Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2469   2470   2471   2472   2473   2474   2475   2476   2477  2478   2479   2480   2481   2482   2483   2484   2485   2486   2487  » »»

жизни  феодального  и  капиталистич.  общества.  X.  принадлежат   также
комедии: "Приключение  в  Розенборгском  парке"  (1827),  "Холм  эльфов"
(1828), "Фата Моргана" (1838). Произведения X. ставились в  дат.  т-рах,
его творчество оказало большое влияние на развитие  датской  драматургии
1-й пол. 19 в.
   Соч.: Samlede skrifter, bd 1-22 Kbh 1861-6'5' Poetiske  skrifter,  bd
1-3, [Kbh.], 1931-32.
   Лит.: Г о з e  н  п  у  д  А.  А.,  Датский  театр.  в  кн.:  История
западноевропейского театра, т. 4, M. 1964; В о ru  p  M.,  Johan  Ludwig
Heiberg, [bdJ 1-3, Kbh., 197-49.
   Л. Пог. ХЕЙБЕРГ (Heiberg; урожд.-П e т г e с, Patges), Йо-ханна Луиза
(22. XI. 1812- 21.XII.1890)- дат. актриса, режисс„р и драматург. Жена И.
Л.  Хейберга.  Училась  в  хореографич.  школе  при   Королевском   т-ре
(Копенгаген). В  1825  утверждена  "ученицей  драматической  труппы",  в
1829"королевской актрисой". Первый триумфальный успех - исполнение  роли
школьницы Трине в комич. сценке П. Мел-лера "Ханс и Трине"
   И 826);  в  том  же  году  .  Л.  Хейберг  написал  для  X.  водевиль
"Первоапрельские дурачки". Все последующие пьесы Хейберга также написаны
для X. Его примеру следовали X. К. Андерсен, X. Херц, А.  Элен-шлегер  и
др. Блистательные сценич. данные X. соединялись с глубоким умом, высокой
культурой,  демократизмом  идейно-эстетич.  устремлений.   Играла   роли
Кристины,  Каролины,  Софи,  Джульетты  ("Приключение  в   Розенборгском
парке", "Неразлучные",  "Нет",  "Датчане  в  Париже"  Хейберга),  Лотты,
Антонии ("Проделки Амура",  "Сберегательная  касса"  Херца),  Лпс-бет  и
Маргрете  (в  собств.  водевилях   "Воскресенье   на   Амагере",   1848;
"Обезьяна", 1849, для к-рых X. писала также музыку). В  исполнении  этих
ролей грация, тонкий юмор, музыкальность  и  пластичность  сочетались  с
утверждением  здорового  нравственного  начала,  женского   достоинства,
человечности, протеста против догм  мещанского  образа  жизни.  X.  была
неповторимо индивидуальна и в ролях романтич. героинь: Дина и Гудрун (о.
п. и "Кьяртан  и  Гудрун"  Эленшлегера),  Агнета,  Фата  Моргана  ("Холм
эльфов" и о. п. Хейберга),  Нинон,  Иоланта,  Рагнхильд  (о.  п.,  "Дочь
короля Рене", "Дом Свена  Дюринга"  Херца),  Сесилия,  Дювеке  ("Мулат",
"Король спит" Андерсена).  Мотив  возникающих  и  безжалостно  попранных
радости жизни, счастья пронизывал образ Джульетты ("Ромео  и  Джульетта"
Шекспира). Гуманность и чувство современности  отличали  образы  Розауры
("Жизнь есть сон" Кальдерона) и Розанны ("Король и мужик" Лопе де Bera).
Позднее X. играла роли: леди Макбет; Мария  Стюарт;  леди  Тизл  ("Школа
злословия" Шеридана). В 1864 оставила сцену.
   В 1867-74 X. занималась режиссурой.  Пост.  "Союз  молод„жи"  (1870),
"Борьба за  престол"  (1871)  Ибсена,  "Новобрачные"  Бь„рнсона  (1872).
Занималась литературной деятельностью (монография "Петер Андреас Хейберг
и  Томазина  Гюллембург",  1882;  мемуары  "Жизнь,  вновь   прожитая   в
воспоминаниях", 1855- 1890). По словам Г. Брандеса, X.  была  не  просто
великой актрисой, но являлась нравственным идеалом для целого поколения.
   Соч.: En  sondag  pa  Amager,  Kbh.,  1960;  Et  liv  gj'enoplcvet  i
erindringen, bd 1-4, Kbh., 1891-92; 4 udg., Kbh., 1946
   Лит.: Ибсен Г., Собр. соч., т. 4, M., 1958,  с.  575-82  Brandes  G.,
Samlede skrifter, bd l, Kbh., 1899; B J ft r n son B., Brevveksling  med
danske. 1875-1910, bd 2, Kdh. 1953; N e i i e n d a m R., Johanne  Luise
Heiberg, 4 u eig. Kbh., 1960; R a h bek S., Omkring I. L. Heiberg,  Kbh.
18. В л. M
   ХЕЙБЕРГ (Herberg), Петер  Андреас  (16.XI.1758-  30.IV.1841)  -  дат.
драматург. В 1777 окончил Копенгагенский ун-т. В  том  же  году  написал
свою первую комедию "Превращения" (1788, Королевский  т-р,  Копенгаген).
X.  испытал  влияние  идей  франц.  бурж.  революции  конца  18  в.  Его
творчество - один из наиболее значит, этапов  в  истории  дат.  политич.
сатиры.  Комедия  "Виртуоз  II"  (1789)   язвительно   осмеивала   тупых
аристократов, купцов, убожество их духовной жизни (за эту комедию X. был
оштрафован). X. писал сатирич. "комедии нравов":  "Хэккингоборн"  (1788,
там же), "Виртуоз I" (1792, там же), "Въезд" (1892, там же),  ""Фоны"  и
"ваны""  (1792,  там  же,  спектакль   был   запрещ„н   после   третьего
представления).  Творчество  X.  продолжало   сатирич.   традиции   дат.
драматургии 18 в., заложенные Л. Хольбергом, и определило развитие  нац.
комедиографии  19  в.  В  1790   X.   был   осужд„н   за   антимонархич.
стихотворение, а в 1799 приговор„н к пожизненному изгнанию из Дании.
   Соч.: Udvalgte skrifter, Kbh., 1884.
   Лит.: Schwanenfliigel H., Peter Andreas Hei-bers, Kbh., 1891;  Hansen
P., Den danske skueplads, bd l, Kbh., [1889]; Dansk litteratur historie,
bdl. Fra Runerne-til Johannes Ewald, Kbh., 1964. В л. M.
   ХЕЙВУД, Г e и в у д (Heywood), Джон (1497- ок.  1580)-англ.  акт„р  и
драматург. Был придворным певцом при дворе Генриха VIII и  Марии  Тюдор.
Используя форму  англ.  фарса  -  интерлюдию,  X.  сделал  е„  средством
утверждения гуманистич. взглядов на жизнь.  Он  нападал  на  лживость  и
испорченность  като-лич.  духовенства  в  пьесах:  "Четыре  П"   (1520),
"Забавная комедия о муже Джоане Джоане, о его жене Тиб и священнике сэре
Джане" (1520),  "Продавец  индульгенций  и  монах"  (1519).  Разл.  слои
общества представлены в "Игре о погоде" (1528). Интерлюдии X. написаны в
форме спора между персонажами, речи которых полны  шуток  и  каламбуров.
Хотя X. осуждал пороки духовенства, он вместе с Т. Мором был противником
Реформации. После вступления на престол Елизаветы X. уехал из  Англии  и
поселился в Бельгии.
   Соч.: Dramatic writings. L., 1905; в рус. пер.-  Забавная  комедия  о
муже Джоане Джоане...., в кн.: П  у  p  и  ш  e  в  Б.,  Хрестоматия  по
зарубежной литературе, т. 2, M., 1962, с. 101-15; Мокульский С. (сост.),
Хрестоматия по истории западноевроп. театра, т. l, M., 1953, с. 388-95;
   414-15.
   Лит.: Д ж и в е л е г о в А., Джон Гейвуд и его  интерлюдии,  в  кн.:
История английской литературы, т. 1, вып. 1,  M.-Л.,  1943,  с.  319-22;
Cambridge history of English literature, v. 5, Cambr., 1910,  p.  89-99;
De la В „ г е R., John Heywood, entertainer. L., 1937. ф. К,
   ХЕЙВУД (Heywood), Томас (р. между  1570-75-ум.  1641)-англ.  акт„р  и
драматург. Как и Шекспир, работал одновременно акт„ром и  драматургом  в
труппе "Слуги лорда-адмирала затем в др. труппах. Из сохранившихся  пьес
.X. самая ранняя - хроника из истории Англии "Эдуард IV" (2  ч.,  1599).
X. ориентировался пре-им. на зрителей из ремесленной и городской  среды,
был одним из первых бурж. драматургов  Англии.  Написал  пьесы:  "Четыре
лондонских подмастерья"  (1600),  "Щедрый  король  и  верный  подданный"
(1602), "Женщина, убитая добротой" (1603), "Красотка с Запада" (1-я  ч.-
1610, 2-я- 1631) и  др.  Изображение  бурж.  быта  овеяно  в  пьесах  X.

Страницы: «« « 2469   2470   2471   2472   2473   2474   2475   2476   2477  2478   2479   2480   2481   2482   2483   2484   2485   2486   2487  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия