Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2373   2374   2375   2376   2377   2378   2379   2380   2381  2382   2383   2384   2385   2386   2387   2388   2389   2390   2391  » »»

состоит из ряда съ„мныхм, толщина 50-60 мм}. Принцип съ„мных щитов да„т возможность поднимать и
опускать персонажей в любом месте сценической площадки,  не  нарушая  е„
конструкции.   При   оборудовании   сцены    поворотным    кругом    или
подъ„мно-спускным  планшетом  принцип  настила  несколько  меняется.   В
закулисных пространствах устанавливаются декорации для следующей картины
спектакля  (сюда  же  транспортируются  декорации  прошедшей   картины),
находятся  пульты  управления  разл.  сценич.  механизмами,   помещается
светоаппаратура спектакля, в  муз.  т-ре  -  пульт  режисс„ра,  ведущего
спектакль, площадка хормейстера, место машиниста сцены и др. В  пределах
закулисных пространств находятся и рабочие галереи. Боковые карманы (см.
Карманы сцены) устраиваются для динамичной  смены  декораций  с  помощью
накатных площадок  -  фурок.  Благодаря  электроприводу  площадки  могут
перемещаться к портальному отверстию и обратно.  Высота  кармана  должна
быть больше высоты зеркала сцены, а  глубина  -  больше  ширины  зеркала
сцены. Арьерсцена - глубинная часть сцены. По размеру  она  меньше  осн.
сцены. Имеет колосники и  трюм,  в  к-ром  обычно  помещается  сейф  для
хранения в скатанном виде мягких живописных декораций.  Она  оборудована
декорац. подъ„мами и  др.  механизмами.  Осн.  назначение  арьерсцены  -
увеличение глубины осн.  сцены.  На  арьерсцене  обычно  устанавливаются
декорации последующих картин спектакля, приборы свето- и кинопроекций (в
оперном т-ре здесь же смонтирована система колоколов). Ген. Ш.
   УТЕПБЕРГ‚ЦОВ, Сабирбай (р. 23.V.1916) -  каракалпакский  сов.  акт„р.
Нар. арт. Каракалп. АССР (1957).  Чл.  Коммунистич.  партии  с  1956.  В
1934-39  учился  в  Каракалп.   студии   ГИТНСа.   С   1940   -   артист
Каракалпакского  т-ра  (Нукус).  У.  играет  гл.  обр.характерные  роли.
Созданные   им   сценич.   образы   отличаются    остротой    социальной
характеристики, нар. юмором.
   Роли:  Садираддии  молла  ("Коклен  батыр"  Дарибаева),  Мулла   Дуст
("Проделки Майсары" Хамзы),Утеген ("Тазагуль" Мажитова),  Куден  ("Бахыт
Ходжанинзова), Бекмурза пшан ("Гарип  ашик"  Бегимова  и  Алланазарова),
Максим ("Лево-ниха на орбите") Мака„нка) и др. /\ /
   УТ‚СОВ, Леонид Осипович [р. 9(21). III. ISO:), Одесса]  -  рус.  сов.
артист эстрады. Нар. арт.  СССР  (1965).  В  детстве  учился  играть  на
скрипке. С КШ работал в  т-рах  миниатюр  Кременчуга,  Одессы,  Херсона,
Запорожья. Одновременно начал выступать на эстраде. В 1921-28 У.-  акт„р
моек.  Т-ра   революционной   сатиры,   оперетты   "Славянский   базар",
петроградского т-ра Сатиры, оперетты "Палас т-р", где У. исполнил роли:
   Бонн ("Сильва" Кальмана), Князя ("Граф  Люксембург"  Легара),  Андрея
Дудки ("Республика на кол„сах" Мамонтова), Т„лкина ("Шулер" Шкваркина) и
др. У. был первым исполнителем на эстраде  произв.  Бабеля,  Багрицкого,
Уткина, Зощенко. У. подготовил "сгшт-тп-ческий  спектакль"-"От  трагедии
до трапеции), и к-ром исполнил драматич. (Раскольников - "Преступление и
наказание" по Достоевскому) и буффон-но-комич.  (Менелай  -  "Прекрасная
Елена" Оффен-баха)  роли,  гпмна-стич.  номера  на  трапеции,  играл  на
скрипке и гитаре, дирижировал хором и оркестром.
   В 1928 У. организовал первый в Советском Союзе театрализованный  джаз
(Теа-джаз, позже - Государственный эстрадный оркестр РСФСР) и  стал  его
дириж„ром, исполнителем песен,  конферансье.  В  содружестве  с'  И.  О.
Дунаевским, В. И. Лебедевым-Кумачом, В. 3. Массом и Н.  Р.  Эрдманом  У.
создал экс-центрич. муз.  комедийные  обозрения  -  "Джаз  на  повороте"
(1930), "Музыкальный магазин" (1932) и др. В 1932-34 снимался  вместе  с
джазом в фильме "Вес„лые ребята". У. является пропагандистом сов. песни.
Он исполнял произв. Дунаевского ("Марш вес„лых ребят", "Сердце",  "Песня
верной любви", "Дорогие мои москвичи" и др.), Соловь„ва-Седого ("Казачья
кавалерийская"  и  др.),  Листова   ("Гренада",   "Тачанка"),   Книппера
("Полюшко-поле"), Блантера ("Партизан Железняк"),
   Табачникова (У Ч„рного моря"), Хренникова ("Московские окна")  и  др.
У. возродил на эстраде  старинные  рус.,  солдатские,  матросские  песни
("Раскинулось море широко", "Нелюдимо наше море", "На сопках  Манчжурии"
и др.).
   Голос У. небольшой, мягкого тембра. Исполнение отличается  простотой,
задушевностью, теплотой. У. не только по„т, но и играет песню,  создавая
"песенную новеллу".
   В   1955    выступил    в    роли    Шельменко    ("Шельменко-денщик"
Квитки-Основьяненко, Т-р им. Гоголя, Москва).
   Соч.: Записки акт„ра, M.-Л., 1939; С песней по жизни,  М.,  р61;  Моя
Одесса, "Москва", 1964, ;ј 9.
   Лит.: ДмитриевЮ., Искусство советской эстрады, [М.], 1962; Д а л ь  ц
e в 3. Г., Москва, 1917-1923, в кн.:
   У истоков. Сб. статей, М., 1960; Долински'й М., Ч e  p  -т  о  к  С.,
Леонид Утесов, "Муз. жизнь", 1960, ј 10;  .Тиме  E.,  Дороги  искусства,
М.-Л., 1962. М.Лифш.
   УТРЕННИК - название спектакля (представления,. концерта), даваемого в
первой половине дня. У. устраиваются обычно в воскресные  и  праздничные
дни по удешевл„нным ценам - специально для детей (детские У.),  а  также
для взрослых. В дореволюц. России, где  не  было  т-ров  для  детей,  У.
предназначались для детей и подростков.  Однако  к  устройству  утренних
спектаклей антрепрен„ры  подходили  с  коммерч.  целями,  У.  отличались
невысоким художеств.  уровнем,  слабым  акт„рским  составом.  Исключение
представляли лишь У. в моек. Т-ре Корша и  др.  столичных  т-рах  (Малый
т-р), в т-рах, возглавляемых  прогрессивными  театр.  деятелями  (Н.  Н.
Синельников, Н.  PI.  Соболыциков-Самарин,  П.  П.  Гайдебуров  и  др.).
Значит, событием был поставленный K.C. Станиславским в Моск.  Художеств,
т-ре утренний спектакль для детей "Синяя птица" Метерлинка (1908).
   В СССР У.- неотъемлемая часть работы  т-ра.  Спек-такли-У.  регулярно
показывают все ТЮЗы страны.  по  воскресеньям  и  в  дни  каникул-многие
драматические и музыкальные т-ры. А. Шн.
   УУЛИ, Хейно (Эйно) Аугустович (р. 14.XII. 1906) - эст. сов.  режисс„р
и артист оперы (тенор). Засл.  деят.  иск-в  Эст.  ССР  (1957).  Окончил
Таллинскую консерваторию по классу  пения  А.  Тамм  (1932).  В  1929-31
У.хорист т-ра "Эстония" (Таллин); в 1932-33 - артист  оперетты  и  драмы
т-ра "Угала" (Вильянди); в 1934-36 - солист оперы и оперетты, реж.  т-ра
"Ванемуйне" (Тарту); в 1936-51 (с небольшим перерывом) -  реж.  (нек-рое
время худ. рук. и гл. реж.) т-ра оперы и балета "Эстония" (Таллин),  где
пост. св. 40 опер, среди них - "Тихий Дон" Дзержинского (1939), "Пиковая
дама" (1940), "Севильский цирюльник"  (1943);  "Огни  мщения"  Э.  Каппа
(1945, 1948), "Пюхаярв" (1946) и "Берег  бурь"  (1949,  Гос.  пр.  СССР)
Эрнесакса. У. присуще стремление к детализации худ. образов и  хора;  он
уделяет большое внимание выразительности слова. Ар. Т.

Страницы: «« « 2373   2374   2375   2376   2377   2378   2379   2380   2381  2382   2383   2384   2385   2386   2387   2388   2389   2390   2391  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия