|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2350 2351 2352 2353 2354 2355 2356 2357 2358 2359 2360 2361 2362 2363 2364 2365 2366 2367 2368 » »» укр. акт„ры-реалисты К. Т. Соленик, И. X. Дрейсиг и др. Они вводили в
репертуар рус. классич. драматургию ("Недоросль", "Горе от ума",
"Ревизор", "Женитьба" и др.). Гастроли на Украине выдающихся рус.
акт„ров укрепляли творч. связи передовых деятелей рус. и укр. т-ров.
Большое влияние на формирование эстетич. принципов У. т. оказало
творчество Т. Г. Шевченко.
Во 2-й пол. 19 в. У. т. достигает высокого развития, несмотря на
административно-цензурные притеснения со стороны царского правительства
(указы и циркуляры 1863, 1876, 1881 о запрещении сценич. представлении
"на малорусском наречии", переводов пьес на укр. яз., об обязательной
постановке в один вечер наряду с укр. также рус. пьесы и т. п.). В этот
период отч„тливо проявились две тенденции в развитии укр. театр.
иск-ва-революционно-демократическяя и буржуазно-либеральная. Передовые
традиции Котлярев-ского, Шевченко, Щепкина, Соленика развивали М. П.
Старицкий, М. Л. Кропивницкий, И. К. Кар-пенко-Карый, П. К.
Саксаганский, А. П. Затыркевич-Карпинская и М. К. Заньковецкая.
Прогрессивные деятели У. т. связывали борьбу за народность и реализм в
нац. иск-ве с освободительными идеями, протестом против социального и
нац. гн„та, против административного произвола, шовинизма и национализма
господствующих классов. Укр. драматургия стала основой для формирования
таланта выдающихся укр. акт„ров-реалистов. В пьесах Старицкого,
Кропивниц-кого, Карпенко-Карого, Панаса Мирного, изображающих социальное
неравенство, показывающих социальную дифференциацию крестьянства,
хищничество сельской буржуазии, бесправную участь бедняков, укр. акт„ры
раскрывали жизнеутверждающую силу и мудрость народа, его духовное
богатство, в спек' таклях, посв. историч. прошлому, воссоздавали картины
борьбы украинцев с иноземными захватчиками, патриотич. подвиги народа.
Протест против общественного неравенства, утверждение веры в лучшее
будущее получили яркое выражение в пост. пьес И. Я. Франко, Леси
Украинки.
В 80-х гг. 19 в. организовались укр. театр. труппы Кропивницкого,
Старицкого, Саксаганского. Они то объединялись, то существовали
самостоятельно, разъезжая по городам Украины и России. В этих труппах
работали талантливые акт„ры: М. К. Заньковецкая, И. А. Марьяненко, А. И.
Борисоглебская, Ф. В. Левицкий, И. В. Загорский, А.Н. Максимович, В. Е.
Грицай, Л. П. Линицкая, Д. Н. Мова и др. У. т. 2-й пол. 19 в. следовал
реалистич. традициям Щепкина и Соленика. Он развивался под воздействием
творчества великих рус. акт„ров - М. Н. Ермоловой, П. А. Стрепетовой, М.
Г. Савиной, В. Н. Давыдова, иск-ва Малого, позднее Художественного
т-ров. Укр. демократич. т-р, утверждавший на сцене жизненную правду и
принципы художественного реализма, находил горячую поддержку среди
передовой части рус. общества (гастроли укр. трупп в Москве и Петербурге
в 1886, 1887, 1901-02; пост. в Малом т-ре, вопреки цензурным
запрещениям, пьесы "Назар Стодоля" Шевченко, 1877, пьес
Квитки-Основьяненко, Кот-ляревского и др.).
На зап.-укр. землях, входивших тогда в состав Австро-Венгрии, проф.
У. т. был основан в 1864 Е. В. Бачинским. Здесь работали талантливые
акт„ры и режисс„ры Т. О. Бачинская, И. Гриневецкий, В. К. Плошевский, К.
О. Подвысоцкий, В. М. Юрчак, Е. А. Рубчакова, И. Д. Стадник, И. Д.
Рубчак. Они следовали реалистич. принципам У. т. Надднепров-ской
Украины. Укреплению реалистич. позиций зап.-укр. т-ра способствовал
своими пьесами и теоретич. работами И. Я. Франко.
После подавления рус. революции 1905-07 У. т. переживал тяж„лый
творч. кризис. Националистич. реакция и великодержавный шовинизм мешали
развитию укр. нац. иск-ва. Многие труппы прекратили сво„ существование.
Только т-р Садовского, игравший в киевском Нар. доме, сумел сохранить
лучшие реалистич. традиции укр. сценич. иск-ва. Здесь ставились
произведения укр. классич. драматургии, а также "Ревизор", "Женитьба",
"Доходное место".
Подлинный расцвет У. т. наступил после Октябрьской революции. Т-ры
были переданы в ведение Наркомпроса. При них созданы художеств. советы,
ставились бесплатные спектакли для красноармейцев и рабочих. Для.
приобщения к т-ру широких масс зрителей организовывались передвижные
т-ры. Особое внимание уделялось подготовке нового репертуара. Возникли
новые формы массово-агитационных представлений (театрализованные
инсценировки на площадях, спектакли агитпоездов и т. д.), первые
рабоче-крестьянские т-ры. Появлялись новаторские сов. т-ры, выступавшие
как наследники и продолжатели реалистич. традиций искусства и вместе с
тем как разведчики новых путей в иск-ве. Такими т-рами были: Киевский
драм. т-р им. Т. Г. Шевченко (осн. в 1919; ныне в Днепропетровске),
Драм. т-р им. И. Я. Франко (осн. в 1920 в Виннице, с 1926 в Киеве),
киевский т-р "Берез?ль" (осн. в 1922, с 1926 в Харькове, с 1935
переименован в Т-р им. Шевченко), Киевский драм. т-р им. М. К.
Заньковецкой (осн. в 1922; ныне во Львове), Одесский укр. драм. т-р им.
Октябрьской революции (1925) и др. Организуются т-ры юного зрителя.
Строительство нового, сов. т-ра на Украине проходило в борьбе с бурж.
национализмом, формализмом и космополитизмом, оказавшими влияние на
работу нек-рых т-ров (студия Пролеткульта, т-р "Берез?ль" и др.). Но
развитие передовой сов. культуры, социалистической по содержанию,
национальной по форме, определяло высокую идейность и реалистич.
направленность У. т. Новая сов. драматургия способствовала формированию
сценич. иск-ва, росту и совершенствованию акт„рского мастерства. Т-ры
вс„ теснее связывали свою творч. деятельность с задачами социалистич.
строительства. Они ставили также пьесы Карпенко-Карого, Кропивницкого,
Леси Украинки, Шевченко, Франко, Гоголя, Горького, Бомарше, Мольера,
стремясь по-новому раскрыть идейное содержание этих произведений.
Героич. т-р, возникший в Харькове в 1921, впервые на укр. сцене
осуществил пост. "Мистерпп-Буфф" Маяковского (1921). В сер. 20-х гг. Т-р
им. И. Я. Франко пост. пьесы: "97" Кулиша, "Поджигатели" Луначарского
(1924), "Воздушный пирог" Ромашова (1925). Т-р "Берез?ль" осуществил
остро публицистич., агитац. пост.: "Октябрь" (1922), "Рур" (1923)-текст
коллективный, "Джимми Хиггинс" по Синклеру (1923), "Пролог" Бондарчука
(1927). Здесь пост. "Коммуна в степях" Кулиша (1925), "Яблоневый плен"
Днепровского (1927). В Т-ре им. Т. Г. Шевченко (Днепропетровск) пост.
"Когда народ освобождается" Мамонтова (1929) и "Яд" Луначарского (1926).
В Т-ре им. М. К. Заньковецкой шли пьесы И. А. Кочерги ("Фея горького
миндаля", 1926), Я. А. Мамонтова ("Над бездной", 1923, "Ave Maria",
1924, "До третьих петухов", 1925), Е. М. Кротевича ("Сентиментальный
ч„рт", 1923) и др.
В 20-е гг. формируется мастерство нового поколения режисс„ров и
Страницы: «« « 2350 2351 2352 2353 2354 2355 2356 2357 2358 2359 2360 2361 2362 2363 2364 2365 2366 2367 2368 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |