|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2416 2417 2418 2419 2420 2421 2422 2423 2424 2425 2426 2427 2428 2429 2430 2431 2432 2433 2434 » »» целина" Шолохова (1964, Краснодарский т-р), "104 страницы про любовь"
Радзинского (1965) Д. П.
ФОКИН, Михаил Михайлович [11(23).IV.1880- 22.VIII.1942] - рус. артист
балета, балетмейстер. В 1898 окончил Петерб. театр. уч-ще, где учился у
П. К. Карсавина, А. В. Ширяева, П. А. Гердта, Н. Г. Легата. Был зачислен
танцовщиком в балетную труппу Ма-риинского т-ра. Танец Ф. отличался
высоким л„гким прыжком, благородной грациозной манерой. С начала своей
творч. деятельности Ф. стремился осмыслить и индивидуализировать
классич. партии, из к-рых лучшими были:
Арлекин ("Арлекинада" Дриго), Дезире ("Спящая красавица"), Люсь-ен
("Пахита" Дельдеве-за и Минкуса), Базиль ("Дон Кихот"), Соло p
("Баядерка" Минкуса), Жан д„ Бриен ("Раймонда"), Зигфрид ("Лебединое
озеро") и др.
Исполнял также характерные танцы, а позднее партии в своих
постановках: Рэнэ д„ Божанси ("Павильон Армиды" Н. Черепнина), Амун
("Египетские ночи" Аренского), Юноша ("Шо-пениана"), Пьеро и Арлекин
("Карнавал"), Негр ("Исла-мей" на муз. Балакирева), Эрос (о. п. на муз.
Чайковского) и др.
Первые балеты Ф. пост. для учеников Петерб. театр. уч-ща ("Ацис и
Галатея" Кадлеца, 1905, "Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона, 190.6).
Затем пост. в Мариинском т-ре спектакли: "Эвника" Щербач„ва, "Павильон
Армиды" (1907), "Египетские ночи", "Шопе-ниана" (1908). В этих
спектаклях Ф. выступил Как балетмейстер-новатор и реформатор Опираясь на
искания современной живописи и т-ра, он противопоставил отвлеч„нным
образам классического балета конкретные человеч. характеры.
Ф. работал в содружестве с художниками А. Н. Бе-нуа, Л. С. Бакстом,
Н. К. Рерихом, А. Я. Головиным, М. В. Добужинским. Использовал
симфоническую музыку Н. А. Римско-го-Корсакова, П. И. Чайковского, М. И.
Глинки, Р. Шумана, Ф. Шопена, И. Ф. Стравинского, М. Равеля, С. В.
Рахманинова. В своих пост. балетмейстер стремился отразить многообразие
и сложность жизни. В светлую, праздничную атмосферу балетов Ф.
диссонансом входили темы одиночества человека, безудержности губительных
страстей, призрачных гр„з о счастье и др. Эти темы потребовали новых
выразительных средств. Ф. приш„л к отрицанию классич. танца как системы
художеств. мышления и пользовался им в отдельных случаях, когда это
содействовало выражению определ„нных характеров или эмоций. В его
балетах нац. колорит, передача атмосферы эпохи достигались включением
изобразительного иск-ва, пластики, нар. танца. Ф. часто обращался к
стилизации, перенося в хореографию вазовую живопись, старинные гравюры.
Но при этом он всегда стремился выразить в своих пост. совр.
мироощущение. В. 1905 (в Петерб. театр. уч-ще) начал педагогич.
деятельность, к-рую продолжал до конца жизни. Его учениками были Е. М.
Люком, Е. П. Гердт, Е. А. Смирнова, П. Н. Владимиров, Н. П. Ивановский и
др.
В 1909 начались триумфальные гастроли Ф. за рубежом в "Русских
сезонах", организованных С. П. Дягилевым. Ф. был руководителем балетной
труппы "сезонов", вначале его пост. составляли основу репертуара. В 1918
Ф. уехал в Стокгольм, а затем - в США. В 1936-39 работал в труппе
"Русский балет Монте-Карло" (спектакли этого периода сохраняются в
репертуаре зарубежных балетных трупп). В 1942 пост. спектакль "Русский
солдат" на муз. Прокофьева, посвятив его героич. сов. воинам.
Пест.: "Половецкие пляски" в опере "Князь '"торы) (1909, т-р "Шатле",
Париж), "Карнавал" (зал Павловой, Петербург), "Шехеразада"
("Гранд-Опера", Париж), "Жар-Птица" Стравинского (там же) - все в 1910,
"Петрушка" Стравинского (1911, т-р "Шатле"), "Дафнис и Хлоя" Равеля
(1912, там же), "Стенька Разин" на муз. Глазунова (1915, Мариинский
т-р, Петроград), "Арагонская хота" на муз. Глинки (1916, там же),
"Испытания любви" на муз. Моцарта (1936, Казино, Монте-Карло), "Дон
Жуан" на муз. Глюка (1936, т-р "Альгамбра", Лондон), "Паганини" на муз.
Рахманинова (1939, "Ковент-Гарден", Лондон), "Синяя борода" на муз.
Оффенбаха (1941, Дворец изящных иск-в, Мексика) и др.
Соч.: Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма,
Л.М., 1962. '
Лит.: Иванов И., М. Фокин. П., 1923; Светлов В., Современный балет,
СПБ, 1911; Левинсон А., Старый и новый балет. П., 1914; Борисоглебский
М. [сост.], Материалы по истории русского балета, т. 2 Л., 1939;
Стравинский И., Хроника моей 'жизни' Л., 1963; Beaumont С., Michel
Fokine and his bal-lets, L., 1935. p д
ФОКИН, Николай Сергеевич [р. 6(19). XII. 1912 j- укр. сов. артист
оперы (лирич. тенор). Нар. арт. УССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с
1953. Окончил Киевскую консерваторию в 1946. С 1937 работал на Киевском
радио; в 1938-41 - солист оперной студии Киевской консерватории; в
1941-45 - Ансамбля песни и танца Киевского военного округа; в
19461948-Ансамбля красноармейской песни и пляски сов. войск в Германии.
В 1948-54 - солист Львовского т-ра оперы и балета, с 1954 - Т-ра оперы и
балета им. Шевченко.
Партии: Альфред, Герцог; Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Альмавива,
Ленский; Юродивый ("Борис Годунов"), Петро ("Наталка-Полтавка" Лысенко),
Люченцио ("Укрощение строптивой" Шебалина), Сергей Тюленин ("Молодая
гвардия" Мейтуса) и др.
Выступает в концертах как исполнитель камерных вок. произв. и укр.
нар. песен. С. 3.
ФОКУСНИК (от нем. Hokuspokus - фокус) -артист цирка или эстрады,
демонстрирующий появление, исчезновение, превращение разл. предметов.
Номера Ф. строятся на быстрых, точных, незаметных движениях. Ф. называют
также манипулятором, санжи-ровщиком, престидижитатором. Др. вид
Ф.иллюзионисты, применяющие сложные механизмы, крупную аппаратуру,
широко использующие для обмана зрения законы оптики (свет, цвет,
зеркала), химию, электричество. Номера иллюзионистов превращаются порой
в целую программу с большим числом участников, использованием балета,
дрессированных животных, нарядных костюмов, фейерверков, с включением
театрализованных сценок. Ф. строит свои трюки на уч„те психологии
публики, в частности на умении отвлечь е„ внимание в нужный момент.
Среди сов. Ф.-Э. Т. Кио, Д. Читашвили, А. Ако-пян, А. Фурманов, 3. А.
Тарасова, А. Г. Шаг, А. Г. и Р. М. Сокол, П. Нассо. Среди Ф. за рубежом
- Бу-ден, Кефало Данте Каланаг.
Лит.: К и о. Фокусы и фокусники, М., 1958; В а д и-мов А., Искусство
фокуса, М., 1959. j[f g
ФОЛ‚СКУ(Ро1е8си), Джордже (17.IX.1884- 17.XL 1939) - рум. артист
оперы (бас). В 1910 окончил Бухарестскую консерваторию. В 1909-39 -
Страницы: «« « 2416 2417 2418 2419 2420 2421 2422 2423 2424 2425 2426 2427 2428 2429 2430 2431 2432 2433 2434 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |