|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2489 2490 2491 2492 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 » »» другую. Комедии X. написаны в соответствии с законами клас-сицистской
эстетики, но персонажи и среда изображаются в них с реалистич. бытовой
конкретностью. Сатирич. острота достигается X. с помощью гиперболизации
отрицательных явлений, последовательного разоблачения объекта сатиры.
Эстетич. взгляды X. получили выражение в интермедиях: "Похороны датской
комедии" (1727) и "Новогодний пролог" (1733). Комедии X. были хорошо
известны и многократно ставились в России в 18 в. В Дании и Норвегии они
остаются основой нац. репертуара. Творчество X. получило высокую оценку
К. Маркса и Ф. Энгельса.
Соч.: Comoedierne og de populaere skrifter, bd l-6, Kbh., 1922-25; в
рус. пер.- Гейнрих и Пернилла, СПБ, 1760; Превращенный мужик, СПБ, 1765;
Плутус, или Спор между бедностью и богатством, СПБ, 1765; Гордость и
бедность, М., 1774; Оловянщик-политик, М-, 1830; Комедии, Л.-М., 1957
(см. вступит, статью А. Гозенпуда).
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч.,М.-Л., 1930, т. VI ("Перемирие с
Данией", с. 419-31); История западно-европейского театра, т. 2, под
общей ред. С. С. Мокульского, М., 1957; Б p а н д e с Г., Лудвиг
Гольберг, Соч., т. 3, ч. 3, 2 изд., СПБ, [1906]; В r i x H., Ludwig
Holbergs komedier, Kbh., 1942; Brandes E., Holberg- og- hans scene,
Kbh., 1898; R a h b e k K. L., Om Ludwig Holberg som Lystspil-digter og
om hans Lystspil, bd 1-3, Kbh., 1815-17; P r u t z R., L. Holberg, sein
Leben und seine Schriften, Stutfcg., 1857;
L e g r e I l e A., Holberg, considere comme imitateur de Moliere,
P., 1864. Вл. М.
ХОЛЬЦ (Holz), Арно (26.IV.1863-26.X.1929) - нем. поэт, драматург.
Один из теоретиков натурализма в нем. лит-ре 19 в. Окончил Берлинский
ун-т. Лит. деятельность начал в 1885 как поэт. Совм. с О. Брамом
участвовал в изд. журн. "Свободный театр" (1890), пропагандировавшего
теорию натура-листич. драмы. В теоретич. работе "Искусство, его сущность
и законы" (1891) X. сформулировал теорию "последовательного
натурализма", в к-рой развивал требования Э. Золя (под влиянием к-рого
находился) о приближении иск-ва к жизни. X. пытался применить к иск-ву
естественнонаучный метод исследования, отрицал активную роль художника в
отборе и обобщении жизненного материала и сводил творчество к передаче
"куска жизни", к фиксации мгновенных, "секундных" впечатлений. Особое
значение придавал точному изображению среды и речи действующих лиц,
приближая е„ к разговорной, бытовой (вводил междометия, паузы, невнятные
восклицания). Эти принципы X. получили выражение в его пьесах, среди
к-рых наиболее значит, была драма "Семья Зелике" (совм. с И. Шлафом,
1890, пост. О. Брамом в "Свободном т-ре"). В этой пьесе изображается быт
запуганной, обнищавшей семьи бухгалтера-пьяницы, показаны безуспешные
попытки молодой женщины вырваться из душной атмосферы безысходности и
тоски. Герои X. лишены воли к борьбе, к сопротивлению. X. задумал
написать серию пьес под назв. "Берлин. Конец одной эпохи в драмах", в
к-рой предполагал дать широкую картину совр. жизни. Из этого цикла были
осуществлены комедия "Социал-аристократы" (1896), трагикомедия
"Трау-мулус" (совм. с О. Йершке, 1905) и трагедия "Затмение солнца"
(1908). Пьесы не имели успеха и X. прекратил работу написал мистич. драму "Непознаваемое", в к-рой проявились
импрес-сионистич. и символистич. тенденции.
Пьесы X. шли гл. обр. в т-pax, руководимых О. Брамом ("Свободный
т-р". Нем. т-р, "Лессинг-т-р"). Пьеса "Траумулус" под назв. "Фантаз„р"
была пост. в 1905 в Новом т-ре. Творчество X. оказало влияние на раннюю
драматургию Г. Гауптмана.
С о ч.: Das Werk, Monumental-Ausgabe, Bd 1-12, В., 1926; Werke, hrsg.
von W. Emrich und A. Holz, Bd 1-7 Neuwied, 1962-64.
Лит.: M e p и н г Ф., Литературно-критические статьи т. 2, М.-Л.,
1934; нов. изд., М., 1964.
XOMEP (Homer), Луиза (30.IV.1871-6.V.1947) - амер. артистка оперы
(контральто). Первое выступление X. состоялось в Филадельфии, когда ей
было 14 лет. Музыке училась в Бостоне, Филадельфии, завершила свое
образование в Париже у П. Лери и Ф. К„ниг. Дебютировала в партии Леоноры
("Фаворитка" Доницетти, 1898, Виши). Пела в "Т-ре де ла Монне"
(Брюссель), в 1899 - в лондонском т-ре "Ковент-Гарден". С 1900 -солистка
т-ра "Метрополитен-Опера" (Нью-Йорк), в к-ром заняла ведущее положение.
На протяжении четверти века была участницей почти всех знаменательных
спектаклей этого т-ра. Оставила сцену в 1928.
X.- одна из выдающихся амер. певиц начала 20 в. Обладала голосом
необычайной густоты и насыщенности звука. Виртуозная техника,
пластичность вокализации, хорошо развитый верхний регистр определили
успех X. в партиях, написанных в стиле классич. бель канто и староитал.
школы. Исполнение партии Орфея ("Орфей и Эвридика" Глюка), к-рую X.
разучила под рук. А. Тосканини, принадлежит к числу наивысших достижений
вок.-драматич. иск-ва нач. 20 в. Характеру дарования X. было близко
творчество Верди (Амнерис - "Аида", Азучена - "Трубадур"). С успехом
исполняла партию Далилы ("Самсон и Далила" Сен-Санса). Широкую
известность приобрела как камерная певица. В с. Т.
ХОНЕЛИ (наст. фам.- Г о г о л а ш в и л и), Шал-ва Сем„нович (р. 2.1.
1887)-груз. сов. акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1959). В 1905 начал проф.
сценич. деятельность в Тифлисе, а с 1906 - в Кутаиси (ныне Т-р им. Л.
Месхишвили). X. - остро характерный акт„р, обладает сочным юмором.
Роли: Коциа, Параскиди ("Вчерашние , "В самое сердце Дадиани),
Ивлиане Чархладзе, Никифоре ("Парад", "Нет худа без добра" Гуния) и др.
Элг. Г.
ХОНТ (Hont), Ференц (р. 1907) - венг. режиссер, критик, театр.
деятель. В 1931 выступил инициатором и организатором Сегедских театр.
игр под открытым небом (пост. "Трагедии человека" Мадача и др.).
Руководил деятельностью т-ра "Независимая сцена" (1937), где
устраивались спектакли гл. обр. для рабочего зрителя. После освобождения
Венгрии от фашистской оккупации (1945) был директором Т-ра им. Мадача и
Будапештского театр. ин-та. Одновременно в„л режисс„рскую деятельность,
пропагандировал рус. классич. и сов. драматургию; пост. "Табачный
капитан" Щербач„ва (1949, т-р "Мадьярснн-хаз", совм. с Т. Майором и Г.
Партош), "Волки и овцы" (1951, Т-р им. Мадача, совм. с II. Хорваи) п др.
С 1950 - директор Ин-та театроведения в Будапеште. С 1932 выступает как
театр. критик и историк т-ра; автор книги "Театр и рабочий класс"
(1935), в к-рой утверждает принципы политич. общедоступного т-ра. Пр.
им. Кошута (1949).
Соч.: Szinhaz es munkasosztaly, Szeged, [19371; Azeltunt magyar
szinjatek, Bdp., 1940; Kolteszet a dobog-on, Bdp., 1942; Valosag
Страницы: «« « 2489 2490 2491 2492 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |