Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2489   2490   2491   2492   2493   2494   2495   2496   2497  2498   2499   2500   2501   2502   2503   2504   2505   2506   2507  » »»

другую. Комедии X. написаны в соответствии  с  законами  клас-сицистской
эстетики, но персонажи и среда изображаются в них с  реалистич.  бытовой
конкретностью. Сатирич. острота достигается X. с помощью  гиперболизации
отрицательных явлений, последовательного  разоблачения  объекта  сатиры.
Эстетич. взгляды X. получили выражение в интермедиях: "Похороны  датской
комедии" (1727) и "Новогодний пролог" (1733).  Комедии  X.  были  хорошо
известны и многократно ставились в России в 18 в. В Дании и Норвегии они
остаются основой нац. репертуара. Творчество X. получило высокую  оценку
К. Маркса и Ф. Энгельса.
   Соч.: Comoedierne og de populaere skrifter, bd l-6, Kbh., 1922-25;  в
рус. пер.- Гейнрих и Пернилла, СПБ, 1760; Превращенный мужик, СПБ, 1765;
Плутус, или Спор между бедностью и богатством,  СПБ,  1765;  Гордость  и
бедность, М., 1774; Оловянщик-политик, М-, 1830;  Комедии,  Л.-М.,  1957
(см. вступит, статью А. Гозенпуда).
   Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч.,М.-Л., 1930,  т.  VI  ("Перемирие  с
Данией", с. 419-31); История  западно-европейского  театра,  т.  2,  под
общей ред. С. С. Мокульского, М., 1957; Б  p  а  н  д  e  с  Г.,  Лудвиг
Гольберг, Соч., т. 3, ч. 3, 2 изд., СПБ, [1906]; В  r  i  x  H.,  Ludwig
Holbergs komedier, Kbh., 1942; Brandes  E.,  Holberg-  og-  hans  scene,
Kbh., 1898; R a h b e k K. L., Om Ludwig Holberg som Lystspil-digter  og
om hans Lystspil, bd 1-3, Kbh., 1815-17; P r u t z R., L. Holberg,  sein
Leben und seine Schriften, Stutfcg., 1857;
   L e g r e I l e A., Holberg, considere comme  imitateur  de  Moliere,
P., 1864. Вл. М.
   ХОЛЬЦ (Holz), Арно (26.IV.1863-26.X.1929)  -  нем.  поэт,  драматург.
Один из теоретиков натурализма в нем. лит-ре 19  в.  Окончил  Берлинский
ун-т. Лит. деятельность начал  в  1885  как  поэт.  Совм.  с  О.  Брамом
участвовал в изд. журн. "Свободный  театр"  (1890),  пропагандировавшего
теорию натура-листич. драмы. В теоретич. работе "Искусство, его сущность
и   законы"   (1891)   X.   сформулировал   теорию    "последовательного
натурализма", в к-рой развивал требования Э. Золя (под  влиянием  к-рого
находился) о приближении иск-ва к жизни. X. пытался применить  к  иск-ву
естественнонаучный метод исследования, отрицал активную роль художника в
отборе и обобщении жизненного материала и сводил творчество  к  передаче
"куска жизни", к фиксации мгновенных,  "секундных"  впечатлений.  Особое
значение придавал точному изображению  среды  и  речи  действующих  лиц,
приближая е„ к разговорной, бытовой (вводил междометия, паузы, невнятные
восклицания). Эти принципы X. получили выражение  в  его  пьесах,  среди
к-рых наиболее значит, была драма "Семья Зелике"  (совм.  с  И.  Шлафом,
1890, пост. О. Брамом в "Свободном т-ре"). В этой пьесе изображается быт
запуганной, обнищавшей семьи  бухгалтера-пьяницы,  показаны  безуспешные
попытки молодой женщины вырваться из душной  атмосферы  безысходности  и
тоски. Герои X. лишены  воли  к  борьбе,  к  сопротивлению.  X.  задумал
написать серию пьес под назв. "Берлин. Конец одной эпохи  в  драмах",  в
к-рой предполагал дать широкую картину совр. жизни. Из этого цикла  были
осуществлены   комедия   "Социал-аристократы"    (1896),    трагикомедия
"Трау-мулус" (совм. с О. Йершке,  1905)  и  трагедия  "Затмение  солнца"
(1908). Пьесы не имели успеха и X. прекратил работу написал   мистич.   драму   "Непознаваемое",    в    к-рой    проявились
импрес-сионистич. и символистич. тенденции.
   Пьесы X. шли гл. обр. в  т-pax,  руководимых  О.  Брамом  ("Свободный
т-р". Нем. т-р, "Лессинг-т-р"). Пьеса "Траумулус" под  назв.  "Фантаз„р"
была пост. в 1905 в Новом т-ре. Творчество X. оказало влияние на  раннюю
драматургию Г. Гауптмана.
   С о ч.: Das Werk, Monumental-Ausgabe, Bd 1-12, В., 1926; Werke, hrsg.
von W. Emrich und A. Holz, Bd 1-7 Neuwied, 1962-64.
   Лит.: M e p и н г Ф., Литературно-критические  статьи  т.  2,  М.-Л.,
1934; нов. изд., М., 1964.
   XOMEP (Homer), Луиза (30.IV.1871-6.V.1947)  -  амер.  артистка  оперы
(контральто). Первое выступление X. состоялось в Филадельфии,  когда  ей
было 14 лет. Музыке  училась  в  Бостоне,  Филадельфии,  завершила  свое
образование в Париже у П. Лери и Ф. К„ниг. Дебютировала в партии Леоноры
("Фаворитка"  Доницетти,  1898,  Виши).  Пела  в  "Т-ре  де  ла   Монне"
(Брюссель), в 1899 - в лондонском т-ре "Ковент-Гарден". С 1900 -солистка
т-ра "Метрополитен-Опера" (Нью-Йорк), в к-ром заняла ведущее  положение.
На протяжении четверти века была участницей  почти  всех  знаменательных
спектаклей этого т-ра. Оставила сцену в 1928.
   X.- одна из выдающихся амер. певиц  начала  20  в.  Обладала  голосом
необычайной  густоты   и   насыщенности   звука.   Виртуозная   техника,
пластичность вокализации, хорошо  развитый  верхний  регистр  определили
успех X. в партиях, написанных в стиле классич. бель канто и  староитал.
школы. Исполнение партии Орфея ("Орфей  и  Эвридика"  Глюка),  к-рую  X.
разучила под рук. А. Тосканини, принадлежит к числу наивысших достижений
вок.-драматич. иск-ва нач. 20 в.  Характеру  дарования  X.  было  близко
творчество Верди (Амнерис - "Аида", Азучена  -  "Трубадур").  С  успехом
исполняла  партию  Далилы  ("Самсон  и   Далила"   Сен-Санса).   Широкую
известность приобрела как камерная певица. В с. Т.
   ХОНЕЛИ (наст. фам.- Г о г о л а ш в и л и), Шал-ва Сем„нович (р. 2.1.
1887)-груз. сов. акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1959). В 1905  начал  проф.
сценич. деятельность в Тифлисе, а с 1906 - в Кутаиси (ныне  Т-р  им.  Л.
Месхишвили). X. - остро характерный акт„р, обладает сочным юмором.
   Роли: Коциа,  Параскиди  ("Вчерашние  ,  "В  самое  сердце  Дадиани),
Ивлиане Чархладзе, Никифоре ("Парад", "Нет худа без добра" Гуния) и  др.
Элг. Г.
   ХОНТ (Hont), Ференц  (р.  1907)  -  венг.  режиссер,  критик,  театр.
деятель. В 1931 выступил инициатором и  организатором  Сегедских  театр.
игр под  открытым  небом  (пост.  "Трагедии  человека"  Мадача  и  др.).
Руководил   деятельностью   т-ра   "Независимая   сцена"   (1937),   где
устраивались спектакли гл. обр. для рабочего зрителя. После освобождения
Венгрии от фашистской оккупации (1945) был директором Т-ра им. Мадача  и
Будапештского театр. ин-та. Одновременно в„л режисс„рскую  деятельность,
пропагандировал  рус.  классич.  и  сов.  драматургию;  пост.  "Табачный
капитан" Щербач„ва (1949, т-р "Мадьярснн-хаз", совм. с Т. Майором  и  Г.
Партош), "Волки и овцы" (1951, Т-р им. Мадача, совм. с II. Хорваи) п др.
С 1950 - директор Ин-та театроведения в Будапеште. С 1932 выступает  как
театр. критик и историк  т-ра;  автор  книги  "Театр  и  рабочий  класс"
(1935), в к-рой утверждает принципы политич.  общедоступного  т-ра.  Пр.
им. Кошута (1949).
   Соч.: Szinhaz  es  munkasosztaly,  Szeged,  [19371;  Azeltunt  magyar
szinjatek,  Bdp.,  1940;  Kolteszet  a  dobog-on,  Bdp.,  1942;  Valosag

Страницы: «« « 2489   2490   2491   2492   2493   2494   2495   2496   2497  2498   2499   2500   2501   2502   2503   2504   2505   2506   2507  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия