|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 2509 2510 2511 2512 2513 2514 2515 2516 » »» ХУАЦЗЮЙ - разновидность кит. т-ра - разговорная драма. См. Китайская
драматургия и театр.
ХУБАИ (Hubay), Ен„ (15.IX.1858-12.III.1937)- венг. скрипач,
композитор, педагог, дириж„р. Первоначальное муз. образование получил у
своего отца- композитора Карла X. В 1871-75 учился в Высшей муз. школе в
Берлине у И. Иоахима, в 1878 совершенствовался у А. Вь„тана в Париже.
Оперы: "Алинор" (1891), "Кремонский скрипач" (1894, обе пост. в Венг.
оперном т-ре, Будапешт), "Сельское зло" (1896, там же и в Венском
оперном т-ре), "Мохароза" (1903), "Любовь Лавотты" (1906, обе в Венг.
оперном т-ре), "Анна Каренина" по Л. Толстому (1920, Дрезденский оперный
т-р;
1923, Венг. оперный т-р), "Под маской" (1931), "Афродита" (1935),
"Пет„фи-симфония" для певцов, хора и оркестра (1923), балет
"Чардаш-сцены" (1937, все в Венг. оперном т-ре).
X.- основатель всемирно известной скрипичной школы. В 1890
гастролировал в России. С 1882 преподавал в Брюссельской консерватории;
с 1886 - профессор, в 1919-34- директор Будапештской консерватории.
Лит.: Н а г a s z t-i E., Hubai Jeno, Bdp., 1913. А. Ив.
ХУБАИ (Hubay), Миклош (р. 3.IV.1918) - венг драматург. Образование
получил в Будапеште и Женеве. Творч. деятельность начал в 1939, написав
пьесу "Похищение Европы", отличающуюся острой антибурж. направленностью.
Следующая пьеса "Без героев" (1942) обличала пассивность, филистерство
венг. мещанства и мелкобурж. интеллигенции. Обе пьесы были запрещены
хортистской цензурой. После освобождения страны от фашистской оккупации
(1945) драматург возвращается к активной деятельности, уделяет большое
внимание теме интеллигенции, пишет психологич. драму "Венгерское лето"
(1954, Т-р им. Мадача), политич. памфлет "Это - война" (1959, Т-р им.
Пет„фи), муз. драму (совм. с композиторами И. Вашем и Д. Ранки) "ТрАночи
одной любви" (1960, там же) о поэте-антифашисте М. Радноти.
В 60-е гг. в пьесах X. появляются условные сценич. образы, он
обращается к острой сценич. форме. Пьесы последних лет посв. проблеме
становления новой социалистич. морали ("Тишина за дверью", 1963, . и
др.). В 1963 издал сб. статей о совр. венг. драме. X.-автор переводов на
венг. яз. произведений Ж. П. Сартра, Р. Шеридана и др.
Соч.: Hosokkel es hosok nelkul, Bdp., 1964; Megvalto mutatvany, Bdp.,
1965; C'est la guerre, в сб.: Современные венгерские пьесы, М., 1967
(вступит, статья А. Гершковича). А.Гер.
ХУБОВ, Георгий Никитич [р. 26.IV(9.V).1902] - рус. сов. музыковед,
публицист. Член Коммунистич. партии с 1943. Окончил Моск. консерваторию
(1930). Работал в редакции журн. "Советская музыка" (1933-39, в 1952-57
- гл. редактор), возглавлял муз. редакцию Всесоюзного радио (1941-46),
был секретар„м Союза композиторов СССР (1952-57). С 1932 в„л педагогич.
работу, с 1936 - доцент Моск. консерватории.
Соч.: А. П. Бородин, М., 1933; Себастьян Бах, 4 изд., М., 1963;
Музыкальная культура СССР, 1940 (рукопись);
Жизнь А. Серова, М.-Л., 1950; О задачах развития советской музыки,
М., 1953; О музыке и музыкантах. Очерки и статьи, М., 1959; Арам
Хачатурян, М-, 1962; Мусоргский, М. (в печати). , В.Ю.
ХУГЛЯРЫ (исп., ед.ч.-juglar)-название нар. бродячих акт„ров в
Испании. Первые сведения о X. относятся к 11-12 вв. X. были осн.
исполнителями нар. представлений, носивших язычески жизнерадостный
характер.
ХУДАЙБЕРГ‚НОВА, Роза (р. 19. V. 1923) - туркм. сов. актриса. Нар.
арт. Туркм. ССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1961. В 1941 окончила
драм. студию в Ашхабаде. В 1945-62 - артистка драмы и
концертно-эстрадной группы Чарджоуского областного драм. т-ра. С 1963 -
солистка Чарджоу-ской филармонии. Выступает как эстрадная певица.
Роли: Биби -("Счастье Биби" Эседова), Санавар ("Сердечные тайны"
Рахманова), Хонзада ("Бай и батрак" Хамзы), Леб„дкина ("Поздняя любовь"
Островского), Марианна ("Забавный случай" Гольдони) и др. 4. Цв.
ХУДАНЯН, Арус Акоповна [р. 11(23).1.1897]- арм. сов. актриса. Нар.
арт. Арм. ССР (1954). Сце-нич. деятельность начала в 1913 в тифлисской
труппе под рук. А. Вруйра. С 1931 - актриса арм. Киро-ваканского т-ра
им. Абеляна. Играет комедийные и характерные роли.
Роли: Зарнишан ("Злой дух" Ширванзаде), Шушан, Хам-пери, Саломэ
("Пэпо", "Хатабала", "Ещ„ одна жертва" Сун-дукяна), Анна ("На заре"
Гулакяна), Кабаниха ("Гроза" Островского), Амаспюр ("Сое и Вардитер" по
Прошяну) и др.
Б. А. ХУДЕКОВ, Сергей Николаевич (1837-1927)- русский драматург и
историк балета. В 1871- 1917 - редактор-издатель "Петербургской газеты".
С 60-х гг. выступал в печати со статьями и рецензиями о т-ре и балете.
X. был близким другом М. И. Пе-типа, оказывал помощь в подготовке
нек-рых его пост., написал либретто балетов "Зорайя" Минкуса (1881),
"Весталка" М. Иванова (1888), участвовал в разработке либретто балетов
"Царь Кандавл" Пуни (1868) и др. Собрал редкую коллекцию рисунков,
фотографий и др. материалов по балетному иск-ву 17-19 вв. и др. Автор
4-частной "Истории танцев всех врем„н и народов" (последняя часть, посв.
рус. балету, сгорела в типографии; сохранилось несколько экземпляров) и
пьес "Петербургские когти", "Герои т„много мира" и др.
Соч.: История танцев всех времен и народов, ч. 1-3, СПБ-П., 1913-15;
ч. 4, П., [1917].
Лит.: Борисоглебский М. В. [сост. ], Материалы по истории русского
балета, т. 1-2, Л., 1938-39; К р а-совская В.. Русский балетный театр
второй половины XIX века, Л.-М., 1963. Я. Л.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ - публичное исполнение произведений литературы
(стихов, прозы, а также публицистики). Особый вид эстрадного искусства.
Выразительное устное слово составляло основу иск-ва нар. сказителей -
рус. сказочников, скоморохов, арм. ашугов, казах, акынов, бродячих япон.
рассказчиков. Античная Греция славилась устным творчеством
поэтов-импровизаторов. Иск-во декламации культивировалось в Др. Риме. Во
Франции иск-во выразительного чтения входило в число предметов школьного
образования. Значение X. ч. особенно возрастало в периоды общественных
подъ„мов. Так, напр., в эпоху франц. революции 1848 актриса Рашель
выступала с исполнением "Марсельезы". Е„ традиции продолжила актриса
Агар. Среди выдающихся зап.-европ. акт„ров, выступавших в жанре X.
ч.,бр. Коклен, В. Дежазе (Франция), И. Кайнц (Германия), Г. Ирвинг
(Англия) и др.
Особое место в истории X. ч. занимают т. н. авторские чтения. В
России замечательными исполнителями собственных произведений были
Пушкин, Гоголь, Островский, позднее Маяковский. Проф. иск-во X. ч.
Страницы: «« « 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 2509 2510 2511 2512 2513 2514 2515 2516 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |