Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2430   2431   2432   2433   2434   2435   2436   2437   2438  2439   2440   2441   2442   2443   2444   2445   2446   2447   2448  » »»

нистич.   кругами   ("Грязные   руки",   1948),   но   он   преодолевает
политически-реакц.    влияния.    По-прежнему     утверждая     принципы
экзистенциализма в философии, Сартр высмеивает в своих  пьесах  антисов.
клеветнич.  пропаганду  ("Некрасов",   1952),   обличает   реакционность
католицизма ("Дьявол и бог", 1951), исследует  классовые  корни  фашизма
("Узники из Альтоны", 1959). А. Салакру написал антифашистскую  пьесу  о
движении Сопротивления "Ночи  гнева"  (1946),  обличающую  предателей  и
показывающую  героизм  патриотов,  создал  острую  анти-бурж.   сатирич.
комедию "Архипелаг  Ленуар"  (1947),  пьесу  "Бульвар  Дюран"  (1960)  о
рабочем движении,  объективно  призывающую  к  обществ,  переустройству.
Противоречиво развивается творчество Ж.  Ануя:  утверждая  аполитичность
иск-ва и бесполезность  социальных  революций  для  обывателя  ("Бедняга
Битое",  1956),  он  в  своих  лучших  пьесах  показывает,  что   высшее
воплощение человечности - в сочетании духовной независимости,  моральной
стойкости со служением интересам народа  ("Жаворонок",  1953,  "Бек-кет,
или Честь божья",  1959),  высмеивает  совр.  бурж.  реакц.  политику  в
сатирич.  комедии  "Сумасброд,  или   Влюбл„нный   реакционер"   (1959).
Философичность,    склонность     к     поэтич.     метафоре,     широта
обобщений,парадоксальность.   афористичность,    изощр„нность    диалога
драматургов 20-40-х гг. оказали сильное влияние на Ф. д.; в 50-60-е  гг.
в этой манере пишут даже  авторы  детективных  пьес,  любовных  комедий,
"философских" пьес, ставящих иногда  значит,  вопросы,  но  решающих  их
поверхностно, утверждая в конечном сч„те приспособленческую  мораль  (М.
Эме, Ф. Марсо, Ж. Одиберти и др.).
   Характерное явление Ф. д. 50-х гг.- т. н.  "т-р  абсурда".  Пьесы  Э.
Ионеско ("Лысая певица", 1950, "Урок", 1951, "Стулья", 1952, и др.),  С.
Беккета ("В ожидании Годо", 1953, "Конец игры", 1957, "Последняя лента",
1960, "О, прекрасные дни", 1963, "Комедия", 1964),  Ж.  Вотье  ("Капитан
Бада", "Новая Мандрагора", 1952)  передают  гипертрофированное  ощущение
абсурдности мира, крушение разума,  абсолютное  одиночество  человека  в
бурж.  обществе,  неизбежность  гибели  человечества.  Однако  в   пьесе
"Носороги" (1959) Ионеско во'многом отош„л от идей "т-ра  абсурда".  Его
сатира становится более  „мкой,  метафоры  насыщаются  большим  обществ,
содержанием, обывателям и  дельцам,  превратившимся  в  тупых,  лиш„нных
морали и совести скотов - носорогов, противопоставлен герой, сохраняющий
человечность, сопротивляющийся процессу массового озверения.  Тенденции,
намеченные в "Носорогах", Ионеско в  нек-рой  мере  развивает  в  пьесах
"Небесный пешеход", "Король умирает"  (обе  в  1962),  "Голод  и  жажда"
(1965), хотя по-прежнему  оста„тся  пассивным  созерцателем  абсурдности
мира, не надеющимся на выход из тупика. Путь глубокой идейной  и  творч.
эволюции  прош„л  А.  Адамов,  к-рый  примкнул  в  50-е  гг.  к  течению
"абсурдизма", но затем решительно порвал с ним. В его пьесах  появляется
историзм,  заметно  стремление  выявить  конкретные   социально-политич.
причины зла, царящего в мире; в пьесе "Паоло Паоли"  (1957)  сатирически
показана борьба капиталистических хищников в канун  1-й  мировой  войны.
Его пьеса  "Весна  71  года"  (1960),  посв.  Парижской  Коммуне,  пьеса
"Политика отбросов" (1962) рассказывает о злодеяниях колонизаторов в Юж.
Америке. Эволюция от экзистенциализма к материалистич. мировоззрению, от
модернизма к  реализму  характерна  для  драматургов,  творчество  к-рых
подчинено прогрессивным историч. целям: в  пьесах  Р.  Мерля  ("Сизиф  и
смерть", 1954, "Новый Сизиф", 1956), построенных на мифологич. материале
и обращ„нных к современности,  утверждается  необходимость  кардинальных
обществ, изменений. Острые социальные и политич.  вопросы  современности
решают драматурги Ж. Арно ("Маршал  П...",  1958),  Ж.  Сориа  ("Страх",
1954, "Гордыня  и  туча",  1956,  "Чужестранка",  1958,  "Противоречивые
страсти", 1964), Р. Гароди  ("Про-метей  1848  года",  1960),  А.  Гатти
("Воображаемая жизнь подметальщика Огюста Же", 1962, "Всенародная  песнь
о двух электрических стульях", 1964), Ж. Жене ("Экраны", 1966), П. Дебош
("Ах. как прекрасна война!", 1966) и др.
   Лит.: История западноевропейского театра, т. 1-3, M., 1956-63; Пти де
Жюльвиль Л., Иллюстрированная история французской литературы в  XIX  в.,
М., 1907;
   История французской литературы, т. 2, 3, 4, M., 19.'" 6, 1959,  1963;
Современная зарубежная драма. Об., М., 1962;
   Petit de Julleville L., Histoire du theatre en France,  v.  1-5,  P.,
1880-86; L i n t i 1 h a с Е., Histoire generale du theatre  en  France,
v. 1-5, P., 1904-10; R о у е г A., Histoire du theatre  contemporain  en
France et a l'etranger depuis 1800 jusqu'a, 1875, v. 1  -  2,  P.,  1878
(Histoire universelle du theatre, t. 5, 6); J an in J., Histoire  de  la
litterature dramatique, v. 1-6, P., 1853-58; HaIlays-Dabot V.,  Histoire
de la censure theatrale en France, P., 1862; Peygnaud L., De  la  vallee
de George Sand aux collines de Jean Giraudoux, P., 1951;Van Tieghem Ph.,
Les  grandes  doctrines  litteraires  en  France.  De  la   Pleiade   au
surrealisme, P., 1963; R о u s-set J., Forme  et  signification.  Essais
sur les  structures  litteraires  de  Corneille  a  Claudel,  P.,  1962;
Klemperer V., Geschichte der  franzosischen  Litteratur  im  19  und  20
Jahrhundert. 1800-1925, Bd 1-2, В., 1956; J a s i n s k i  R.,  Histoire
de la litterature francaise, v. 1-2, P., 1947;
   V о 1 t. z P., La comedie, P.,  1964;  Pillement  G.,  Anthologie  du
theatre francais contemporain, v. 1-2, P., 1945-46. Гр. Б., Е. Ф.
   "ФРАНЦУЗСКАЯ КОМЕДИЯ" - см. "Комеди Франсез".
   ФРАНЦУЗСКИЙ ТЕАТР. Истоки  Ф.  т.  восходят  к  иск-ву  странствующих
акт„ров и музыкантов, сложившемуся  в  эпоху  раннего  средневековья  на
основе сельских обрядовых игр. В 11 в. жонгл„ры стали  сосредоточиваться
в  городах.  Выступая  как  рассказчики,  певцы,  музыканты,  фокусники,
исполнители импровизированных сценок, жонгл„ры выражали жизнерадостный и
вольнолюбивый дух народа. Остро  сатирич.  характер  имела  деятельность
вагантов-странствующих студентов, разжалованных клириков" к-рые в  своих
песнях на латинском языке  восхваляли  земные  радости,  зло  высмеивали
пороки духовенства. Первичные формы  нар.  т-ра  были  тесно  связаны  с
городскими карнавалами, в к-рых мотивы языч. мироощущения получали новое
содержание, выражали жизнелюбие, стихийное бунтарство масс. Христианская
церковь постоянно преследовала жонгл„ров и вагантов, запрещала  верующим
посещать  "бесовские"  представления.  В  целях   усиления   религиозной
пропаганды с 9-10 вв. в церквах устраивались  своеобразные  инсценировки
отдельных  эпизодов   евангельских   легенд,   получившие   наименование
литургической драмы. Эти небольшие сцены  вначале  имели  форму  кратких
диалогов, в них использовались нек-рые элементы  декорац.  оформления  и
костюмировки (сцена двух  Марий  у  гроба  Иисуса  Христа,  10  в.);  со
временем эти сцены превратились в небольшие эпизоды, с элементами  драм.

Страницы: «« « 2430   2431   2432   2433   2434   2435   2436   2437   2438  2439   2440   2441   2442   2443   2444   2445   2446   2447   2448  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия