|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2462 2463 2464 2465 2466 2467 2468 2469 2470 2471 2472 2473 2474 2475 2476 2477 2478 2479 2480 » »» сюжет и характеры действующих лиц, отказался от неизменной композиции
(молитва-пролог, вступительный и заключительный монологи первого акт„ра,
благополучный конец и др.). X. явился реформатором в области языка:
наряду со стихами он вводил в свои пьесы прозаич. текст, написанный на
совр. лит. яз. хинди. X. писал сатирич. пьесы, обличающие ханжеский,
лицемерный мир святош и лжепророков, разоблачал колонизаторов,
ввергнувших его народ в нищету и бесправие. Остро социальные пьесы X.
положили начало прогрессивному направлению в инд. драматургии.
X. участвовал в создании любительских театр. коллективов в Бенаресе
("Бхаратенду натак мандали" и "Банарас катак мандали") и Аллахабаде
("Рамлила натак мандали"), противостоящих коммерч. т-рам компаний
парсов. Просветит, целям служила публи-цистич. деятельность X. (основал
ежемесячник "Журнал Харншчандры", где с 1873 печатались дра-матургич.
произведения, и журн. "Женское образование"). Автор теоретич. труда
"Драма".
Лит.: Драматургия и театр Индии. Сб. статей, М., 1961;
П о т а б е н к о С. И., Драматургия хинди в борьбе за свободу и
независимость Индии, М., 1962; Вишневская Н.А., Индийская одноактная
драма, М., 1964. Св. П.
ХАРЛАМОВ, Алексей Петрович (1876-1934)- рус. сов. акт„р, засл. арт.
УССР. Окончил Моск. 'филармоническое театр. уч-ще в 1898. Был сразу же
принят в Пепла в спектакле "На дне" (первый исполнитель) и Петра в "Мещанах". С
1904 работал в крупных театр. городах: Риге, Киеве, Новочеркасске,
Ростове, Харькове, Одессе, где играл ведущие роли: Незнамов; Глуховцев
("Дни нашей жизни" Андреева), Роберт ("Честь" Зудермана), Освальд,
Гамлет. X. обладал пытливым умом, ярким темпераментом, красивым голосом.
Работая в т-рах разных городов, он стремился утверждать принципы
Станиславского и Немировича-Данченко. X. играл разнохарактерные роли, но
наиболее значительными были роли с глубоким психологич. содержанием. В
1914 он переехал в Одессу, где работал с перерывами до 1930-х гг.
Среди лучших ролей: Керженцев, Савва и Тот ("Мысль", "Савва", и "Тот,
кто получает пощ„чины" Андреева), Иоган-нес ("Одинокие" Гауптмана),
Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Карандышев
("Бесприданница").
Последние годы жизни в связи с болезнью ушел из т-ра и занимался
педагогич. работой.
ХАРЛАМОВА, Валентина Борисовна [р. 23.11 (8.III). 1911] - рус. сов.
актриса. Нар. арт. СССР (1959)'. Деп. Верх. Совета Казах. ССР 4-го и
6-го созывов. Сценич. деят. начала в 1933. Работала в театрах городов
Йошкар-Олы (Марийская АССР), Мурома. С 1937 - в Алма-Атинском рус. т-ре.
Роли: Эсмеральда ("Собор Парижской богоматери" по Гюго), Евгения
Гранде (по о. п. Бальзака), Варя ("Парень из нашего города"), Надежда
("Варвары"), Лиза ("Победители" Чир-скова), Даша ("Хождение по мукам" по
А. Н. Толстому), Лариса ("Бесприданница"), Анна Петровна ("Платонов"
Чехова), Любовь Яровая; Хлебникова, Линда ("Персональное дело",
"Гостиница "Астория"" Штейна), Фи-лумена Мартурано (о. п. Де Фипиппо),
Полина ("Фальшивая монета" Горького), Софья ("Зыковы"), Забродина
("Ленинградский проспект" Штока), Го-дерилья ("Король Лир"), Раневская
("Вишн„вый сад"), Жустайлок ("Ночные раскаты" Ауэзова) и др. М. Лифт.
ХАРТОГ (Hartog), Ян де (р. 22.IV.1914) - голл. писатель, драматург.
Написал пьесы: "Туман" 1940), "Дьявол и барышня Порядочность", "Мельница
6" (обе в 1941), "Шкипер воли божьей" (1947), ;Почтовая карета" (1950),
"Кровать с балдахином", Ковчег" (обе в 1951), "Гибель "Свободы11",
"Смерть рысы" (обе в 1956) и др. С 1943 жив„т в Англии.
Вл. О.
ХАРЧЕНКО, Василий Иванович (р. 14.1.1910)- кр. сов. режисс„р, акт„р.
Нар. арт. УССР (1954). Чл. оммунистич. партии с 1940. В 1933 окончил
Киев-;кий муз.-драм. ин-т им. Н. Лысенко. В 1933-47 - режисс„р и акт„р
Т-ра им. М. К. Заньковецкой. В 1947-52-худ. рук. Львовского ТЮЗа. В
1952-56главный режисс„р Львовского т-ра оперы и балета. Спектакли, пост.
X., характеризуются точностью раскрытия замысла и стиля автора, яркой
театральностью.
1957-гл. реж. Киевской музкомедии. С 1956 вед„т педагогич. работу.
Среди пост.: "Отелло"; "Свадьба Свички" Кочерги, "Путь на Украину"
Левады, "Ваграмова ночь" Первомайского, "Уриэль Акоста" Гуцкова,
"Гайдамаки" но Шевченко- в Т-ре им. Заньковецкой; "Непокор„нная
полтавчанка" Лубенского, "Семья" Попова - в Львовском ТЮЗе;
"Тихий Дон"; "Таня" Крейтнера, "Молодая гвардия" Мей-туса - в
Львовском т-ре оперы и балета.
Среди ролей: Тур ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука), Хламушка
("Пойд„шь - не верн„шься" Кочерги), Руднев ("Люди с чистой совестью"
Вершигоры), П„тр ("Чудесный сплав" Киршона) и др.
Автор пьес и инсценировок: "Бессмертные" (1946), "Гайдамаки" по
Шевченко (1964), "Сильнее смерти" (1945). Л. Б.
ХАРЬКОВ - областной центр УССР (ок. 1092 тыс. жит. на 1966). Один из
старейших театр. городов Сов. Союза. Первое театр. представление в
городе состоялось в 1780; наряду с любителями, в н„м участвовала группа
танцовщиков во главе с "отставным с.-петербургского театра дансером
Иваницким" [Квитка (Основья-н е н к о) Г. Ф., История театра в
Харькове]. С 1791 в X. начала показывать спектакли труппа под рук. Д.
Москви-ч„ва. Демократии, направленность репертуара труппы (ставились гл.
обр. сатирич. комедии, мещанские драмы и комич. оперы рус. авторов)
вызывала недовольство верхушки дворянского общества. В 1793 Москвич„в
был отстран„н от руководства т-ром. В 1795 т-р в X. возглавил бывший
акт„р петерб. имп. т-ра Т. В. Константинов. Большое значение в жизни
харьковского т-ра имела деятельность антрепрен„ров И. Ф. Штейна и
особенно Л. Ю. Млотковского. В 1841 Млотковский построил в X. новое
театр. здание. При Штейне и Млотковском в X. работали акт„ры М. С.
Щепкин,. К. Т. Соленик, Н. X. Рыбаков, Л. И. Млотковская и др. В 1819
силами харьковской труппы во главе с М. С. Щепкиным в Полтаве была пост.
"Наталка Полтавка" Котлярев-ского. Этот спектакль положил начало укр.
проф. т-ру. В 20-30-е гг. 19 в. в Харькове работала смешанная рус.-укр.
труппа. Во 2-й пол. 19 в. антрепризу в X. держал Н. Н. Дюков. В это
время здесь играла рус. труппа, гастролировали крупнейшие акт„ры: рус.
(М. Н. Ермолова, В. Ф. Комиссаржевская), укр. (М. К. Заньковецкая, М. Л.
Кро-пивницкий, Н. К. Садовский, П. К. Саксаганский), иностр. (Э. Дузе,
Сара Бернар, Э. Росси). В 10-х гг. 20 в. расцвет харьковского т-ра
связан с именем акт„ра, режисс„ра и антрепрен„ра Н. Н. Синельникова.
Стремясь ориентироваться в своей работе на демократич. аудиторию, он,
Страницы: «« « 2462 2463 2464 2465 2466 2467 2468 2469 2470 2471 2472 2473 2474 2475 2476 2477 2478 2479 2480 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |