Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2417   2418   2419   2420   2421   2422   2423   2424   2425  2426   2427   2428   2429   2430   2431   2432   2433   2434   2435  » »»

солист, в 1924-31 - председатель об-ва "Кармен"  в  Бухаресте.  В  19.11
дебютировал на сцене Брашовского т-ра. В 1914 стал одним  из  создателей
"Студенч. оперы", а в 1919-"Рум. оперы". Был солистом Бухарестского т-ра
оперы и балета. Выступал на  гастролях  во  Франции,  Германии,  Польше.
Обладал сильным и высоким басом красивого тембра, драматич. дарованием.
   Партии:  Драгош  ("Трагическая  свадьба"  Катарджи),  Ион,  Иеромонах
("Напастью,  "Константин  Брынковяну"  Дрэгоя),  Постум  ("Бландузийский
источник" Космовича), Борис Годунов, Галипкий, Дон Базилио;  Мефистофель
(о. п. Бойто, "Фауст"), Нилаканта ("Лакме"),  Фальстаф  (о.  п.  Верди),
Лепорелло, Зарастро, Осмин ("Дон Жуан", "Волшебная  флейта",  "Похищение
из сераля" Моцарта), Рокко ("Фиделио" Бетховена) и др.
   Профессор Бухарестской консерватории (1924-28, 1930-34).
   Лит.: Colfescu A., George Polescu, "Muzica", Вис., 1958, JMs 3; G o s
m a V., 25 de ani de la moartea lui Gheorghe Folescu, там же" 1964э JSTs
12. А. Цв"
   "ФОЛЬКСБЮНЕ"  (нем.  Volksbuhne  -  народная  сцена)  -  нем.  театр.
общество. Осн. в 1890 в Берлине литератором Б. Вилле  под  назв.  "Фрейе
фольксбюне" ("Свободная народная сцена").  Провозгласив  своим  лозунгом
"искусство для народа", общество сочетало практику рабочих т-ров и  нар.
ун-тов. Для членов-пайщиков из среды  рабочих,  ремесленников  и  мелкой
буржуазии устраивались театр. представления (по сниженным ценам)  силами
акт„ров разл. берлинских т-ров (сначала по воскресеньям, затем в будни).
Ставились пьесы классич. репертуара (Шекспир, Шиллер, Г. Э. Лессинг,  В.
Г„те, Гоголь) и совр. пьесы, содержащие  элементы  социального  протеста
(Г. Ибсен, Г. Гауптман, Л. Н. Толстой). Об-во организовывало также  муз.
и лит. вечера, популярные лекции по вопросам  иск-ва.  Усиление  влияния
с.-д.  партии  на  деятельность  "Ф."  способствовало  процессу  идейной
дифференциации среди е„ членов. В 1892 Вилле вышел из  союза  и  основал
"Новую  свободную  народную  сцену"  (Neue  Freie  Volksbuhne),  а  "Ф."
возглавили сначала выдающийся деятель герм. рабочего движения Ф. Меринг,
позже К. Шмидт. В 1913 обе группы объединились вновь и в 1914 открыли  в
рабочем квартале Берлина т-р "Народная сцена",  работавший  на  средства
пайщиков. По примеру берлинского об-ва возникли подобные организации и в
др. городах Германии. На основе их в 1920 было создано объединение  об-в
"Ф.".
   Распространение оппортунистич.  течений  в  германской  с.-д.  партии
привело "Ф." к компромиссу с бурж. иск-вом. Против мелкобурж. влияния  в
союзах "Ф."  активно  боролась  молод„жная  оппозиция,  сформировавшаяся
внутри объединения (20-е гг.). В период  господства  фашистов  (1933-45)
объединение было ликвидировано.
   В ГДР объединение "Ф." вновь учреждено в 1947. Его деятельность  была
направлена на укрепление  экономич.  базы  гос.  и  коммунальных  т-ров,
ставших подлинными очагами нар. культуры. После выполнения  этой  задачи
объединение "Ф." в 1953 было распущено. В ФРГ общества  "Свободной  нар.
сцены" существуют, но т-ры по своему характеру не отличаются от  обычных
коммерческих.
   "ФОЛЬКСОПЕР" (нем. Volksoper - народная опера) - оперный т-р  в  Вене
(Австрия). Открыт в 1904 как частный оперный т-р Р. Симонса. Дириж„ры  -
А. фон Цемлинский (1906-08), Ф.  Вейнгартнер  (с  1919),  Ф.  Штидри  (с
1924), затем Л. Блех. В репертуаре т-ра- оперы Р.  Вагнера,  Дж.  Верди,
Дж. Пуччини, Ю. Битне-ра, В. Кинцля, Р. Штрауса.  В  1924  в  т-ре  была
пост.  опера  Ш„нберга  "Счастливая  рука".  В  1929-31  здесь  работала
драматич. труппа, в 1931 снова оперная, названная  "Оперный  т-р  города
Вены". Среди солистов т-ра: Г. Гроб, X. Херц, Г. Этти, Л. Велич. Дириж„р
- Р. Колиско. В репертуаре - оперы нем. и итал.  композиторов,  классич.
оперетты.  Осенью  1944  т-р  был  закрыт,  а   в   1945   снова   начал
функционировать. С 1950  т-р  стал  второй  сценой  Венской  гос.  оперы
(Staatsoper in der Volksoper). Руководитель -X. Юх. В  репертуаре  т-ра:
"Свадьба Фигаро", "Богема"  (1945);  "Бал-маскарад"  Верди,  "Багдадский
цирюльник"  Корне-лиуса,  "Джанни  Скикки"  Пуччини  (1946);  "Цыганский
барон", "Летучая мышь", "Ночь  в  Венеции"  И.  Штрауса  (1948),  "Нищий
студент" Милл„кера (1949), "Бер-науэрин" Орфа, "Святая с  Бликер  стрит"
Менотти, "Новости дня" Хиндемита  (1955),  оперетты  Ж.  Оффен-баха,  Ф.
Легара, Л. Фалля и др. С 1955 гл. дириж„р т-ра - Ф. Зальмхофер.
   Лит.: G i е l e r E.,  Die  Geschichte  der  Volksoper  in  Wien  von
Rainer-Simmons bis 1945, W., 1961. Ал, М.
   "ФОЛЬКСШТЮК" (Volksstuck) - жанр нем. драматургии; пьесы на сюжет  из
нар. жизни. Часто носят гротескно-комический или сатирич. характер.
   "Ф." обычно исполнен юмора, жизне утверждения, изобилует нар/танцами,
комич. ситуациями. Большинство этих  пьес  тесно  связано  с  традициями
областнической лит-ры. В 18-19 вв. получил особое распространение в  юж.
Германии  (Мюнхен)  и  Австрии  (Вена).  Различаются   анонимные   "Ф.",
ставившиеся  непрофессиональными   акт„рами,   и   литературные   драмы,
ставившиеся на проф. сцене, гл. обр. небольшими т-рами предместий.  "Ф."
писали  австрийские  драматурги  И.  Страницкий,  И.  Н.   Нестрой,   Л.
Анцен-грубер. В 20 в. мастер "Ф."-нем. драматург К. Цук-майер.
   Лит.: N a d l e r J., Das osterreichische Volksstuck, Baden, 1922;  R
o m те 1 0., Die Alt-Wiener Volkskomodie. Ihre Geschichte  ...  bis  zum
Tode Nestroys, W., 1952; R e u s-chel K., Das deutsche  Volksschauspiel,
Bielefeld, 1922;
   Schmidt  L.,  Das  deutsche  Volksschauspiel.   In   zeitgenossischen
Zeugnissen  vom  Humanismus  bis  zur  Gegenwart,  B.,  1954;  его   же,
Volksschauspiel, W., 1957. Harn. B.
   ФОМИН, Евстигней Ипатович [5 (16).VIII.1761- конец апреля  (ст.  ст.)
1800] - рус. композитор, один из создателей рус. оперы. В 1767-82 учился
в петерб. Академии художеств (с 1776  в  муз.  классах).  Был  послан  в
Италию (1782-85), занимался у  Дж.  Мартини  и  С.  Маттеи  в  Болонской
филармонич. академии, членом к-рой был избран  в  1785.  Ф.-  крупнейший
рус. оперный композитор конца 18  в.  Его  опера  "Ямщики  на  подставе"
("Игрище невзначай", 1787) - вершина рус.  песенной  оперы.  Возвышенным
трагизмом отличается мелодрама Ф. "Орфей" на текст Я. Б. Княжнина (1792,
пост. 1800, обе в  Петербурге).  Ф.-  автор  оперы-балета  "Новгородский
богатырь Боеславич" (1786,  Эрмитажный  т-р,  там  же),  комич.  опер  -
"Американцы" (1788, пост. 1800, Каменный т-р, там же)  на  текст  И.  А.
Крылова и "Золотое яблоко" (1803, Петербург), хора к трагедии "Яро  полк
и Олег" В. А. Озерова (1798). Музыка его опер  -"Вечеринки,  или  Гадай,
гадай, девица" (соч. 1788),  "Колдун,  ворожея  и  сваха"  (соч.  1791),
"Клоридаи Милон" не сохранилась.
   Лит.: Финагин А. В., Евстигней Фомин..., в сб.:
   Музыка и музыкальный быт старой России, т. 1, Л., 1927;

Страницы: «« « 2417   2418   2419   2420   2421   2422   2423   2424   2425  2426   2427   2428   2429   2430   2431   2432   2433   2434   2435  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия