Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2408 2409 2410 2411 2412 2413 2414 2415 2416 2417 2418 2419 2420 2421 2422 2423 2424 2425 2426 » »» 1872-1904 т-р возглавил Бергбум. Крупнейшими фин. акт„рами на рубеже веков были II. Аалберг, А. Линдфорс и А. Аксельберг. До 1878 т-р состоял из двух трупп - драматич. и оперной. В 1878-оперная труппа отделилась, а в 1918 получила постоянное здание. С 1902 драматпч. труппа начинает работать в собственном помещении и получает назв. Финский Национальный театр. Организация постоянного фин. т-ра явилась важным стимулом для развития фин. нац. драматургии и появления многочисл. переводов на фин. яз. шедевров мировой классики. Реализм и социальная направленность русской (Гоголь, Толстой, Тургенев, Островский, Чехов, Горький) и скандинавской (Ибсен) драматургии оказали решающее влияние на формирование нац. фин. драмы. До конца века реалистич. направленность была преобладающей в фин. т-ре. Большое влияние на развитие фин. т-ра оказало творчество драматурга М. Кант, представительницы возникшего в 80-х гг. движения "Молодая Финляндия", целью к-рого было проведение социальных реформ, пробуждение нац. самосознания народа. Под влиянием рус. и норв. лит-ры Кант встала на путь кри-тич. реализма. Е„ пьесы "Жена рабочего" (1885, Фин. т-р), "Дети горькой судьбы" (1888, там же) и др. рассказывают о бесправном положении рабочих, довед„нных до крайности нищетой и эксплуатацией. "Дети горькой судьбы" - первая пьеса в фин. лит-ре о пролетарской борьбе. Пьеса "Сюльви" (1893, там же) - одна из самых репертуарных в фин. т-ре (написана под влиянием "Норы"). Обличая в своих пьесах социальную несправедливость. Кант выражала протест против капиталистич. действительности и полицейского произвола. В конце творч. пути Кант изменила свои прогрессивные взгляды, социальные проблемы в е„ пьесах вытесняются моральными (драма "Анна-Лиза"). В конце 19 в. значительным было творчество 3. То-пелиуса; его историч. пьеса "Регина фон Эммериц" (1854), пронизанная патриотич. мотивами, оказала большое влияние на развитие нац. драматургии и сохраняется в репертуаре фин. т-ров. Рост классовых противоречий в Финляндии отраж„н в творчестве Ю. Эркко, использовавшего в своей драматургии сюжеты нар. эпоса - "Айно" (1893. Фин. т-р), "Куллерво" (1895, там же). Если у Киви Куллерво в одноим„нной трагедии - мститель-одиночка и человеконенавистник, то у Эркко он вождь восставших рабов, 'борец за права всех обездоленных. В конце 19 - нач. 20-го вв. в фин. драматургии господствует неоромантизм ("На сплавной черты декаданса. Противоречиво творчество поэта и драматурга Э. Лейно, приветствовавшего революцию 1905, а позднее примкнувшего к реакции в период революции 1918. Его социальная драма "Пентти Пякк„нен" (1905) и комедия "Соль земли" (1911) ставятся в совр. фин. т-ре. Драматург-символист А. Ярнефельт, автор одноактной драмы "Смерть" (1903; для одной из сцен этой драмы зять Ярнефельта - комп. Я. Сибелиус написал знаменитый "Грустный вальс") и драмы "Тит", проповедует религиозно-мистич. настроения. Немногие писатели в эти годы остаются на позициях реализма. Реалистич. традиции продолжал М. Л ас-сила. Правдивые образы, сочный нар. яз., острота поставленных проблем выдвинули драматурга в ряды классиков фин. лит-ры. В пьесах "Молодой мельник" (1912), "Мудрая дева" (ок. 1912-15), инсценировках "За спичками" (1910), "Воскресший из м„ртвых" (1915) и др. драматург правдиво показал противоречия совр. жизни Финляндии нач. 20 в. Реалистич. направленностью характеризуется и творчество М. Йоту ни, сатирически обличающей бурж. нравы в пьесах "Ребро мужчины" (1914), "Золотой телец" (1918), "Под каблучком у жены" (1924). В остро социальных пьесах прогрессивного драматурга X. Вуолийоки "Министр и коммунист" (1932), "Закон и порядок" (1933), так же как и в цикле пьес о Нискавуори, реалистически показана жизнь различных слоев фин. общества. Наибольшей известностью пользуются пьесы "Женщины Нискавуори" ("Каменное гнездо", 1936), "Хлеб Нискавуори" (1938), "Молодая хозяйка Нискавуори" (1940), "Что же теперь Нискавуори?" (1953) и др., поставленные в т-рах мн. стран. В числе совр. прогрессивных драматургов - Э. Синерво (р. 1912), проведшая годы войны в тюрьме, где она написала пьесу "В последний вечер мая" (1952). Ей принадлежит также пьеса "Мир ещ„ молод" (1953, Фин. рабочий т-р, Хельсинки), в к-рой тема формирования нового человека тесно связана с темой борьбы за мир. В совр. Ф. т. и д. при общей реалистич. направленности сильны и модернистские тенденции. Так, печатью экспрессионизма отмечена драматургия К.А.Ям-еима: пьеса "Сверкающие крылья" рассказывает о болезненных настроениях и мятежных метаниях совр. молод„жи, пьеса "Паула Сейес" (1945) проникнута идеалистич. мировоззрением, "В чужом доме" (1956) - анализирует проблему "человек и война", комедия "День рождения" (1955)-сатира на фин. бурж. нравы. В пьесах одного из ведущих совр. драматургов, академика М. Валтари (р. 1908) заметны модернистские тенденции, в пьесе "Воскресшая колдунья" (1947) сказалось влияние сюрреализма. В то же время Валтари пишет пьесы, реалистически отражающие сложную, противоречивую совр. действительность ("Недисциплинирован и о с поколение", 1937, "Дверь во мрак", 1947, и др.). Остроумный живой диалог и глубокий психологизм его пьес дают основание называть его "финским Б. Шоу". В пьесах молодого драматурга В. Кореля также заметны модернистские тенденции. Реальность в них сочетается с мистикой ("Путник", 1954), эротикой ("Фабиан открывает ворота", 1949). В то же время пьесы его отличаются дра-матургич. мастерством н поэтому входят в репертуар фин. т-ров. В конце 50-х гг. Корель написал пьесы "Сестры", "Трава". В Финляндии существуют три вида т-ров: городские, рабочие и т-ры, играющие на швед. яз. Ими руководит Центр, объединение театр. организаций Финляндии и Центр, объединение т-ров на швед. яз. Деятельность многочисл. любительских трупп координируется Центр, объединением любительских т-ров и Объединением рабочих т-ров. Проф. т-р пополняется в основном за сч„т театр. самодеятельности. 15 т-ров имеют труппы, состоящие только из проф. акт„ров, в остальных выступают любители и профессионалы. Из 34 проф. т-ров, к-рым частично помогает государство (частных т-ров в Финляндии нет), большинство содержится за сч„т гарантийных обществ. Члены этих обществ - частные лица, рабочие организации, торговые фирмы, вносящие ежегодно небольшие взносы. Ок. 10 т-ров организованы и содержатся муниципалитетами. Среди ведущих т-ров страны: Фин. Нац. т-р, Нац. шведский т-р, Нар. рабочий т-р, Фин. рабочий т-р, Интимный т-р, Зел„ный т-р - все в Хельсинки; Рабочий т-р в Тампере, т-ры в городах Лахтн, Турку, Куопио и др. Деятельность Фин. Нац. т-ра регулируется акционерным об-вом, административный совет к-рого состоит Страницы: «« « 2408 2409 2410 2411 2412 2413 2414 2415 2416 2417 2418 2419 2420 2421 2422 2423 2424 2425 2426 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |