Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2350 2351 2352 2353 2354 2355 2356 2357 2358 2359 2360 2361 2362 2363 2364 2365 2366 2367 2368 » »» укр. акт„ры-реалисты К. Т. Соленик, И. X. Дрейсиг и др. Они вводили в репертуар рус. классич. драматургию ("Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор", "Женитьба" и др.). Гастроли на Украине выдающихся рус. акт„ров укрепляли творч. связи передовых деятелей рус. и укр. т-ров. Большое влияние на формирование эстетич. принципов У. т. оказало творчество Т. Г. Шевченко. Во 2-й пол. 19 в. У. т. достигает высокого развития, несмотря на административно-цензурные притеснения со стороны царского правительства (указы и циркуляры 1863, 1876, 1881 о запрещении сценич. представлении "на малорусском наречии", переводов пьес на укр. яз., об обязательной постановке в один вечер наряду с укр. также рус. пьесы и т. п.). В этот период отч„тливо проявились две тенденции в развитии укр. театр. иск-ва-революционно-демократическяя и буржуазно-либеральная. Передовые традиции Котлярев-ского, Шевченко, Щепкина, Соленика развивали М. П. Старицкий, М. Л. Кропивницкий, И. К. Кар-пенко-Карый, П. К. Саксаганский, А. П. Затыркевич-Карпинская и М. К. Заньковецкая. Прогрессивные деятели У. т. связывали борьбу за народность и реализм в нац. иск-ве с освободительными идеями, протестом против социального и нац. гн„та, против административного произвола, шовинизма и национализма господствующих классов. Укр. драматургия стала основой для формирования таланта выдающихся укр. акт„ров-реалистов. В пьесах Старицкого, Кропивниц-кого, Карпенко-Карого, Панаса Мирного, изображающих социальное неравенство, показывающих социальную дифференциацию крестьянства, хищничество сельской буржуазии, бесправную участь бедняков, укр. акт„ры раскрывали жизнеутверждающую силу и мудрость народа, его духовное богатство, в спек' таклях, посв. историч. прошлому, воссоздавали картины борьбы украинцев с иноземными захватчиками, патриотич. подвиги народа. Протест против общественного неравенства, утверждение веры в лучшее будущее получили яркое выражение в пост. пьес И. Я. Франко, Леси Украинки. В 80-х гг. 19 в. организовались укр. театр. труппы Кропивницкого, Старицкого, Саксаганского. Они то объединялись, то существовали самостоятельно, разъезжая по городам Украины и России. В этих труппах работали талантливые акт„ры: М. К. Заньковецкая, И. А. Марьяненко, А. И. Борисоглебская, Ф. В. Левицкий, И. В. Загорский, А.Н. Максимович, В. Е. Грицай, Л. П. Линицкая, Д. Н. Мова и др. У. т. 2-й пол. 19 в. следовал реалистич. традициям Щепкина и Соленика. Он развивался под воздействием творчества великих рус. акт„ров - М. Н. Ермоловой, П. А. Стрепетовой, М. Г. Савиной, В. Н. Давыдова, иск-ва Малого, позднее Художественного т-ров. Укр. демократич. т-р, утверждавший на сцене жизненную правду и принципы художественного реализма, находил горячую поддержку среди передовой части рус. общества (гастроли укр. трупп в Москве и Петербурге в 1886, 1887, 1901-02; пост. в Малом т-ре, вопреки цензурным запрещениям, пьесы "Назар Стодоля" Шевченко, 1877, пьес Квитки-Основьяненко, Кот-ляревского и др.). На зап.-укр. землях, входивших тогда в состав Австро-Венгрии, проф. У. т. был основан в 1864 Е. В. Бачинским. Здесь работали талантливые акт„ры и режисс„ры Т. О. Бачинская, И. Гриневецкий, В. К. Плошевский, К. О. Подвысоцкий, В. М. Юрчак, Е. А. Рубчакова, И. Д. Стадник, И. Д. Рубчак. Они следовали реалистич. принципам У. т. Надднепров-ской Украины. Укреплению реалистич. позиций зап.-укр. т-ра способствовал своими пьесами и теоретич. работами И. Я. Франко. После подавления рус. революции 1905-07 У. т. переживал тяж„лый творч. кризис. Националистич. реакция и великодержавный шовинизм мешали развитию укр. нац. иск-ва. Многие труппы прекратили сво„ существование. Только т-р Садовского, игравший в киевском Нар. доме, сумел сохранить лучшие реалистич. традиции укр. сценич. иск-ва. Здесь ставились произведения укр. классич. драматургии, а также "Ревизор", "Женитьба", "Доходное место". Подлинный расцвет У. т. наступил после Октябрьской революции. Т-ры были переданы в ведение Наркомпроса. При них созданы художеств. советы, ставились бесплатные спектакли для красноармейцев и рабочих. Для. приобщения к т-ру широких масс зрителей организовывались передвижные т-ры. Особое внимание уделялось подготовке нового репертуара. Возникли новые формы массово-агитационных представлений (театрализованные инсценировки на площадях, спектакли агитпоездов и т. д.), первые рабоче-крестьянские т-ры. Появлялись новаторские сов. т-ры, выступавшие как наследники и продолжатели реалистич. традиций искусства и вместе с тем как разведчики новых путей в иск-ве. Такими т-рами были: Киевский драм. т-р им. Т. Г. Шевченко (осн. в 1919; ныне в Днепропетровске), Драм. т-р им. И. Я. Франко (осн. в 1920 в Виннице, с 1926 в Киеве), киевский т-р "Берез?ль" (осн. в 1922, с 1926 в Харькове, с 1935 переименован в Т-р им. Шевченко), Киевский драм. т-р им. М. К. Заньковецкой (осн. в 1922; ныне во Львове), Одесский укр. драм. т-р им. Октябрьской революции (1925) и др. Организуются т-ры юного зрителя. Строительство нового, сов. т-ра на Украине проходило в борьбе с бурж. национализмом, формализмом и космополитизмом, оказавшими влияние на работу нек-рых т-ров (студия Пролеткульта, т-р "Берез?ль" и др.). Но развитие передовой сов. культуры, социалистической по содержанию, национальной по форме, определяло высокую идейность и реалистич. направленность У. т. Новая сов. драматургия способствовала формированию сценич. иск-ва, росту и совершенствованию акт„рского мастерства. Т-ры вс„ теснее связывали свою творч. деятельность с задачами социалистич. строительства. Они ставили также пьесы Карпенко-Карого, Кропивницкого, Леси Украинки, Шевченко, Франко, Гоголя, Горького, Бомарше, Мольера, стремясь по-новому раскрыть идейное содержание этих произведений. Героич. т-р, возникший в Харькове в 1921, впервые на укр. сцене осуществил пост. "Мистерпп-Буфф" Маяковского (1921). В сер. 20-х гг. Т-р им. И. Я. Франко пост. пьесы: "97" Кулиша, "Поджигатели" Луначарского (1924), "Воздушный пирог" Ромашова (1925). Т-р "Берез?ль" осуществил остро публицистич., агитац. пост.: "Октябрь" (1922), "Рур" (1923)-текст коллективный, "Джимми Хиггинс" по Синклеру (1923), "Пролог" Бондарчука (1927). Здесь пост. "Коммуна в степях" Кулиша (1925), "Яблоневый плен" Днепровского (1927). В Т-ре им. Т. Г. Шевченко (Днепропетровск) пост. "Когда народ освобождается" Мамонтова (1929) и "Яд" Луначарского (1926). В Т-ре им. М. К. Заньковецкой шли пьесы И. А. Кочерги ("Фея горького миндаля", 1926), Я. А. Мамонтова ("Над бездной", 1923, "Ave Maria", 1924, "До третьих петухов", 1925), Е. М. Кротевича ("Сентиментальный ч„рт", 1923) и др. В 20-е гг. формируется мастерство нового поколения режисс„ров и Страницы: «« « 2350 2351 2352 2353 2354 2355 2356 2357 2358 2359 2360 2361 2362 2363 2364 2365 2366 2367 2368 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |