Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2480   2481   2482   2483   2484   2485   2486   2487   2488  2489   2490   2491   2492   2493   2494   2495   2496   2497   2498  » »»

этой труппы. Партии: Колен  ("Тщетная  предосторожность"),  принц  Марио
("Хрустальный башмачок" Мюльдорфера), граф де Кастро ("Зв„зды"  Симона),
Гусарский ротмистр ("Привал кавалерии" Армгеймера), Альберт  ("Жизель"),
Коппелиус ("Коп-пелия") и др.
   В 1893 впервые выступил как  балетмейстер,  пост.  балеты:  "Корсар";
"Наяда и рыбак" Пуни, "Привал кавалерии" и др.  С  1898  -  балетмейстер
Большого т-ра. Пост.: "Зв„зды"  (1898),  "Волшебный  башмачок"  Гер-бера
(1899), "Тщетная предосторожность" (1899); "Волшебные гр„зы" Померанцева
(1899), "Раймонда" (1899);
   "Фея кукол" Байера  (1900).  В  своей  балетмейстерской  практике  X.
сохранял традиции старой академич. школы, в то же время придавал большое
значение драматич. развитию  действия,  реалистич.  толкованию  образов,
слиянию хореографии и музыки. Деятельность X. способствовала преодолению
творч. застоя труппы Большого т-ра и в известной мере подготовила творч.
преобразования, осуществл„нные А. А. Горским.
   В 1898-1902 преподавал в Моск. театр. уч-ще. В 1903 оставил  сцену  и
эмигрировал во Францию, открыл в Париже  балетную  школу.  В  1911-14  -
балетмейстер и педагог т-ра "Гранд-Опера", в 1914 работал в труппе А. П.
Павловой, где пост. балеты:
   "Последняя песня" Моража, "Белое  и  ч„рное"  Шами-нада,  "Египетский
балет" Луинджи, "Снежинка" на муз. Чайковского и др.
   Лит.: Красовская В., Русский балетный театр второй половины  XIX  в.,
Л.-М., 1963. А. Дин.
   ХМЕЛ‚В, Николай Павлович  [28.VII(10.VIII).  1901-1.XI.1945)  -  рус.
сов. акт„р. Нар. арт. СССР  (1937).  Чл.  Коммунистич.  партии  с  1941.
Родился в семье заводского мастера в  Сормове.  В  1919  принят  во  2-ю
Студию МХТ. С 1924 - в труппе МХАТа. Один из выдающихся  акт„ров  нашего
времени. X. сформировался как художник под непосредств. воздействием  К.
С. Станиславского и В. И. Немиро вича-Данченко, представлял в иск-ве  их
школу, создал ряд образов, являвшихся шедеврами совр. акт„рского иск-ва.
Острота в передаче внутр. движений характера сочеталась в  иск-ве  X.  с
большой психологич.  глубдной.  Он  создал  образы  такой  экспрессии  и
трагич.  обобщ„нности,  что  они  выходили  за  пределы  воспроизведения
житейских, бытовых персонажей. Большое значение акт„р  придавал  речевой
выразительности  образа;  тембр  и  интонации  его  голоса  были  всегда
разнообразны. Тончайшие оттенки речи и логическая точность мысли, мягкая
пластичность,  необычайная  органичность   определяли   мастерство   X.,
постоянно стремившегося к  трагич.  и  философскому  отражению  жизни  в
иск-ве. Уже в своих ученических опытах он создал галерею образов  мудрых
стариков, выражающих опыт человеческой жизни.  Первая  публичная  работа
X.- Шпигельберг в "Разбойниках" - выражала размышления поэта  о  природе
зла  и  определила  его  поиски  форм  романтич.  т-ра.  Своеобразие   и
оригинальность личности акт„ра, в к-рой мудрость художника сочеталась  с
наивностью, мягкостью и простотой души, определила диапазон его ролей  и
умение  охватить   различные,   противоположные   стороны   человеческой
психологии.
   В первые годы работы на сцене X. сыграл  роли  короля  Тму-Тараканска
("Сказка об Иванушке"),  повара  Елевферия  ("Узор  из  роз"  Сологуба),
Петрушки  ("Горе  от  ума"),  Ушакова,  Бирона   ("Елизавета   Петровна"
Смолина),  князя  Василия  Шуйского  ("Царь  Ф„дор  Иоаннович"   А.   К.
Толстого).
   Период высокой зрелости начался для X. рано; в 1926  он  сыграл  роль
Алексея Турбина ("Дни Турбиных" Булгакова), к-рая определила новый  этан
его творч. пути. X. достиг  в  этой  роли  высокой  сферы  трагического,
характеризующей его дальнейшее творчество. Играя роль  Алексея  Турбина,
X, создал образ честного противника, искупающего  смертью  свою  вину  и
классовые   заблуждения.   Это   был   человек,   надел„нный    высокими
нравственными качествами и озар„нный светом трагич. судьбы. Тема Турбина
определяла гуманистическую ценность спектакля. С этой  работы  изменился
творческий облик акт„ра, он стал сосредоточенным, строгим  мыслителем  и
художником.
   X. играл роли, как бы стоящие на  разных  полюсах  жизни.  С  большой
эмоциональной силой и высоким драматизмом сыграл роль крестьянина  Марея
("Пугач„вщина"  Трен„ва,   1925).   Блестящим   комедийным   мастерством
отличалось исполнение роли дворника Сидана ("Горячее сердце",  1926).  В
1927   X.   впервые   создал   образ   коммуниста,   человека    высокой
гражданственности, стоического отношения к жизни;  его  исполнение  роли
Пеклеванова   ("Бронепоезд   14-69")    было    глубоко    реалистичным,
индивидуально-конкретным и в то же время обобщ„нным. В  1929  X.  сыграл
роль князя К. ("Дядюшкин сон" по Достоевскому).  Этот  фантастич.  образ
казался  трагическим  и  гротесковым,   выражал   тему   опустош„нности,
бесцельно  прожитой  жизни.  В  дальнейшем  X.  играл   роль   Крыльцова
("Воскресение" по Л. Н. Толстому, 1930), воссоздавая образ представителя
рус.  революц.  интеллигенции,  и  одновременно  роль   дельца-газетчика
американца Мердока ("Реклама"  Уоткинса,  1930).  Вс„  острее  и  глубже
отражает он в сво„м иск-ве жизненные конфликты, противоречия. X.  создал
образы  Фирса  ("Вишн„вый  сад",  1933)  -  олицетворение  старой   рус.
патриархальной жизни, существо ненужное,  нелепое,  но  полное  душевной
тяги к добру и покою, и Николая Скроботова ("Враги", 1935),  нарушающего
принципы человечности, стоящего на страже несправедливого, бессердечного
закона, жаждущего разрушения, смиренного,  кроткого  и  душевно  мягкого
царя  Ф„дора  Иоанновича  (1935),  чуждого  миру  политической   борьбы,
трагического  носителя  философии  добра,  и   механически-размеренного,
расч„тливого,  разрушающего  гуманистические  принципы  Каренина  ("Анна
Каренина", 1937).
   В работах 1937-43 гг. вс„ более и более усложнение получает выражение
основная для акт„ра тема - человек  и  общество.  В  Сторожеве  ("Земля"
Вирты,  1937),  мрачном  собственнике,  волке,  погибающем  в  последних
столкновениях периода коллективизации, нет просвета, колебаний. Рядом по
времени стоит роль Тузенбаха ("Три сестры", 1940), в образе к-рого акт„р
подч„ркивает  душевную  мягкость,  просветл„нность  человеческой   души.
Работы эти были резко  отличны  не  только  по  внутр.  теме,  но  и  по
плас-тич. рисунку, интонационной палитре.
   Последние роли X. снова воплощали антиподы  человеческих  характеров:
инженер Забелин ("Кремл„вские куранты",  1942;  Гос.  пр.  СССР,  1942),
приходящий  к  созиданию  нового  мира,  и  Дубельт   ["Последние   дни"
("Пушкин")  Булгакова]  -  жандарм  Николая  I,  преследующий   Пушкина,
вытравляющий поэзию из жизни и даже из собственной души. X. раскрывал  в
сво„м  творчестве   глубокие   жизненные   противоречия,   драматические
конфликты,  сложные  коллизии.  Работая  над  образом   Ивана   Грозного

Страницы: «« « 2480   2481   2482   2483   2484   2485   2486   2487   2488  2489   2490   2491   2492   2493   2494   2495   2496   2497   2498  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия