Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2425   2426   2427   2428   2429   2430   2431   2432   2433  2434   2435   2436   2437   2438   2439   2440   2441   2442   2443  » »»

революционно-демократич. эстетики Т. Г. Шевченко  и  В.  Г.  Белинского.
Выступал за сближение театр. иск-ва с жизнью  народа.  Ф.  в  одинаковой
мере интересовали школьная драма и  народный  т-р  вертеп  (17-18  вв.),
театр нач. 19 в. и совр. ему т-р. Историю укр. т-ра  Ф.  рассматривал  в
неразрывной связи с рус., польским и зап.-европ. т-ром.  Историч.  очерк
Ф. "Украинский театр" (1894) - первая обобщающая работа цо истории  укр.
т-ра с древнейших врем„н до 2-й  пол.  19  в.  Ф.  был  также  блестящим
знатоком рус. (Пушкин, Островский) и зап.-европ. драматургии  (статьи  о
драмах Шекспира, Г„те, Шиллера, Ибсена, Гауптмана и др.).
   Ф. принадлежат переводы на укр.  яз.  мн.  пьес  мировой  драматургии
("Антигона",  "Электра",  "Царь  Эдип"  Софокла,  "Венецианский   купец"
Шекспира, "Фауст"  Г„те,  "Саламейский  алкальд"  Кальдерона,  "Разбитый
кувшин" Клейста, все драмы Пушкина и др.).
   Богатый материал для т-ра представляет поэтич. и прозаич.  творчество
Ф.  По  мотивам  его  произведений  поставлены  инсценировки:  "Борислав
сме„тся" (1940, Одесский ТЮЗ; 1951, Львовский т-р им. М.  Заньковецкой),
"Бориславская трагедия" (1953, там же), "Ради  семейного  очага"  (1956,
там же), "Захар Беркут"  (1956,  Станиславский  т-р),  "Ой,  пойду  я  в
Бори-славку" (1956, Т-р им. Т. Шевченко),  "Перекр„стные  тропы"  (1959,
Днепропетровский укр. т-р) и др.
   По мотивам драмы "Украденное счастье" написали одноим. оперы  чешский
композитор В. Амброз (1925, оперный театр в Брно) и Ю.  С.Мейтус  (1960,
Львовский т-р оперы  и  балета),  по  мотивам  историч.  повести  "Захар
Беркут" Б.Н.Лятошинский написал оперу "Золотой обруч" (1930, Т-р оперы и
балета им. Шевченко); А. И. Кос-Анатольский по мотивам рассказа "Сойкино
крыло" написал одноим. балет (1956, Львовский т-р оперы и балета).
   Соч.: Твори в 20 томах. К., 1950-56 (т. 9-Драматичн? твори, К., 1952,
т, 16,  17  -  Л?тературно-критичн?  статт?.  К.,  1955);  Про  театр  ?
драматург?ю. Вибран? статт?, реценз? та висловлювання, К., 1957.
   Лит.: Б?лоштан Я., Драматург?я ?вана' Франка,  К.,  1956;  Пархоменко
М., Драматург?я ?вана Франка, Льв?в, 1956; К и р ч ? в Р., Комед?  ?вана
Франка, К., 1961. р. /7.
   ФРАНКОНИ   (Franconi)   -   семья   франц.   цирковых   артистов    и
предпринимателей. Работали в 1770-е - 1870-е  гг.  гл.  обр.  в  области
конных жанров ивоенно-историч. пантомимы. В  1807-34  Ф.  владели  самым
крупным в Европе стационарным "Олимпийским цирком" в Париже.
   1)Антонио  Ф.  (1737  -  г.  смерти  неизв.)  -  по  нац.  итальянец,
основатель  и   руководитель   цирка   "Амфитеатр   предместья   Тампль"
(1793-1805); дрессировщик лошадей, постановщик и  участник  пантомим.  В
70-х гг. 18 в. выступал как дрессировщик птиц и организатор нар. гуляний
во французской провинции.'
   2)Лоренцо и Энрико- сыновья  Анто-нио  Ф.,  наездники,  дрессировщики
лошадей. С 1805 руководили цирком, организованным отцом. В 1807  назвали
свой предприятие "Олимпийским цирком".
   3) Адольф - сын Энрико Ф., наездник. Руководил "Олимпийским цирком" в
1827-34. Продал его затем Денсану.
   4) Виктор - сын Лоренцо  Ф.,  наездник.  До  конца  70-х  гг.  19  в.
возглавлял зимний и летний стационарные цирки в Париже.
   Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М., 1931. М. 3.
   ФРАНС (France), Анатоль (наст. имя и фам.-  Жан  Анатоль  Т  и  б  о;
Tibault) (16.IV.1844, Париж,- 13. X. 1924,  Сен-Сир-сюр-Луар)  -  франц.
писатель. Член Франц. академии (1896). Автор мн. романов  и  новелл,  Ф.
впервые обратился к драматургии в 60-е гг. 19 в. (одноактные пьесы  "Сэр
Панч", "Превращения  Пьеро",  комедия  "Лакей  герцогини",  совм.  с  К.
Рикаром. стихотворная драма "Укротительница",
   COEM. c H. Каллиас). Драм. поэма "Коринфская свадьба"  (1876,  любит,
кружок,  1884,  т-р   "Одеон",   1902)   проникнута   протестом   против
христианского  фанатизма.  Живой,  остроумный  диалог,   тонкая   ирония
отличают пьесу "Чем  ч„рт  не  шутит"  (1898,  т-р  "Ренессанс",  1906),
написанную в жанре "комедии-лословицы".  Наибольшую  популярность  имела
"Комедия о человеке, который женился на немой" (1908,  т-р  "Ренессанс";
1912, т-р  "Порт-Сен-Мартен")  на  сюжет  эпизода  из  романа  Ф.  Рабле
"Гаргантюа и Пантагрюэль"  (кн.  3,  гл.  34).  В  1910-11  эта  комедия
ставилась в петерб. и моек. т-рах под  назв.  "Немая  жена".  На  основе
своих лит. произв. Ф. написал  (при  участии  акт„ра  Л.  Гитри)  пьесы:
"Кренкебиль"  (1903),  "Ивовый  манекен"  (1904)  (обе  пост.   в   т-ре
"Ренессанс", главные роли играл Гитри). Нобелевская пр. (1921).
   С о ч.: Oeuvres completes, v. 1-25, P., 1925-35 (v. 14, 18 1927  1929
- о театре); в рус. пер.- Собр. соч., т. 5, M., 1958: И. Лил.
   ФРАНСА ЖУНИОР (Franca Junior), Жоакин Жозе (18. III.  183827.XI.1890)
- браз. драматург. Окончил юридич.  ф-т  ун-та  в  Сан-Паулу.  Занимался
журналистикой. Многочисл. комедии  Ф.  Ж.  представляют  собой  сатирич.
обозрения политич.  и  обществ.  жизни  Бразилии.  В  них  высмеивались:
коррупция в административном  аппарате-"Образцовая  республика"  (1861),
"Как делался  депутат"  (1882),  политиканство  -  "Министерство  пало",
крайности феминистского движения - "Докторши" (1889) и др. Я. Т.
   ФРАНСУА  (Francois),  Жаклин  (наст.  фам.-  Г  и  и  е-м  о   т   о;
Guillemautot) (р. 30.1.1922) - франц. эстрадная певица.  Дебютировала  в
Париже в 1945. Гастролировала в Юж.  Америке,  Японии,  странах  Европы,
Сов. Союзе (1964).
   Лит.: E г ie s J., Jacqueline Francois, "Music Hall", P., 1958, ј 38.
Л. Б. П.
   ФРАНТЫ (польск., ед. ч. frant - плут, через fra-nciszek, от  ср.-век.
francus - француз) - польские бродячие акт„ры - нар.  потешники.  Первое
упоминание о Ф. относится к  13  в.  В  16  в.  Ф.  создали  сво„  проф.
объединение. К 1547 относится статут цеха Ф.- "Закон Ф.". Выступления Ф.
преследовались церковью.
   ФРАНЦУЗСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ складывалась на основе первичных форм сценич.
действа  -  церков-но-ритуального  и  народно-обрядового.  Самый  ранний
образец литературно оформленного драматургич. текста -  литургич.  драма
"Жених, или Девы мудрые и девы неразумные" (11 в.), к-рая  разыгрывалась
в церкви в  цикле  пасхальных  инсценировок.  Действенный  элемент  этой
литургич. драмы заключался  в  диалогах  двух  полухорий  -  "мудрых"  и
"неразумных"  дев,  символически  олицетворявших  собой  благочестие   и
нерадение. Церковное действо нарушалось комич. и бытовыми  эпизодами,  а
латинская речь перемежалась репликами, произносимыми  на  провансальском
диалекте. "Вольности",  проникавшие  в  литургич.  драму,  противоречили
строгому духу церковной службы и привели к запрещению  показа  литургич.
драмы внутри  храма.  Но  и  перенес„нная  на  паперть  литургич.  драма
сохраняла религиозную тематику  и  оставалась  под  контролем  церковных

Страницы: «« « 2425   2426   2427   2428   2429   2430   2431   2432   2433  2434   2435   2436   2437   2438   2439   2440   2441   2442   2443  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия