|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2408 2409 2410 2411 2412 2413 2414 2415 2416 2417 2418 2419 2420 2421 2422 2423 2424 2425 2426 » »» 1872-1904 т-р возглавил Бергбум. Крупнейшими фин. акт„рами на рубеже
веков были II. Аалберг, А. Линдфорс и А. Аксельберг. До 1878 т-р состоял
из двух трупп - драматич. и оперной. В 1878-оперная труппа отделилась, а
в 1918 получила постоянное здание. С 1902 драматпч. труппа начинает
работать в собственном помещении и получает назв. Финский Национальный
театр. Организация постоянного фин. т-ра явилась важным стимулом для
развития фин. нац. драматургии и появления многочисл. переводов на фин.
яз. шедевров мировой классики. Реализм и социальная направленность
русской (Гоголь, Толстой, Тургенев, Островский, Чехов, Горький) и
скандинавской (Ибсен) драматургии оказали решающее влияние на
формирование нац. фин. драмы. До конца века реалистич. направленность
была преобладающей в фин. т-ре.
Большое влияние на развитие фин. т-ра оказало творчество драматурга
М. Кант, представительницы возникшего в 80-х гг. движения "Молодая
Финляндия", целью к-рого было проведение социальных реформ, пробуждение
нац. самосознания народа. Под влиянием рус. и норв. лит-ры Кант встала
на путь кри-тич. реализма. Е„ пьесы "Жена рабочего" (1885, Фин. т-р),
"Дети горькой судьбы" (1888, там же) и др. рассказывают о бесправном
положении рабочих, довед„нных до крайности нищетой и эксплуатацией.
"Дети горькой судьбы" - первая пьеса в фин. лит-ре о пролетарской
борьбе. Пьеса "Сюльви" (1893, там же) - одна из самых репертуарных в
фин. т-ре (написана под влиянием "Норы"). Обличая в своих пьесах
социальную несправедливость. Кант выражала протест против капиталистич.
действительности и полицейского произвола. В конце творч. пути Кант
изменила свои прогрессивные взгляды, социальные проблемы в е„ пьесах
вытесняются моральными (драма "Анна-Лиза").
В конце 19 в. значительным было творчество 3. То-пелиуса; его
историч. пьеса "Регина фон Эммериц" (1854), пронизанная патриотич.
мотивами, оказала большое влияние на развитие нац. драматургии и
сохраняется в репертуаре фин. т-ров. Рост классовых противоречий в
Финляндии отраж„н в творчестве Ю. Эркко, использовавшего в своей
драматургии сюжеты нар. эпоса - "Айно" (1893. Фин. т-р), "Куллерво"
(1895, там же). Если у Киви Куллерво в одноим„нной трагедии -
мститель-одиночка и человеконенавистник, то у Эркко он вождь восставших
рабов, 'борец за права всех обездоленных.
В конце 19 - нач. 20-го вв. в фин. драматургии господствует
неоромантизм ("На сплавной черты декаданса. Противоречиво творчество поэта и драматурга Э. Лейно,
приветствовавшего революцию 1905, а позднее примкнувшего к реакции в
период революции 1918.
Его социальная драма "Пентти Пякк„нен" (1905) и комедия "Соль земли"
(1911) ставятся в совр. фин. т-ре. Драматург-символист А. Ярнефельт,
автор одноактной драмы "Смерть" (1903; для одной из сцен этой драмы зять
Ярнефельта - комп. Я. Сибелиус написал знаменитый "Грустный вальс") и
драмы "Тит", проповедует религиозно-мистич. настроения.
Немногие писатели в эти годы остаются на позициях реализма.
Реалистич. традиции продолжал М. Л ас-сила. Правдивые образы, сочный
нар. яз., острота поставленных проблем выдвинули драматурга в ряды
классиков фин. лит-ры. В пьесах "Молодой мельник" (1912), "Мудрая дева"
(ок. 1912-15), инсценировках "За спичками" (1910), "Воскресший из
м„ртвых" (1915) и др. драматург правдиво показал противоречия совр.
жизни Финляндии нач. 20 в. Реалистич. направленностью характеризуется и
творчество М. Йоту ни, сатирически обличающей бурж. нравы в пьесах
"Ребро мужчины" (1914), "Золотой телец" (1918), "Под каблучком у жены"
(1924). В остро социальных пьесах прогрессивного драматурга X. Вуолийоки
"Министр и коммунист" (1932), "Закон и порядок" (1933), так же как и в
цикле пьес о Нискавуори, реалистически показана жизнь различных слоев
фин. общества. Наибольшей известностью пользуются пьесы "Женщины
Нискавуори" ("Каменное гнездо", 1936), "Хлеб Нискавуори" (1938),
"Молодая хозяйка Нискавуори" (1940), "Что же теперь Нискавуори?" (1953)
и др., поставленные в т-рах мн. стран. В числе совр. прогрессивных
драматургов - Э. Синерво (р. 1912), проведшая годы войны в тюрьме, где
она написала пьесу "В последний вечер мая" (1952). Ей принадлежит также
пьеса "Мир ещ„ молод" (1953, Фин. рабочий т-р, Хельсинки), в к-рой тема
формирования нового человека тесно связана с темой борьбы за мир.
В совр. Ф. т. и д. при общей реалистич. направленности сильны и
модернистские тенденции. Так, печатью экспрессионизма отмечена
драматургия К.А.Ям-еима: пьеса "Сверкающие крылья" рассказывает о
болезненных настроениях и мятежных метаниях совр. молод„жи, пьеса "Паула
Сейес" (1945) проникнута идеалистич. мировоззрением, "В чужом доме"
(1956) - анализирует проблему "человек и война", комедия "День рождения"
(1955)-сатира на фин. бурж. нравы. В пьесах одного из ведущих совр.
драматургов, академика М. Валтари (р. 1908) заметны модернистские
тенденции, в пьесе "Воскресшая колдунья" (1947) сказалось влияние
сюрреализма. В то же время Валтари пишет пьесы, реалистически отражающие
сложную, противоречивую совр. действительность
("Недисциплинирован и о с поколение", 1937, "Дверь во мрак", 1947, и
др.). Остроумный живой диалог и глубокий психологизм его пьес дают
основание называть его "финским Б. Шоу". В пьесах молодого драматурга В.
Кореля также заметны модернистские тенденции. Реальность в них
сочетается с мистикой ("Путник", 1954), эротикой ("Фабиан открывает
ворота", 1949). В то же время пьесы его отличаются дра-матургич.
мастерством н поэтому входят в репертуар фин. т-ров. В конце 50-х гг.
Корель написал пьесы "Сестры", "Трава".
В Финляндии существуют три вида т-ров: городские, рабочие и т-ры,
играющие на швед. яз. Ими руководит Центр, объединение театр.
организаций Финляндии и Центр, объединение т-ров на швед. яз.
Деятельность многочисл. любительских трупп координируется Центр,
объединением любительских т-ров и Объединением рабочих т-ров. Проф. т-р
пополняется в основном за сч„т театр. самодеятельности. 15 т-ров имеют
труппы, состоящие только из проф. акт„ров, в остальных выступают
любители и профессионалы. Из 34 проф. т-ров, к-рым частично помогает
государство (частных т-ров в Финляндии нет), большинство содержится за
сч„т гарантийных обществ. Члены этих обществ - частные лица, рабочие
организации, торговые фирмы, вносящие ежегодно небольшие взносы. Ок. 10
т-ров организованы и содержатся муниципалитетами. Среди ведущих т-ров
страны: Фин. Нац. т-р, Нац. шведский т-р, Нар. рабочий т-р, Фин. рабочий
т-р, Интимный т-р, Зел„ный т-р - все в Хельсинки; Рабочий т-р в Тампере,
т-ры в городах Лахтн, Турку, Куопио и др. Деятельность Фин. Нац. т-ра
регулируется акционерным об-вом, административный совет к-рого состоит
Страницы: «« « 2408 2409 2410 2411 2412 2413 2414 2415 2416 2417 2418 2419 2420 2421 2422 2423 2424 2425 2426 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |