Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2476   2477   2478   2479   2480   2481   2482   2483   2484  2485   2486   2487   2488   2489   2490   2491   2492   2493   2494  » »»

Сибане ("Загмук" Глебова, 1928), руководителя большевистского  одесского
подполья Бродского ("Интервенция" Славина, 1934), Шванди  (1937).  Играя
роль  Гая  ("Мой  друг"  Погодина,  1934),  X.  выразил  гражданственный
темперамент, романтич. устремл„нность борцов за выполнение пятилеток.
   Чувство современности, яркое своеобразие отличали  трактовку  акт„ром
шекспировских  образов.  X.  играл  Гамлета  (1935)  пылким   и   смелым
человеком,  гневно  обличающим  лицемерие.  В  роли  Отелло  (1941)   X.
разрабатывал  этич.  проблемы,  выражал  страстную  ненависть  народа  к
неравенству,  протест  против   антигуманизма,   нац.   гн„та,   расовой
исключительности.  Выдающийся  акт„р-романтик,  X.  играл   Отелло   как
человека глубокого ума, напряж„нной мысли. Через всю роль X. прон„с тему
большой поэтически возвышенной любви. Образы Гамлета и Отелло, созданные
X., стали значительным событием нац. культуры.
   Важным этапом в творчестве акт„ра стали роли в историч. спектаклях, в
к-рых  проявилось  слияние  героико-романтич.   пафоса   с   психологич.
углубл„нностью, характерное для  иск-ва  X.  Он  играл  Муканна  (о.  п.
Алимжана, 1943) - вождя нар. восстания против арабских  завоевателей  (8
в.) с шекспировским  размахом,  передавая  его  воинственную  энергию  и
цельность  чувств.  Величие  древней  культуры  Востока  выражал   образ
великого поэта и борца за справедливость Алишера Навои (о. п.  Уйгуна  и
Султанова, 1945; Гос. пр. СССР, 1949).
   Глубоко человечные, возвышенные, вдохновенные положительные герои  X.
контрастировали в его творчестве с жестокими, низменными, отрицательными
персонажами,  созданными  акт„ром  на  сцене  узб.  т-ра:  Вурм  (1921),
Городничий (1926),  враги  советского  народа  -  Кокумбай  ("Мятеж"  по
Фурманову, 1929), Гранатов ("Человек с  портфелем"  Файко,  1930),  Аман
("Вредители  хлопка"  Исмаилова,  1930),  Арипов  ("История  заговорила"
Сафарова и Сайда, 1931), Тоигбек ("Маска сорвана" Фатхуллина, 1932).
   Редкий по красоте и богатству интонаций голос, пластич. заверш„нность
и красота движений,  великолепное  владение  иск-вом  монолога,  сильный
темперамент,  глубочайшая   искренность   характеризовали   иск-во   X.,
создателя крупных образов, выражавших высокий духовный мир людей.
   Лит.: Дейч А.,  Абрар  Хидоятов,  М.-Л.,  19/i8;  Авдеева  Л.,  Абрар
Хидоятов, Таш., 1960; Фельдман Я., Слово о выдающемся  акт„ре,  "Театр",
1960, ј 2, с. 109-  114.  Государственный  ордена  Ленина  академический
узбекский театр имени Хамзы, Т., 1957. . ф.
   ХИДОЯТОВА, Замира (р. 1909) - узб. сов. актр1ь са. Нар. арт. Узб. ССР
(1944). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Окончила Узб. театр. студию  при
Доме просвещения в Москве (1924-27) и стала актрисой  Центр,  образцовой
узб. гос. труппы (ныне Т-р им. Хамзы).
   В первое десятилетие своей работы в т-ре X.  исполняла  разнообразные
роли: Анна Андреевна ("Ревизор",
   1926),Фрозина ("Скупой"), Адельма ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1927),
Смеральдина ("Слуга двух господ",
   1927), Зина ("Человек  с  портфелем"  Файко,  1930),  Валя  ("Мятеж",
1929). Но уже в это  время  определяется  гл.  тема  творчества  X.,  е„
стремление воплотить  на  сцене  образы  своих  современниц  -  Дильбар,
Ульмас, Холбуви,  мать  Хамзы  ("Два  коммуниста",  "Сожж„м",  "Честь  и
любовь",  "Хамза"   Яшена),   Артыкова,   Турае-ва   ("Маска   сорвана",
"Предатели" Фатхуллина), Зух-ра ("История заговорила" Сафарова и Сайда).
Другое  направление  иск-ва  X.-  сатирико-обличительное  -   раскрывало
ханжество,  жестокость,  бесчеловечность  представителей  старого  мира:
Меланья ("Егор Булычев  и  другие",  1939),  Кабаниха  ("Гроза",  1938),
Ходжиона ("Б  an  и  батрак"  Хамзы,  1939).  Яркая  типизация,  могучая
разоблачительная сила при исполнении ролей защитников старого порядка  и
вместе  с  тем  глубокий   лиризм,   душевная   мягкость   в   обрисовке
положительных  образов,  определение  индивидуальной  неповторимости   и
одновременно   обществ.сущности   героинь,    выражение    общих    черт
национального характера - характерные черты иск-ва X.
   Лучшие роли в 40- 50-х гг.: Хадича  ("Новбахор"  Уйгуна),  Хамбробиби
("Ш„лковое сюзане"  Кахха-ра),  Рузван  ("Сердечные  тайны"  Рахманова),
Старуха ("Алжир, родина моя"  по  М.  Дибу),  Рисолат  ("Люди  с  верой"
Султанова).
   Лит.: Гос. ордена Ленина... узб. театр драмы им. Хамзы,  Таш.,  1957;
Уварова Г., Узбекский Драматический театр. М., 1959. Т". Б.
   ХИЗРОЕВА, Патимат Хизриевна  (р.  20.  III.  1925)  -  аварская  сов.
актриса и общественный деятель. Нар. арт. Даг. АССР (1955),  засл.  арт.
РСФСР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1960.  Деп.  Верх.  Совета  Даг.
АССР  (1958-62).  Пришла  в  т-р  из  самодеятельности  (1943).   Начала
сценическую деятельность в  Аварском  т-ре  им.  Г.  Цадасы.  Выдающаяся
исполнительница нар. песен, непосредственная и  темпераментная  актриса,
X. умно  и  талантливо  играет  разл.  роли  -  комедийные,  лирические,
характерные и трагедийные.
   Роли:  Сусан  ("Честь"  Ширван-Заде,  1948),  Марина   ("Вдохновенная
певица"  Залова,1956),  Вера  Васильевна  ("Горянка"  Гамзатова,  I960),
Ханича ("Покаяние Хирача" Алиевой, 1964),  Дездемона  ("Отелло",  1955),
Луиза ("Коварство и любовь", 1952), Графиня ("Женитьба  Фигаро",  1957),
Корин-кина ("Без вины виноватые". 1949), Лида ("Платон  Кречет",  1952),
Ксения Ивановна ("Палата" Ал„шина, 1963) и ДР. Л. Ним.
   ХИЕМЕТ НАЗЫМ - см. Назым Хикмет.
   ХИКС (Hicks), Эдуард Сеймур (30.1.1871-6.IV.  1949)  -  англ.  акт„р,
театр. предприниматель. Начал сценич. деятельность в 1887 (т-р  "Гранд",
Ислингтон).  Играл  эпизодич.  роли  в  разл.  лондонских  т-рах,  затем
гастролировал с  труппой  У.  и  М.  Кендал,  работал  в  т-ре  "Гейетн"
(1894-1902), выступая преим. в муз. комедиях. Постоянной  партн„ршей  X.
была  его  жена  актриса  Э.  Террис.  X.  известен  также  как   артист
мюзик-холла (танцовщик и певец). Совм. с Ч. Брук-филдом написал и  пост.
в Лондоне первое ревю "Под часами" Джонса (1893, т-р "Корт"). В 190() X.
открыл т-р "Хикс" (ныне т-р "Глобус"), предоставив помещение  труппе  Ч.
Фромана.
   С о ч": Twenty-four years of an actor's life, by himself,  L.,  1910;
Between, ourselves, L., 1930; Me and  my  missus;  fifty  years  on  the
stage, L., 1939; Acting. A book for amateurs, L., 1931.
   Лит.; Macqueen-Pope W., Gaiety, theatre of enchantment, L., 1949; его
же, Nights of gladness, L., 1956; Short E. H., Sixty years  of  theatre,
L., 1951. ф.К,
   ХЙЛФЕРДИНК-ГРЕВЕЛИНК  (Hilverdink   Greve   link),   Гертруда   Якоба
(урожд.Хилфердинк) (1786-28.VIII.1827) - голл. актриса.  В  юности  была
балериной, затем играла в драм. труппе У. Бингли.  С  1808,  уже  будучи
известной актрисой, выступала  на  сцене  т-ра  "Схаубург"  (Амстердам).

Страницы: «« « 2476   2477   2478   2479   2480   2481   2482   2483   2484  2485   2486   2487   2488   2489   2490   2491   2492   2493   2494  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия