Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2426   2427   2428   2429   2430   2431   2432   2433   2434  2435   2436   2437   2438   2439   2440   2441   2442   2443   2444  » »»

властей. Яркий образец второго этапа в развитии этого жанра  -  "Действо
об Адаме" безымянного автора 12 в., написанное на  норманнском  диалекте
франц. яз. Эта стихотворная инсценировка библейских  эпизодов  содержала
острые  драматич.  ситуации,  попытки  обрисовки  характеров.   Сохраняя
строгую религиозную мораль, "Действо" в  отдельных  местах  смыкалось  с
бытом, включало разв„рнутые карнавально-комедийные  сценки  (изображение
ада).
   От народно-карнавальной ветви франц. ср.-век. т-ра получила  развитие
светская Ф. д., наиболее ярко представленная пьесами  "Игра  в  беседке"
(ок. 1262) и "Игра о Робене и Марион" (ок. 1283) Адама де ла А  ля.  Эти
пьесы, возникшие в атмосфере  площадного  карнавала,  были  свободны  от
официальной церковной  идеологии  и  пронизаны  праздничным  духом  нар.
увеселений с их бесстрашными сатирич. насмешками, вольным  переходом  из
области быта в область фольклорной фантастики сельских  игр.  Но  ранние
ростки народно-комедийной Ф. д. не  получили  развития  из-за  Столетней
войны (1337-1453) и связанного с ней упадка городской культуры.  Широкое
распространение получил (13 в.) новый  жанр  религиозной  драматургии  -
миракль., сочетавший бытовые, житейские эпизоды с  изображением  "чудес"
святых ("Игра о св.  Николае"  Ж.  Боделя,  1200,  "Миракль  о  Теофиле"
Рютб„фа, ок. 1261). В сво„м последующем  развитии  миракль  переходит  к
показу более широкой социальной картины,  нередко  критикует  феодальные
нравы с позиций строгой бюргерской морали ("Миракль о Роберте-дьяволе" и
др. из сб. "Сорок мираклей девы Марии", 14 в.).
   Наиболее всеобъемлющим жанром  ср.-век.  Ф.  д.,  связанным  с  новым
подъ„мом  городской   культуры,   была   мистерия,   воспринявшая   опыт
религиозной драмы и вместе с тем включавшая  комедийные  эпизоды,  к-рые
стали  одним  из  исходных  моментов  возникновения  фарса.  Мистерия  в
жанровом   отношении    представляла    собой    сложное    переплетение
религиоз-но-патетич., комедийно-бытовых и  пародийно-буффонных  мотивов.
Вмещая  многочисл.  драм.  сюжеты,  мистерия   охватывала   события   от
"сотворения мира"  до  современности.  Основанная  на  церковной  лит-ре
мистериальная драматургия оформилась в три цикла:
   "Ветхозаветные мистерии", "Мистерии Нового завета" (наиболее  значит,
из них - "Мистерия  страстей  господних"  А.  Гребана,  сер.  15  в.)  и
"Мистерии   апостольских   деяний".   Помимо    религиозных    мистерий,
существовали т. н. светские мистерии,  написанные  на  историч.  сюжеты.
Замечательный образец этого жанра - "Мистерия об осаде Орлеана" (15 в.).
Сохраняя религиозную идею  о  небесной  предопредел„нности  человеческих
поступков, это произв. с большим числом историч. персонажей, богатое мн.
событиями,   давало   яркую   картину   героич.   защиты   Орлеана    от
захватчиков-англичан.
   В 15 в. широкое распространение получил  жанр  моралите  -  дидактич.
пьеса  с  аллегорич.  персонажами.  Показывая  явления  жизни,  моралите
утверждало   принципы   религиозной   морали,    осуждало    пороки    и
пропагандировало христианские добродетели. В нек-рых моралите обличалась
распущенность  представителей  высших   слоев   общества,   сочувственно
изображалось бедственное положение масс ("Благоразумный  и  неразумный",
1436, "Торговля, ремесло, пастух", 1442, "Осуждение пиршеств" Н.  де  ла
Шене, 1507). Реалистич. и сатирич. тенденции  ср.-век.  Ф.  д.  получили
наиболее полное выражение в фарсе и примыкавшем к нему жанре  комедийных
пьес - соти (напр.,  "Игра  о  принце  дураков  и  дурацкой  матери"  П.
Гренгора, 1512). Подлинно нар. жанр,  фарс  связан  в  своих  истоках  с
иск-вом   бродячих   народных   акт„ров,   жонгл„ров   и   карнавальными
импровизациями.   Формируясь   внутри    мистерии    в    виде    комич.
сценок-интермедий, фарс  стал  к  сер.  15  в.  самостоятельным  жанром,
ознаменовавшим  победу  нар.  реалистич.  направления  во  Ф.   д.   над
религиозным. Многочисл. франц. фарсы (лучший из них - "Фарс об  адвокате
Патлене", 15 в.) с чисто галльским  остроумием  высмеивали  хвастливость
феодальной военщины, тупость судей, жадность богачей,  развращ„нность  и
ханжество    монахов.    Этим    сатирически    очерченным    персонажам
противопоставлялся  умный,  ловкий  простолюдин,  к-рый  побеждал  своих
противников с помощью хитрости,  утверждал  торжество  здравого  смысла,
нар. см„тки. Фарс заложил основу развития франц. нац. комедии.
   Ф. д. эпохи Возрождения развивалась в традициях раннего  классицизма.
и носила преим.  академии,  характер;  это  сказалось,  в  частности,  в
отрицании жанров нар. ср.-век. т-ра. Франц. авторы  -  гуманисты  16  в.
стремились создать драматургию по образцам античных трагедий  и  комедий
(трагедия "Плен„нная Клеопатра" и комедия "Евгений" Э. Ж о деля,  обе  в
1552; комедии Ж. \Гревена, Р. Белло, Ж. Л  а  Тая  и  др.;  трагедии  Р.
Гарнъе  на  античные   и   библейские   сюжеты,   комедии   П.   Лариве,
использовавшего сюжеты и при„мы итал. драматургии, и др.).  Эти  произв.
были проникнуты героич. и антиаскетич. тенденциями.  Недостатками  новой
драматургии были утеря связи с  традициями  нар.  т-ра,  отказ  от  нац.
театр.  форм,  подражание  античным  и  итал.  образцам.  Ф.  д.   эпохи
Возрождения, рассчитанная на уч„ную  и  аристокра-тич.  аудиторию,  была
чужда нар. т-ру. Трагедии периода религиозных  войн  (2-я  пол.  16  в.)
строились на мрачных "кровавых" сюжетах в духе  Сенеки.  Авторы  комедий
сохраняли ренессансное жизнелюбие, но утверждали гедонистич. отношение к
жизни, подч„ркнуто чувственно изображали совр. нравы.
   В  нач.  17  в.  появились  пьесы,  в  к-рых  старые  ср.-век.  формы
сочетались с принципами гуманистич.  драмы.  Такие  пьесы  писал  одиниз
популярных драматургов этого  времени  А.  Арди,  создатель  много-числ.
трагикомедий,  трагедий  и   пасторалей,   постоянный   драматург   т-ра
"Бургундский отель".
   В  это  время  любимым  жанром   аристократич.   публики   становится
пастораль, воспроизводившая в поэтич. сюжетах и образах идеализированный
мир рыцарского благородства и прециозной красоты (пасторали  О.  Ракана,
Ж. О. Гомбо, Ж. Скюдери, П. Дюрийе). Основываясь на  традициях  фарсовой
драматургии  и  используя  опыт  исп.  плутовской  новеллы,  писал  свои
бурлескные комедии П. Скаррон, предназначавший большинство  из  них  для
популярного буффонного комика Жодле.
   Новый период в развитии Ф. д., начавшийся с 30-х гг. 17 в., связан  с
эпохой утверждения абсолютизма и формирования  стиля  классицизма.  Нац.
характер классицистской драматургии определялся стремлением  е„  авторов
выражать в форме героич. трагедии и сатирич.  комедии  живое  содержание
совр. действительности, осн. конфликты времени.  Классицизм  на  первом,
исторически прогрессивном этапе развития  абсолютизма  имел  общественно
положит. значение. Утверждая главенство интересов гос-ва над  интересами
отдельной личности, подчинение страстей человека  его  разуму  и  долгу,
классицизм, несмотря на присущую ему сословную ограниченность,  выдвигал

Страницы: «« « 2426   2427   2428   2429   2430   2431   2432   2433   2434  2435   2436   2437   2438   2439   2440   2441   2442   2443   2444  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия