Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2498   2499   2500   2501   2502   2503   2504   2505   2506  2507   2508   2509   2510   2511   2512   2513   2514   2515   2516  » »»

   ХУАЦЗЮЙ - разновидность кит. т-ра - разговорная драма. См.  Китайская
драматургия и театр.
   ХУБАИ   (Hubay),   Ен„   (15.IX.1858-12.III.1937)-   венг.   скрипач,
композитор, педагог, дириж„р. Первоначальное муз. образование получил  у
своего отца- композитора Карла X. В 1871-75 учился в Высшей муз. школе в
Берлине у И. Иоахима, в 1878 совершенствовался у А. Вь„тана в Париже.
   Оперы: "Алинор" (1891), "Кремонский скрипач" (1894, обе пост. в Венг.
оперном т-ре, Будапешт), "Сельское  зло"  (1896,  там  же  и  в  Венском
оперном т-ре), "Мохароза" (1903), "Любовь Лавотты" (1906,  обе  в  Венг.
оперном т-ре), "Анна Каренина" по Л. Толстому (1920, Дрезденский оперный
т-р;
   1923, Венг. оперный т-р), "Под  маской"  (1931),  "Афродита"  (1935),
"Пет„фи-симфония"  для   певцов,   хора   и   оркестра   (1923),   балет
"Чардаш-сцены" (1937, все в Венг. оперном т-ре).
   X.-  основатель  всемирно  известной   скрипичной   школы.   В   1890
гастролировал в России. С 1882 преподавал в Брюссельской  консерватории;
с 1886 - профессор, в 1919-34- директор Будапештской консерватории.
   Лит.: Н а г a s z t-i E., Hubai Jeno, Bdp., 1913. А. Ив.
   ХУБАИ (Hubay), Миклош (р. 3.IV.1918) -  венг  драматург.  Образование
получил в Будапеште и Женеве. Творч. деятельность начал в 1939,  написав
пьесу "Похищение Европы", отличающуюся острой антибурж. направленностью.
Следующая пьеса "Без героев" (1942) обличала  пассивность,  филистерство
венг. мещанства и мелкобурж. интеллигенции.  Обе  пьесы  были  запрещены
хортистской цензурой. После освобождения страны от фашистской  оккупации
(1945) драматург возвращается к активной деятельности,  уделяет  большое
внимание теме интеллигенции, пишет психологич. драму  "Венгерское  лето"
(1954, Т-р им. Мадача), политич. памфлет "Это - война"  (1959,  Т-р  им.
Пет„фи), муз. драму (совм. с композиторами И. Вашем и Д. Ранки) "ТрАночи
одной любви" (1960, там же) о поэте-антифашисте М. Радноти.
   В 60-е гг.  в  пьесах  X.  появляются  условные  сценич.  образы,  он
обращается к острой сценич. форме. Пьесы последних  лет  посв.  проблеме
становления новой социалистич. морали ("Тишина за  дверью",  1963,  .  и
др.). В 1963 издал сб. статей о совр. венг. драме. X.-автор переводов на
венг. яз. произведений Ж. П. Сартра, Р. Шеридана и др.
   Соч.: Hosokkel es hosok nelkul, Bdp., 1964; Megvalto mutatvany, Bdp.,
1965; C'est la guerre, в сб.: Современные  венгерские  пьесы,  М.,  1967
(вступит, статья А. Гершковича). А.Гер.
   ХУБОВ, Георгий Никитич [р. 26.IV(9.V).1902] -  рус.  сов.  музыковед,
публицист. Член Коммунистич. партии с 1943. Окончил Моск.  консерваторию
(1930). Работал в редакции журн. "Советская музыка" (1933-39, в  1952-57
- гл. редактор), возглавлял муз. редакцию Всесоюзного  радио  (1941-46),
был секретар„м Союза композиторов СССР (1952-57). С 1932 в„л  педагогич.
работу, с 1936 - доцент Моск. консерватории.
   Соч.: А. П. Бородин, М., 1933;  Себастьян  Бах,  4  изд.,  М.,  1963;
Музыкальная культура СССР, 1940 (рукопись);
   Жизнь А. Серова, М.-Л., 1950; О задачах  развития  советской  музыки,
М., 1953; О музыке  и  музыкантах.  Очерки  и  статьи,  М.,  1959;  Арам
Хачатурян, М-, 1962; Мусоргский, М. (в печати). , В.Ю.
   ХУГЛЯРЫ  (исп.,  ед.ч.-juglar)-название  нар.  бродячих   акт„ров   в
Испании. Первые сведения о  X.  относятся  к  11-12  вв.  X.  были  осн.
исполнителями  нар.  представлений,  носивших  язычески   жизнерадостный
характер.
   ХУДАЙБЕРГ‚НОВА, Роза (р. 19. V. 1923) -  туркм.  сов.  актриса.  Нар.
арт. Туркм. ССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1961. В 1941  окончила
драм.   студию   в   Ашхабаде.   В   1945-62   -   артистка   драмы    и
концертно-эстрадной группы Чарджоуского областного драм. т-ра. С 1963  -
солистка Чарджоу-ской филармонии. Выступает как эстрадная певица.
   Роли: Биби -("Счастье  Биби"  Эседова),  Санавар  ("Сердечные  тайны"
Рахманова), Хонзада ("Бай и батрак" Хамзы), Леб„дкина ("Поздняя  любовь"
Островского), Марианна ("Забавный случай" Гольдони) и др. 4. Цв.
   ХУДАНЯН, Арус Акоповна [р. 11(23).1.1897]- арм.  сов.  актриса.  Нар.
арт. Арм. ССР (1954). Сце-нич. деятельность начала в 1913  в  тифлисской
труппе под рук. А. Вруйра. С 1931 - актриса  арм.  Киро-ваканского  т-ра
им. Абеляна. Играет комедийные и характерные роли.
   Роли: Зарнишан  ("Злой  дух"  Ширванзаде),  Шушан,  Хам-пери,  Саломэ
("Пэпо", "Хатабала", "Ещ„ одна  жертва"  Сун-дукяна),  Анна  ("На  заре"
Гулакяна), Кабаниха ("Гроза" Островского), Амаспюр ("Сое и Вардитер"  по
Прошяну) и др.
   Б. А. ХУДЕКОВ, Сергей Николаевич  (1837-1927)-  русский  драматург  и
историк балета. В 1871- 1917 - редактор-издатель "Петербургской газеты".
С 60-х гг. выступал в печати со статьями и рецензиями о т-ре  и  балете.
X. был близким другом  М.  И.  Пе-типа,  оказывал  помощь  в  подготовке
нек-рых его пост., написал либретто  балетов  "Зорайя"  Минкуса  (1881),
"Весталка" М. Иванова (1888), участвовал в разработке  либретто  балетов
"Царь Кандавл" Пуни (1868)  и  др.  Собрал  редкую  коллекцию  рисунков,
фотографий и др. материалов по балетному иск-ву 17-19 вв.  и  др.  Автор
4-частной "Истории танцев всех врем„н и народов" (последняя часть, посв.
рус. балету, сгорела в типографии; сохранилось несколько экземпляров)  и
пьес "Петербургские когти", "Герои т„много мира" и др.
   Соч.: История танцев всех времен и народов, ч. 1-3, СПБ-П.,  1913-15;
ч. 4, П., [1917].
   Лит.: Борисоглебский М. В. [сост. ], Материалы  по  истории  русского
балета, т. 1-2, Л., 1938-39; К р а-совская В..  Русский  балетный  театр
второй половины XIX века, Л.-М., 1963. Я. Л.
   ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ - публичное исполнение произведений  литературы
(стихов, прозы, а также публицистики). Особый вид эстрадного  искусства.
Выразительное устное слово составляло основу иск-ва  нар.  сказителей  -
рус. сказочников, скоморохов, арм. ашугов, казах, акынов, бродячих япон.
рассказчиков.   Античная    Греция    славилась    устным    творчеством
поэтов-импровизаторов. Иск-во декламации культивировалось в Др. Риме. Во
Франции иск-во выразительного чтения входило в число предметов школьного
образования. Значение X. ч. особенно возрастало в  периоды  общественных
подъ„мов. Так, напр., в  эпоху  франц.  революции  1848  актриса  Рашель
выступала с исполнением "Марсельезы".  Е„  традиции  продолжила  актриса
Агар. Среди выдающихся  зап.-европ.  акт„ров,  выступавших  в  жанре  X.
ч.,бр. Коклен, В. Дежазе  (Франция),  И.  Кайнц  (Германия),  Г.  Ирвинг
(Англия) и др.
   Особое место в истории X. ч.  занимают  т.  н.  авторские  чтения.  В
России  замечательными  исполнителями  собственных   произведений   были
Пушкин, Гоголь, Островский,  позднее  Маяковский.  Проф.  иск-во  X.  ч.

Страницы: «« « 2498   2499   2500   2501   2502   2503   2504   2505   2506  2507   2508   2509   2510   2511   2512   2513   2514   2515   2516  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия