|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2426 2427 2428 2429 2430 2431 2432 2433 2434 2435 2436 2437 2438 2439 2440 2441 2442 2443 2444 » »» властей. Яркий образец второго этапа в развитии этого жанра - "Действо
об Адаме" безымянного автора 12 в., написанное на норманнском диалекте
франц. яз. Эта стихотворная инсценировка библейских эпизодов содержала
острые драматич. ситуации, попытки обрисовки характеров. Сохраняя
строгую религиозную мораль, "Действо" в отдельных местах смыкалось с
бытом, включало разв„рнутые карнавально-комедийные сценки (изображение
ада).
От народно-карнавальной ветви франц. ср.-век. т-ра получила развитие
светская Ф. д., наиболее ярко представленная пьесами "Игра в беседке"
(ок. 1262) и "Игра о Робене и Марион" (ок. 1283) Адама де ла А ля. Эти
пьесы, возникшие в атмосфере площадного карнавала, были свободны от
официальной церковной идеологии и пронизаны праздничным духом нар.
увеселений с их бесстрашными сатирич. насмешками, вольным переходом из
области быта в область фольклорной фантастики сельских игр. Но ранние
ростки народно-комедийной Ф. д. не получили развития из-за Столетней
войны (1337-1453) и связанного с ней упадка городской культуры. Широкое
распространение получил (13 в.) новый жанр религиозной драматургии -
миракль., сочетавший бытовые, житейские эпизоды с изображением "чудес"
святых ("Игра о св. Николае" Ж. Боделя, 1200, "Миракль о Теофиле"
Рютб„фа, ок. 1261). В сво„м последующем развитии миракль переходит к
показу более широкой социальной картины, нередко критикует феодальные
нравы с позиций строгой бюргерской морали ("Миракль о Роберте-дьяволе" и
др. из сб. "Сорок мираклей девы Марии", 14 в.).
Наиболее всеобъемлющим жанром ср.-век. Ф. д., связанным с новым
подъ„мом городской культуры, была мистерия, воспринявшая опыт
религиозной драмы и вместе с тем включавшая комедийные эпизоды, к-рые
стали одним из исходных моментов возникновения фарса. Мистерия в
жанровом отношении представляла собой сложное переплетение
религиоз-но-патетич., комедийно-бытовых и пародийно-буффонных мотивов.
Вмещая многочисл. драм. сюжеты, мистерия охватывала события от
"сотворения мира" до современности. Основанная на церковной лит-ре
мистериальная драматургия оформилась в три цикла:
"Ветхозаветные мистерии", "Мистерии Нового завета" (наиболее значит,
из них - "Мистерия страстей господних" А. Гребана, сер. 15 в.) и
"Мистерии апостольских деяний". Помимо религиозных мистерий,
существовали т. н. светские мистерии, написанные на историч. сюжеты.
Замечательный образец этого жанра - "Мистерия об осаде Орлеана" (15 в.).
Сохраняя религиозную идею о небесной предопредел„нности человеческих
поступков, это произв. с большим числом историч. персонажей, богатое мн.
событиями, давало яркую картину героич. защиты Орлеана от
захватчиков-англичан.
В 15 в. широкое распространение получил жанр моралите - дидактич.
пьеса с аллегорич. персонажами. Показывая явления жизни, моралите
утверждало принципы религиозной морали, осуждало пороки и
пропагандировало христианские добродетели. В нек-рых моралите обличалась
распущенность представителей высших слоев общества, сочувственно
изображалось бедственное положение масс ("Благоразумный и неразумный",
1436, "Торговля, ремесло, пастух", 1442, "Осуждение пиршеств" Н. де ла
Шене, 1507). Реалистич. и сатирич. тенденции ср.-век. Ф. д. получили
наиболее полное выражение в фарсе и примыкавшем к нему жанре комедийных
пьес - соти (напр., "Игра о принце дураков и дурацкой матери" П.
Гренгора, 1512). Подлинно нар. жанр, фарс связан в своих истоках с
иск-вом бродячих народных акт„ров, жонгл„ров и карнавальными
импровизациями. Формируясь внутри мистерии в виде комич.
сценок-интермедий, фарс стал к сер. 15 в. самостоятельным жанром,
ознаменовавшим победу нар. реалистич. направления во Ф. д. над
религиозным. Многочисл. франц. фарсы (лучший из них - "Фарс об адвокате
Патлене", 15 в.) с чисто галльским остроумием высмеивали хвастливость
феодальной военщины, тупость судей, жадность богачей, развращ„нность и
ханжество монахов. Этим сатирически очерченным персонажам
противопоставлялся умный, ловкий простолюдин, к-рый побеждал своих
противников с помощью хитрости, утверждал торжество здравого смысла,
нар. см„тки. Фарс заложил основу развития франц. нац. комедии.
Ф. д. эпохи Возрождения развивалась в традициях раннего классицизма.
и носила преим. академии, характер; это сказалось, в частности, в
отрицании жанров нар. ср.-век. т-ра. Франц. авторы - гуманисты 16 в.
стремились создать драматургию по образцам античных трагедий и комедий
(трагедия "Плен„нная Клеопатра" и комедия "Евгений" Э. Ж о деля, обе в
1552; комедии Ж. \Гревена, Р. Белло, Ж. Л а Тая и др.; трагедии Р.
Гарнъе на античные и библейские сюжеты, комедии П. Лариве,
использовавшего сюжеты и при„мы итал. драматургии, и др.). Эти произв.
были проникнуты героич. и антиаскетич. тенденциями. Недостатками новой
драматургии были утеря связи с традициями нар. т-ра, отказ от нац.
театр. форм, подражание античным и итал. образцам. Ф. д. эпохи
Возрождения, рассчитанная на уч„ную и аристокра-тич. аудиторию, была
чужда нар. т-ру. Трагедии периода религиозных войн (2-я пол. 16 в.)
строились на мрачных "кровавых" сюжетах в духе Сенеки. Авторы комедий
сохраняли ренессансное жизнелюбие, но утверждали гедонистич. отношение к
жизни, подч„ркнуто чувственно изображали совр. нравы.
В нач. 17 в. появились пьесы, в к-рых старые ср.-век. формы
сочетались с принципами гуманистич. драмы. Такие пьесы писал одиниз
популярных драматургов этого времени А. Арди, создатель много-числ.
трагикомедий, трагедий и пасторалей, постоянный драматург т-ра
"Бургундский отель".
В это время любимым жанром аристократич. публики становится
пастораль, воспроизводившая в поэтич. сюжетах и образах идеализированный
мир рыцарского благородства и прециозной красоты (пасторали О. Ракана,
Ж. О. Гомбо, Ж. Скюдери, П. Дюрийе). Основываясь на традициях фарсовой
драматургии и используя опыт исп. плутовской новеллы, писал свои
бурлескные комедии П. Скаррон, предназначавший большинство из них для
популярного буффонного комика Жодле.
Новый период в развитии Ф. д., начавшийся с 30-х гг. 17 в., связан с
эпохой утверждения абсолютизма и формирования стиля классицизма. Нац.
характер классицистской драматургии определялся стремлением е„ авторов
выражать в форме героич. трагедии и сатирич. комедии живое содержание
совр. действительности, осн. конфликты времени. Классицизм на первом,
исторически прогрессивном этапе развития абсолютизма имел общественно
положит. значение. Утверждая главенство интересов гос-ва над интересами
отдельной личности, подчинение страстей человека его разуму и долгу,
классицизм, несмотря на присущую ему сословную ограниченность, выдвигал
Страницы: «« « 2426 2427 2428 2429 2430 2431 2432 2433 2434 2435 2436 2437 2438 2439 2440 2441 2442 2443 2444 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |