Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2449   2450   2451   2452   2453   2454   2455   2456   2457  2458   2459   2460   2461   2462   2463   2464   2465   2466   2467  » »»

избранной публики. Отрицание идейности  т-ра  приводит  Ф.  к  отрицанию
народности, связи т-ра с литературой. Ф. призывал к возрождению на сцене
"праздничных действ" (Festspiele). Выступав против  натуралистич.  т-ра,
Ф.  отрицал  социальную  проблематику,  изображение   "жизни   бедноты",
фактически ополчался  на  принципы  реализма.  Был  противником  бытовой
точности,  историзма  в  т-ре,  считал,  что  бутафория  и  традиционные
декорации отвлекают зрителя от игры акт„ра. Предлагал  перенести  в  т-р
принципы импрессионистской живописи. Ведущей фигурой в т-ре,  по  мнению
Ф., является художник. Освещение, совершенная акустика  должны  рельефно
выделять  фигуру  акт„ра,  его  мимику,  движение,  жесты,  голос.  Так,
объявляя  театральность  гл.  принципом  сценич.  иск-ва,  Ф.  приш„л  к
отрицанию идейной сущности т-ра.  Ф.-автор  комедии  "Тиль  Уленшпигель"
(1899, пост. 1906), трагедии "Манфред" (1902), драмы "Гиперион"  (1905),
муз. комедии "Дон Кихот" (1911), пьесы "Христос" (1916).
   Соч. в рус. пер.- Принципы Мюнхенского "Театра  художников",  пер.  с
рукописи, "ЕИТ", вып. IV, 1909, с.  173-  180;  Революция  театра,  СПБ,
1911; Sturm und Drang in Munchen um die Jahrhundertwende, Munch., 1936.
   Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр па рубеже XIX и XX вв.,
М.-Л., 1939; L i t t m a n M.,  Das  Munchner  Kunstlertheater,  Munch.,
1908. Наш. В.
   ФУКС (Fux, Fuchs), Иоганн Йозеф (1660-14.11. 1741) - австр.  теоретик
музыки, композитор, дириж„р и органист. Работал придворным музыкантом  в
Вене. Автор 18 опер, в т. ч. "Элиза".
   ФУКС-МАРТИН (Ф у к с), Георгий Самойлович (3.VII.1905-5.VI.1957)-coB.
дириж„р. По национальности немец. Чл.  Коммунистич.  партии  Германии  с
1931. Окончил Высшую школу музыки в Зондерсхау-зене (1925). Работал  там
же концертмейстером в опере, оперным дириж„ром в т-рах  Лейпцига  и  др.
городов  Германии  и  Голландии.  Был  муз.  рук.  "Коллектива  революц.
акт„ров" в Гамбурге (1931-33). С приходом к власти Гитлера эмигрировал в
СССР (1933), в 1937 принял сов. гражданство. С 1933-дириж„р  Моск.  т-ра
оперетты.
   Дирижировал опереттами:  "Золотая  долина"  (1938),  "Вольный  ветер"
(1947) Дунаевского, "Год спустя" Александрова (1939), "Табачный капитан"
Щербач„ва  (1943),  "Воздушный   замок"   Фельцмана   (1948),   "Девичий
переполох" Милютина (1950), "Фиалка Монмартра" Кальмана  (1933),  "Мадам
Фавар" (1935) и "Дочь Тамбурмажора" (1943) Оф-фенбаха.
   Лит.: Я p о н Г.,  О  любимом  жанре,  М.,  1960.  Янковский  М.  О.,
Советский театр оперетты, Л.-М., 1962.
   M. Лифш. ФУЛЛЕР (Fuller), Лои (наст. имя - Мария Луиза;
   22.1.1862-21.1.1928)-амер. танцовщица.  Сценич.  деятельность  начала
как драматич. актриса на роли травести, в  1878-86  работала  в  Чикаго,
затем стала выступать с танц.  импровизацией  в  сопровождении  классич.
муз. (Глюк, Бетховен, Шопен и др.), используя световые эффекты.  В  1892
обосновалась в Париже, где выступала в "Фоли  бержер"  и  др.  Исполняла
танцы,  позднее  получившие  развитие  в  иск-ве   А.   Дункан   ("Танец
серпантин", "Танец огня" и др.). Гастролировала в разл. городах Европы и
США. В t900 выступала на Всемирной Парижской выставке, в "Гранд-Опера" и
др. В 1927 организовала в Лондоне собственную труппу, к-рая существовала
до 1938. Автор книги "Пятнадцать лет моей жизни".
   Соч.: Quinze ans de ma vie, P., 1908.
   Лит.: Marx R., Loie Fuller, P., 1904; M o r i  n  n  i  G.  de,  Loie
Fuller, the fairy of light, N. Y., 1942. П. Л.
   ФУРКИ  -  часть  сценич.  оборудования;   платформы,   служащие   для
передвижения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение  Ф.
осуществляется электромотором, вручную или при  помощи  троса,  вер„вки,
один конец к-рой находится за кулисами, а другой  прикрепл„н  к  боковой
стенке Ф. Размер Ф. от 1-2 м2 до площади, равной осн.  игровой  площадке
(см.  Оборудование  сцены).  Имеются  также  т.   н.   пол„тные   фурки,
предназначенные для передвижения  вверх,  вниз  и  с  одной  стороны  на
другую.
   ФУРМАНОВ, Дмитрий Алексеевич [26.Х(7.Х1). 1891-15.III.1926]-рус. сов.
писатель. Чл. Коммунистич, партии  с  1918.  Учился  в  Моск.  ун-те  на
историко-филологич. ф-те (1912-14). Участник Октябрьской революции,  был
комиссаром 25-й  Чапаевской  дивизии,  нач.  политотдела  Туркестанского
фронта. Лит. деятельность начал в 1921. В 1923 вышло в  свет  крупнейшее
произв. Ф.-"Чапаев", в 1925 - "Мятеж". Обе книги  были  инсценированы  и
широко ставились  сов.  т-рами.  "Мятеж"  (инсц.  Д.  Поливанова)  пост.
впервые в 1927 в Т-ре им. МГСПС, "Чапаев"  (инсц.  А.  Фурмановой  и  С.
Лунина)-в 1930, там же. По произв.  Ф.  созданы  оперы:  "Мятеж",  комп.
Л.Ходжа-Эйнатов (1938, Ленингр. Малый оперный т-р), "Ча-пай",  комп.  Б.
А. Мокроусов (1941, Саратовский т-р оперы и балета), и  фильм  "Чапаев".
Н. Мор.
   ФУРТВЕНГЛЕР (Furtwangler), Вильгельм  (25.1.  1886-30.XI.1954)-  нем.
дириж„р, композитор и муз.  писатель.  Учился  у  И.  Рейнбергера  и  М.
Шиллингса.
   В 1908-09 Ф. - репетитор в Бреславльском гор. т-ре, гл. дириж„р  т-ра
в Страсбуре и в др. т-рах; в '1911-15-  дириж„р  оркестра  в  Любеке;  в
1915-20- оперного т-ра в Мангейме.  После  смерти  А.  Никиша  руководил
оркестром  "Гевандхауза"  (Лейпциг,  1922-28),  дирижировал   оркестрами
Берлинской (1922- 1945 и с 1952) и Венской (с 1930) филармоний.  В  1931
вместе с А. Тосканини руководил фестивалем в Бай рейте.  С  1933-дириж„р
Берлинской гос.  оперы;  под  давлением  офиц.  кругов  вы-  нужден  был
оставить этот пост. С  огромным  успехом  дирижировал  операми  Вагнера:
"Кольцо Нибе-лунга"  (1937,  Лондон,  Байр„йт),  "Тристан  и  Изоль-да",
"Валькирия"  (1937,  Париж),  "Зигфрида  (1938,  там  же).  После  войны
выступал в разных странах Европы.
   Ф. - один из выдающихся дириж„ров 20 в., достигал  единства  точности
прочтения   музыки   и   импро-визац.   увлеч„нности;   был   близок   к
позднеромантич. школе. Автор симфонич. и камерных произведений.
   Соч.: Ton und Wort, Wiesbaden, 1955; Gesprache uber Musik,  2  Aufl.,
Z., 1949; Vermachtnis, Wiesbaden, 1956.
   Лит.: R i es s C., Furtwanler..., [Stuttg., 1953]; W. Furtwangler  im
Urteil seiner Zeit, hrsg. von M. Hurlimann, Z.-Freiburg, 1955. Ал. М.
   ФУРТЕНБАХ  (Furttenbach),  Йозеф   (30.XII.   1591-   17.1.1667)-нем,
архитектор, декоратор, театр.  деятель.  Получил  худож.  образование  в
Италии (1610- 1620) Изучал архитектуру  театр.  техники.  С  1631-  гор.
архитектор г. Ульма, построил там здание первого постоянного  нем.  т-ра
(1641-51),  создал  для  него  сценич.  оборудование  и  декорации.   Ф.
принадлежит  серия  теоретич.  работ  (22  тт.),  посв.   строительству,
архитектуре и др. Значит, место в его  трудах-  "Новый  путеводитель  по

Страницы: «« « 2449   2450   2451   2452   2453   2454   2455   2456   2457  2458   2459   2460   2461   2462   2463   2464   2465   2466   2467  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия