Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2430 2431 2432 2433 2434 2435 2436 2437 2438 2439 2440 2441 2442 2443 2444 2445 2446 2447 2448 » »» нистич. кругами ("Грязные руки", 1948), но он преодолевает политически-реакц. влияния. По-прежнему утверждая принципы экзистенциализма в философии, Сартр высмеивает в своих пьесах антисов. клеветнич. пропаганду ("Некрасов", 1952), обличает реакционность католицизма ("Дьявол и бог", 1951), исследует классовые корни фашизма ("Узники из Альтоны", 1959). А. Салакру написал антифашистскую пьесу о движении Сопротивления "Ночи гнева" (1946), обличающую предателей и показывающую героизм патриотов, создал острую анти-бурж. сатирич. комедию "Архипелаг Ленуар" (1947), пьесу "Бульвар Дюран" (1960) о рабочем движении, объективно призывающую к обществ, переустройству. Противоречиво развивается творчество Ж. Ануя: утверждая аполитичность иск-ва и бесполезность социальных революций для обывателя ("Бедняга Битое", 1956), он в своих лучших пьесах показывает, что высшее воплощение человечности - в сочетании духовной независимости, моральной стойкости со служением интересам народа ("Жаворонок", 1953, "Бек-кет, или Честь божья", 1959), высмеивает совр. бурж. реакц. политику в сатирич. комедии "Сумасброд, или Влюбл„нный реакционер" (1959). Философичность, склонность к поэтич. метафоре, широта обобщений,парадоксальность. афористичность, изощр„нность диалога драматургов 20-40-х гг. оказали сильное влияние на Ф. д.; в 50-60-е гг. в этой манере пишут даже авторы детективных пьес, любовных комедий, "философских" пьес, ставящих иногда значит, вопросы, но решающих их поверхностно, утверждая в конечном сч„те приспособленческую мораль (М. Эме, Ф. Марсо, Ж. Одиберти и др.). Характерное явление Ф. д. 50-х гг.- т. н. "т-р абсурда". Пьесы Э. Ионеско ("Лысая певица", 1950, "Урок", 1951, "Стулья", 1952, и др.), С. Беккета ("В ожидании Годо", 1953, "Конец игры", 1957, "Последняя лента", 1960, "О, прекрасные дни", 1963, "Комедия", 1964), Ж. Вотье ("Капитан Бада", "Новая Мандрагора", 1952) передают гипертрофированное ощущение абсурдности мира, крушение разума, абсолютное одиночество человека в бурж. обществе, неизбежность гибели человечества. Однако в пьесе "Носороги" (1959) Ионеско во'многом отош„л от идей "т-ра абсурда". Его сатира становится более „мкой, метафоры насыщаются большим обществ, содержанием, обывателям и дельцам, превратившимся в тупых, лиш„нных морали и совести скотов - носорогов, противопоставлен герой, сохраняющий человечность, сопротивляющийся процессу массового озверения. Тенденции, намеченные в "Носорогах", Ионеско в нек-рой мере развивает в пьесах "Небесный пешеход", "Король умирает" (обе в 1962), "Голод и жажда" (1965), хотя по-прежнему оста„тся пассивным созерцателем абсурдности мира, не надеющимся на выход из тупика. Путь глубокой идейной и творч. эволюции прош„л А. Адамов, к-рый примкнул в 50-е гг. к течению "абсурдизма", но затем решительно порвал с ним. В его пьесах появляется историзм, заметно стремление выявить конкретные социально-политич. причины зла, царящего в мире; в пьесе "Паоло Паоли" (1957) сатирически показана борьба капиталистических хищников в канун 1-й мировой войны. Его пьеса "Весна 71 года" (1960), посв. Парижской Коммуне, пьеса "Политика отбросов" (1962) рассказывает о злодеяниях колонизаторов в Юж. Америке. Эволюция от экзистенциализма к материалистич. мировоззрению, от модернизма к реализму характерна для драматургов, творчество к-рых подчинено прогрессивным историч. целям: в пьесах Р. Мерля ("Сизиф и смерть", 1954, "Новый Сизиф", 1956), построенных на мифологич. материале и обращ„нных к современности, утверждается необходимость кардинальных обществ, изменений. Острые социальные и политич. вопросы современности решают драматурги Ж. Арно ("Маршал П...", 1958), Ж. Сориа ("Страх", 1954, "Гордыня и туча", 1956, "Чужестранка", 1958, "Противоречивые страсти", 1964), Р. Гароди ("Про-метей 1848 года", 1960), А. Гатти ("Воображаемая жизнь подметальщика Огюста Же", 1962, "Всенародная песнь о двух электрических стульях", 1964), Ж. Жене ("Экраны", 1966), П. Дебош ("Ах. как прекрасна война!", 1966) и др. Лит.: История западноевропейского театра, т. 1-3, M., 1956-63; Пти де Жюльвиль Л., Иллюстрированная история французской литературы в XIX в., М., 1907; История французской литературы, т. 2, 3, 4, M., 19.'" 6, 1959, 1963; Современная зарубежная драма. Об., М., 1962; Petit de Julleville L., Histoire du theatre en France, v. 1-5, P., 1880-86; L i n t i 1 h a с Е., Histoire generale du theatre en France, v. 1-5, P., 1904-10; R о у е г A., Histoire du theatre contemporain en France et a l'etranger depuis 1800 jusqu'a, 1875, v. 1 - 2, P., 1878 (Histoire universelle du theatre, t. 5, 6); J an in J., Histoire de la litterature dramatique, v. 1-6, P., 1853-58; HaIlays-Dabot V., Histoire de la censure theatrale en France, P., 1862; Peygnaud L., De la vallee de George Sand aux collines de Jean Giraudoux, P., 1951;Van Tieghem Ph., Les grandes doctrines litteraires en France. De la Pleiade au surrealisme, P., 1963; R о u s-set J., Forme et signification. Essais sur les structures litteraires de Corneille a Claudel, P., 1962; Klemperer V., Geschichte der franzosischen Litteratur im 19 und 20 Jahrhundert. 1800-1925, Bd 1-2, В., 1956; J a s i n s k i R., Histoire de la litterature francaise, v. 1-2, P., 1947; V о 1 t. z P., La comedie, P., 1964; Pillement G., Anthologie du theatre francais contemporain, v. 1-2, P., 1945-46. Гр. Б., Е. Ф. "ФРАНЦУЗСКАЯ КОМЕДИЯ" - см. "Комеди Франсез". ФРАНЦУЗСКИЙ ТЕАТР. Истоки Ф. т. восходят к иск-ву странствующих акт„ров и музыкантов, сложившемуся в эпоху раннего средневековья на основе сельских обрядовых игр. В 11 в. жонгл„ры стали сосредоточиваться в городах. Выступая как рассказчики, певцы, музыканты, фокусники, исполнители импровизированных сценок, жонгл„ры выражали жизнерадостный и вольнолюбивый дух народа. Остро сатирич. характер имела деятельность вагантов-странствующих студентов, разжалованных клириков" к-рые в своих песнях на латинском языке восхваляли земные радости, зло высмеивали пороки духовенства. Первичные формы нар. т-ра были тесно связаны с городскими карнавалами, в к-рых мотивы языч. мироощущения получали новое содержание, выражали жизнелюбие, стихийное бунтарство масс. Христианская церковь постоянно преследовала жонгл„ров и вагантов, запрещала верующим посещать "бесовские" представления. В целях усиления религиозной пропаганды с 9-10 вв. в церквах устраивались своеобразные инсценировки отдельных эпизодов евангельских легенд, получившие наименование литургической драмы. Эти небольшие сцены вначале имели форму кратких диалогов, в них использовались нек-рые элементы декорац. оформления и костюмировки (сцена двух Марий у гроба Иисуса Христа, 10 в.); со временем эти сцены превратились в небольшие эпизоды, с элементами драм. Страницы: «« « 2430 2431 2432 2433 2434 2435 2436 2437 2438 2439 2440 2441 2442 2443 2444 2445 2446 2447 2448 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |