Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2454   2455   2456   2457   2458   2459   2460   2461   2462  2463   2464   2465   2466   2467   2468   2469   2470   2471   2472  » »»

   С 1935 - профессор Моск. и Ленингр. консерваторий. В. Ю.
   ХАЙТАУЭР (Hightower), Розелла (р. 30.1. 1920)- амер. артистка балета.
По происхождению индианка. В 1938 дебютировала в труппе  "Русский  балет
Монте-Карло", где выступала до 1941. В 1941 - 46 и в 1955- 1957-в труппе
"Балле тиэтр", в 1946-47-"Оригинальный русский балет Марковой-Долина", в
1947-62- ведущая танцовщица труппы "Балет маркиза де  Куэ-вас".  В  нач.
60-х гг. организовала в  Канне  балетную  студию-Центр  классич.  танца.
Х.-одна из ведущих амер. танцовщиц классич. школы. Е„  танец  отличается
виртуозной техникой.  С  особым  успехом  испол-вяет  партии,  требующие
динамики, силы, экспрессии. Исполняла также романтич. партии.
   Партии: Уличная танцовщица ("Петрушка"  Стравинского),  Гера  ("Елена
Троянская"   на   муз.   Оффенбаха),   Тальони    "Па-де-катр"    Пуни),
Одетта-Одиллия, Жизель, Аврора;
   Инее де Кастро (о. п. Серра), Морфида ("Световая западня"  Дамаза)  и
др. Выступала и как балетмейстер; пост.  балеты  "Саломея"  на  муз.  Р.
Штрауса (1950), "Скарамуш" Сибе-лиуса (1951) и др. Е. С.
   ХАЙЧЕНКО, Григорий Аркадьевич (р. 18.X. 1923) - рус. сов.  театровед,
педагог. Чл. Коммунистической партии с 1942. В  1952  окончил  ГИТИС.  С
1958 препода„т в ГИТИСе историю  советского  театра.  С  1958  -  уч„ный
секретарь Института истории искусств.
   Соч.:  Основные  этапы  развития  советского  театра.  М.  1962;Игорь
Ильинский, М.,1962; Великий волшебник театра М., 1964; Страницы  истории
советского театра, М., 1965 Главы о театре, в кн.: Всемирная история, т.
7 и 9, М. 1960-62. . А.Ив
   ХАКАССКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Рождение X. т. и д. относится  к  тому
периоду в истории социалистич. гос-ва,  когда  в  результате  завоеваний
Октября начинается стремительный рост культуры т. н. "малых" народов.  В
конце 20-х - нач. 30-х гг. хакасский народ переживает значит, социальные
преобразования.  Рождение  социалистич.  Хакасии  сопровождалось  острой
классовой  борьбой  в  улусах,  борьбой  против  пережитков  родовых   и
феодальных отношений.
   В конце 20-х и нач. 30-х гг. формируется нац. лит-ра, оплодотворяемая
идеями социализма и нар. творчества хакасов. В нач. 30-х гг. в Хакасской
авт. обл. создаются первые агитбригады, деятельность к-рых была сходна с
деятельностью "Синей блузы". В составе первой  агитбригады,  руководимой
поэтом и драматургом А. М. Топановым,  кроме  акт„ров,  были  чатханисты
(исполнители нар. песен в сопровождении муз. инструмента чатхана).
   В 1931 созда„тся самодеятельный нац. т-р, появляется первая  3-актная
пьеса А. М. Топанова "Чертополох" (1932) на хакасском яз. В  последующих
пьесах Топанова "От ружья к трактору", "Классовые враги"  (обе  в  1933)
показана  классовая  борьба  в   улусе,   столкновение   между   старым,
отживающим, и новым, революц. миром.
   Большое влияние на формирующиеся X. т. ид. оказывала классич. и  сов.
драматургия. В 1932- 1937 были пост. спектакли: "Свои люди -  сочт„мся",
"Хозяйка  гостиницы";  "Шестеро  любимых"  Арбузова,   "Первая   Конная"
Вишневского и др. В 1937 Хакасский колх.-совх. т-р  был  преобразован  в
театр-студию. В 1939  в  Хакасской  авт.  обл.  созда„тся  рус.  т-р,  а
Хакасский т-р становится профессиональным.
   Развитие X. т. ид. связано с появлением нар. героич. драмы М.  Кокова
"Акун" (1940) о борьбе хакасской бедноты за победу Сов. власти в  улусе.
Гл. роли играли воспитанники студии А. А. Шурышев и Е.  П.  Начинова.  В
нач.  40-х  гг.   рождается   нац.   комедия,   осмеивающая   проявления
бюрократизма, родовые и феодальные пережитки. Первая  хакасская  комедия
"Одураченный Хорхло"  А.  М.  Топанова  и  Н.  М.  Зингеровского  (1942)
показывает нравственное превосходство людей из народа над лицемерными  и
самодовольными  баями.   Комедия   пронизана   музыкой   и   песенностью
(композитор А. А. Кенель), к-рые характерны и для др. пост. т-ра.  Среди
ведущих акт„ров хакасского т-ра в 30-е гг. были: Е. П. Натчинова, А.  М.
Топанов, Н. И. Коков, А. С. Саргова, А. А. Шурышев и др.
   В годы Отечественной войны были пост. пьесы Топанова  ("Юный  герой",
"Стальные сердца", "Кровь за кровь",  "Сын  хакасского  народа"),  посв.
воен. событиям, а также "Женитьба"  (1942),  "Разлом"  (1941),  "Русские
люди" (1943), "Нашествие" (1944). Среди спектаклей 50-х гг.: "Всходы" М.
Е. Кильчичакова (1952)- драма  о  коллективизации  хакасских  улусов,  о
борьбе с баями и бандитами, и лирич.  комедия  "Медвежий  лог"  того  же
автора (1955), посв. изображению жизни улуса, людей хакасского  колхоза,
разоблачающая антидемократич. практику единоличного  руководства  делами
колхоза. Комедия ставилась мн. рус. и нац. т-рами  (переведена  на  рус.
яз. драматургами В. 3. Массом и М. А. Червинским). Вхождению  Хакасии  в
состав РСФСР посв. муз.  драма  И.  Кычакова  "Птица-счастье"  (1955)  и
драматич. поэма "Ах Тигей" Н.  Доможакова  (1958).  Люди  совр.  Хакасии
показаны в пьесах: "Дорога к зв„здам" Г. Сарожакова (1962), "У  подножья
тасхыла" С. Чаркова (1961). В 50 - 60-х гг. были пост.: "Белый лотос" по
Шудраке (1957), "Двенадцатая ночь" (1956), "Отелло" (1963), "Виндзорские
проказницы" (1964), "Васса Железнова" (1962);
   "В добрый час" (1956), "В поисках радости" (1957) Розова, "Легенда  о
любви" Назыма Хикмета (1961), "Материнское поле" (1965) и "Топол„к  мой,
в красной косынке" (1966) по Айтматову и др.
   В труппе т-ра (1967):  засл.  арт.  РСФСР  А.  И.  То-дикова,  А.  А.
Шурышев, К. С. Чаркова, А. В. Щукин, А. Т.  Щетинин.  В  1956  в  труппу
вошла группа молодых акт„ров, окончивших Хакасскую студию  при  Ленингр.
театр. ин-те,-В. Чебодаева, Н. Баи-нова, Г. Саражков, Д.  Килижеков,  А.
Тодикова. Гл. реж. т-ра-А. В. Тугужеков, комп.-А. А. Кенель, художник-Л.
А. Алексеев. Т-р ставит спектакли на хакасском и рус. яз.
   Лит.художественных  произведений,   Абакан,   1949   (на   хакасском   яз.);
Кильчичаков М., Всходы, Медвежий лог. Пьесы, Абакан, 1958;  Топанов  А.,
Хызыл чазы ("Красная степь ). Сб., Абакан, 1961;  его  же,  Ала-хтыртхан
Хорхло, в  кн.:  "Красная  степь",  Абакан,  1961  (на  хакасском  яз.);
Самохвалов П., Записки режисс„ра. Из  истории  Хакасского  национального
театра, Абакан, 1958;
   Литература Советской Хакасии. Сб. критич. статей, Абакан, 1962. Я. А.
   ХАКЕТТ (Hackett), Чарлз.  (4.XI.1889-1.1.1942)-  амер.  артист  оперы
(тенор). Пению учился у А. Хаб-барда (Бостон) и В. Ломбарди (Флоренция).
С 1908 выступил как концертный певец. В  1915  дебютировал  в  Италии  в
партии Фауста  ("Мефистофель"  Бойто).  Затем  пел  в  крупнейших  т-рах
Италии,  Бразилии  и  Уругвая.  В  1919-22   и   с   1934   -   в   т-ре
"Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), в 1922 - в т-ре "Ла Скала"  (Милан);  в
1923-34- в Чикагской опере.
   X. был  мастером  иск-ва  бель  канто.  Обладал  голосом,  ровным  по

Страницы: «« « 2454   2455   2456   2457   2458   2459   2460   2461   2462  2463   2464   2465   2466   2467   2468   2469   2470   2471   2472  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия