|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2356 2357 2358 2359 2360 2361 2362 2363 2364 2365 2366 2367 2368 2369 2370 2371 2372 2373 2374 » »» Н. В. Ба-ранник, О. А. Байкова, А. В. Ярыгина, С. П. Колыва-нова, В. А.
Трапезникова, С. Н. Новбари, Г. В. Чайка, А. Г. Гудименко, Т. К.
Папеску, В. В. Сова, А. Е. Попов и др. Были пост. балеты: "Дон Кихот",
"Коппелия" (1945), "Бахчисарайский фонтан"; "Лилея" Данькевича (1946),
"Светлана" Клебанова (1947), "Лебединое озеро", "Эсмеральда" (1948);
"Данко" Нахабина, "Раймонда" (1949), "Красный мак", "Спящая красавица"
(1950); "Доктор Айболит" Морозова, "Юность" Чу-лаки (1951), "Лауренсия";
"Весенняя сказка" Нахабина (1952), "Шурале" (1953); "Лайма" Лепина,
"Лебединое озеро" (1954); "Кавказский пленник" Асафьева (1955), "Корсар"
Адана (1956), "Маска" Боярского, "Голубой Дунай" на муз. Штрауса (1957),
"Баядерка" Минкуса, "Жизель" (1958); "Таврия" Нахабина (1959), "Бетси"
Лепина, "Лилея" Данькевича (1960), "Песня о дружбе" Щуровского (1961),
"Каменный цветок" Прокофьева (1962), "Лебединое озеро", "Жизель"; "Я
помню чудное мгновенье" на муз. Глинки, интерпретация Синисало (1963),
"Человек, который сме„тся" Зейдмана, "Шопениана" (1964); "Мещанин из
Тосканы" Нахабина (1965).
В труппе т-ра (1965): нар. арт. УССР Е. И. Черво-нюк; засл. арт. УССР
В. Ф. Арканова, О. А. Байкова, Т. Н. Бурцева, А. Д. Оголивец, Л. В.
Попова; артисты Н. А. Суржина. М. М. Суховольская, Л. В.
Тарасова-Морозова, Л. Г. Цуркан, Б. А. Жаворонок, А. М. Манжула, А. П.
Монастырный, А. Г. Гроза, Н. М. Щерб; дириж„ры-засл. деят. иск-в УССР Е.
В. Дущенко (гл. дириж„р); А. .В. Калабухин, засл. арт. УССР И. С.
Штейман; гл. реж.-засл. деят. иск-в УССР Ю. Н. Леков; худ.-засл. деят.
иск-в УССР Д. П. Овчаренко (гл. худ.), Л. С. Братченко; балетм.- засл.
деят. иск-в РСФСР М. Л. Сатуновский, В. Каминская, Н. В. Виноградова;
гл. хорм.-Е. А. Коноплева.
Лит.: Стан?шевський Ю., Укранський музичний театр ? Харк?вська опера,
в кн.: М и л о с л а в с ь -кий К., ?вановсьь-ий П., Ш т о л ь Г.,
Харк?вський театр опери та балету. К., 1965; С т а н ? ш е в с ь к и й Ю
, Традиц? ? новаторство. Харк?вськ?й опер? - 40 рок?в, "Прапор", X.,
1965, ј 11. К). С.
УКРАИНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ Т. Г. ШЕВЧЕНКО (Киевский
государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. Т.
Г. Шевченко) - крупнейший муз. т-р Украины. Первый сезон Киевской оперы
был открыт в 1867 "Аскольдовой могилой" Верстовского в исполнении рус.
труппы. Т-р ставил рус. и зарубежную оперную и балетную классику. В
дореволюц. период на сцене т-ра выступали певцы: Н. И. Забела-Врубель,
А. Ф. Мишуга, М. Е. Медведев, А. М. Давыдов, О. Н. Петляш, М. И.
Литвиненко-Вольгемут, М. И.Донец, М. М. Микиша, О. И. Каченовский, Е. Д.
Воронец, О. И. Монска, М. М. Скибинкая, Р. Е. Орешкевич, Ф. И. Шаляпин,
Л. В. Собинов, Д. А. Смирнов; танцовщики: Б. Ф. Нижи некая, М. М.
Мордкин и др.; .дириж„ры: В. И. Сук, И. В. Прибик, И. О. Палипын, А. М.
Пазовский, Л. П. Штейн-берг и др.
В 1919 т-р был национализирован и получил название Т-р им. К.
Либкнехта. С 1926 - Киевская государственная академическая украинская
опера. Все пост. осуществлялись на укр. языке. Т-р возглавили реж. И. М.
Лапицкий; дириж„ры В. В. Бердяев, А. Э. Маргулян и А. И. Орлов. Среди
лучших спектаклей 20-30-х гг.: "Кармен"; "Сказки Гофмана" Оффенбаха,
"Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера, "Чио-Чио-сан"; "Тарас Бульба"
Лысенко, "Евгений Онегин", "Красный мак", "Князь Игорь"; "Орлиный бунт"
Пащенко, "Белый рейд" Потоцкого, "Беркуты" ("Золотой обруч")
Лятошин-ского, "Кармелюк" Костенко, "Пан Каневский" Вериковского, "В
плену у яблонь" Чишко, "Ференджи" Яновского.
В 1934, в связи с переводом столицы УССР из Харькова в Киев,
коллектив т-ра был увеличен п т-р переименован в Государственный
академический т-р оперы' и балета (с 1939 - им. Т. Г. Шевченко). В 30-е
гг. в т-ре работали: дириж„ры - А. М. Пазовский, В. А. Дранишников, Н.
Г. Рахлин, Я. С. Розенштейн, В. И. Пирадов, Я. Б. Карасик, В. Я. Йориш;
режисс„ры-И. М. Лапицкий, Н. В. Смо-лич, В. Д. Манзий, А. А. Колодуб;
балетмейстеры - Г. А. Березова, С. Н. Сергеев, М. Ф. Моисеев, П. П.
Вирский, Н. А. Болотов, Л. А. Жуков; художники - И. И.
Курочка-Армашевский, А. В. Хвостен-ко-Хвостов, А. Г. Петрицкий; хорм.-Н.
М. Тараканов; солисты оперы - 3. М. Гайдай, М. И. Литвиненко-Вольгемут,
О. А. Петрусенко, О. И. Ропская, Ю. И. Кипаренко-Даманский, М. С.
Грпшко, М. И. Донец, И. С. Паторжинский, М. Э. Тессейр-Донец, Н. Г.
Зубарев, А. А. Иванов, Н. И. Захар-ченко, В. П. Борищенко, Б. Р. Гмыря,
Л. А. Руден-ко и др.; солисты балета - А. И. Гаврилова, К. Г. Васина, В.
В. Мерхасина, Г. С. Лерхе
В. Н. Шехтман, А. М. Соболь, Л. Я. Бердовский, Н. И. Иващенко, Б. А.
Таиров и др.
Наиболее значит, спектакли 30-х гг.: оперы - "Поднятая целина"
Дзержинского, "Даней" Палиашвили, "Щорс" Лятошинского, "В бурю"
Хренникова, "Пиковая дама"; "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова,
"Отелло" Верди; балеты - "Спящая красавица", "Бахчисарайский фонтан",
"Лауренсия";
"Лилея" Данькевича, "Сердце гор" Баланчивадзе.
В годы Отечеств, войны т-р был эвакуирован в Уфу, в 1942-44 работал в
Иркутске (совм. с Харьковской оперой). В 1944 т-р вернулся в Киев.
На сцене т-ра были пост. нац. укр. оперы: "Милана" (1957), "Арсенал"
(1960), "Тарас Шевченко" (1964) Майбороды, "Заря над Двиной" Мейтуса
(1955), "Первая весна" Жуковского (1960), "Богдан Хмельницкий" (1951,
1953, 1965), "Назар Стодоля" (1961) Данькевича; нац. балеты: "Лилея"
Данькевича (1944, 1956), "Лесная песня" Скорульского (1946, 1958),
"Маруся Богуславка" Свечникова (1951, 1954), "Ростислава" Жуковского
(1955), "Тени забытых предков" Кирейко (1963), "Ч„рное золото" Гомоляки
(1960). Т-р много работает над сценич. воплощением укр. оперной
классики; на его сцене были осуществлены пост. опер: "Тарас Бульба"
(1946, 1954), "Рождественская ночь" (1958), "Пан Коцький", "Зима и
Весна" (1956), "Энеида" (1959) Лысенко, "Катерина" Аркаса (1956),
"Запорожец за Дунаем" (1955). Среди других спектаклей 40-60-х гг. также
- "Иван Сусанин" (1948), "Князь Игорь" (1952), "Руслан и Людмила"
(1955), "Мазепа" (1961), "Хованщина" (1963);
"Молодая гвардия" Мейтуса (1947), "Война и мир" Прокофьева (1956),
"Укрощение строптивой" Шебалина (1959), "Катерина Измайлова"
Шостаковича; балеты: "Гаянэ" (1947) и "Спартак" (1964) Хачатуряна,
"Юность" Чулаки (1950), "Под небом Италии" Юровского (1952), "Шурале"
Яруллина (1955), "Ромео и Джульетта" (1954) и "Каменный цветок" (1965)
Прокофьева. Оперная, труппа т-ра гастролировала в Югославии; балетная -
в Финляндии, Дании, Швеции, Франции, Югославии. В т-ре работали:
дириж„ры- нар. арт. УССР В. С. Тольба, В. О. Пирадов; реж.- нар. арт.
Страницы: «« « 2356 2357 2358 2359 2360 2361 2362 2363 2364 2365 2366 2367 2368 2369 2370 2371 2372 2373 2374 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |