Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2421   2422   2423   2424   2425   2426   2427   2428   2429  2430   2431   2432   2433   2434   2435   2436   2437   2438   2439  » »»

подчин„нность человека таинственным "потусторонним" силам, деятели т-ра,
связанные с  программой  символизма,  стремились  к  созданию  на  сцене
особого, отреш„нного от реальности мира, к подмене живого  человеческого
образа схемой,  к  превращению  выразительных  средств  т-ра  в  систему
отвлеч„нных  условных  знаков.  Тенденции  подобного  рода  нашли   сво„
выражение, напр., в драмах раннего М. Метерлинка, в пост.  мистич.  пьес
Ж.  Пеладана   в   Театре   розенкрейцеров   (Париж,   1892-93).   Яркий
представитель символистских устремлений в т-ре Э.  Г.  Крэг  приходил  к
идее замены живого акт„ра акт„ром "сверхмарионеткой".
   В России воздействие Ф. проявилось в нач. 20 в. в деятельности  таких
режисс„ров,  как  В.  Э.   Мейерхольд   (пост.   пьес   Метерлинка,   С.
Пшибышевского, Ф. Сологуба в Театре В. Ф. Комиссаржевской, 1906-07),  А.
Я. Таиров, Н. Н. Евреинов, Ф. Ф. Ко-миссаржевский.
   Развитие сов. т-ра проходит в борьбе против  Ф.,  проявления  к-рого,
как правило, связаны либо с пережитками антиреалистич. течений прошлого,
либо с влияниями совр. бурж. иск-ва. В первые годы развития сов. т-ра Ф.
зачастую был  следствием  упрощ„нного  решения  задачи  создания  нового
революционного иск-ва. Как писал  Станиславский,  имея  в  виду  нек-рые
эксперименты 20-х  гг.,  "в  порыве  увлечения  новаторы  приняли  новую
внешнюю форму за обновленную внутреннюю сущность..., в борьбе с бытом на
сцене, увлеклись условностью". Преодоление пережитков  Ф.  в  творчестве
крупнейших мастеров сов. т-ра (напр., Мейерхольда) выразилось  в  отказе
от одностороннего увлечения условностью, в сближении и упрочении связи с
жизнью, с современностью. Работа над произв. передовой сов.  драматургии
вела к коренной творч. перестройке, к Отказу от формалистич.  подхода  к
пьесе, как к предлогу к спектаклю.
   На протяжении всего пути формирования сов. театра Коммуннстич. партия
постоянно направляла его  деятелей  на  решительную  борьбу  против  Ф.,
что-нашло сво„ отражение в выступлениях  В.  И.  Ленина"  в  "Письме  ЦК
РКП(б)  "О  Пролеткультах""  (1920)  и  в  др.  документах,   помогавших
утверждению метода социалистич. реализма в сов. театр. иск-ве.
   Лит.: Ленин о культуре и искусстве, М-, 1956; Калинин  о  литературе.
Сборник..., [Л.], 1949; Крупская Н. К., Об искусстве и литературе. Л.М.,
1963;
   О партийной и советской печати. Сб. документов, М., 1954;
   Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр.  соч.,  т.  1,  М.,
1954; его ж е, О ложном новаторстве, там же, т. 4, М., 1957; его  же,  О
различных направлениях в театральном искусстве, Из последнего  разговора
с Е. Б. Вахтанговым, там же, т. 6, М., 1959; Г а с с н e p Д ж., Форма и
идея в современном театре, пер. с англ., М-, 1959. Б. Рос.
   ФОРНАРОЛИ   (Fornaroli),   Чиа   (наст.    имя    и    фам.-    Лучия
Форнароли-Тосканини;  Fornaroli-Toscanini)  (16.X.1888-16.VIII.1954)   -
итал. артистка балета, балетмейстер и педагог. Хореографич.  образование
получила в Академии танца при т-ре "Ла Скала" (Милан), к-рую окончила  в
1910 (ученица Э. Чекетти). В 1910-14 -  солистка  балетной  труппы  т-ра
"Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Гастролировала в разл. труппах, в т. ч.
в труппе А. П. Павловой в Юж. Америке. Вернувшись в Италию в 1934, стала
ведущей солисткой балета в т-ре "Л а Скала" и директором Академии танца.
Ф.-  одна  из   выдающихся   итал.   танцовщиц.   Танец   е„   отличался
выразительностью,   музыкальностью,   пластич.   экспрессивностью.   Она
придавала классич. танцу более совр. форму. Ф. боролась  за  возрождение
итал. балета. Вместо  традиц.  выступлений  с  балеринами,  исполнявшими
партии мужчин, выступала только с танцовщиками. В 1934 ставила  балетные
спектакли в Сан-Ремо. Ф. была одним  из  первых  европ.  балетмейстеров,
ставивших балеты на симфонич. муз. ("Весы" на  муз.  Вивальди,  и  др.).
Была первой исполнительницей заглавной роли  в  балете  "История  Пьеро"
Косты. Среди учениц Ф.: Н. Поли, А. Радиче, Т. Леньяни и др.
   Подвергалась преследованиям за  антифашистские  убеждения  и  в  1940
эмигрировала  в  США,  где  преподавала  в  "Балле  тиэтр".  В   1941-50
руководила собственной балетной школой в Нью-Йорке. Ham. P.
   ФОРРЕСТ (Forrest), Эдвин (9.III.1806- 12.XII. 1872)  -  амер.  акт„р.
Род. в бедной семье. Сценич. деятельность начал  в  1820.  Ф.-  один  из
выдающихся амер. акт„ров-трагиков; его иск-во формировалось под влиянием
Дж. Кука и Э. Кина. Он был создателем дац.  романтич.  акт„рской  школы.
Творчество Ф. явилось отражением идей амер. демократии 30-х  гг.  19  в.
Его исполнение резко отличалось от аристократич. манеры игры  совр.  ему
англ.  акт„ров-романтиков.   Лучшие   роли   Ф.-сильные,   мужественные,
энергичные борцы за свободу: индеец Метамора - о. п. Стоуна  (1829,  т-р
"Парк", Нью-Йорк), Спартак - трагедия "Гладиатор" Б„рда (1831, там  же),
вождь восставших Джэк Кэд - о. п. Конрада (1835).  Ф.  работал  в  т-рах
Нью-Йорка,  Питсбурга,  Нового  Орлеана,  получив  широкую  известность.
Деятельность  Ф.  способствовала   развитию   нац.   амер.   драматургии
(организовывал конкурсы на лучшие нац. пьесы, к-рые затем вводил в  свой
репертуар). В 1826 исполнил роль Отелло (т-р "Парк", Нью-Йорк), завоевав
славу первого трагика США. В 1836 и 1845 гастролировал в Англии. В  1853
уш„л из т-ра,  вернулся  в  1863,  но  уже  успеха  не  имел.  Последнее
выступление состоялось в 1872 в роли Ришель„ (о. п. Булвер-Литтона,  т-р
"Глобус", Бостон).
   Среди др. ролей: Брут (о. п.  Пейна),  Джефьер  ("Спас„нная  Венеция"
Отуэя), Яго; Вильгельм Телль (о. п. Коуэлс, Лир;  Марк  Антоний,  Ричард
III, Макбет, Гамлет и др.
   Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963; Robins  Е.,
Twelve great actors, N. Y.-L., 1900; Winter W., The wallet of  time,  N.
Y., 1913;
   Moses M. J., The fabulous Forrest,  Boston,  1929.  f{.  Г.  фбРСЕЛЛЬ
(Forsell), Карл Юхан (Ю н) Якоб  (6.XI.1868-30.V.1941)  -  швед.  артист
оперы (баритон) и вок. педагог. Чл. Швед. муз. академии (с 1906). Учился
в  Стокгольмской  консерватории  (1892-94)  у  Ю.  Гюнтера  и  в  Париже
(1894-95)  у  Бакса.  В  1896-1901  и  1903-09  -  солист  стокгольмской
Королевской оперы; в 1924-39 -  директор  этого  т-ра.  Гастролировал  в
Англии,  США,  Германии,  Австрии.  После  1920  выступал  эпизодически.
Большой акт„рский темперамент сочетался  у  Ф.  с  филигранной  отделкой
деталей.
   Лучшие партии: Дон Жуан (о.  п.),  Фигаро;  Вильгельм  Телль  (о.  п.
Россини), Голландец ("Летучий голландец" Вагнера),  Граф  ди  Луна,  Яго
("Трубадур", "Отелло" Верди), Скарпиа ("Тоска"), Йоканаан ("Саломея"  Р.
Штрауса), Вальдемар ("Сокровище Вальдемара" Халлена), Онегин.
   Ф. был тонким интерпретатором сканд. и нем . камерной музыки. С  1900
занимался педагогич. деятельностью в Стокгольмской консерватории.  Среди
его учеников - видные швед. вокалисты Ю. Берглунд, Л. Бь„ркер и др.  Сын

Страницы: «« « 2421   2422   2423   2424   2425   2426   2427   2428   2429  2430   2431   2432   2433   2434   2435   2436   2437   2438   2439  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия