|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2449 2450 2451 2452 2453 2454 2455 2456 2457 2458 2459 2460 2461 2462 2463 2464 2465 2466 2467 » »» избранной публики. Отрицание идейности т-ра приводит Ф. к отрицанию
народности, связи т-ра с литературой. Ф. призывал к возрождению на сцене
"праздничных действ" (Festspiele). Выступав против натуралистич. т-ра,
Ф. отрицал социальную проблематику, изображение "жизни бедноты",
фактически ополчался на принципы реализма. Был противником бытовой
точности, историзма в т-ре, считал, что бутафория и традиционные
декорации отвлекают зрителя от игры акт„ра. Предлагал перенести в т-р
принципы импрессионистской живописи. Ведущей фигурой в т-ре, по мнению
Ф., является художник. Освещение, совершенная акустика должны рельефно
выделять фигуру акт„ра, его мимику, движение, жесты, голос. Так,
объявляя театральность гл. принципом сценич. иск-ва, Ф. приш„л к
отрицанию идейной сущности т-ра. Ф.-автор комедии "Тиль Уленшпигель"
(1899, пост. 1906), трагедии "Манфред" (1902), драмы "Гиперион" (1905),
муз. комедии "Дон Кихот" (1911), пьесы "Христос" (1916).
Соч. в рус. пер.- Принципы Мюнхенского "Театра художников", пер. с
рукописи, "ЕИТ", вып. IV, 1909, с. 173- 180; Революция театра, СПБ,
1911; Sturm und Drang in Munchen um die Jahrhundertwende, Munch., 1936.
Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр па рубеже XIX и XX вв.,
М.-Л., 1939; L i t t m a n M., Das Munchner Kunstlertheater, Munch.,
1908. Наш. В.
ФУКС (Fux, Fuchs), Иоганн Йозеф (1660-14.11. 1741) - австр. теоретик
музыки, композитор, дириж„р и органист. Работал придворным музыкантом в
Вене. Автор 18 опер, в т. ч. "Элиза".
ФУКС-МАРТИН (Ф у к с), Георгий Самойлович (3.VII.1905-5.VI.1957)-coB.
дириж„р. По национальности немец. Чл. Коммунистич. партии Германии с
1931. Окончил Высшую школу музыки в Зондерсхау-зене (1925). Работал там
же концертмейстером в опере, оперным дириж„ром в т-рах Лейпцига и др.
городов Германии и Голландии. Был муз. рук. "Коллектива революц.
акт„ров" в Гамбурге (1931-33). С приходом к власти Гитлера эмигрировал в
СССР (1933), в 1937 принял сов. гражданство. С 1933-дириж„р Моск. т-ра
оперетты.
Дирижировал опереттами: "Золотая долина" (1938), "Вольный ветер"
(1947) Дунаевского, "Год спустя" Александрова (1939), "Табачный капитан"
Щербач„ва (1943), "Воздушный замок" Фельцмана (1948), "Девичий
переполох" Милютина (1950), "Фиалка Монмартра" Кальмана (1933), "Мадам
Фавар" (1935) и "Дочь Тамбурмажора" (1943) Оф-фенбаха.
Лит.: Я p о н Г., О любимом жанре, М., 1960. Янковский М. О.,
Советский театр оперетты, Л.-М., 1962.
M. Лифш. ФУЛЛЕР (Fuller), Лои (наст. имя - Мария Луиза;
22.1.1862-21.1.1928)-амер. танцовщица. Сценич. деятельность начала
как драматич. актриса на роли травести, в 1878-86 работала в Чикаго,
затем стала выступать с танц. импровизацией в сопровождении классич.
муз. (Глюк, Бетховен, Шопен и др.), используя световые эффекты. В 1892
обосновалась в Париже, где выступала в "Фоли бержер" и др. Исполняла
танцы, позднее получившие развитие в иск-ве А. Дункан ("Танец
серпантин", "Танец огня" и др.). Гастролировала в разл. городах Европы и
США. В t900 выступала на Всемирной Парижской выставке, в "Гранд-Опера" и
др. В 1927 организовала в Лондоне собственную труппу, к-рая существовала
до 1938. Автор книги "Пятнадцать лет моей жизни".
Соч.: Quinze ans de ma vie, P., 1908.
Лит.: Marx R., Loie Fuller, P., 1904; M o r i n n i G. de, Loie
Fuller, the fairy of light, N. Y., 1942. П. Л.
ФУРКИ - часть сценич. оборудования; платформы, служащие для
передвижения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение Ф.
осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, вер„вки,
один конец к-рой находится за кулисами, а другой прикрепл„н к боковой
стенке Ф. Размер Ф. от 1-2 м2 до площади, равной осн. игровой площадке
(см. Оборудование сцены). Имеются также т. н. пол„тные фурки,
предназначенные для передвижения вверх, вниз и с одной стороны на
другую.
ФУРМАНОВ, Дмитрий Алексеевич [26.Х(7.Х1). 1891-15.III.1926]-рус. сов.
писатель. Чл. Коммунистич, партии с 1918. Учился в Моск. ун-те на
историко-филологич. ф-те (1912-14). Участник Октябрьской революции, был
комиссаром 25-й Чапаевской дивизии, нач. политотдела Туркестанского
фронта. Лит. деятельность начал в 1921. В 1923 вышло в свет крупнейшее
произв. Ф.-"Чапаев", в 1925 - "Мятеж". Обе книги были инсценированы и
широко ставились сов. т-рами. "Мятеж" (инсц. Д. Поливанова) пост.
впервые в 1927 в Т-ре им. МГСПС, "Чапаев" (инсц. А. Фурмановой и С.
Лунина)-в 1930, там же. По произв. Ф. созданы оперы: "Мятеж", комп.
Л.Ходжа-Эйнатов (1938, Ленингр. Малый оперный т-р), "Ча-пай", комп. Б.
А. Мокроусов (1941, Саратовский т-р оперы и балета), и фильм "Чапаев".
Н. Мор.
ФУРТВЕНГЛЕР (Furtwangler), Вильгельм (25.1. 1886-30.XI.1954)- нем.
дириж„р, композитор и муз. писатель. Учился у И. Рейнбергера и М.
Шиллингса.
В 1908-09 Ф. - репетитор в Бреславльском гор. т-ре, гл. дириж„р т-ра
в Страсбуре и в др. т-рах; в '1911-15- дириж„р оркестра в Любеке; в
1915-20- оперного т-ра в Мангейме. После смерти А. Никиша руководил
оркестром "Гевандхауза" (Лейпциг, 1922-28), дирижировал оркестрами
Берлинской (1922- 1945 и с 1952) и Венской (с 1930) филармоний. В 1931
вместе с А. Тосканини руководил фестивалем в Бай рейте. С 1933-дириж„р
Берлинской гос. оперы; под давлением офиц. кругов вы- нужден был
оставить этот пост. С огромным успехом дирижировал операми Вагнера:
"Кольцо Нибе-лунга" (1937, Лондон, Байр„йт), "Тристан и Изоль-да",
"Валькирия" (1937, Париж), "Зигфрида (1938, там же). После войны
выступал в разных странах Европы.
Ф. - один из выдающихся дириж„ров 20 в., достигал единства точности
прочтения музыки и импро-визац. увлеч„нности; был близок к
позднеромантич. школе. Автор симфонич. и камерных произведений.
Соч.: Ton und Wort, Wiesbaden, 1955; Gesprache uber Musik, 2 Aufl.,
Z., 1949; Vermachtnis, Wiesbaden, 1956.
Лит.: R i es s C., Furtwanler..., [Stuttg., 1953]; W. Furtwangler im
Urteil seiner Zeit, hrsg. von M. Hurlimann, Z.-Freiburg, 1955. Ал. М.
ФУРТЕНБАХ (Furttenbach), Йозеф (30.XII. 1591- 17.1.1667)-нем,
архитектор, декоратор, театр. деятель. Получил худож. образование в
Италии (1610- 1620) Изучал архитектуру театр. техники. С 1631- гор.
архитектор г. Ульма, построил там здание первого постоянного нем. т-ра
(1641-51), создал для него сценич. оборудование и декорации. Ф.
принадлежит серия теоретич. работ (22 тт.), посв. строительству,
архитектуре и др. Значит, место в его трудах- "Новый путеводитель по
Страницы: «« « 2449 2450 2451 2452 2453 2454 2455 2456 2457 2458 2459 2460 2461 2462 2463 2464 2465 2466 2467 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |