|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2469 2470 2471 2472 2473 2474 2475 2476 2477 2478 2479 2480 2481 2482 2483 2484 2485 2486 2487 » »» жизни феодального и капиталистич. общества. X. принадлежат также
комедии: "Приключение в Розенборгском парке" (1827), "Холм эльфов"
(1828), "Фата Моргана" (1838). Произведения X. ставились в дат. т-рах,
его творчество оказало большое влияние на развитие датской драматургии
1-й пол. 19 в.
Соч.: Samlede skrifter, bd 1-22 Kbh 1861-6'5' Poetiske skrifter, bd
1-3, [Kbh.], 1931-32.
Лит.: Г о з e н п у д А. А., Датский театр. в кн.: История
западноевропейского театра, т. 4, M. 1964; В о ru p M., Johan Ludwig
Heiberg, [bdJ 1-3, Kbh., 197-49.
Л. Пог. ХЕЙБЕРГ (Heiberg; урожд.-П e т г e с, Patges), Йо-ханна Луиза
(22. XI. 1812- 21.XII.1890)- дат. актриса, режисс„р и драматург. Жена И.
Л. Хейберга. Училась в хореографич. школе при Королевском т-ре
(Копенгаген). В 1825 утверждена "ученицей драматической труппы", в
1829"королевской актрисой". Первый триумфальный успех - исполнение роли
школьницы Трине в комич. сценке П. Мел-лера "Ханс и Трине"
И 826); в том же году . Л. Хейберг написал для X. водевиль
"Первоапрельские дурачки". Все последующие пьесы Хейберга также написаны
для X. Его примеру следовали X. К. Андерсен, X. Херц, А. Элен-шлегер и
др. Блистательные сценич. данные X. соединялись с глубоким умом, высокой
культурой, демократизмом идейно-эстетич. устремлений. Играла роли
Кристины, Каролины, Софи, Джульетты ("Приключение в Розенборгском
парке", "Неразлучные", "Нет", "Датчане в Париже" Хейберга), Лотты,
Антонии ("Проделки Амура", "Сберегательная касса" Херца), Лпс-бет и
Маргрете (в собств. водевилях "Воскресенье на Амагере", 1848;
"Обезьяна", 1849, для к-рых X. писала также музыку). В исполнении этих
ролей грация, тонкий юмор, музыкальность и пластичность сочетались с
утверждением здорового нравственного начала, женского достоинства,
человечности, протеста против догм мещанского образа жизни. X. была
неповторимо индивидуальна и в ролях романтич. героинь: Дина и Гудрун (о.
п. и "Кьяртан и Гудрун" Эленшлегера), Агнета, Фата Моргана ("Холм
эльфов" и о. п. Хейберга), Нинон, Иоланта, Рагнхильд (о. п., "Дочь
короля Рене", "Дом Свена Дюринга" Херца), Сесилия, Дювеке ("Мулат",
"Король спит" Андерсена). Мотив возникающих и безжалостно попранных
радости жизни, счастья пронизывал образ Джульетты ("Ромео и Джульетта"
Шекспира). Гуманность и чувство современности отличали образы Розауры
("Жизнь есть сон" Кальдерона) и Розанны ("Король и мужик" Лопе де Bera).
Позднее X. играла роли: леди Макбет; Мария Стюарт; леди Тизл ("Школа
злословия" Шеридана). В 1864 оставила сцену.
В 1867-74 X. занималась режиссурой. Пост. "Союз молод„жи" (1870),
"Борьба за престол" (1871) Ибсена, "Новобрачные" Бь„рнсона (1872).
Занималась литературной деятельностью (монография "Петер Андреас Хейберг
и Томазина Гюллембург", 1882; мемуары "Жизнь, вновь прожитая в
воспоминаниях", 1855- 1890). По словам Г. Брандеса, X. была не просто
великой актрисой, но являлась нравственным идеалом для целого поколения.
Соч.: En sondag pa Amager, Kbh., 1960; Et liv gj'enoplcvet i
erindringen, bd 1-4, Kbh., 1891-92; 4 udg., Kbh., 1946
Лит.: Ибсен Г., Собр. соч., т. 4, M., 1958, с. 575-82 Brandes G.,
Samlede skrifter, bd l, Kbh., 1899; B J ft r n son B., Brevveksling med
danske. 1875-1910, bd 2, Kdh. 1953; N e i i e n d a m R., Johanne Luise
Heiberg, 4 u eig. Kbh., 1960; R a h bek S., Omkring I. L. Heiberg, Kbh.
18. В л. M
ХЕЙБЕРГ (Herberg), Петер Андреас (16.XI.1758- 30.IV.1841) - дат.
драматург. В 1777 окончил Копенгагенский ун-т. В том же году написал
свою первую комедию "Превращения" (1788, Королевский т-р, Копенгаген).
X. испытал влияние идей франц. бурж. революции конца 18 в. Его
творчество - один из наиболее значит, этапов в истории дат. политич.
сатиры. Комедия "Виртуоз II" (1789) язвительно осмеивала тупых
аристократов, купцов, убожество их духовной жизни (за эту комедию X. был
оштрафован). X. писал сатирич. "комедии нравов": "Хэккингоборн" (1788,
там же), "Виртуоз I" (1792, там же), "Въезд" (1892, там же), ""Фоны" и
"ваны"" (1792, там же, спектакль был запрещ„н после третьего
представления). Творчество X. продолжало сатирич. традиции дат.
драматургии 18 в., заложенные Л. Хольбергом, и определило развитие нац.
комедиографии 19 в. В 1790 X. был осужд„н за антимонархич.
стихотворение, а в 1799 приговор„н к пожизненному изгнанию из Дании.
Соч.: Udvalgte skrifter, Kbh., 1884.
Лит.: Schwanenfliigel H., Peter Andreas Hei-bers, Kbh., 1891; Hansen
P., Den danske skueplads, bd l, Kbh., [1889]; Dansk litteratur historie,
bdl. Fra Runerne-til Johannes Ewald, Kbh., 1964. В л. M.
ХЕЙВУД, Г e и в у д (Heywood), Джон (1497- ок. 1580)-англ. акт„р и
драматург. Был придворным певцом при дворе Генриха VIII и Марии Тюдор.
Используя форму англ. фарса - интерлюдию, X. сделал е„ средством
утверждения гуманистич. взглядов на жизнь. Он нападал на лживость и
испорченность като-лич. духовенства в пьесах: "Четыре П" (1520),
"Забавная комедия о муже Джоане Джоане, о его жене Тиб и священнике сэре
Джане" (1520), "Продавец индульгенций и монах" (1519). Разл. слои
общества представлены в "Игре о погоде" (1528). Интерлюдии X. написаны в
форме спора между персонажами, речи которых полны шуток и каламбуров.
Хотя X. осуждал пороки духовенства, он вместе с Т. Мором был противником
Реформации. После вступления на престол Елизаветы X. уехал из Англии и
поселился в Бельгии.
Соч.: Dramatic writings. L., 1905; в рус. пер.- Забавная комедия о
муже Джоане Джоане...., в кн.: П у p и ш e в Б., Хрестоматия по
зарубежной литературе, т. 2, M., 1962, с. 101-15; Мокульский С. (сост.),
Хрестоматия по истории западноевроп. театра, т. l, M., 1953, с. 388-95;
414-15.
Лит.: Д ж и в е л е г о в А., Джон Гейвуд и его интерлюдии, в кн.:
История английской литературы, т. 1, вып. 1, M.-Л., 1943, с. 319-22;
Cambridge history of English literature, v. 5, Cambr., 1910, p. 89-99;
De la В „ г е R., John Heywood, entertainer. L., 1937. ф. К,
ХЕЙВУД (Heywood), Томас (р. между 1570-75-ум. 1641)-англ. акт„р и
драматург. Как и Шекспир, работал одновременно акт„ром и драматургом в
труппе "Слуги лорда-адмирала затем в др. труппах. Из сохранившихся пьес
.X. самая ранняя - хроника из истории Англии "Эдуард IV" (2 ч., 1599).
X. ориентировался пре-им. на зрителей из ремесленной и городской среды,
был одним из первых бурж. драматургов Англии. Написал пьесы: "Четыре
лондонских подмастерья" (1600), "Щедрый король и верный подданный"
(1602), "Женщина, убитая добротой" (1603), "Красотка с Запада" (1-я ч.-
1610, 2-я- 1631) и др. Изображение бурж. быта овеяно в пьесах X.
Страницы: «« « 2469 2470 2471 2472 2473 2474 2475 2476 2477 2478 2479 2480 2481 2482 2483 2484 2485 2486 2487 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |