|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2360 2361 2362 2363 2364 2365 2366 2367 2368 2369 2370 2371 2372 2373 2374 2375 2376 2377 2378 » »» своенравной", "Современник", 1865, т. Ill; Шекспир В., Полное собр. соч.
в переводах рус. писателей, т. 1, 4 изд., СПБ, 1887;-пер. А. П.
Курошевой, в кн.: Шекспир В., Избр. произведения, М.-Л., 1950; отд.
изд., М.-Л., 1952;-в пер. П. Мелковой, в кн.: Шекспир В., Собр. соч., т.
2, М., 1958;- пер. М. А. Светлова, М., изд. ВУОАП, 1963 (стекло-графич.
изд.).
Лит.: Мастера театра в образах Шекспира, сб. 2, М.-Л., 1939; Н ел ьс
С., Шекспир на советской сцене, М., 1960; Вильям Шекспир. К
четырехсотлетию со дня рождения. Исследования и материалы, М., 1964.
А.Шн.
"УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ" - опера в Я. Шебалина, либр. А. А. Гозенпуда
по комедии У. Шекспира. Впервые представлена в концертном исполнении с
роялем в 1955, Москва, Ансамбль сов. оперы ВТО (дириж„р Брон, реж.
Малявин, хорм. Григорьев). В 1956 в концертном исполнении, Москва,
оркестр и хор Всесоюзного радио (дириж„р, реж. те же). Первая пост. на
сцене - Куйбышевский т-р оперы и балета (1957, дириж„р Бергольц, реж.
Штейн, худ. Бабичев, хорм. Мертенс; Петруччио - Зяблов, Баптиста Минола
- Фрадков, Катарина - Шебанова, Бианка - Никитина). В 1957 пост. в
Большом т-ре (дириж„р Халабала, реж.-пост. Ансимов, худ. Клементьев,
хорм. Рыбнов и Савва;
Петруччио - Отдел„нов, Катарина - Вишневская, Баптиста - Решетин,
Бианка - Диомидова). Пост. в др. городах Сов. Союза: Киев (1959, укр.
пер. Н. Лукаша), Душанбе (1959), Ленинград (1 959, Оперная студия
Ленингр. консерватории), Саратов (1959), Таллин (1960), Рига (1963) и
др. Пост. за рубежом: Прага (1957), София, Братислава (1959), Кейптаун.
Издания: "У. с." - партитура, М., Музгиз, 1963; клавир, М., "Сов.
композитор", 1958. Jy\ /л
УЛАНОВА, Галина Сергеевна [р. 26.XII.1909(8. 1.1910)] - рус. сов.
артистка балета. Нар. арт. СССР (1951). Род. в артистич. семье. Отец
У.режисс„р балета, мать - артистка балета и педагог. В 1928 окончила
Ленингр. хореогра-фич. уч-ще (училась у своей матери и у А. Я.
Вагановой), в том же году была принята в балетную труппу Ленингр. т-ра
оперы и балета (позднее им. Кирова). С 1944 - солистка балетной труппы
Большого т-ра (Москва).
Иск-во У. совершенно, гармонично. Основа этой гармонии - в идеальном
соответствии и безупречной пропорции жизненного и условного в е„ иск-ве.
Условная природа балетного иск-ва не мешает танцовщице выражать на сцене
правду человеческих чувств. Она обобщает конкретное, поэтизирует
жизненное, возвышает обычное. Все выразительные средства, элементы
хореографии сочетаются в иск-ве У. с редкой гармоничностью. Еще в начале
е„ творч. деятельности критики писали об абсолютной гармонии, сочетании
всех элементов сценич. воздействия, полной слитности танц. техники,
драматич. игры, пластич. выразительности в иск-ве У. Не нарушая чистоты
хореографич. каденций и фиоритур, она наполняет их живым настроением,
прида„т простым, обыденным действиям грацию и музыкальность, а самым
сложным и технически изощр„нным танц. движениям - непринужд„нность и
выразительность естеств. человеческого жеста. Это образует особый,
неповторимый пластич. язык У., позволяющий танцовщице передавать
глубочайшие человеческие переживания. В танце У. трудно заметить, где
кончается одно движение и начинается другое; кажется, что движение не
прерывается, не кончается, а как бы постепенно угасает, растворяется в
воздухе. Это особое иск-во пластич. замедлений, замираний, затиханий
созда„т танц. туше, пианиссимо, тонкую выразительность. У. не чеканит
движения и позы, е„ танец ль„тся легко, отражая тончайшие нюансы внутр.
жизни героинь балета, оттенки их настроения, подчас неуловимые,
неосознанные душевные порывы и движения. Это особый характер
виртуозности, где нет механичности, классич. "выучки", где главенствует
не подч„ркнутая ч„ткость, рельефность классики, а живая, трепетная
изменчивость пластич. линий, их слитность, соединение в единые,
естественные, как дыхание, как взволнованная речь, танц. монологп и
диалоги. Тщательно обдуманные, выверенные иластич. нюансы, оттенки поз
никогда не нарушают законов естественной грации. Совершенная класспч.
танцовщица, У. не только лучшая исполнительница партий в балетах
Чайковского, создательница образа Жизели (1932), но и актриса,
доказавшая возможность "перевода" на язык танца произведений великих
поэтов, выражающих большое философское содержание, силу человеческих
страстей и переживаний. На языке классич. танца У. рассказывает о
судьбах женщин разл. эпох, стран и характеров. И вместе с тем У. истинно
рус. актриса не только потому, что е„ иск-во развивает принципы и
традиции рус. хо-реографич. школы, но и потому, что она выражает в сво„м
творчестве гуманизм, глубину и правду рус. иск-ва. Сценпч. героини У.
обладают особой хрупкостью, незащищ„нностью, женственной слабостью. Е„
пск-во принято называть элегичным, меланхоличным, "бестелесным". Но в то
же время сценич. образы У. наделены несгибаемой сплои, героич.
напряжением духа. Ничто не может заставить е„ героинь- Марию
("Бахчисарайский фонтан", 1934), Джульетту (Гос. пр. СССР, 1947) и
др.согнуться, изменить своим чувствам, верованиям. Хрупкость их облика
только еще сильнее подч„ркивает победу человеч. духа. У. бывает на сцене
не только трогательной и нежной, но и неподкупно суровой, замкнутой,
сосредоточенно-гневной, протестующей, у не„ появляется порой строгое
выражение непреклонности, в своей суровой "самозащите" артистка доходит
почти до стоицизма и в моменты наивысшего самораскрытия оста„тся до
предела сдержанной.
Развитие творчества У.- это постепенное движение от лирики к
трагедии. В хрупкой и беззащитной Марии появляются черты замкнутости,
непримиримости, в нежной Джульетте начинают звучать страсть и воля, а
сцена сумасшествия в балете "Жизель" не только трогает зрителя, но и
глубоко потрясает.
У. искала вдохновения в произведениях Шекспира, Пушкина, Бальзака.
Актриса, воплотившая на балетной сцене большую трагедию, создательница
образов огромного масштаба, передающая в танце сложнейшие драматич.
коллизии, У. завоевала мировое признание.
У. непрестанно следит за формированием молодых танцовщиц (Н. В.
Тимофеева, Е. С. Максимова).
Др. партии: Одетта-Одилия (1929, 1947), Аврора (1929);
Вальс и Мазурка ("Шопениана", 1931), Маша ("Щелкунчик", 1934), Корали
("Утраченные иллюзии" Асафьева, 1936), Раймонда (1938), Золушка (1945,
Гос. пр. СССР, 1946); Параша ("Медный всадник", 1948), Тао Хоа (1949,
Гос. пр. СССР, 1950), концертный номер "Умирающий лебедь" на муз.
Сен-Санса, и др.
Страницы: «« « 2360 2361 2362 2363 2364 2365 2366 2367 2368 2369 2370 2371 2372 2373 2374 2375 2376 2377 2378 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |