  С.  В.
Ха-лютиной (1909-11). Был сотрудником МХТ (1911-  1912),  затем  акт„ром
труппы  "Наш  театр"  (Москва,1918),  художником  в  Т-ре   муз.   драмы
(Петербург, 1913- 1914) и  в  Моск.  Камерном  т-ре  (1917-18,  1919-21,
1923-25). Здесь Ф. оформил спектакли: "Король Арлекин" Лотара и "Ящик  с
игрушками" Дебюсси (оба в 1917), "Адрпенна  Лекувр„р"  Скриба  и  Легуве
(1919). Выступал также как акт„р. Роли:  Арлекин  ("Покрывало  Пьеретты"
Шницлера), Молодой  сириец  ("Саломея"  Уайльда),  Луп  Лоен,  Жак  Тюри
("Обмен",  "Благовещение"   Клоделя),   принц   Бульонский   ("Ад-риенна
Лекувр„р"),  Джильо  Фава  ("Принцесса  Брам-билла"  Гофмана),   Тибальд
("Ромео и Джульетта" Шекспира), Борис ("Гроза") и др.
   В 1921-23 Ф. возглавил организованный им в Москве  Опытно-героический
театр. Позднее работал на  периферии  и  ставил  спектакли  в  отдельных
театрах:  в  Калуге,  Челябинске,  Новокузнецке,  Воронеже,  Сыктывкаре,
Туркм. т-ре драмы (Ашхабад), Т-ре им. Камала (Казань) и др.
   Творческая деятельность Ф. была разносторонней и  противоречивой.  Ф.
стремился создать новый театр. созвучный современности, но  на  практике
это  стремление  сводилось  к  формальным   поискам,   выдвигал   теорию
метро-ритма, как основу акт„рской игры.
   Снимался в кино, занимался лит. деятельностью.
   Соч.: Театр сегодня, в сборнике: О театре, Тверь,1922.
   Лит.: Соболев Ю., Камерный театр. "Рампа и жизнью, 1918,
   ј 10; Марков П,. Театральные опыты, "Театр. обозрение", 1921,  Хч  9;
его же. Новейшие театральные течения, М., 1924; Бояджиев  Г.,  Студийные
театры, в кн.: Очерки русского советского драматического театра,  т.  1,
М., 1954. А. Шн.
   ФЕРЙ, Владимир Георгиевич [р. 7(20). V.1902] - рус. сов.  композитор.
Чл. Коммунистпч. партии с 1941. Засл. деят. иск-в РСФСР (1963)  и  Тадж.
ССР (1957), нар. арт. Кирг.  ССР  (1944).  Окончил  Моск.  консерваторию
(1929, класс композиции  Н.  Я.  Мясковского;  1930,  класс  фп.  А.  Б.
Гольденвейзера). В 1936-44 совм. с композитором В. А. Власовым работал в
Киргизии. Муз. драмы Ф. и Власова "Алтын-кыз" (1937) и Ф., Власова и  А.
Малдыбаева  "Аджал  ордуна"  (1938)  были  первыми   спектаклями   Кирг.
муз.-драм. т-ра (Фрунзе). В этом же т-ре были пост. первая  кирг.  опера
"Айчурек" (1939), написанная Ф., Власовым и Малдыбаевым по мотивам  нар.
эпоса, и первый нац. балет "Анар" (1940; 2-я ред. 1951)  Ф.  и  Власова.
Совм. с Власовым Ф. написал оперу "За счастье народа" (1941,  Кирг.  т-р
оперы и балета, Фрунзе; 2-я ред. "Сын народа",  1947,  там  же);  балеты
"Селькинчек" ("Качели", 1943, там же) и "Весна  в  Ала-Тоо"  (1955,  там
же), совместно с Власовым и  Малдыбаевым-оперы:  "Патриоты"  (1941,  там
же), "Манас" (1946, там же), "На берегах  Иссык-Куля"  (1951;  2-я  ред.
1952, там же) и "Токтогул" (1956, там  же).  В  1960  Ф.  написал  оперу
"Ведьма" по А. П.Чехову (совм. с Власовым). Ф. принадлежит ряд произв. в
разл. муз. жанрах, редакция балета "Шур'але" Яруллина. Ф.- автор  статей
по вопросам оперной и балетной драматургии. С 1945 препода„т  композицию
в Моск. консерватории (с 1962 - профессор).
   Лит.: Виноградов В., А. Малдыбаев, В. Власов и В. Фере, М., 1958.  В.
Ю.
   ФЕРЕНЧИК (Ferencsik), Янош (р. 18.1.1907) - венг. дириж„р. Нар.  арт.
ВНР (1954). Окончил Будапештскую консерваторию. В 1927 -  концертмейстер
Будапештского оперного т-ра, с 1930-дириж„р, затем хормейстер и гл. муз.
руководитель этого т-ра. После освобождения  страны  от  фашизма  -  гл.
дириж„р Венг. оперного  т-ра  в  Будапеште.  Как  оперный  и  концертный
дириж„р выступал в СССР  (впервые  в  1959),  ЧССР,  Болгарии,  Австрии,
Франции,  Швеции,  США.  Пр.   им.   Кошута   1951   за   концертную   и
оперно-дириж„рскую деятельность. Дирижировал операми:
   "Евгений Онегин" (1951), "Севпльский цирюльник" (1951);  "Хари  Янош"
Кодая (1952), "Дон Жуан" (1956); "Замок герцога  Синяя  Борода"  Бартока
(1959),
   "Тристан п Изольда" Вагнера (1959), "Катя Кабанова"  Яначека  (1961);
драматич. легендой "Осуждение Фауста" Берлиоза  (1962)  -  все  в  Венг.
оперном т-ре (Будапешт) и его филиале -  Венг.  оперном  т-ре  имени  Ф.
Эркеля; балетом "Чудесный мандарин" Бартока (1956, там же).
   Лит.: "Музика", 1951, [ј] 8, с.  23-25;  "Film,  szin-haz,  muzsika",

Страницы: «« « 2396   2397   2398   2399   2400   2401   2402   2403   2404  2405   2406   2407   2408   2409   2410   2411   2412   2413   2414  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия