Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2491   2492   2493   2494   2495   2496   2497   2498   2499  2500   2501   2502   2503   2504   2505   2506   2507   2508   2509  » »»

др.).
   Лит.: Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, М., 1953,
с. 308-14; Д ? ус к и н М., Вопросы музыкальной  драматургии  оперы,  Л.
1952. с. 242. Р. Л,
   ХОРАВА, Акакий Алексеевич [р. 17(29).IV.1895]- грузинский сов. акт„р.
Нар. арт. СССР (1936). Чл.  Коммунистической  партии  с  1939.  Играл  в
любительских  кружках.  Занимаясь  на  медицинском  ф-те,  участвовал  в
спектаклях  Центр,  рабочего  клуба,  Нар.  дома  в  Тифлисе  (рук.   Ш.
Да-диани). В 1922 поступила театр. студию А. Пагавы.  Будучи  студийцем,
дебютировал на сцене Т-ра им. Руставели в роли судьи Хеция ("Гегеч-кори"
Дадиани, 1923). Первые шаги на проф. сцене  X.  делал  под  рук.  К.  А.
Марджанишвили,   к-рый   выявил    склонность    молодого    акт„ра    к
героико-романтич. иск-ву.
   Роли 1923-26: Иоканаан ("Саломея" Уайльда),  Андухапар  ("  Раздел  Эристави), Безымянный ("Человек - масса" Толле-ра), Лаэрт  ("Гамлет")  и
др.
   В 1926-35 X. работал под рук. А. Ахметели, продолжая поиски в области
создания героич., монументальных,  эпич.  образов:  Берсенев  ("Разлом",
1928), Анзор (о.  п.  Шаншиашвпли,  1928),  Карл  Моор  (1933),  Аргишди
("Тетнульд" Дадиани, 1931). С 1935 Х.-один  из  руководителей  Т-ра  им.
Руставели, стремится утвердить в иск-ве принципы социали-стич. реализма.
Ярким выражением этого стремления были сценич. образы X.:
   Платон Кречет  (1935),  Арсен  (о.  п.  Шанши-ашвили,  1936),  Пед-ро
("Алькасар" Мдивани, 1937),  Отелло  (1937).  Образ  Отелло  -выдающееся
сценич. создание X. - был исполнен внутр. гармонии, величия,  страстного
отчаяния. В исполнении этой роли раскрывалась тема протеста против  мира
насилия и зла, гуманистич. идея о  вере  человека  в  торжество  светлых
идеалов, в чистоту и силу любви. X.-  акт„р  огромного  трагич.  пафоса.
Трагическое он понимает как преодоление препятствий, как путь борьбы  за
идеал. Герои X. исполнены жизнелюбия,  одержимости,  в  них  преобладает
бунтарское, волевое, мужественное начало. В 1945 X.  сыграл  роль  Ивана
Грозного ("Великий государь" Соловь„ва; Гос. пр.  СССР,  1946).  В  1946
создал образ героя-современника сов.  генерала  Муравь„ва  ("Победители"
Чирскова), в 1956 - монументальный образ царя Эдипа в о. п. Софокла.
   Др. роли: Георгий Саакадзе (о. п. Шаншиашвили, 1940), Дато  ("Измена"
Сумбатова-Южина, 1940), Олеко Дундич (о. п. Каца и  Ржешевского,  1942),
Сирано де Бержерак (о. п. Ростана,  1944),  король  Лир  (1948),  Джемал
("Потопленные камни" Мосашвили;  Гос.  пр.  СССР,  1951),  Пэпо  (о.  п.
Сун-дукяна, 1951), Тариэл Голуа (о. п. Киачели, 1955), Борис Годунов (о.
п.  Пушкина,  1957),  Вожак  ("Оптимистическая  трагедия",  1958),  Моор
("Современная трагедия" Эбралидзе, 1961) и др.
   X.  выступал  в  качестве  режисс„ра,   пост.   спектакли:   "Измена"
СумбатоОа-Южина (1940), "Небо Москвы Мдивани (1942) и др.
   X. вед„т большую общественную работу (пред. груз. К-та защиты  мира).
С 1939 вед„т педагогия. работу в Груз. театр. ин-те (с 1947- профессор).
Гос. пр. СССР (1941). С 1924 снимался в кино (Гос. пр. СССР, 1943,1946).
   Лит.: Альтман И., Акакий Алексеевич Хорава, М.-Л., 1947;  Февральский
А., Театр имени Руставели, М., 1959; Гугу-ш в и л и Э., Акакий  Хо-рава,
Тб., 1962 (на грузинском яз.). Эт. Г,
   ХОРВАТСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Театр.  представления  на  территории
совр.  Хорватии  существовали  ещ„   в   эпоху   античности.   Об   этом
свидетельствуют развалины греч. и римских амфитеатров, сохранившиеся  на
о. Вис и в г. Пула. Хорватские племена, пришедшие на Балканы в 7  в.  н.
э., совершали обряды (коляды,  до  долы  и  др.),  в  к-рых  содержались
элементы театр. действия. В 13-14 вв.  в  Хорватии  появляются  бродячие
акт„ры, певцы и музыканты. В 14-15 вв. возникает церковный т-р. Мистерии
и миракли ставятся в городах Задар ("Муки св. Маргариты"), Сплит и на о.
Хвар   ("Картина   страшного   дня   огненного   суда",    "Жизнь    св.
Ловринца-мученика"). В 16-17 вв. в  Далмации  и  Дубровнике  существовал
т-р, близкий т-ру итал.  Возрождения  (см.  Дубровницкая  драматургия  и
театр), сохраняются и жанры церковного т-ра (на о. Хвар до сер. 19  в.).
В сев.-зап. Хорватии (центр Загреб) в  17-18  вв.  развивается  школьный
т-р. Ставятся спектакли на библейские сюжеты, аллегорич.,  ди-дактич.  и
псевдоисторич. пьесы ("Чех и Лех", 1702;
   "Николай Зринский",  1749),  написанные  учителями  или  перевед„нные
(напр., "Кир", 176(); "Лиснмахус", 1768). В конце 18-1-й  четв.  19  вв.
ставились также пьесы А. Коцебу, А. В. Иффланда  п  др.  Возникает  нац.
драматургия на кайкавском диалекте  -  комедии  Т.  Брезовачки:  "Матияш
Грабанцияш-дияк" (1804; ставится в совр. т-рах Югославии  в  переработке
Т. Строцци; в рус.  пер.  "Матвей-Чародей"),  "Диоген,  или  Слуга  двух
потерянных братьев" (соч. 1804).
   В конце 18 в. в Хорватии появились многочисл. нем. бродячие труппы. В
1797 в Загребе был открыт первый постоянный т-р (т. н. Амадеов т-р),  на
сцене к-рого выступали нем. труппы. В 1834 было построено  новое  театр.
помещение (т. н. Т-р на Марковой площади). Здесь ставились пьесы на нем.
яз. на сюжеты из хорватской истории, между действиями иногда исполнялись
песни (будницы) хорватских композиторов.
   Создание постоянного нац. проф. т-ра связано с  выступлением  в  40-х
гг. в Иллирийской  читальне  в  Загребе  группы  сербского  Передвижного
любительского т-ра из Нови-Сада. Во время гастролей (в 1840-42) сербский
т-р пополнился хорватскими  акт„рами.  Т-р  выступал  в  Загребе  и  др.
городах   Хорватии.   Ставились   произв.   сербских   авторов   -    И.
Стерии-Поповича, И. Вуйича  и  др.,  а  также  первые  пьесы  хорватских
драматургов на штокавском диалекте, к-рый стал основой хорватского  лит.
яз.:
   "Юран и София, или Турки около Сисака", "Степко Шубич, или Бела IV  в
Хорватии" Кукулевича-Сакцин-ского (все пост. в 1840). В 50-60-х  гг.  по
инициативе Д. Деметера и И. Фрейденрейха  в  Т-ре  на  Марковой  площади
наряду  с  нем.  спектаклями,  начали  устраиваться   представления   на
хорватском яз. В 1861 т-р стал государственным, он получил гос. субсидию
и название  Хорватского  Нац.  т-ра.  Первыми  руководителями  его  были
Деметер  и  Фрейденрейх.  Основу   нац.   репертуара   т-ра   составляла
драматургия    хорватского    Возрождения    (1835-48).    Популярностью
пользовались  романтич.  историко-патриотич.  драмы  ведущих  хорватских
драматургов  И.  Кукулееича-Сакцинского  ("Потуреченный",  1861)  и   Д.
Деметера ("Теута", 1864, там  же),  а  также  пьесы  "Степан,  последний
боснийский  король"  (1877),  "Матия   Губец"   (1878,   в   рус.   пер.
"Король-мужик") Богови-ча, "Смиляна"  Юрковича  (1881),  "Карло  Драчки"
Марковича (1899). С 50-х гг. развивается бытовая комедия на совр.  сюжет
и т. н. нар. пьеса, отличавшаяся  реалистич.  направленностью,  живостью

Страницы: «« « 2491   2492   2493   2494   2495   2496   2497   2498   2499  2500   2501   2502   2503   2504   2505   2506   2507   2508   2509  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия