Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2354 2355 2356 2357 2358 2359 2360 2361 2362 2363 2364 2365 2366 2367 2368 2369 2370 2371 2372 » »» После Октябрьской революции был создан первый сов. укр. оперно-балетный т-р - Украинская муз. драма в Киеве (1919, реж. А. С. Курбас, дириж„р М. М. Багриновскпй, худ. А. Г. Петрицкий, балетм. М. М. Мордкпн). Были пост. опера "Утопленница" Лысенко п балет "Азиаде" Гютэля. Нападение на город деникинцев прервало работу т-ра. В 1920 в Харькове был организован Рус. оперный т-р, в к-ром была пост. опера "Тарас Бульба" Лысенко на укр. яз. (реж. Н. Н. Боголюбов, дириж„р Л. П. Штейнберг). В 1925 был открыт первый в истории Украины национальный т-р оперы и балета в Харькове (позднее Украинский театр оперы и балета имени И. В. Л ысен-ко), ставший центром формирования укр. муз. театр. иск-ва, оперной режиссуры, вок. и балетного пспол-нительства. В 1926 т-ры были открыты в Киеве (позднее Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко) и Одессе (Одесский т-р оперы и балета). В 1926-27 эти т-ры образовали творч. объединение под рук. И. М. Лапицкого, направившего их деятельность в русло освоения рус. и мировой классики. В 1927 т-ры начали работать над нац. репертуаром ("Взрыв" Яновского, Харьковский т-р). В 1928 в Полтаве была создана гос. передвижная рабочая опера Левобережья, гастролировавшая в Сумах, Запорожье, Николаеве и др. (реорганизована в 1931 в стационарный Днепропетровский т-р оперы и балета, к-рый функционировал до 1941). В 1929 в Виннице была открыта Передвижная опера под рук. реж. С. И. Каргаль-ского п дириж„ра М. И. Вериковского. В 1932 из части е„ труппы образовался стационарный Луганский т-р оперы и балета (под рук. Н. Н. Боголюбова), перевед„нный в 1940 в Донецк и переименованный в Донецкий муз. т-р (под рук. И. М. Лапицкого). В 1939 был создан Львовский т-р оперы и балета под рук. Н. Д. Покровского, открывшийся оперой "Тихий Дон" Дзержинского. С первых же сезонов сов. укр. оперные т-ры шли своим пут„м в создании репертуара, в режиссуре, исполнительстве, декорационном иск-ве, преодолевая ложную "украинизацию", элементы вульгарного социологизма и т. д. Поисками оригинальной муз.-сценич. формы отличались первые пост. опер укр. сов. композиторов - "Взрыв" Яновского (1927, Харьков, реж. В. Д. Мапзпй, дириж„р А. Э. Маргулян, худ. А. Н. Волненко), "Разлом" Фемилиди (1929, Одесса), "Дума черноморская" ("Самийло Кишка") Яновского (1928, Киев), "Кармелюк" Костенко (1931, Харьков), "Золотой обруч" ("Беркуты") Лятошпнско-го (1930, Киев). На укр. сцене ставились оперы и балеты рус. и зарубежной классики, композиторов народов СССР. Поисками отмечена деятельность балетных коллективов, возглавляемых балетмейстерами: Л. А. Жуковым, М. М. Д псковским, Р. И. Баланотти, К. Я. Го-лейзовским, Н. А. Болотовым, П. П. Впрским, В. К. Литвиненко, М. Ф. Моисеевым. На сценах т-ров пост. балеты укр. композиторов: "Ференджи" Яновского (1930, Харьковский т-р оперы и балета), "Карманьола" Фемилиди (1930, Одесский т-р оперы и балета), "Пан Каневский" Вериковского (1931, Харьковский т-р оперы и балета), "Мещанин из Тосканы" Нахабина (1936, Днепропетровский т-р оперы и балета). Во 2-й пол. 30-х гг. укр. муз. т-р обогатился новыми нац. произв.: операми - "Щорс" Лятошинского (1938, Т-р оперы п балета им. Шевченко, реж. Ла-пицкпй, дириж„р В. А. Дранишников, худ. А. Хво-стенко-Хвостов), "Перекоп" Мейтуса, Рыбальченко и Тица (1939, Т-р оперы и балета им. Шевченко); балетами - "Лилея" Данькевича (1940, там же; 1941, Харьковский т-р оперы и балета) и "Светлана" Кле-банова (1939, Большой т-р, Москва). В этот период были созданы яркие пост. оперной классики: "Снегурочка", "Кармен"; "Мейстерзингеры" Вагнера (реж. Лапицкий, Т-р оперы и балета им. Шевченко; Харьковский т-р оперы и балета), "Пиковая дама"; "Отел-ло" Верди (реж. Н. В. Смолич, Т-р оперы и балета им. Шевченко), "Аида" (реж. В. А. Лосский, Одесский т-р оперы и балета), "Травиата" (Харьковский т-р оперы и балета, реж. С. Д. Масловская), "Царская невеста" (Днепропетровский т-р оперы и балета, реж. М. П.Стефанович). В 30-е гг. на Украине были организованы первые сов. т-ры муз. комедии. В 1929 - Харьковский т-р муз. комедии, в 1930 - Передвижная укр. оперетта Донбасса, а в 1934 - Киевский т-р муз. комедии. Первыми укр. опереттами, получившими широкую популярность, стали "Сорочпнская ярмарка", "Майская ночь" Рябова (1936, Харьковский т-р муз. комедии). В 1937 в Харьковском и Киевском т-рах музыкальной комедии была пост, музыкальная комедия "Свадьба в Малиновке" Рябова. С конца 30-х гг. сов. репертуар занимает прочное место в укр. т-ре оперетты. В годы войны временно эвакуированные оперные театры Киева и Харькова объединились в Иркутске, т-ры Одессы и Днепропетровска - в Красноярске, т-ры муз. комедии - в Узбекистане. В последующие годы муз. т-ры Украины активно работают над воплощением темы героич. современности. В 1947 в Т-ре оперы и балета им. Шевченко была осуществлена пост. оперы "Молодая гвардия" Мейтуса. В 1950 "Молодая гвардия" была пост. в Донецке, а в 1953 во Львовском т-ре оперы и балета. Среди балетных спектаклей - "Светлана" Клебанова (1946, Харьковский т-р оперы и балета; 1947, Львовский т-р оперы и балета), "Олеся" Русинова (1948, Одесский т-р оперы и балета), "Юность" Чулаки (1950, Т-р оперы и балета им. Шевченко). Появляются новые укр. оперы - "Батрачка" Вериковского (1943, там же; 1946, Харьковский т-р оперы и балета; 1947, Львовский т-р оперы и балета), "Богдан Хмельницкий" Данькевича (1951, Т-р оперы и балета им. Шевченко; 2-я ред. 1953, там же и в др. городах). Ставится нов. ред. балета Данькевича "Лилея" (1945, Т-р оперы и балета им. Шевченко и др. укр. т-ры), балеты-"Лесная песня" Скорульского (1946, Т-р оперы и балета им. Шевченко; 2-я ред. 1958, там же), "Хустка Довбуша" Кос-Ана-тольского (1948, Львовский т-р оперы и балета), "Маруся Богуславка" Свечникова (1951, Т-р оперы и балета им. Шевченко; 2-я ред. 1953, там же и в др. т-рах). Среди пост. классич. произв.: "Русалка" Дворжака- впервые пост. в СССР (1954, Харьковский т-р оперы и балета). В муз. т-рах Украины работают дириж„ры: В. С. Тольба, Н. Д. Покровский, Я. А. Вощак, В. О. Пирадов; реж.: М. П. Стефанович, В. И. Харченко, А. А. Здиховский, В. М. Скляренко; балетм.: Г. А. Березова, В. И. Вронский, С. С. Сергеев, Н. И. Тре-губов; худ.: А. Г. Петрицкпй, А. В. Хвостенко-Хво-стов, И. Г. Назаров, А.Н. Волненко, П. А. Злочевский, Ф. Ф. Нирод; хормейстеры: Н. М. Тараканов, Л. Н. Венедиктов, Е. И. Коноплева, В. И. Колесник. 2-я пол. 50-х-60-е гг. отмечены большим подъ„мом онерно-балетного иск-ва Украины. Созданы оперы- "Милана" (1957), "Арсенал" (1960), "Тарас Шевченко" (1964) Г. И. Майбороды (все в Т-ре оперы и балета им. Шевченко), "Украденное счастье" (1960, Львовский т-р оперы и балета) и "Дочь ветра" (1965, Одесский т-р оперы и балета) Мейтуса, "Назар Стодоля" Данькевп-ча (1960, там же и Харьковский т-р оперы и балета; Страницы: «« « 2354 2355 2356 2357 2358 2359 2360 2361 2362 2363 2364 2365 2366 2367 2368 2369 2370 2371 2372 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |