Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2350   2351   2352   2353   2354   2355   2356   2357   2358  2359   2360   2361   2362   2363   2364   2365   2366   2367   2368  » »»

укр. акт„ры-реалисты К. Т. Соленик, И. X. Дрейсиг и др.  Они  вводили  в
репертуар  рус.  классич.  драматургию  ("Недоросль",  "Горе  от   ума",
"Ревизор", "Женитьба"  и  др.).  Гастроли  на  Украине  выдающихся  рус.
акт„ров укрепляли творч. связи передовых деятелей  рус.  и  укр.  т-ров.
Большое  влияние  на  формирование  эстетич.  принципов  У.  т.  оказало
творчество Т. Г. Шевченко.
   Во 2-й пол. 19 в. У. т.  достигает  высокого  развития,  несмотря  на
административно-цензурные притеснения со стороны царского  правительства
(указы и циркуляры 1863, 1876, 1881 о запрещении  сценич.  представлении
"на малорусском наречии", переводов пьес на укр.  яз.,  об  обязательной
постановке в один вечер наряду с укр. также рус. пьесы и т. п.). В  этот
период  отч„тливо  проявились  две  тенденции  в  развитии  укр.  театр.
иск-ва-революционно-демократическяя и  буржуазно-либеральная.  Передовые
традиции Котлярев-ского, Шевченко, Щепкина,  Соленика  развивали  М.  П.
Старицкий,  М.  Л.  Кропивницкий,   И.   К.   Кар-пенко-Карый,   П.   К.
Саксаганский,  А.  П.  Затыркевич-Карпинская  и  М.   К.   Заньковецкая.
Прогрессивные деятели У. т. связывали борьбу за народность и  реализм  в
нац. иск-ве с освободительными идеями, протестом  против  социального  и
нац. гн„та, против административного произвола, шовинизма и национализма
господствующих классов. Укр. драматургия стала основой для  формирования
таланта  выдающихся  укр.  акт„ров-реалистов.   В   пьесах   Старицкого,
Кропивниц-кого, Карпенко-Карого, Панаса Мирного, изображающих социальное
неравенство,  показывающих   социальную   дифференциацию   крестьянства,
хищничество сельской буржуазии, бесправную участь бедняков, укр.  акт„ры
раскрывали  жизнеутверждающую  силу  и  мудрость  народа,  его  духовное
богатство, в спек' таклях, посв. историч. прошлому, воссоздавали картины
борьбы украинцев с иноземными захватчиками, патриотич.  подвиги  народа.
Протест против общественного  неравенства,  утверждение  веры  в  лучшее
будущее получили яркое  выражение  в  пост.  пьес  И.  Я.  Франко,  Леси
Украинки.
   В 80-х гг. 19 в. организовались  укр.  театр.  труппы  Кропивницкого,
Старицкого,  Саксаганского.  Они  то   объединялись,   то   существовали
самостоятельно, разъезжая по городам Украины и России.  В  этих  труппах
работали талантливые акт„ры: М. К. Заньковецкая, И. А. Марьяненко, А. И.
Борисоглебская, Ф. В. Левицкий, И. В. Загорский, А.Н. Максимович, В.  Е.
Грицай, Л. П. Линицкая, Д. Н. Мова и др. У. т. 2-й пол. 19  в.  следовал
реалистич. традициям Щепкина и Соленика. Он развивался под  воздействием
творчества великих рус. акт„ров - М. Н. Ермоловой, П. А. Стрепетовой, М.
Г. Савиной, В.  Н.  Давыдова,  иск-ва  Малого,  позднее  Художественного
т-ров. Укр. демократич. т-р, утверждавший на сцене  жизненную  правду  и
принципы  художественного  реализма,  находил  горячую  поддержку  среди
передовой части рус. общества (гастроли укр. трупп в Москве и Петербурге
в  1886,  1887,  1901-02;  пост.  в  Малом   т-ре,   вопреки   цензурным
запрещениям,   пьесы    "Назар    Стодоля"    Шевченко,    1877,    пьес
Квитки-Основьяненко, Кот-ляревского и др.).
   На зап.-укр. землях, входивших тогда в состав  Австро-Венгрии,  проф.
У. т. был основан в 1864 Е. В.  Бачинским.  Здесь  работали  талантливые
акт„ры и режисс„ры Т. О. Бачинская, И. Гриневецкий, В. К. Плошевский, К.
О. Подвысоцкий, В. М. Юрчак, Е. А.  Рубчакова,  И.  Д.  Стадник,  И.  Д.
Рубчак.  Они  следовали  реалистич.  принципам  У.  т.   Надднепров-ской
Украины. Укреплению  реалистич.  позиций  зап.-укр.  т-ра  способствовал
своими пьесами и теоретич. работами И. Я. Франко.
   После подавления рус.  революции  1905-07  У.  т.  переживал  тяж„лый
творч. кризис. Националистич. реакция и великодержавный шовинизм  мешали
развитию укр. нац. иск-ва. Многие труппы прекратили сво„  существование.
Только т-р Садовского, игравший в киевском Нар.  доме,  сумел  сохранить
лучшие  реалистич.  традиции  укр.  сценич.  иск-ва.   Здесь   ставились
произведения укр. классич. драматургии, а также  "Ревизор",  "Женитьба",
"Доходное место".
   Подлинный расцвет У. т. наступил после  Октябрьской  революции.  Т-ры
были переданы в ведение Наркомпроса. При них созданы художеств.  советы,
ставились  бесплатные  спектакли  для  красноармейцев  и  рабочих.  Для.
приобщения к т-ру широких  масс  зрителей  организовывались  передвижные
т-ры. Особое внимание уделялось подготовке нового  репертуара.  Возникли
новые   формы   массово-агитационных   представлений   (театрализованные
инсценировки  на  площадях,  спектакли  агитпоездов  и  т.  д.),  первые
рабоче-крестьянские т-ры. Появлялись новаторские сов. т-ры,  выступавшие
как наследники и продолжатели реалистич. традиций искусства и  вместе  с
тем как разведчики новых путей в иск-ве. Такими  т-рами  были:  Киевский
драм. т-р им. Т. Г. Шевченко (осн.  в  1919;  ныне  в  Днепропетровске),
Драм. т-р им. И. Я. Франко (осн. в 1920 в  Виннице,  с  1926  в  Киеве),
киевский т-р "Берез?ль"  (осн.  в  1922,  с  1926  в  Харькове,  с  1935
переименован  в  Т-р  им.  Шевченко),  Киевский  драм.  т-р  им.  М.  К.
Заньковецкой (осн. в 1922; ныне во Львове), Одесский укр. драм. т-р  им.
Октябрьской революции (1925) и др. Организуются т-ры юного зрителя.
   Строительство нового, сов. т-ра на Украине проходило в борьбе с бурж.
национализмом, формализмом  и  космополитизмом,  оказавшими  влияние  на
работу нек-рых т-ров (студия Пролеткульта, т-р  "Берез?ль"  и  др.).  Но
развитие  передовой  сов.  культуры,  социалистической  по   содержанию,
национальной  по  форме,  определяло  высокую  идейность  и   реалистич.
направленность У. т. Новая сов. драматургия способствовала  формированию
сценич. иск-ва, росту и совершенствованию  акт„рского  мастерства.  Т-ры
вс„ теснее связывали свою творч. деятельность  с  задачами  социалистич.
строительства. Они ставили также пьесы  Карпенко-Карого,  Кропивницкого,
Леси Украинки, Шевченко, Франко,  Гоголя,  Горького,  Бомарше,  Мольера,
стремясь по-новому раскрыть идейное содержание этих произведений.
   Героич. т-р, возникший в Харькове  в  1921,  впервые  на  укр.  сцене
осуществил пост. "Мистерпп-Буфф" Маяковского (1921). В сер. 20-х гг. Т-р
им. И. Я. Франко пост. пьесы: "97"  Кулиша,  "Поджигатели"  Луначарского
(1924), "Воздушный пирог" Ромашова  (1925).  Т-р  "Берез?ль"  осуществил
остро публицистич., агитац. пост.: "Октябрь" (1922), "Рур"  (1923)-текст
коллективный, "Джимми Хиггинс" по Синклеру (1923),  "Пролог"  Бондарчука
(1927). Здесь пост. "Коммуна в степях" Кулиша (1925),  "Яблоневый  плен"
Днепровского (1927). В Т-ре им. Т. Г.  Шевченко  (Днепропетровск)  пост.
"Когда народ освобождается" Мамонтова (1929) и "Яд" Луначарского (1926).
В Т-ре им. М. К. Заньковецкой шли пьесы И.  А.  Кочерги  ("Фея  горького
миндаля", 1926), Я. А. Мамонтова  ("Над  бездной",  1923,  "Ave  Maria",
1924, "До третьих петухов", 1925),  Е.  М.  Кротевича  ("Сентиментальный
ч„рт", 1923) и др.
   В 20-е гг.  формируется  мастерство  нового  поколения  режисс„ров  и

Страницы: «« « 2350   2351   2352   2353   2354   2355   2356   2357   2358  2359   2360   2361   2362   2363   2364   2365   2366   2367   2368  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия