Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2362 2363 2364 2365 2366 2367 2368 2369 2370 2371 2372 2373 2374 2375 2376 2377 2378 2379 2380 » »» простота, душевность, цельность. У. доступны сдержанный, страстный лиризм и трагич. напряж„нность, сочный юмор и глубокий драматизм. Др. роли: Борис Годунов ("Великий государь" Соловь„ва), Эгламур ("Два веронца" Шекспира), Микеле ("Филумена Марту-рано" Де Филиппе), Стратос("Ан-гела" Севастикоглу), Серафим Чайка ("Стряпуха" и "Стряпуха замужем" Софронова), Андрей ("Ч„рные птицы" Погодина), Сто-рожев ("Серебряный бор" Эдлиса), Дион ("Дион" Л. Зорина). С 1956 У. снимается в кино. Лауреат Ленинской премии (1966) за исполнение роли Трубникова в фильме "Председатель". С 1954 вед„т педагогич. работу в Театр. уч-ще им. Щукина. Лит.: П о л е в а И., Ульянов, в сб.: Труд актера, вып. 11, М., 1963; Образцова А., Михаил Ульянов "Сов экран", 196э, ј 4. д Q УМАНЕЦ-РАЙСКАЯ, Праида Павловна [4 (16). III.1855-7(20).XI.1914] - рус. актриса. Училась в Бесплатной муз. школе, организованной М. А. Балакиревым; служила статисткой в Александрийском т-ре. Ученица В. В. Самойловой. В нач. 70-х гг. играла на клубных и дачных сценах (под Петербургом). В 1874-81 выступала в провинции (Курск, Екатеринбург, Вильно, Казань, Харьков, Пермь, Ирбит). В 1881 была принята в Малый т-р (зачислена с 1 янв. 1882), где служила до 1900. Оставив сцену, занималась педагогич. работой. У.-Р. исполняла роли героинь в драмах и комедиях. Лучшая роль - Лариса ("Бесприданница", 1881). В пьесах Островского с успехом играла также роли: Елена ("Женитьба Белу-гина"), Шелавина ("Без вины виноватые"), Катерина ("Гроза"), Липочка ("Свои люди - сочт„мся"), Ирина Лавровна ("Последняя жертва"). Др. роли: Розина ("Севильский цирюльник" Бомарше), Марья Антоновна ("Ревизор"), Телегина ("Вторая молодость" Невежина), Людмила ("Жизнь Илимова" Лихач„ва), Агния ("Гусь лапчатый" Салова), Зизи ("Общество поощрения скуки" В. Крылова) и др. Соч.: Популярный самоучитель постановки голоса и выразительного чтения, М., 1901. Лит.: "Театральная библиотека", 1880, ;No 1, с. 171-83; Курочкин 30., Из театрального прошлого Урала, Свердловск, 1957, с. 167-76. А Шн УМАНСКИЙ, Морпц Борисович (8.III.1907-19. XI 1.1948) - укр. сов. художник. В 1930 закончил Киевский художеств. ин-т. Работу в т-ре начал в 1923. В 1930-40-х гг. оформлял спектакли в т-рах Киева п др. городов. Творчество У. характеризуется поисками заостр„нной, динамичной сценич. формы, выразительных, лаконичных решений. Был мастером многокартинной декорации. Оформил спектакли: "Гибель эскадры" (совм. с М. Драком, 1933); "Украденное счастье" Франко (1940), "Русские люди" (1943), "Двенадцатая ночь" (1948) - Т-р им. Франко, Киев; "Хождение по мукам" по А. Толстому (1947), "Каменный властелин" Леси Украинки (1947) - Т-р им. Леси Украинки, Киев. Работал в кино (Гос. пр. СССР, 1948). Лит.: H e л л ? В., М. Б. Уманський, К., 1965. А. Др. . УМАРОВ, Фатхулло (р. 1897) - узб. сов. акт„р, режисс„р. В 1916 вступил в труппу "Турон" (Ташкент), затем - в узб. Т-р им. Карла Маркса. В 1924-27 учился в узб. театр. студии при Узбекском доме просвещения в Москве. Работал в Т-ре им. Хамзы, играл характерные роли. В 1930 был приглаш„н в тадж. Т-р им. Лахути в качестве режисс„ра. Здесь он пост. ряд спектаклей: "Два коммуниста" Яшена (1931), "Халима" Зафари (1931), "Краснопалочники" Хусей-на (1932), "Враг" Икрами (1935) и др. В 1936-37 работал режисс„ром в Тадж. муз. т-ре в Душанбе. Пост.: "Аршин мал алан" У. Гаджибекова (1936), "Весе" Абдулло (1937) и др. Деятельность У. способствовала становлению проф. тадж. т-ра, воспитанию акт„ров, развитию нац. драматургии. Н. Н. УМБЕТБАЕВ, Анварбек Бейсембаевич [р. 7(20). III.1914] - казах, со-в. арт. оперы (драматич. тенор). Нар. арт. Казах. ССР (1947). Чл. К оммунистич. партии с 1947. Учился в Алма-Атинской консерватории (1958-60). С 1937 - солист Т-ра оперы и балета им. Абая. У. - один из основоположников казах. оперного иск-ва, обладает сильным, ровным во всех регистрах голосом. Первый исполнитель на казах. сцене гл. партий нац. опер: Айдар ("Абай" Жу-банова и Хамиди), Ду-ман ("Дударай" Брусилов-ского), -Баки ("Назугум" Кужамьярова), Биржан ("Биржан и Сара" Тулеба-ева, Гос. пр. СССР, 1949). Исполнил ок. 40 партий, среди к-рых: Малхаз ("Да-иси" Палиашвили), Джик-Мэрген ("Алтынчеч" Жиганова), Хозе, Каварадос-си; Пинкертон ("Чио-Чио-сан"), Финн ("Руслан и Людмила") и др. Выступает как концертный певец. Гастролировал в Монголии (1956). Б E УМИКАШВЙЛИ, Петрэ Иосифович (23. X. 1838 - 25. V. 1904) - груз. драматург и театр. деятель. С юных лет принимал участие в спектаклях любительских драмкружков в Тбилиси. После восстановления груз. проф. т-ра (1879) написал пьесу "Кудесник" (1879), фарс "Проделка, или Махласа в аду" (1883), комедию "Сеть ласк" (1885), драму "Победа" (1888), сцены о груз. проф. т-ре "Репетиция" (1892), водевиль "Перед бенефисом" (1893). У. перев„л на груз. яз. "Свои люди-сочт„мся" Островского (1898) и др. Пьесы и переводы У. ставились в груз. т-ре. Лит.: Гогичайшвили Ф., Петр Умикашвили, в кн.: Умикашвили П., Народная словесность, т. 1, Тб., 1964, с. 5-29. д д УМЛАУФ (Umlauff), Игнац (1746-8.VI.1796) -австр. композитор и альтист. С 1778 - дириж„р оперы в венском Придворном нац. оперном т-ре, к-рый был открыт зингшпилем У. "Горнорабочие". Др. зинг-шпили У. (все пост. в Вене): "Остров любви" (1772), "Аптека" (1778), "Прекрасная сапожшща" (1779), "Блуждающий огон„к", "Староста и солдаты") (оба в 1782), "Удачливые охотники", "Кольцо любви" (оба в 1786). АЛ. М. УМУРЗАКОВ, Елюбай (р. 1899) - казах, сов акт„р. Нар. арт. Казах. ССР (1931). Чл. Коммунистич. партии с 1925. Учился в Казах, ин-те нар. образования в Оренбурге (1923-25). Участвуя в школьной самодеятельности, завоевал славу как певец, домб-рист, шутник-затейник, исполнитель роли ловкого и остроумного батрака Малкамбая в одноим. пьесе Е. Ерданаева. В 1925 стал одним из осн. акт„ров казах. т-ра драмы (Кзыл-Орда, затем Алма-Ата). Вн„с дух нар. творчества на его сцену. Творчество У. отмечено знанием нар. быта, умением точно передать особенности жизни старого аула. Роли: Дувана ("Аркалык батыр" Шанина), Абыз ("Енлик и Кебек" Ауэзова) и др. У. уделяет большое внимание внешней характерности роли - Кожак ("Зауре" Байсентова и Шанина, 1929), конокрад Мес ("Каменное оперение" Ауэзова, 1935); создал героич. образы - предводитель нар. восстания Жантыс ("Ночные раскаты" Ауэзова, 1935), Амангельды (о. п. Мусрепова, 1937). Игра его отличается темпераментом, активностью. Страницы: «« « 2362 2363 2364 2365 2366 2367 2368 2369 2370 2371 2372 2373 2374 2375 2376 2377 2378 2379 2380 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |