Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2416   2417   2418   2419   2420   2421   2422   2423   2424  2425   2426   2427   2428   2429   2430   2431   2432   2433   2434  » »»

целина" Шолохова (1964, Краснодарский т-р), "104  страницы  про  любовь"
Радзинского (1965) Д. П.
   ФОКИН, Михаил Михайлович [11(23).IV.1880- 22.VIII.1942] - рус. артист
балета, балетмейстер. В 1898 окончил Петерб. театр. уч-ще, где учился  у
П. К. Карсавина, А. В. Ширяева, П. А. Гердта, Н. Г. Легата. Был зачислен
танцовщиком в балетную труппу  Ма-риинского  т-ра.  Танец  Ф.  отличался
высоким л„гким прыжком, благородной грациозной манерой. С  начала  своей
творч.  деятельности  Ф.  стремился  осмыслить   и   индивидуализировать
классич. партии, из к-рых лучшими были:
   Арлекин ("Арлекинада" Дриго), Дезире  ("Спящая  красавица"),  Люсь-ен
("Пахита"  Дельдеве-за  и  Минкуса),  Базиль  ("Дон  Кихот"),   Соло   p
("Баядерка" Минкуса), Жан д„  Бриен  ("Раймонда"),  Зигфрид  ("Лебединое
озеро") и др.
   Исполнял  также  характерные  танцы,  а  позднее   партии   в   своих
постановках: Рэнэ д„ Божанси  ("Павильон  Армиды"  Н.  Черепнина),  Амун
("Египетские ночи" Аренского), Юноша  ("Шо-пениана"),  Пьеро  и  Арлекин
("Карнавал"), Негр ("Исла-мей" на муз. Балакирева), Эрос (о. п. на  муз.
Чайковского) и др.
   Первые балеты Ф. пост. для учеников Петерб.  театр.  уч-ща  ("Ацис  и
Галатея" Кадлеца, 1905, "Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона, 190.6).
Затем пост. в Мариинском т-ре спектакли: "Эвника"  Щербач„ва,  "Павильон
Армиды"  (1907),  "Египетские  ночи",  "Шопе-ниана"   (1908).   В   этих
спектаклях Ф. выступил Как балетмейстер-новатор и реформатор Опираясь на
искания современной живописи  и  т-ра,  он  противопоставил  отвлеч„нным
образам классического балета конкретные человеч. характеры.
   Ф. работал в содружестве с художниками А. Н. Бе-нуа, Л.  С.  Бакстом,
Н.  К.  Рерихом,  А.  Я.  Головиным,  М.  В.  Добужинским.   Использовал
симфоническую музыку Н. А. Римско-го-Корсакова, П. И. Чайковского, М. И.
Глинки, Р. Шумана, Ф. Шопена, И.  Ф.  Стравинского,  М.  Равеля,  С.  В.
Рахманинова. В своих пост. балетмейстер стремился отразить  многообразие
и  сложность  жизни.  В  светлую,  праздничную  атмосферу   балетов   Ф.
диссонансом входили темы одиночества человека, безудержности губительных
страстей, призрачных гр„з о счастье и др.  Эти  темы  потребовали  новых
выразительных средств. Ф. приш„л к отрицанию классич. танца как  системы
художеств. мышления и пользовался им  в  отдельных  случаях,  когда  это
содействовало  выражению  определ„нных  характеров  или  эмоций.  В  его
балетах нац. колорит, передача атмосферы  эпохи  достигались  включением
изобразительного иск-ва, пластики, нар.  танца.  Ф.  часто  обращался  к
стилизации, перенося в хореографию вазовую живопись, старинные  гравюры.
Но  при  этом  он  всегда  стремился  выразить  в  своих   пост.   совр.
мироощущение.  В.  1905  (в  Петерб.  театр.  уч-ще)  начал   педагогич.
деятельность, к-рую продолжал до конца жизни. Его учениками были  Е.  М.
Люком, Е. П. Гердт, Е. А. Смирнова, П. Н. Владимиров, Н. П. Ивановский и
др.
   В 1909 начались  триумфальные  гастроли  Ф.  за  рубежом  в  "Русских
сезонах", организованных С. П. Дягилевым. Ф. был руководителем  балетной
труппы "сезонов", вначале его пост. составляли основу репертуара. В 1918
Ф. уехал в Стокгольм, а затем -  в  США.  В  1936-39  работал  в  труппе
"Русский балет  Монте-Карло"  (спектакли  этого  периода  сохраняются  в
репертуаре зарубежных балетных трупп). В 1942 пост.  спектакль  "Русский
солдат" на муз. Прокофьева, посвятив его героич. сов. воинам.
   Пест.: "Половецкие пляски" в опере "Князь '"торы) (1909, т-р "Шатле",
Париж),   "Карнавал"    (зал    Павловой,    Петербург),    "Шехеразада"
("Гранд-Опера", Париж), "Жар-Птица" Стравинского (там же) - все в  1910,
"Петрушка" Стравинского (1911, т-р "Шатле"), "Дафнис и Хлоя" Равеля
   (1912, там же), "Стенька Разин" на муз. Глазунова  (1915,  Мариинский
т-р, Петроград), "Арагонская  хота"  на  муз.  Глинки  (1916,  там  же),
"Испытания любви" на муз.  Моцарта  (1936,  Казино,  Монте-Карло),  "Дон
Жуан" на муз. Глюка (1936, т-р "Альгамбра", Лондон), "Паганини" на  муз.
Рахманинова (1939, "Ковент-Гарден",  Лондон),  "Синяя  борода"  на  муз.
Оффенбаха (1941, Дворец изящных иск-в, Мексика) и др.
   Соч.: Против течения.  Воспоминания  балетмейстера.  Статьи,  письма,
Л.М., 1962. '
   Лит.: Иванов И., М. Фокин. П., 1923; Светлов В.,  Современный  балет,
СПБ, 1911; Левинсон А., Старый и новый балет. П.,  1914;  Борисоглебский
М. [сост.], Материалы  по  истории  русского  балета,  т.  2  Л.,  1939;
Стравинский И., Хроника моей  'жизни'  Л.,  1963;  Beaumont  С.,  Michel
Fokine and his bal-lets, L., 1935. p д
   ФОКИН, Николай Сергеевич [р. 6(19). XII. 1912  j-  укр.  сов.  артист
оперы (лирич. тенор). Нар. арт. УССР (1960). Чл. Коммунистич.  партии  с
1953. Окончил Киевскую консерваторию в 1946. С 1937 работал на  Киевском
радио; в 1938-41 -  солист  оперной  студии  Киевской  консерватории;  в
1941-45  -  Ансамбля  песни  и  танца  Киевского  военного   округа;   в
19461948-Ансамбля красноармейской песни и пляски сов. войск в  Германии.
В 1948-54 - солист Львовского т-ра оперы и балета, с 1954 - Т-ра оперы и
балета им. Шевченко.
   Партии: Альфред, Герцог; Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Альмавива,
Ленский; Юродивый ("Борис Годунов"), Петро ("Наталка-Полтавка" Лысенко),
Люченцио ("Укрощение строптивой"  Шебалина),  Сергей  Тюленин  ("Молодая
гвардия" Мейтуса) и др.
   Выступает в концертах как исполнитель камерных вок.  произв.  и  укр.
нар. песен. С. 3.
   ФОКУСНИК (от нем. Hokuspokus -  фокус)  -артист  цирка  или  эстрады,
демонстрирующий появление, исчезновение,  превращение  разл.  предметов.
Номера Ф. строятся на быстрых, точных, незаметных движениях. Ф. называют
также  манипулятором,   санжи-ровщиком,   престидижитатором.   Др.   вид
Ф.иллюзионисты,  применяющие  сложные  механизмы,  крупную   аппаратуру,
широко  использующие  для  обмана  зрения  законы  оптики  (свет,  цвет,
зеркала), химию, электричество. Номера иллюзионистов превращаются  порой
в целую программу с большим числом  участников,  использованием  балета,
дрессированных животных, нарядных костюмов,  фейерверков,  с  включением
театрализованных сценок.  Ф.  строит  свои  трюки  на  уч„те  психологии
публики, в частности на умении отвлечь  е„  внимание  в  нужный  момент.
Среди сов. Ф.-Э. Т. Кио, Д. Читашвили, А. Ако-пян, А.  Фурманов,  3.  А.
Тарасова, А. Г. Шаг, А. Г. и Р. М. Сокол, П. Нассо. Среди Ф. за  рубежом
- Бу-ден, Кефало Данте Каланаг.
   Лит.: К и о. Фокусы и фокусники, М., 1958; В а д и-мов А.,  Искусство
фокуса, М., 1959. j[f g
   ФОЛ‚СКУ(Ро1е8си), Джордже (17.IX.1884-  17.XL  1939)  -  рум.  артист
оперы (бас). В 1910 окончил  Бухарестскую  консерваторию.  В  1909-39  -

Страницы: «« « 2416   2417   2418   2419   2420   2421   2422   2423   2424  2425   2426   2427   2428   2429   2430   2431   2432   2433   2434  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия