Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2468   2469   2470   2471   2472   2473   2474   2475   2476  2477   2478   2479   2480   2481   2482   2483   2484   2485   2486  » »»

критик, в 1896 написал книгу "Драма и сцена", затем занялся режисс„рской
деятельностью. В 1901 работал  режисс„ром  в  Нац.  т-ре  (Будапешт).  В
1904-08 - один из организаторов и худ. рук. прогрессивного театра-студии
"Талия" - первого общедоступного т-ра Венгрии, рассчитанного на  рабочую
аудиторию. X. стремился привлечь к т-ру  широкого  демократич.  зрителя,
создать  социально  значимый  репертуар  и  приобщить  венг.  акт„ров  к
передовому театр. иск-ву. X. первым в Венгрии пост.  пьесы  М.  Горького
("На дне", 1905), Г. Ибсена, Г. Зудермана и др. В 1912  -  гл.  режисс„р
Будапештского оперного т-ра,  в  1916-  1932-гл.режисс„р  Нац.  т-ра  (в
1928-32 одновременно и директор этого т-ра). В 1933-39  руководил  т-ром
"Мадьярсинхаз". X. осуществил ряд реформ венг. драм. т-ра, приблизил его
к  реалистич.  иск-ву,  добивался  ансамблевости  исполнения,  по-новому
трактовал  пьесы  Шекспира  и  Мольера,  осуществил  новаторскую   пост.
"Трагедии человека" Мадача, пропагандировал драматургию Б. Шоу.  Большое
внимание придавал развитию совр. отечеств, драмы (пьесы Ж.  Мо-рица,  Л.
Зилахи). Автор пьес "Военнопленный" (1917), "Император  и  шут"  (1919),
обе пост. в Нац. т-ре в  Будапеште,  а  также  инсц.  романов  М.  Йокаи
("Сыновья  человека  с  каменным  сердцем",  "Бедные  богачи"  и   др.).
Теоретич. основы акт„рского иск-ва, близкие учению К. С. Станиславского,
X. разрабатывал в книгах:
   "Искусство сцены" (1908), "Подлинный Шекспир" (1919), "Театр"  (1938)
и др.
   Соч.: Szinhaz, Bdp., 1938; A dramairas iskolaja, Bdp., 1961.
   Лит.: L a z l o A.. Hevesi Sandor, Bdp., 1960; S t a u d  G.,  Hevesi
Sandor rendezesei, Bdp., 1957. A Гер.
   ХЕДБЕРГ (Hedberg), Typ (28.III.1862-13.VIL 1931) -  швед.  драматург,
критик, театр. деятель. Лит. деятельность начал в  1884.  Творчество  X.
было  проникнуто  неоромантнч.  тенденциями,  выражало  разочарование  в
бурж.-демократич. движении. В сим-волич. "драмах идей" - "Герхардт Грим"
(1897),  "Спасение  Антония"  (1901),  "Персей   и   чудовище"   (1917),
"Тезей-царь" (1921), "Сын  Рембрандта"  (1927)  -  X.  противопоставляет
глубоко и самобытно мыслящего, стремящегося к активному  действию  героя
пошлой мещанской обыденности. Иронич. изд„вку над бурж. средой  содержат
комедии "Золото и зелень лесов" (1895), "Национальный монумент"  (1923),
"Что женщина хочет"  (1924).  Пьесы  X.  ставил  Королевский  драм.  т-р
(Стокгольм). Скандинавские т-ры часто  ставили  нац.-историч.  драму  X.
"Юхан Ульфшерна" (1907), проникнутую идеями свободолюбия,  гуманизма.  В
1910-21 X. был директором Королевского драм. т-ра.
   Соч.: Skrifter, bd 1-3, Stockh., 1933-34. Лит.: A h l e n i u  s  H.,
Tor Hedberg. En studie over hans diktning, Stockh., 1935. Вл. М.
   ХЕДКВИСТ (Hedqvist), Иван (8.IV.1880-23.VIII. 1935) - швед. актор.  В
1901 дебютировал  в  провинциальной  передвижной  труппе.  В  1906-08  и
19221927-акт„р  Шведского  т-ра  (Стокгольм),  в  1909-19  и  1927-32  -
Королевского драм. т-ра (Стокгольм). X.  был  характерным  актером.  Его
герои  выражали  типич.  социальные  явления  и  в  то  же  время   были
неповторимыми  в  своей  человеческой  индивидуальности.  X.-  один   из
крупнейших  представителей  реалпстич.  бытового  направления  в   швед.
сценич. иск-ве 20 в.
   Роли:  Яго,  Клавдий,  Шейлок  ("Отелло",   "Гамлет",   "Венецианский
купец"), Тартюф; Мефистофель ("Фауст" Г„те), Голо ("Пелеас и  Мелисанда"
Метерлинка),  мастер  Улоф  (о.  п.  Стриндберга),  Эрик   XIV   ("Карин
Монсдоттир"  Пауля),  Теодор  ("Пушинка"  Лагерл„ф),   Рембрандт   ("Сын
Рембрандта" Хедберга) и др.
   В 1918-22 - один из ведущих режисс„ров и акт„ров швед. кино.
   Лит.: Hedvall  Y.,  Ivan  Hedqvist  som  skadespelare  och  manniska,
Stockh., 1918. Вл. M.
   ХЕЙБЕРГ (Heiberg), Гуннар (18.XI.1857-22.II. 1929) - норв.  драматург
и критик. Лит. деятельность начал  в  1878.  В  первой  драме  X.  "Т„тя
Ульрикка"  (1883,  Нац.  т-р  в  Осло  -  1901)  резкая  критика   бурж.
политиканов, радикальных на словах и беспринципных в делах, сочеталась с
верой в будущее, в силу рабочего движения, к-рое должно  принести  людям
духовную свободу. Однако последующие политич. драмы X.-  "Король  Мидас"
(1890, "Нац. сцена", Берген), "Завидный жребий" (1895, Нац. т-р - 1903),
"Народный совет"  (1897,  Христианийский  т-р),  "Мать  Харал-да  Свана"
(1899, Нац. т-р), "Я защищу  свою  страну"  (1912),  "Парадная  постель"
(1913) (обе  в  Нац.  т-ре)  -  проникнуты  горьким  скепсисом,  крайним
индивидуализмом.  Подвергая  сатирич.  осмеянию  официозный  патриотизм,
борьбу  бурж.  партий,  коррупцию  гос.  аппарата,  дух  торгашества   и
спекуляции,  убожество  псевдодемократич.  прессы,  X.  в  то  же  время
настороженно, с недоверием относился к  рабочему  классу.  Его  положит.
героям  присуще  мизантропич.  всеотри-цание,  они   одиноки   в   сво„м
утверждении свободы человеческой личности. Творчество X.,  продолжившего
и развившего в конце 19 - нач. 20 вв. линию  гражданственной  реалистич.
драматургии   Г.   Ибсена    и    Б.    Бь„рнсона,    отразило    кризис
либерально-патрио-тич.   иллюзий   норв.   интеллигенции,   крах    идей
крестьянской демократии под  натиском  капиталистич.  отношений.  Особое
место в  творчестве  X.  занимают  психо-логич.  драмы  "Балкон"  (1894,
Христианийский т-р) и "Трагедия любви" (1904), проникнутые декадентскими
тенденциями,   трактующие   любовь   как   некую   т„мную,   загадочную,
всеразрушающую силу. X. был одним из ведущих норв. критиков и  историков
т-ра; автор книг "Ибсен и Бь„рнсон на сцене" (1918), "Норвежский  театр"
(1920), "Соль и сахар" (1924).
   Соч.: Samlede dramatiske verker, [bd 1-4], Kristiania, 1917-18,
   Лит.: S k a v l a n E., Gunnar Heiberg, Oslo, 1950;
   Liestol K. Stang E., Norg-es litteraturhistorie, Oslo, 1938.  Вл.  M.
ХЕЙБЕРГ (Heiberg), Йохан Людвиг (14.ХП.1791- 25.VIII.1860) - дат.  поэт,
драматург, театр. критик. Дебютировал в драматургии комедией "Дон  Жуан"
и романтич. драмой "Вальтер-Горшечник". В 1825 написал водевиль  "Король
Соломон и шляпный мастер Йорген" (Королевский т-р, Копенгаген), в  к-ром
заметно  влияние  франц.  и  нем.  водевиля.  Лучшие   водевили   X.   -
"Первоапрельские дурачки" (1826) и "Неразлучные" (1827) - написаны,  как
и мн. следующие пьесы, для актрисы И. Л. Хейберг. Они отличаются  тонким
юмором, ч„ткой обрисовкой действ.  лиц,  сценичностью.  В  водевилях  X.
проявилось критич. отношение автора к  совр.  ему  действительности,  он
иронически изображал представителей аристократии, буржуазии, чиновников,
выступал  против  реакц.  романтиков.  Опираясь  на  жанр  водевиля,  X.
стремился возродить на сцене реалистич.  традиции  Л.  Хольберга.  Автор
теоретич. работ "О водевиле, как драматическом жанре"  ("От  vaudevillen
som dramatisk kunstart", 1826). В реалистич. бытовых комедиях "Датчане в
Париже" (1833), "Нет"  (1836)  сатирически  показаны  отдельные  явления

Страницы: «« « 2468   2469   2470   2471   2472   2473   2474   2475   2476  2477   2478   2479   2480   2481   2482   2483   2484   2485   2486  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия