Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2356   2357   2358   2359   2360   2361   2362   2363   2364  2365   2366   2367   2368   2369   2370   2371   2372   2373   2374  » »»

Н. В. Ба-ранник, О. А. Байкова, А. В. Ярыгина, С. П. Колыва-нова, В.  А.
Трапезникова, С. Н. Новбари,  Г.  В.  Чайка,  А.  Г.  Гудименко,  Т.  К.
Папеску, В. В. Сова, А. Е. Попов и др. Были пост. балеты:  "Дон  Кихот",
"Коппелия" (1945), "Бахчисарайский фонтан"; "Лилея"  Данькевича  (1946),
"Светлана" Клебанова (1947),  "Лебединое  озеро",  "Эсмеральда"  (1948);
"Данко" Нахабина, "Раймонда" (1949), "Красный мак",  "Спящая  красавица"
(1950); "Доктор Айболит" Морозова, "Юность" Чу-лаки (1951), "Лауренсия";
"Весенняя сказка" Нахабина  (1952),  "Шурале"  (1953);  "Лайма"  Лепина,
"Лебединое озеро" (1954); "Кавказский пленник" Асафьева (1955), "Корсар"
Адана (1956), "Маска" Боярского, "Голубой Дунай" на муз. Штрауса (1957),
"Баядерка" Минкуса, "Жизель" (1958); "Таврия" Нахабина  (1959),  "Бетси"
Лепина, "Лилея" Данькевича (1960), "Песня о дружбе"  Щуровского  (1961),
"Каменный цветок" Прокофьева (1962),  "Лебединое  озеро",  "Жизель";  "Я
помню чудное мгновенье" на муз. Глинки, интерпретация  Синисало  (1963),
"Человек, который сме„тся" Зейдмана,  "Шопениана"  (1964);  "Мещанин  из
Тосканы" Нахабина (1965).
   В труппе т-ра (1965): нар. арт. УССР Е. И. Черво-нюк; засл. арт. УССР
В. Ф. Арканова, О. А. Байкова, Т. Н. Бурцева,  А.  Д.  Оголивец,  Л.  В.
Попова;  артисты  Н.   А.   Суржина.   М.   М.   Суховольская,   Л.   В.
Тарасова-Морозова, Л. Г. Цуркан, Б. А. Жаворонок, А. М. Манжула,  А.  П.
Монастырный, А. Г. Гроза, Н. М. Щерб; дириж„ры-засл. деят. иск-в УССР Е.
В. Дущенко (гл. дириж„р); А.  .В.  Калабухин,  засл.  арт.  УССР  И.  С.
Штейман; гл. реж.-засл. деят. иск-в УССР Ю. Н. Леков;  худ.-засл.  деят.
иск-в УССР Д. П. Овчаренко (гл. худ.), Л. С. Братченко;  балетм.-  засл.
деят. иск-в РСФСР М. Л. Сатуновский, В. Каминская,  Н.  В.  Виноградова;
гл. хорм.-Е. А. Коноплева.
   Лит.: Стан?шевський Ю., Укранський музичний театр ? Харк?вська опера,
в кн.: М и л о с л а в с ь -кий К., ?вановсьь-ий П.,  Ш  т  о  л  ь  Г.,
Харк?вський театр опери та балету. К., 1965; С т а н ? ш е в с ь к и й Ю
, Традиц? ? новаторство. Харк?вськ?й опер? -  40  рок?в,  "Прапор",  X.,
1965, ј 11. К). С.
   УКРАИНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ  И  БАЛЕТА  ИМЕНИ  Т.  Г.  ШЕВЧЕНКО  (Киевский
государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им.  Т.
Г. Шевченко) - крупнейший муз. т-р Украины. Первый сезон Киевской  оперы
был открыт в 1867 "Аскольдовой могилой" Верстовского в  исполнении  рус.
труппы. Т-р ставил рус. и зарубежную  оперную  и  балетную  классику.  В
дореволюц. период на сцене т-ра выступали певцы: Н.  И.  Забела-Врубель,
А. Ф. Мишуга, М. Е. Медведев,  А.  М.  Давыдов,  О.  Н.  Петляш,  М.  И.
Литвиненко-Вольгемут, М. И.Донец, М. М. Микиша, О. И. Каченовский, Е. Д.
Воронец, О. И. Монска, М. М. Скибинкая, Р. Е. Орешкевич, Ф. И.  Шаляпин,
Л. В. Собинов, Д. А. Смирнов;  танцовщики:  Б.  Ф.  Нижи  некая,  М.  М.
Мордкин и др.; .дириж„ры: В. И. Сук, И. В. Прибик, И. О. Палипын, А.  М.
Пазовский, Л. П. Штейн-берг и др.
   В 1919 т-р  был  национализирован  и  получил  название  Т-р  им.  К.
Либкнехта. С 1926 - Киевская  государственная  академическая  украинская
опера. Все пост. осуществлялись на укр. языке. Т-р возглавили реж. И. М.
Лапицкий; дириж„ры В. В. Бердяев, А. Э. Маргулян и А.  И.  Орлов.  Среди
лучших спектаклей 20-30-х гг.:  "Кармен";  "Сказки  Гофмана"  Оффенбаха,
"Нюрнбергские мейстерзингеры"  Вагнера,  "Чио-Чио-сан";  "Тарас  Бульба"
Лысенко, "Евгений Онегин", "Красный мак", "Князь Игорь"; "Орлиный  бунт"
Пащенко,   "Белый   рейд"   Потоцкого,   "Беркуты"   ("Золотой   обруч")
Лятошин-ского, "Кармелюк" Костенко,  "Пан  Каневский"  Вериковского,  "В
плену у яблонь" Чишко, "Ференджи" Яновского.
   В 1934, в  связи  с  переводом  столицы  УССР  из  Харькова  в  Киев,
коллектив  т-ра  был  увеличен  п  т-р  переименован  в  Государственный
академический т-р оперы' и балета (с 1939 - им. Т. Г. Шевченко). В  30-е
гг. в т-ре работали: дириж„ры - А. М. Пазовский, В. А.  Дранишников,  Н.
Г. Рахлин, Я. С. Розенштейн, В. И. Пирадов, Я. Б. Карасик, В. Я.  Йориш;
режисс„ры-И. М. Лапицкий, Н. В. Смо-лич, В. Д. Манзий,  А.  А.  Колодуб;
балетмейстеры - Г. А. Березова, С. Н. Сергеев,  М.  Ф.  Моисеев,  П.  П.
Вирский,  Н.  А.   Болотов,   Л.   А.   Жуков;   художники   -   И.   И.
Курочка-Армашевский, А. В. Хвостен-ко-Хвостов, А. Г. Петрицкий; хорм.-Н.
М. Тараканов; солисты оперы - 3. М. Гайдай, М. И.  Литвиненко-Вольгемут,
О. А. Петрусенко, О.  И.  Ропская,  Ю.  И.  Кипаренко-Даманский,  М.  С.
Грпшко, М. И. Донец, И. С. Паторжинский,  М.  Э.  Тессейр-Донец,  Н.  Г.
Зубарев, А. А. Иванов, Н. И. Захар-ченко, В. П. Борищенко, Б. Р.  Гмыря,
Л. А. Руден-ко и др.; солисты балета - А. И. Гаврилова, К. Г. Васина, В.
В. Мерхасина, Г. С. Лерхе
   В. Н. Шехтман, А. М. Соболь, Л. Я. Бердовский, Н. И. Иващенко, Б.  А.
Таиров и др.
   Наиболее значит,  спектакли  30-х  гг.:  оперы  -  "Поднятая  целина"
Дзержинского,  "Даней"  Палиашвили,  "Щорс"   Лятошинского,   "В   бурю"
Хренникова, "Пиковая дама"; "Ночь перед Рождеством"  Римского-Корсакова,
"Отелло" Верди; балеты - "Спящая  красавица",  "Бахчисарайский  фонтан",
"Лауренсия";
   "Лилея" Данькевича, "Сердце гор" Баланчивадзе.
   В годы Отечеств, войны т-р был эвакуирован в Уфу, в 1942-44 работал в
Иркутске (совм. с Харьковской оперой). В 1944 т-р вернулся в Киев.
   На сцене т-ра были пост. нац. укр. оперы: "Милана" (1957),  "Арсенал"
(1960), "Тарас Шевченко" (1964) Майбороды,  "Заря  над  Двиной"  Мейтуса
(1955), "Первая весна" Жуковского (1960),  "Богдан  Хмельницкий"  (1951,
1953, 1965), "Назар Стодоля" (1961)  Данькевича;  нац.  балеты:  "Лилея"
Данькевича (1944,  1956),  "Лесная  песня"  Скорульского  (1946,  1958),
"Маруся Богуславка" Свечникова  (1951,  1954),  "Ростислава"  Жуковского
(1955), "Тени забытых предков" Кирейко (1963), "Ч„рное золото"  Гомоляки
(1960).  Т-р  много  работает  над  сценич.  воплощением  укр.   оперной
классики; на его сцене были  осуществлены  пост.  опер:  "Тарас  Бульба"
(1946, 1954), "Рождественская  ночь"  (1958),  "Пан  Коцький",  "Зима  и
Весна"  (1956),  "Энеида"  (1959)  Лысенко,  "Катерина"  Аркаса  (1956),
"Запорожец за Дунаем" (1955). Среди других спектаклей 40-60-х гг.  также
- "Иван Сусанин"  (1948),  "Князь  Игорь"  (1952),  "Руслан  и  Людмила"
(1955), "Мазепа" (1961), "Хованщина" (1963);
   "Молодая гвардия" Мейтуса (1947), "Война и  мир"  Прокофьева  (1956),
"Укрощение   строптивой"   Шебалина   (1959),    "Катерина    Измайлова"
Шостаковича; балеты:  "Гаянэ"  (1947)  и  "Спартак"  (1964)  Хачатуряна,
"Юность" Чулаки (1950), "Под небом Италии"  Юровского  (1952),  "Шурале"
Яруллина (1955), "Ромео и Джульетта" (1954) и "Каменный  цветок"  (1965)
Прокофьева. Оперная, труппа т-ра гастролировала в Югославии; балетная  -
в  Финляндии,  Дании,  Швеции,  Франции,  Югославии.  В  т-ре  работали:
дириж„ры- нар. арт. УССР В. С. Тольба, В. О. Пирадов;  реж.-  нар.  арт.

Страницы: «« « 2356   2357   2358   2359   2360   2361   2362   2363   2364  2365   2366   2367   2368   2369   2370   2371   2372   2373   2374  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия