|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2454 2455 2456 2457 2458 2459 2460 2461 2462 2463 2464 2465 2466 2467 2468 2469 2470 2471 2472 » »» С 1935 - профессор Моск. и Ленингр. консерваторий. В. Ю.
ХАЙТАУЭР (Hightower), Розелла (р. 30.1. 1920)- амер. артистка балета.
По происхождению индианка. В 1938 дебютировала в труппе "Русский балет
Монте-Карло", где выступала до 1941. В 1941 - 46 и в 1955- 1957-в труппе
"Балле тиэтр", в 1946-47-"Оригинальный русский балет Марковой-Долина", в
1947-62- ведущая танцовщица труппы "Балет маркиза де Куэ-вас". В нач.
60-х гг. организовала в Канне балетную студию-Центр классич. танца.
Х.-одна из ведущих амер. танцовщиц классич. школы. Е„ танец отличается
виртуозной техникой. С особым успехом испол-вяет партии, требующие
динамики, силы, экспрессии. Исполняла также романтич. партии.
Партии: Уличная танцовщица ("Петрушка" Стравинского), Гера ("Елена
Троянская" на муз. Оффенбаха), Тальони "Па-де-катр" Пуни),
Одетта-Одиллия, Жизель, Аврора;
Инее де Кастро (о. п. Серра), Морфида ("Световая западня" Дамаза) и
др. Выступала и как балетмейстер; пост. балеты "Саломея" на муз. Р.
Штрауса (1950), "Скарамуш" Сибе-лиуса (1951) и др. Е. С.
ХАЙЧЕНКО, Григорий Аркадьевич (р. 18.X. 1923) - рус. сов. театровед,
педагог. Чл. Коммунистической партии с 1942. В 1952 окончил ГИТИС. С
1958 препода„т в ГИТИСе историю советского театра. С 1958 - уч„ный
секретарь Института истории искусств.
Соч.: Основные этапы развития советского театра. М. 1962;Игорь
Ильинский, М.,1962; Великий волшебник театра М., 1964; Страницы истории
советского театра, М., 1965 Главы о театре, в кн.: Всемирная история, т.
7 и 9, М. 1960-62. . А.Ив
ХАКАССКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Рождение X. т. и д. относится к тому
периоду в истории социалистич. гос-ва, когда в результате завоеваний
Октября начинается стремительный рост культуры т. н. "малых" народов. В
конце 20-х - нач. 30-х гг. хакасский народ переживает значит, социальные
преобразования. Рождение социалистич. Хакасии сопровождалось острой
классовой борьбой в улусах, борьбой против пережитков родовых и
феодальных отношений.
В конце 20-х и нач. 30-х гг. формируется нац. лит-ра, оплодотворяемая
идеями социализма и нар. творчества хакасов. В нач. 30-х гг. в Хакасской
авт. обл. создаются первые агитбригады, деятельность к-рых была сходна с
деятельностью "Синей блузы". В составе первой агитбригады, руководимой
поэтом и драматургом А. М. Топановым, кроме акт„ров, были чатханисты
(исполнители нар. песен в сопровождении муз. инструмента чатхана).
В 1931 созда„тся самодеятельный нац. т-р, появляется первая 3-актная
пьеса А. М. Топанова "Чертополох" (1932) на хакасском яз. В последующих
пьесах Топанова "От ружья к трактору", "Классовые враги" (обе в 1933)
показана классовая борьба в улусе, столкновение между старым,
отживающим, и новым, революц. миром.
Большое влияние на формирующиеся X. т. ид. оказывала классич. и сов.
драматургия. В 1932- 1937 были пост. спектакли: "Свои люди - сочт„мся",
"Хозяйка гостиницы"; "Шестеро любимых" Арбузова, "Первая Конная"
Вишневского и др. В 1937 Хакасский колх.-совх. т-р был преобразован в
театр-студию. В 1939 в Хакасской авт. обл. созда„тся рус. т-р, а
Хакасский т-р становится профессиональным.
Развитие X. т. ид. связано с появлением нар. героич. драмы М. Кокова
"Акун" (1940) о борьбе хакасской бедноты за победу Сов. власти в улусе.
Гл. роли играли воспитанники студии А. А. Шурышев и Е. П. Начинова. В
нач. 40-х гг. рождается нац. комедия, осмеивающая проявления
бюрократизма, родовые и феодальные пережитки. Первая хакасская комедия
"Одураченный Хорхло" А. М. Топанова и Н. М. Зингеровского (1942)
показывает нравственное превосходство людей из народа над лицемерными и
самодовольными баями. Комедия пронизана музыкой и песенностью
(композитор А. А. Кенель), к-рые характерны и для др. пост. т-ра. Среди
ведущих акт„ров хакасского т-ра в 30-е гг. были: Е. П. Натчинова, А. М.
Топанов, Н. И. Коков, А. С. Саргова, А. А. Шурышев и др.
В годы Отечественной войны были пост. пьесы Топанова ("Юный герой",
"Стальные сердца", "Кровь за кровь", "Сын хакасского народа"), посв.
воен. событиям, а также "Женитьба" (1942), "Разлом" (1941), "Русские
люди" (1943), "Нашествие" (1944). Среди спектаклей 50-х гг.: "Всходы" М.
Е. Кильчичакова (1952)- драма о коллективизации хакасских улусов, о
борьбе с баями и бандитами, и лирич. комедия "Медвежий лог" того же
автора (1955), посв. изображению жизни улуса, людей хакасского колхоза,
разоблачающая антидемократич. практику единоличного руководства делами
колхоза. Комедия ставилась мн. рус. и нац. т-рами (переведена на рус.
яз. драматургами В. 3. Массом и М. А. Червинским). Вхождению Хакасии в
состав РСФСР посв. муз. драма И. Кычакова "Птица-счастье" (1955) и
драматич. поэма "Ах Тигей" Н. Доможакова (1958). Люди совр. Хакасии
показаны в пьесах: "Дорога к зв„здам" Г. Сарожакова (1962), "У подножья
тасхыла" С. Чаркова (1961). В 50 - 60-х гг. были пост.: "Белый лотос" по
Шудраке (1957), "Двенадцатая ночь" (1956), "Отелло" (1963), "Виндзорские
проказницы" (1964), "Васса Железнова" (1962);
"В добрый час" (1956), "В поисках радости" (1957) Розова, "Легенда о
любви" Назыма Хикмета (1961), "Материнское поле" (1965) и "Топол„к мой,
в красной косынке" (1966) по Айтматову и др.
В труппе т-ра (1967): засл. арт. РСФСР А. И. То-дикова, А. А.
Шурышев, К. С. Чаркова, А. В. Щукин, А. Т. Щетинин. В 1956 в труппу
вошла группа молодых акт„ров, окончивших Хакасскую студию при Ленингр.
театр. ин-те,-В. Чебодаева, Н. Баи-нова, Г. Саражков, Д. Килижеков, А.
Тодикова. Гл. реж. т-ра-А. В. Тугужеков, комп.-А. А. Кенель, художник-Л.
А. Алексеев. Т-р ставит спектакли на хакасском и рус. яз.
Лит.художественных произведений, Абакан, 1949 (на хакасском яз.);
Кильчичаков М., Всходы, Медвежий лог. Пьесы, Абакан, 1958; Топанов А.,
Хызыл чазы ("Красная степь ). Сб., Абакан, 1961; его же, Ала-хтыртхан
Хорхло, в кн.: "Красная степь", Абакан, 1961 (на хакасском яз.);
Самохвалов П., Записки режисс„ра. Из истории Хакасского национального
театра, Абакан, 1958;
Литература Советской Хакасии. Сб. критич. статей, Абакан, 1962. Я. А.
ХАКЕТТ (Hackett), Чарлз. (4.XI.1889-1.1.1942)- амер. артист оперы
(тенор). Пению учился у А. Хаб-барда (Бостон) и В. Ломбарди (Флоренция).
С 1908 выступил как концертный певец. В 1915 дебютировал в Италии в
партии Фауста ("Мефистофель" Бойто). Затем пел в крупнейших т-рах
Италии, Бразилии и Уругвая. В 1919-22 и с 1934 - в т-ре
"Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), в 1922 - в т-ре "Ла Скала" (Милан); в
1923-34- в Чикагской опере.
X. был мастером иск-ва бель канто. Обладал голосом, ровным по
Страницы: «« « 2454 2455 2456 2457 2458 2459 2460 2461 2462 2463 2464 2465 2466 2467 2468 2469 2470 2471 2472 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |