Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2408   2409   2410   2411   2412   2413   2414   2415   2416  2417   2418   2419   2420   2421   2422   2423   2424   2425   2426  » »»

1872-1904 т-р возглавил Бергбум. Крупнейшими  фин.  акт„рами  на  рубеже
веков были II. Аалберг, А. Линдфорс и А. Аксельберг. До 1878 т-р состоял
из двух трупп - драматич. и оперной. В 1878-оперная труппа отделилась, а
в 1918 получила постоянное здание.  С  1902  драматпч.  труппа  начинает
работать в собственном помещении и получает назв.  Финский  Национальный
театр. Организация постоянного фин. т-ра  явилась  важным  стимулом  для
развития фин. нац. драматургии и появления многочисл. переводов на  фин.
яз. шедевров  мировой  классики.  Реализм  и  социальная  направленность
русской  (Гоголь,  Толстой,  Тургенев,  Островский,  Чехов,  Горький)  и
скандинавской  (Ибсен)   драматургии   оказали   решающее   влияние   на
формирование нац. фин. драмы. До конца  века  реалистич.  направленность
была преобладающей в фин. т-ре.
   Большое влияние на развитие фин. т-ра оказало  творчество  драматурга
М. Кант, представительницы  возникшего  в  80-х  гг.  движения  "Молодая
Финляндия", целью к-рого было проведение социальных реформ,  пробуждение
нац. самосознания народа. Под влиянием рус. и норв. лит-ры  Кант  встала
на путь кри-тич. реализма. Е„ пьесы "Жена рабочего"  (1885,  Фин.  т-р),
"Дети горькой судьбы" (1888, там же) и  др.  рассказывают  о  бесправном
положении рабочих, довед„нных  до  крайности  нищетой  и  эксплуатацией.
"Дети горькой судьбы" -  первая  пьеса  в  фин.  лит-ре  о  пролетарской
борьбе. Пьеса "Сюльви" (1893, там же) - одна  из  самых  репертуарных  в
фин. т-ре  (написана  под  влиянием  "Норы").  Обличая  в  своих  пьесах
социальную несправедливость. Кант выражала протест против  капиталистич.
действительности и полицейского произвола.  В  конце  творч.  пути  Кант
изменила свои прогрессивные взгляды, социальные  проблемы  в  е„  пьесах
вытесняются моральными (драма "Анна-Лиза").
   В конце  19  в.  значительным  было  творчество  3.  То-пелиуса;  его
историч. пьеса  "Регина  фон  Эммериц"  (1854),  пронизанная  патриотич.
мотивами,  оказала  большое  влияние  на  развитие  нац.  драматургии  и
сохраняется в репертуаре  фин.  т-ров.  Рост  классовых  противоречий  в
Финляндии  отраж„н  в  творчестве  Ю.  Эркко,  использовавшего  в  своей
драматургии сюжеты нар. эпоса -  "Айно"  (1893.  Фин.  т-р),  "Куллерво"
(1895,  там  же).  Если  у  Киви  Куллерво  в  одноим„нной  трагедии   -
мститель-одиночка и человеконенавистник, то у Эркко он вождь  восставших
рабов, 'борец за права всех обездоленных.
   В  конце  19  -  нач.  20-го  вв.  в  фин.  драматургии  господствует
неоромантизм ("На сплавной черты декаданса. Противоречиво творчество поэта и драматурга  Э.  Лейно,
приветствовавшего революцию 1905, а позднее  примкнувшего  к  реакции  в
период революции 1918.
   Его социальная драма "Пентти Пякк„нен" (1905) и комедия "Соль  земли"
(1911) ставятся в совр. фин.  т-ре.  Драматург-символист  А.  Ярнефельт,
автор одноактной драмы "Смерть" (1903; для одной из сцен этой драмы зять
Ярнефельта - комп. Я. Сибелиус написал знаменитый  "Грустный  вальс")  и
драмы "Тит", проповедует религиозно-мистич. настроения.
   Немногие  писатели  в  эти  годы  остаются  на   позициях   реализма.
Реалистич. традиции продолжал М. Л  ас-сила.  Правдивые  образы,  сочный
нар. яз., острота  поставленных  проблем  выдвинули  драматурга  в  ряды
классиков фин. лит-ры. В пьесах "Молодой мельник" (1912), "Мудрая  дева"
(ок.  1912-15),  инсценировках  "За  спичками"  (1910),  "Воскресший  из
м„ртвых" (1915) и др.  драматург  правдиво  показал  противоречия  совр.
жизни Финляндии нач. 20 в. Реалистич. направленностью характеризуется  и
творчество М. Йоту ни,  сатирически  обличающей  бурж.  нравы  в  пьесах
"Ребро мужчины" (1914), "Золотой телец" (1918), "Под каблучком  у  жены"
(1924). В остро социальных пьесах прогрессивного драматурга X. Вуолийоки
"Министр и коммунист" (1932), "Закон и порядок" (1933), так же как  и  в
цикле пьес о Нискавуори, реалистически показана  жизнь  различных  слоев
фин.  общества.  Наибольшей  известностью  пользуются   пьесы   "Женщины
Нискавуори"  ("Каменное  гнездо",  1936),  "Хлеб   Нискавуори"   (1938),
"Молодая хозяйка Нискавуори" (1940), "Что же теперь Нискавуори?"  (1953)
и др., поставленные в т-рах  мн.  стран.  В  числе  совр.  прогрессивных
драматургов - Э. Синерво (р. 1912), проведшая годы войны в  тюрьме,  где
она написала пьесу "В последний вечер мая" (1952). Ей принадлежит  также
пьеса "Мир ещ„ молод" (1953, Фин. рабочий т-р, Хельсинки), в к-рой  тема
формирования нового человека тесно связана с темой борьбы за мир.
   В совр. Ф. т. и д.  при  общей  реалистич.  направленности  сильны  и
модернистские   тенденции.   Так,   печатью   экспрессионизма   отмечена
драматургия  К.А.Ям-еима:  пьеса  "Сверкающие  крылья"  рассказывает   о
болезненных настроениях и мятежных метаниях совр. молод„жи, пьеса "Паула
Сейес" (1945) проникнута  идеалистич.  мировоззрением,  "В  чужом  доме"
(1956) - анализирует проблему "человек и война", комедия "День рождения"
(1955)-сатира на фин. бурж. нравы. В  пьесах  одного  из  ведущих  совр.
драматургов,  академика  М.  Валтари  (р.  1908)  заметны  модернистские
тенденции,  в  пьесе  "Воскресшая  колдунья"  (1947)  сказалось  влияние
сюрреализма. В то же время Валтари пишет пьесы, реалистически отражающие
сложную, противоречивую совр. действительность
   ("Недисциплинирован и о с поколение", 1937, "Дверь во мрак", 1947,  и
др.). Остроумный живой диалог  и  глубокий  психологизм  его  пьес  дают
основание называть его "финским Б. Шоу". В пьесах молодого драматурга В.
Кореля  также  заметны  модернистские  тенденции.   Реальность   в   них
сочетается с мистикой  ("Путник",  1954),  эротикой  ("Фабиан  открывает
ворота", 1949).  В  то  же  время  пьесы  его  отличаются  дра-матургич.
мастерством н поэтому входят в репертуар фин. т-ров. В  конце  50-х  гг.
Корель написал пьесы "Сестры", "Трава".
   В Финляндии существуют три вида т-ров:  городские,  рабочие  и  т-ры,
играющие  на  швед.  яз.  Ими  руководит   Центр,   объединение   театр.
организаций  Финляндии  и  Центр,  объединение  т-ров   на   швед.   яз.
Деятельность  многочисл.  любительских   трупп   координируется   Центр,
объединением любительских т-ров и Объединением рабочих т-ров. Проф.  т-р
пополняется в основном за сч„т театр. самодеятельности. 15  т-ров  имеют
труппы,  состоящие  только  из  проф.  акт„ров,  в  остальных  выступают
любители и профессионалы. Из 34 проф.  т-ров,  к-рым  частично  помогает
государство (частных т-ров в Финляндии нет), большинство  содержится  за
сч„т гарантийных обществ. Члены этих обществ  -  частные  лица,  рабочие
организации, торговые фирмы, вносящие ежегодно небольшие взносы. Ок.  10
т-ров организованы и содержатся муниципалитетами.  Среди  ведущих  т-ров
страны: Фин. Нац. т-р, Нац. шведский т-р, Нар. рабочий т-р, Фин. рабочий
т-р, Интимный т-р, Зел„ный т-р - все в Хельсинки; Рабочий т-р в Тампере,
т-ры в городах Лахтн, Турку, Куопио и др. Деятельность  Фин.  Нац.  т-ра
регулируется акционерным об-вом, административный совет  к-рого  состоит

Страницы: «« « 2408   2409   2410   2411   2412   2413   2414   2415   2416  2417   2418   2419   2420   2421   2422   2423   2424   2425   2426  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия