|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2425 2426 2427 2428 2429 2430 2431 2432 2433 2434 2435 2436 2437 2438 2439 2440 2441 2442 2443 » »» революционно-демократич. эстетики Т. Г. Шевченко и В. Г. Белинского.
Выступал за сближение театр. иск-ва с жизнью народа. Ф. в одинаковой
мере интересовали школьная драма и народный т-р вертеп (17-18 вв.),
театр нач. 19 в. и совр. ему т-р. Историю укр. т-ра Ф. рассматривал в
неразрывной связи с рус., польским и зап.-европ. т-ром. Историч. очерк
Ф. "Украинский театр" (1894) - первая обобщающая работа цо истории укр.
т-ра с древнейших врем„н до 2-й пол. 19 в. Ф. был также блестящим
знатоком рус. (Пушкин, Островский) и зап.-европ. драматургии (статьи о
драмах Шекспира, Г„те, Шиллера, Ибсена, Гауптмана и др.).
Ф. принадлежат переводы на укр. яз. мн. пьес мировой драматургии
("Антигона", "Электра", "Царь Эдип" Софокла, "Венецианский купец"
Шекспира, "Фауст" Г„те, "Саламейский алкальд" Кальдерона, "Разбитый
кувшин" Клейста, все драмы Пушкина и др.).
Богатый материал для т-ра представляет поэтич. и прозаич. творчество
Ф. По мотивам его произведений поставлены инсценировки: "Борислав
сме„тся" (1940, Одесский ТЮЗ; 1951, Львовский т-р им. М. Заньковецкой),
"Бориславская трагедия" (1953, там же), "Ради семейного очага" (1956,
там же), "Захар Беркут" (1956, Станиславский т-р), "Ой, пойду я в
Бори-славку" (1956, Т-р им. Т. Шевченко), "Перекр„стные тропы" (1959,
Днепропетровский укр. т-р) и др.
По мотивам драмы "Украденное счастье" написали одноим. оперы чешский
композитор В. Амброз (1925, оперный театр в Брно) и Ю. С.Мейтус (1960,
Львовский т-р оперы и балета), по мотивам историч. повести "Захар
Беркут" Б.Н.Лятошинский написал оперу "Золотой обруч" (1930, Т-р оперы и
балета им. Шевченко); А. И. Кос-Анатольский по мотивам рассказа "Сойкино
крыло" написал одноим. балет (1956, Львовский т-р оперы и балета).
Соч.: Твори в 20 томах. К., 1950-56 (т. 9-Драматичн? твори, К., 1952,
т, 16, 17 - Л?тературно-критичн? статт?. К., 1955); Про театр ?
драматург?ю. Вибран? статт?, реценз? та висловлювання, К., 1957.
Лит.: Б?лоштан Я., Драматург?я ?вана' Франка, К., 1956; Пархоменко
М., Драматург?я ?вана Франка, Льв?в, 1956; К и р ч ? в Р., Комед? ?вана
Франка, К., 1961. р. /7.
ФРАНКОНИ (Franconi) - семья франц. цирковых артистов и
предпринимателей. Работали в 1770-е - 1870-е гг. гл. обр. в области
конных жанров ивоенно-историч. пантомимы. В 1807-34 Ф. владели самым
крупным в Европе стационарным "Олимпийским цирком" в Париже.
1)Антонио Ф. (1737 - г. смерти неизв.) - по нац. итальянец,
основатель и руководитель цирка "Амфитеатр предместья Тампль"
(1793-1805); дрессировщик лошадей, постановщик и участник пантомим. В
70-х гг. 18 в. выступал как дрессировщик птиц и организатор нар. гуляний
во французской провинции.'
2)Лоренцо и Энрико- сыновья Анто-нио Ф., наездники, дрессировщики
лошадей. С 1805 руководили цирком, организованным отцом. В 1807 назвали
свой предприятие "Олимпийским цирком".
3) Адольф - сын Энрико Ф., наездник. Руководил "Олимпийским цирком" в
1827-34. Продал его затем Денсану.
4) Виктор - сын Лоренцо Ф., наездник. До конца 70-х гг. 19 в.
возглавлял зимний и летний стационарные цирки в Париже.
Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М., 1931. М. 3.
ФРАНС (France), Анатоль (наст. имя и фам.- Жан Анатоль Т и б о;
Tibault) (16.IV.1844, Париж,- 13. X. 1924, Сен-Сир-сюр-Луар) - франц.
писатель. Член Франц. академии (1896). Автор мн. романов и новелл, Ф.
впервые обратился к драматургии в 60-е гг. 19 в. (одноактные пьесы "Сэр
Панч", "Превращения Пьеро", комедия "Лакей герцогини", совм. с К.
Рикаром. стихотворная драма "Укротительница",
COEM. c H. Каллиас). Драм. поэма "Коринфская свадьба" (1876, любит,
кружок, 1884, т-р "Одеон", 1902) проникнута протестом против
христианского фанатизма. Живой, остроумный диалог, тонкая ирония
отличают пьесу "Чем ч„рт не шутит" (1898, т-р "Ренессанс", 1906),
написанную в жанре "комедии-лословицы". Наибольшую популярность имела
"Комедия о человеке, который женился на немой" (1908, т-р "Ренессанс";
1912, т-р "Порт-Сен-Мартен") на сюжет эпизода из романа Ф. Рабле
"Гаргантюа и Пантагрюэль" (кн. 3, гл. 34). В 1910-11 эта комедия
ставилась в петерб. и моек. т-рах под назв. "Немая жена". На основе
своих лит. произв. Ф. написал (при участии акт„ра Л. Гитри) пьесы:
"Кренкебиль" (1903), "Ивовый манекен" (1904) (обе пост. в т-ре
"Ренессанс", главные роли играл Гитри). Нобелевская пр. (1921).
С о ч.: Oeuvres completes, v. 1-25, P., 1925-35 (v. 14, 18 1927 1929
- о театре); в рус. пер.- Собр. соч., т. 5, M., 1958: И. Лил.
ФРАНСА ЖУНИОР (Franca Junior), Жоакин Жозе (18. III. 183827.XI.1890)
- браз. драматург. Окончил юридич. ф-т ун-та в Сан-Паулу. Занимался
журналистикой. Многочисл. комедии Ф. Ж. представляют собой сатирич.
обозрения политич. и обществ. жизни Бразилии. В них высмеивались:
коррупция в административном аппарате-"Образцовая республика" (1861),
"Как делался депутат" (1882), политиканство - "Министерство пало",
крайности феминистского движения - "Докторши" (1889) и др. Я. Т.
ФРАНСУА (Francois), Жаклин (наст. фам.- Г и и е-м о т о;
Guillemautot) (р. 30.1.1922) - франц. эстрадная певица. Дебютировала в
Париже в 1945. Гастролировала в Юж. Америке, Японии, странах Европы,
Сов. Союзе (1964).
Лит.: E г ie s J., Jacqueline Francois, "Music Hall", P., 1958, ј 38.
Л. Б. П.
ФРАНТЫ (польск., ед. ч. frant - плут, через fra-nciszek, от ср.-век.
francus - француз) - польские бродячие акт„ры - нар. потешники. Первое
упоминание о Ф. относится к 13 в. В 16 в. Ф. создали сво„ проф.
объединение. К 1547 относится статут цеха Ф.- "Закон Ф.". Выступления Ф.
преследовались церковью.
ФРАНЦУЗСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ складывалась на основе первичных форм сценич.
действа - церков-но-ритуального и народно-обрядового. Самый ранний
образец литературно оформленного драматургич. текста - литургич. драма
"Жених, или Девы мудрые и девы неразумные" (11 в.), к-рая разыгрывалась
в церкви в цикле пасхальных инсценировок. Действенный элемент этой
литургич. драмы заключался в диалогах двух полухорий - "мудрых" и
"неразумных" дев, символически олицетворявших собой благочестие и
нерадение. Церковное действо нарушалось комич. и бытовыми эпизодами, а
латинская речь перемежалась репликами, произносимыми на провансальском
диалекте. "Вольности", проникавшие в литургич. драму, противоречили
строгому духу церковной службы и привели к запрещению показа литургич.
драмы внутри храма. Но и перенес„нная на паперть литургич. драма
сохраняла религиозную тематику и оставалась под контролем церковных
Страницы: «« « 2425 2426 2427 2428 2429 2430 2431 2432 2433 2434 2435 2436 2437 2438 2439 2440 2441 2442 2443 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |