Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2462 2463 2464 2465 2466 2467 2468 2469 2470 2471 2472 2473 2474 2475 2476 2477 2478 2479 2480 » »» сюжет и характеры действующих лиц, отказался от неизменной композиции (молитва-пролог, вступительный и заключительный монологи первого акт„ра, благополучный конец и др.). X. явился реформатором в области языка: наряду со стихами он вводил в свои пьесы прозаич. текст, написанный на совр. лит. яз. хинди. X. писал сатирич. пьесы, обличающие ханжеский, лицемерный мир святош и лжепророков, разоблачал колонизаторов, ввергнувших его народ в нищету и бесправие. Остро социальные пьесы X. положили начало прогрессивному направлению в инд. драматургии. X. участвовал в создании любительских театр. коллективов в Бенаресе ("Бхаратенду натак мандали" и "Банарас катак мандали") и Аллахабаде ("Рамлила натак мандали"), противостоящих коммерч. т-рам компаний парсов. Просветит, целям служила публи-цистич. деятельность X. (основал ежемесячник "Журнал Харншчандры", где с 1873 печатались дра-матургич. произведения, и журн. "Женское образование"). Автор теоретич. труда "Драма". Лит.: Драматургия и театр Индии. Сб. статей, М., 1961; П о т а б е н к о С. И., Драматургия хинди в борьбе за свободу и независимость Индии, М., 1962; Вишневская Н.А., Индийская одноактная драма, М., 1964. Св. П. ХАРЛАМОВ, Алексей Петрович (1876-1934)- рус. сов. акт„р, засл. арт. УССР. Окончил Моск. 'филармоническое театр. уч-ще в 1898. Был сразу же принят в Пепла в спектакле "На дне" (первый исполнитель) и Петра в "Мещанах". С 1904 работал в крупных театр. городах: Риге, Киеве, Новочеркасске, Ростове, Харькове, Одессе, где играл ведущие роли: Незнамов; Глуховцев ("Дни нашей жизни" Андреева), Роберт ("Честь" Зудермана), Освальд, Гамлет. X. обладал пытливым умом, ярким темпераментом, красивым голосом. Работая в т-рах разных городов, он стремился утверждать принципы Станиславского и Немировича-Данченко. X. играл разнохарактерные роли, но наиболее значительными были роли с глубоким психологич. содержанием. В 1914 он переехал в Одессу, где работал с перерывами до 1930-х гг. Среди лучших ролей: Керженцев, Савва и Тот ("Мысль", "Савва", и "Тот, кто получает пощ„чины" Андреева), Иоган-нес ("Одинокие" Гауптмана), Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Карандышев ("Бесприданница"). Последние годы жизни в связи с болезнью ушел из т-ра и занимался педагогич. работой. ХАРЛАМОВА, Валентина Борисовна [р. 23.11 (8.III). 1911] - рус. сов. актриса. Нар. арт. СССР (1959)'. Деп. Верх. Совета Казах. ССР 4-го и 6-го созывов. Сценич. деят. начала в 1933. Работала в театрах городов Йошкар-Олы (Марийская АССР), Мурома. С 1937 - в Алма-Атинском рус. т-ре. Роли: Эсмеральда ("Собор Парижской богоматери" по Гюго), Евгения Гранде (по о. п. Бальзака), Варя ("Парень из нашего города"), Надежда ("Варвары"), Лиза ("Победители" Чир-скова), Даша ("Хождение по мукам" по А. Н. Толстому), Лариса ("Бесприданница"), Анна Петровна ("Платонов" Чехова), Любовь Яровая; Хлебникова, Линда ("Персональное дело", "Гостиница "Астория"" Штейна), Фи-лумена Мартурано (о. п. Де Фипиппо), Полина ("Фальшивая монета" Горького), Софья ("Зыковы"), Забродина ("Ленинградский проспект" Штока), Го-дерилья ("Король Лир"), Раневская ("Вишн„вый сад"), Жустайлок ("Ночные раскаты" Ауэзова) и др. М. Лифт. ХАРТОГ (Hartog), Ян де (р. 22.IV.1914) - голл. писатель, драматург. Написал пьесы: "Туман" 1940), "Дьявол и барышня Порядочность", "Мельница 6" (обе в 1941), "Шкипер воли божьей" (1947), ;Почтовая карета" (1950), "Кровать с балдахином", Ковчег" (обе в 1951), "Гибель "Свободы11", "Смерть рысы" (обе в 1956) и др. С 1943 жив„т в Англии. Вл. О. ХАРЧЕНКО, Василий Иванович (р. 14.1.1910)- кр. сов. режисс„р, акт„р. Нар. арт. УССР (1954). Чл. оммунистич. партии с 1940. В 1933 окончил Киев-;кий муз.-драм. ин-т им. Н. Лысенко. В 1933-47 - режисс„р и акт„р Т-ра им. М. К. Заньковецкой. В 1947-52-худ. рук. Львовского ТЮЗа. В 1952-56главный режисс„р Львовского т-ра оперы и балета. Спектакли, пост. X., характеризуются точностью раскрытия замысла и стиля автора, яркой театральностью. 1957-гл. реж. Киевской музкомедии. С 1956 вед„т педагогич. работу. Среди пост.: "Отелло"; "Свадьба Свички" Кочерги, "Путь на Украину" Левады, "Ваграмова ночь" Первомайского, "Уриэль Акоста" Гуцкова, "Гайдамаки" но Шевченко- в Т-ре им. Заньковецкой; "Непокор„нная полтавчанка" Лубенского, "Семья" Попова - в Львовском ТЮЗе; "Тихий Дон"; "Таня" Крейтнера, "Молодая гвардия" Мей-туса - в Львовском т-ре оперы и балета. Среди ролей: Тур ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука), Хламушка ("Пойд„шь - не верн„шься" Кочерги), Руднев ("Люди с чистой совестью" Вершигоры), П„тр ("Чудесный сплав" Киршона) и др. Автор пьес и инсценировок: "Бессмертные" (1946), "Гайдамаки" по Шевченко (1964), "Сильнее смерти" (1945). Л. Б. ХАРЬКОВ - областной центр УССР (ок. 1092 тыс. жит. на 1966). Один из старейших театр. городов Сов. Союза. Первое театр. представление в городе состоялось в 1780; наряду с любителями, в н„м участвовала группа танцовщиков во главе с "отставным с.-петербургского театра дансером Иваницким" [Квитка (Основья-н е н к о) Г. Ф., История театра в Харькове]. С 1791 в X. начала показывать спектакли труппа под рук. Д. Москви-ч„ва. Демократии, направленность репертуара труппы (ставились гл. обр. сатирич. комедии, мещанские драмы и комич. оперы рус. авторов) вызывала недовольство верхушки дворянского общества. В 1793 Москвич„в был отстран„н от руководства т-ром. В 1795 т-р в X. возглавил бывший акт„р петерб. имп. т-ра Т. В. Константинов. Большое значение в жизни харьковского т-ра имела деятельность антрепрен„ров И. Ф. Штейна и особенно Л. Ю. Млотковского. В 1841 Млотковский построил в X. новое театр. здание. При Штейне и Млотковском в X. работали акт„ры М. С. Щепкин,. К. Т. Соленик, Н. X. Рыбаков, Л. И. Млотковская и др. В 1819 силами харьковской труппы во главе с М. С. Щепкиным в Полтаве была пост. "Наталка Полтавка" Котлярев-ского. Этот спектакль положил начало укр. проф. т-ру. В 20-30-е гг. 19 в. в Харькове работала смешанная рус.-укр. труппа. Во 2-й пол. 19 в. антрепризу в X. держал Н. Н. Дюков. В это время здесь играла рус. труппа, гастролировали крупнейшие акт„ры: рус. (М. Н. Ермолова, В. Ф. Комиссаржевская), укр. (М. К. Заньковецкая, М. Л. Кро-пивницкий, Н. К. Садовский, П. К. Саксаганский), иностр. (Э. Дузе, Сара Бернар, Э. Росси). В 10-х гг. 20 в. расцвет харьковского т-ра связан с именем акт„ра, режисс„ра и антрепрен„ра Н. Н. Синельникова. Стремясь ориентироваться в своей работе на демократич. аудиторию, он, Страницы: «« « 2462 2463 2464 2465 2466 2467 2468 2469 2470 2471 2472 2473 2474 2475 2476 2477 2478 2479 2480 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |