Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2426 2427 2428 2429 2430 2431 2432 2433 2434 2435 2436 2437 2438 2439 2440 2441 2442 2443 2444 » »» властей. Яркий образец второго этапа в развитии этого жанра - "Действо об Адаме" безымянного автора 12 в., написанное на норманнском диалекте франц. яз. Эта стихотворная инсценировка библейских эпизодов содержала острые драматич. ситуации, попытки обрисовки характеров. Сохраняя строгую религиозную мораль, "Действо" в отдельных местах смыкалось с бытом, включало разв„рнутые карнавально-комедийные сценки (изображение ада). От народно-карнавальной ветви франц. ср.-век. т-ра получила развитие светская Ф. д., наиболее ярко представленная пьесами "Игра в беседке" (ок. 1262) и "Игра о Робене и Марион" (ок. 1283) Адама де ла А ля. Эти пьесы, возникшие в атмосфере площадного карнавала, были свободны от официальной церковной идеологии и пронизаны праздничным духом нар. увеселений с их бесстрашными сатирич. насмешками, вольным переходом из области быта в область фольклорной фантастики сельских игр. Но ранние ростки народно-комедийной Ф. д. не получили развития из-за Столетней войны (1337-1453) и связанного с ней упадка городской культуры. Широкое распространение получил (13 в.) новый жанр религиозной драматургии - миракль., сочетавший бытовые, житейские эпизоды с изображением "чудес" святых ("Игра о св. Николае" Ж. Боделя, 1200, "Миракль о Теофиле" Рютб„фа, ок. 1261). В сво„м последующем развитии миракль переходит к показу более широкой социальной картины, нередко критикует феодальные нравы с позиций строгой бюргерской морали ("Миракль о Роберте-дьяволе" и др. из сб. "Сорок мираклей девы Марии", 14 в.). Наиболее всеобъемлющим жанром ср.-век. Ф. д., связанным с новым подъ„мом городской культуры, была мистерия, воспринявшая опыт религиозной драмы и вместе с тем включавшая комедийные эпизоды, к-рые стали одним из исходных моментов возникновения фарса. Мистерия в жанровом отношении представляла собой сложное переплетение религиоз-но-патетич., комедийно-бытовых и пародийно-буффонных мотивов. Вмещая многочисл. драм. сюжеты, мистерия охватывала события от "сотворения мира" до современности. Основанная на церковной лит-ре мистериальная драматургия оформилась в три цикла: "Ветхозаветные мистерии", "Мистерии Нового завета" (наиболее значит, из них - "Мистерия страстей господних" А. Гребана, сер. 15 в.) и "Мистерии апостольских деяний". Помимо религиозных мистерий, существовали т. н. светские мистерии, написанные на историч. сюжеты. Замечательный образец этого жанра - "Мистерия об осаде Орлеана" (15 в.). Сохраняя религиозную идею о небесной предопредел„нности человеческих поступков, это произв. с большим числом историч. персонажей, богатое мн. событиями, давало яркую картину героич. защиты Орлеана от захватчиков-англичан. В 15 в. широкое распространение получил жанр моралите - дидактич. пьеса с аллегорич. персонажами. Показывая явления жизни, моралите утверждало принципы религиозной морали, осуждало пороки и пропагандировало христианские добродетели. В нек-рых моралите обличалась распущенность представителей высших слоев общества, сочувственно изображалось бедственное положение масс ("Благоразумный и неразумный", 1436, "Торговля, ремесло, пастух", 1442, "Осуждение пиршеств" Н. де ла Шене, 1507). Реалистич. и сатирич. тенденции ср.-век. Ф. д. получили наиболее полное выражение в фарсе и примыкавшем к нему жанре комедийных пьес - соти (напр., "Игра о принце дураков и дурацкой матери" П. Гренгора, 1512). Подлинно нар. жанр, фарс связан в своих истоках с иск-вом бродячих народных акт„ров, жонгл„ров и карнавальными импровизациями. Формируясь внутри мистерии в виде комич. сценок-интермедий, фарс стал к сер. 15 в. самостоятельным жанром, ознаменовавшим победу нар. реалистич. направления во Ф. д. над религиозным. Многочисл. франц. фарсы (лучший из них - "Фарс об адвокате Патлене", 15 в.) с чисто галльским остроумием высмеивали хвастливость феодальной военщины, тупость судей, жадность богачей, развращ„нность и ханжество монахов. Этим сатирически очерченным персонажам противопоставлялся умный, ловкий простолюдин, к-рый побеждал своих противников с помощью хитрости, утверждал торжество здравого смысла, нар. см„тки. Фарс заложил основу развития франц. нац. комедии. Ф. д. эпохи Возрождения развивалась в традициях раннего классицизма. и носила преим. академии, характер; это сказалось, в частности, в отрицании жанров нар. ср.-век. т-ра. Франц. авторы - гуманисты 16 в. стремились создать драматургию по образцам античных трагедий и комедий (трагедия "Плен„нная Клеопатра" и комедия "Евгений" Э. Ж о деля, обе в 1552; комедии Ж. \Гревена, Р. Белло, Ж. Л а Тая и др.; трагедии Р. Гарнъе на античные и библейские сюжеты, комедии П. Лариве, использовавшего сюжеты и при„мы итал. драматургии, и др.). Эти произв. были проникнуты героич. и антиаскетич. тенденциями. Недостатками новой драматургии были утеря связи с традициями нар. т-ра, отказ от нац. театр. форм, подражание античным и итал. образцам. Ф. д. эпохи Возрождения, рассчитанная на уч„ную и аристокра-тич. аудиторию, была чужда нар. т-ру. Трагедии периода религиозных войн (2-я пол. 16 в.) строились на мрачных "кровавых" сюжетах в духе Сенеки. Авторы комедий сохраняли ренессансное жизнелюбие, но утверждали гедонистич. отношение к жизни, подч„ркнуто чувственно изображали совр. нравы. В нач. 17 в. появились пьесы, в к-рых старые ср.-век. формы сочетались с принципами гуманистич. драмы. Такие пьесы писал одиниз популярных драматургов этого времени А. Арди, создатель много-числ. трагикомедий, трагедий и пасторалей, постоянный драматург т-ра "Бургундский отель". В это время любимым жанром аристократич. публики становится пастораль, воспроизводившая в поэтич. сюжетах и образах идеализированный мир рыцарского благородства и прециозной красоты (пасторали О. Ракана, Ж. О. Гомбо, Ж. Скюдери, П. Дюрийе). Основываясь на традициях фарсовой драматургии и используя опыт исп. плутовской новеллы, писал свои бурлескные комедии П. Скаррон, предназначавший большинство из них для популярного буффонного комика Жодле. Новый период в развитии Ф. д., начавшийся с 30-х гг. 17 в., связан с эпохой утверждения абсолютизма и формирования стиля классицизма. Нац. характер классицистской драматургии определялся стремлением е„ авторов выражать в форме героич. трагедии и сатирич. комедии живое содержание совр. действительности, осн. конфликты времени. Классицизм на первом, исторически прогрессивном этапе развития абсолютизма имел общественно положит. значение. Утверждая главенство интересов гос-ва над интересами отдельной личности, подчинение страстей человека его разуму и долгу, классицизм, несмотря на присущую ему сословную ограниченность, выдвигал Страницы: «« « 2426 2427 2428 2429 2430 2431 2432 2433 2434 2435 2436 2437 2438 2439 2440 2441 2442 2443 2444 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |