|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2362 2363 2364 2365 2366 2367 2368 2369 2370 2371 2372 2373 2374 2375 2376 2377 2378 2379 2380 » »» простота, душевность, цельность. У. доступны сдержанный, страстный
лиризм и трагич. напряж„нность, сочный юмор и глубокий драматизм.
Др. роли: Борис Годунов ("Великий государь" Соловь„ва), Эгламур ("Два
веронца" Шекспира), Микеле ("Филумена Марту-рано" Де Филиппе),
Стратос("Ан-гела" Севастикоглу), Серафим Чайка ("Стряпуха" и "Стряпуха
замужем" Софронова), Андрей ("Ч„рные птицы" Погодина), Сто-рожев
("Серебряный бор" Эдлиса), Дион ("Дион" Л. Зорина).
С 1956 У. снимается в кино. Лауреат Ленинской премии (1966) за
исполнение роли Трубникова в фильме "Председатель". С 1954 вед„т
педагогич. работу в Театр. уч-ще им. Щукина.
Лит.: П о л е в а И., Ульянов, в сб.: Труд актера, вып. 11, М., 1963;
Образцова А., Михаил Ульянов "Сов экран", 196э, ј 4. д Q
УМАНЕЦ-РАЙСКАЯ, Праида Павловна [4 (16). III.1855-7(20).XI.1914] -
рус. актриса. Училась в Бесплатной муз. школе, организованной М. А.
Балакиревым; служила статисткой в Александрийском т-ре. Ученица В. В.
Самойловой. В нач. 70-х гг. играла на клубных и дачных сценах (под
Петербургом). В 1874-81 выступала в провинции (Курск, Екатеринбург,
Вильно, Казань, Харьков, Пермь, Ирбит). В 1881 была принята в Малый т-р
(зачислена с 1 янв. 1882), где служила до 1900. Оставив сцену,
занималась педагогич. работой. У.-Р. исполняла роли героинь в драмах и
комедиях. Лучшая роль - Лариса ("Бесприданница", 1881). В пьесах
Островского с успехом играла также роли: Елена ("Женитьба Белу-гина"),
Шелавина ("Без вины виноватые"), Катерина ("Гроза"), Липочка ("Свои люди
- сочт„мся"), Ирина Лавровна ("Последняя жертва").
Др. роли: Розина ("Севильский цирюльник" Бомарше), Марья Антоновна
("Ревизор"), Телегина ("Вторая молодость" Невежина), Людмила ("Жизнь
Илимова" Лихач„ва), Агния ("Гусь лапчатый" Салова), Зизи ("Общество
поощрения скуки" В. Крылова) и др.
Соч.: Популярный самоучитель постановки голоса и выразительного
чтения, М., 1901.
Лит.: "Театральная библиотека", 1880, ;No 1, с. 171-83;
Курочкин 30., Из театрального прошлого Урала, Свердловск, 1957, с.
167-76. А Шн
УМАНСКИЙ, Морпц Борисович (8.III.1907-19. XI 1.1948) - укр. сов.
художник. В 1930 закончил Киевский художеств. ин-т. Работу в т-ре начал
в 1923. В 1930-40-х гг. оформлял спектакли в т-рах Киева п др. городов.
Творчество У. характеризуется поисками заостр„нной, динамичной сценич.
формы, выразительных, лаконичных решений. Был мастером многокартинной
декорации. Оформил спектакли:
"Гибель эскадры" (совм. с М. Драком, 1933); "Украденное счастье"
Франко (1940), "Русские люди" (1943), "Двенадцатая ночь" (1948) - Т-р
им. Франко, Киев;
"Хождение по мукам" по А. Толстому (1947), "Каменный властелин" Леси
Украинки (1947) - Т-р им. Леси Украинки, Киев. Работал в кино (Гос. пр.
СССР, 1948).
Лит.: H e л л ? В., М. Б. Уманський, К., 1965. А. Др. . УМАРОВ,
Фатхулло (р. 1897) - узб. сов. акт„р, режисс„р. В 1916 вступил в труппу
"Турон" (Ташкент), затем - в узб. Т-р им. Карла Маркса. В 1924-27 учился
в узб. театр. студии при Узбекском доме просвещения в Москве. Работал в
Т-ре им. Хамзы, играл характерные роли. В 1930 был приглаш„н в тадж. Т-р
им. Лахути в качестве режисс„ра. Здесь он пост. ряд спектаклей: "Два
коммуниста" Яшена (1931), "Халима" Зафари (1931), "Краснопалочники"
Хусей-на (1932), "Враг" Икрами (1935) и др. В 1936-37 работал режисс„ром
в Тадж. муз. т-ре в Душанбе. Пост.: "Аршин мал алан" У. Гаджибекова
(1936), "Весе" Абдулло (1937) и др. Деятельность У. способствовала
становлению проф. тадж. т-ра, воспитанию акт„ров, развитию нац.
драматургии. Н. Н.
УМБЕТБАЕВ, Анварбек Бейсембаевич [р. 7(20). III.1914] - казах, со-в.
арт. оперы (драматич. тенор). Нар. арт. Казах. ССР (1947). Чл. К
оммунистич. партии с 1947. Учился в Алма-Атинской консерватории
(1958-60). С 1937 - солист Т-ра оперы и балета им. Абая. У. - один из
основоположников казах. оперного иск-ва, обладает сильным, ровным во
всех регистрах голосом. Первый исполнитель на казах. сцене гл. партий
нац. опер: Айдар ("Абай" Жу-банова и Хамиди), Ду-ман ("Дударай"
Брусилов-ского), -Баки ("Назугум" Кужамьярова), Биржан ("Биржан и Сара"
Тулеба-ева, Гос. пр. СССР, 1949). Исполнил ок. 40 партий, среди к-рых:
Малхаз ("Да-иси" Палиашвили), Джик-Мэрген ("Алтынчеч" Жиганова), Хозе,
Каварадос-си; Пинкертон ("Чио-Чио-сан"), Финн ("Руслан и
Людмила") и др. Выступает как концертный певец. Гастролировал в
Монголии (1956). Б E
УМИКАШВЙЛИ, Петрэ Иосифович (23. X. 1838 - 25. V. 1904) - груз.
драматург и театр. деятель. С юных лет принимал участие в спектаклях
любительских драмкружков в Тбилиси. После восстановления груз. проф.
т-ра (1879) написал пьесу "Кудесник" (1879), фарс "Проделка, или Махласа
в аду" (1883), комедию "Сеть ласк" (1885), драму "Победа" (1888), сцены
о груз. проф. т-ре "Репетиция" (1892), водевиль "Перед бенефисом"
(1893). У. перев„л на груз. яз. "Свои люди-сочт„мся" Островского (1898)
и др. Пьесы и переводы У. ставились в груз. т-ре.
Лит.: Гогичайшвили Ф., Петр Умикашвили, в кн.: Умикашвили П.,
Народная словесность, т. 1, Тб., 1964, с. 5-29. д д
УМЛАУФ (Umlauff), Игнац (1746-8.VI.1796) -австр. композитор и
альтист. С 1778 - дириж„р оперы в венском Придворном нац. оперном т-ре,
к-рый был открыт зингшпилем У. "Горнорабочие". Др. зинг-шпили У. (все
пост. в Вене): "Остров любви" (1772), "Аптека" (1778), "Прекрасная
сапожшща" (1779), "Блуждающий огон„к", "Староста и солдаты") (оба в
1782), "Удачливые охотники", "Кольцо любви" (оба в 1786). АЛ. М.
УМУРЗАКОВ, Елюбай (р. 1899) - казах, сов акт„р. Нар. арт. Казах. ССР
(1931). Чл. Коммунистич. партии с 1925. Учился в Казах, ин-те нар.
образования в Оренбурге (1923-25). Участвуя в школьной самодеятельности,
завоевал славу как певец, домб-рист, шутник-затейник, исполнитель роли
ловкого и остроумного батрака Малкамбая в одноим. пьесе Е. Ерданаева. В
1925 стал одним из осн. акт„ров казах. т-ра драмы (Кзыл-Орда, затем
Алма-Ата). Вн„с дух нар. творчества на его сцену. Творчество У. отмечено
знанием нар. быта, умением точно передать особенности жизни старого
аула. Роли: Дувана ("Аркалык батыр" Шанина), Абыз ("Енлик и Кебек"
Ауэзова) и др. У. уделяет большое внимание внешней характерности роли -
Кожак ("Зауре" Байсентова и Шанина, 1929), конокрад Мес ("Каменное
оперение" Ауэзова, 1935); создал героич. образы - предводитель нар.
восстания Жантыс ("Ночные раскаты" Ауэзова, 1935), Амангельды (о. п.
Мусрепова, 1937). Игра его отличается темпераментом, активностью.
Страницы: «« « 2362 2363 2364 2365 2366 2367 2368 2369 2370 2371 2372 2373 2374 2375 2376 2377 2378 2379 2380 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |