Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2462   2463   2464   2465   2466   2467   2468   2469   2470  2471   2472   2473   2474   2475   2476   2477   2478   2479   2480  » »»

сюжет и характеры действующих лиц, отказался  от  неизменной  композиции
(молитва-пролог, вступительный и заключительный монологи первого акт„ра,
благополучный конец и др.). X.  явился  реформатором  в  области  языка:
наряду со стихами он вводил в свои пьесы прозаич. текст,  написанный  на
совр. лит. яз. хинди. X. писал  сатирич.  пьесы,  обличающие  ханжеский,
лицемерный  мир  святош   и   лжепророков,   разоблачал   колонизаторов,
ввергнувших его народ в нищету и бесправие. Остро  социальные  пьесы  X.
положили начало прогрессивному направлению в инд. драматургии.
   X. участвовал в создании любительских театр. коллективов  в  Бенаресе
("Бхаратенду натак мандали" и  "Банарас  катак  мандали")  и  Аллахабаде
("Рамлила  натак  мандали"),  противостоящих  коммерч.  т-рам   компаний
парсов. Просветит, целям служила публи-цистич. деятельность X.  (основал
ежемесячник "Журнал Харншчандры", где с  1873  печатались  дра-матургич.
произведения, и журн.  "Женское  образование").  Автор  теоретич.  труда
"Драма".
   Лит.: Драматургия и театр Индии. Сб. статей, М., 1961;
   П о т а б е н к о С. И., Драматургия хинди  в  борьбе  за  свободу  и
независимость Индии, М., 1962;  Вишневская  Н.А.,  Индийская  одноактная
драма, М., 1964. Св. П.
   ХАРЛАМОВ, Алексей Петрович (1876-1934)- рус. сов. акт„р,  засл.  арт.
УССР. Окончил Моск. 'филармоническое театр. уч-ще в 1898. Был  сразу  же
принят в Пепла в спектакле "На дне" (первый исполнитель) и Петра в  "Мещанах".  С
1904 работал в  крупных  театр.  городах:  Риге,  Киеве,  Новочеркасске,
Ростове, Харькове, Одессе, где играл ведущие роли:  Незнамов;  Глуховцев
("Дни нашей  жизни"  Андреева),  Роберт  ("Честь"  Зудермана),  Освальд,
Гамлет. X. обладал пытливым умом, ярким темпераментом, красивым голосом.
Работая  в  т-рах  разных  городов,  он  стремился  утверждать  принципы
Станиславского и Немировича-Данченко. X. играл разнохарактерные роли, но
наиболее значительными были роли с глубоким психологич.  содержанием.  В
1914 он переехал в Одессу, где работал с перерывами до 1930-х гг.
   Среди лучших ролей: Керженцев, Савва и Тот ("Мысль", "Савва", и "Тот,
кто получает  пощ„чины"  Андреева),  Иоган-нес  ("Одинокие"  Гауптмана),
Раскольников ("Преступление и наказание"  по  Достоевскому),  Карандышев
("Бесприданница").
   Последние годы жизни в связи с болезнью  ушел  из  т-ра  и  занимался
педагогич. работой.
   ХАРЛАМОВА, Валентина Борисовна [р. 23.11 (8.III). 1911] -  рус.  сов.
актриса. Нар. арт. СССР (1959)'. Деп. Верх. Совета  Казах.  ССР  4-го  и
6-го созывов. Сценич. деят. начала в 1933. Работала  в  театрах  городов
Йошкар-Олы (Марийская АССР), Мурома. С 1937 - в Алма-Атинском рус. т-ре.
   Роли: Эсмеральда ("Собор  Парижской  богоматери"  по  Гюго),  Евгения
Гранде (по о. п. Бальзака), Варя ("Парень из  нашего  города"),  Надежда
("Варвары"), Лиза ("Победители" Чир-скова), Даша ("Хождение по мукам" по
А. Н. Толстому), Лариса  ("Бесприданница"),  Анна  Петровна  ("Платонов"
Чехова),  Любовь  Яровая;  Хлебникова,   Линда   ("Персональное   дело",
"Гостиница "Астория"" Штейна), Фи-лумена Мартурано (о. п.  Де  Фипиппо),
Полина  ("Фальшивая  монета"  Горького),  Софья  ("Зыковы"),   Забродина
("Ленинградский проспект" Штока), Го-дерилья ("Король  Лир"),  Раневская
("Вишн„вый сад"), Жустайлок ("Ночные раскаты" Ауэзова) и др. М. Лифт.
   ХАРТОГ (Hartog), Ян де (р. 22.IV.1914) - голл.  писатель,  драматург.
Написал пьесы: "Туман" 1940), "Дьявол и барышня Порядочность", "Мельница
6" (обе в 1941), "Шкипер воли божьей" (1947), ;Почтовая карета"  (1950),
"Кровать с балдахином",  Ковчег"  (обе  в  1951),  "Гибель  "Свободы11",
"Смерть рысы" (обе в 1956) и др. С 1943 жив„т в Англии.
   Вл. О.
   ХАРЧЕНКО, Василий Иванович (р. 14.1.1910)- кр. сов. режисс„р,  акт„р.
Нар. арт. УССР (1954). Чл. оммунистич. партии с  1940.  В  1933  окончил
Киев-;кий муз.-драм. ин-т им. Н. Лысенко. В 1933-47 - режисс„р  и  акт„р
Т-ра им. М. К. Заньковецкой. В  1947-52-худ.  рук.  Львовского  ТЮЗа.  В
1952-56главный режисс„р Львовского т-ра оперы и балета. Спектакли, пост.
X., характеризуются точностью раскрытия замысла и  стиля  автора,  яркой
театральностью.
   1957-гл. реж. Киевской музкомедии. С 1956 вед„т педагогич. работу.
   Среди пост.: "Отелло"; "Свадьба Свички" Кочерги,  "Путь  на  Украину"
Левады,  "Ваграмова  ночь"  Первомайского,  "Уриэль   Акоста"   Гуцкова,
"Гайдамаки"  но  Шевченко-  в  Т-ре  им.   Заньковецкой;   "Непокор„нная
полтавчанка" Лубенского, "Семья" Попова - в Львовском ТЮЗе;
   "Тихий  Дон";  "Таня"  Крейтнера,  "Молодая  гвардия"  Мей-туса  -  в
Львовском т-ре оперы и балета.
   Среди  ролей:  Тур  ("Богдан   Хмельницкий"   Корнейчука),   Хламушка
("Пойд„шь - не верн„шься" Кочерги), Руднев  ("Люди  с  чистой  совестью"
Вершигоры), П„тр ("Чудесный сплав" Киршона) и др.
   Автор пьес  и  инсценировок:  "Бессмертные"  (1946),  "Гайдамаки"  по
Шевченко (1964), "Сильнее смерти" (1945). Л. Б.
   ХАРЬКОВ - областной центр УССР (ок. 1092 тыс. жит. на 1966). Один  из
старейших театр. городов  Сов.  Союза.  Первое  театр.  представление  в
городе состоялось в 1780; наряду с любителями, в н„м участвовала  группа
танцовщиков во главе  с  "отставным  с.-петербургского  театра  дансером
Иваницким" [Квитка  (Основья-н  е  н  к  о)  Г.  Ф.,  История  театра  в
Харькове]. С 1791 в X. начала показывать спектакли труппа  под  рук.  Д.
Москви-ч„ва. Демократии, направленность репертуара труппы (ставились гл.
обр. сатирич. комедии, мещанские драмы  и  комич.  оперы  рус.  авторов)
вызывала недовольство верхушки дворянского общества.  В  1793  Москвич„в
был отстран„н от руководства т-ром. В 1795 т-р  в  X.  возглавил  бывший
акт„р петерб. имп. т-ра Т. В. Константинов.  Большое  значение  в  жизни
харьковского т-ра  имела  деятельность  антрепрен„ров  И.  Ф.  Штейна  и
особенно Л. Ю. Млотковского. В 1841  Млотковский  построил  в  X.  новое
театр. здание. При Штейне и Млотковском  в  X.  работали  акт„ры  М.  С.
Щепкин,. К. Т. Соленик, Н. X. Рыбаков, Л. И. Млотковская и  др.  В  1819
силами харьковской труппы во главе с М. С. Щепкиным в Полтаве была пост.
"Наталка Полтавка" Котлярев-ского. Этот спектакль  положил  начало  укр.
проф. т-ру. В 20-30-е гг. 19 в. в Харькове работала смешанная  рус.-укр.
труппа. Во 2-й пол. 19 в. антрепризу в X. держал  Н.  Н.  Дюков.  В  это
время здесь играла рус. труппа, гастролировали крупнейшие  акт„ры:  рус.
(М. Н. Ермолова, В. Ф. Комиссаржевская), укр. (М. К. Заньковецкая, М. Л.
Кро-пивницкий, Н. К. Садовский, П. К. Саксаганский), иностр.  (Э.  Дузе,
Сара Бернар, Э. Росси). В 10-х  гг.  20  в.  расцвет  харьковского  т-ра
связан с именем акт„ра, режисс„ра и  антрепрен„ра  Н.  Н.  Синельникова.
Стремясь ориентироваться в своей работе на  демократич.  аудиторию,  он,

Страницы: «« « 2462   2463   2464   2465   2466   2467   2468   2469   2470  2471   2472   2473   2474   2475   2476   2477   2478   2479   2480  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия