Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2486   2487   2488   2489   2490   2491   2492   2493   2494  2495   2496   2497   2498   2499   2500   2501   2502   2503   2504  » »»

Ижевске.
   Оформил спектакли: "Евгений Онегин" (1934, Т-р оперы, Ижевск), "Хамит
Усманов' Гаврилова (1941, Удм. драм. т-р), "Разбойники") (1941, Ижевский
рус. драм. т-р), "Русские люди" (1942, 2-й драм. т-р Удм. АССР), "Кошкин
дом" Маршака (1953), "Слон„нок" Владычипой (1965)-оба  в  Т-ре  кукол  в
Ижевске и др. А. Ив.
   ХОЖЙЦА (Horzyca), Вилам (28.11.1889-2.III. 1959) - польский режисс„р,
театр. деятель, педагог. После  окончания  ун-та  в  Вене  выступал  как
критик, переводчик. Театр. деятельность  начал,  возглавив  совм.  с  Л.
Шиллером  передовой  революционный  Т-р  им.  Богуславского  в   Варшаве
(1924-26). После закрытия этого т-ра руководил Драм. школой в Варшаве, а
в 1931-37 был  директором  "Т-ра  Бельки"  (Львов),  в  к-ром  объединил
крупных  прогрессивных  деятелен  польской  сцены   (реж.   Шиллер,   Б.
Домбровский, худ. А. Пронашко, В. Дашевский, акт„ры  И.  Эйхлерувна,  В.
Красновецкий, Т. Бялошиньский, Я. Страхоцкий). В эти годы  на  львовской
сцене были  пост.  спектакли,  имевшие  широкий  общественный  резонанс:
"Дзяды" Мицкевича, "Рычи, Китай!" Третьякова и др. С 1937- вице-директор
"Т-ра Народовы" (Варшава). В годы оккупации Польши  принимал  участие  в
конспиративной  театр.  деятельности.  После  освобождения  страны   был
руководителем и режисс„ром: в 1945 - Т-ра им. Выспяньского (Катовице), в
1946-48 - "Т-ра Земли Поморской" (Торунь), а в 1948-51 - "Т-ра  Польски"
(Познань), с 1951  -  т-ра  во  Вроцлаве.  В  1954-  режисс„р  Т-ра  им.
Словацкого (Краков), а с 1957- директор "Т-ра Народовы" (Варшава).
   Придя к  сценич.  деятельности  от  лит-ры,  X.  выступал  поборником
принципов поэтич. монументального  т-ра.  Осн.  внимание  уделял  слову.
Отсюда  -  своеобразная  музыкальность   построения   действия   в   его
спектаклях,  гармонич.  целостность  к-рых  определяло  слово.   Внешние
выразительные средства в спектаклях X. имели  вспомогательное  значение.
Ставя  Шекспира  ("Гамлет",  1950,  Познань),  X.   использовал   при„мы
елизаветинской сцены. Особенно близки были X. драмы С. Выспяньского с их
монументализмом ("Освобождение", 1958, Варшава), иронич. поэтичные пьесы
Ц. Норвида ("Клеопатра", 1933, Львов; "За кулисами",
   1947.  Торунь;  1959,  Варшава).  Широта  творч.  исканий   X.,   его
стремление утвердить  идею  поэтич.  т-ра  отч„тливо  раскрылись  в  его
обращении к классич. и совр. драматургии:  "Моцарт  и  Сальери"  Пушкина
(1948,  Торунь),  "Федра"  Расина  (1957,   Варшава),   "Принц   Фридрих
Гомбургский" Клейста (1958,  Варшава),  "Пугач„в"  Есенина  (в  пер.  В.
Броневского;
   1948. Торунь), "Чудесная башмачница" Гарсиа Лорки (1950, Познань).
   Соч.: Wspomnienia i zdarzenia, "Pamietnik teatralny",  Warsz.,  1955,
zesz. 3-4 (15-16), s. 401-30.
   Лит.: "Teatr", Warsz., 1959, ј 12, s. 3-10. Б. Рос.
   "ХОЗЯЙКА ГОСТИНИЦЫ" (также "Трактир щ и ц а", "М и p а н д о  л  и  н
a"; "La locandiera))-комедия в 3 д. К. Гольдони. Соч. 1752, написана для
знаменитой в то время актрисы Маддалены Марлиани (по сцене -Карол-лина).
Пост. в  янв.  1753  труппой  Медебака  в  т-ре  Сант-Анд-жело,  Венеция
(Мирандолина- Кароллина). Среди исполнительниц заглавной  роли  в  18-19
вв.- Галлани, Фьорилли-Пелланди, Ристори; в 19-20 вв.- Э.  Дузе,  Т.  Ди
Лоренцо, сестры Граматика (Ирма и Эмма) и др.
   Первые пост. на рус.  сцене:  Александрийский  т-р,  Петербург,-  под
назв.  "Мирандолина,  или   Седина   в   бороду,   а   бес   в   ребро",
перевод-переделка В. А. Каратыгина по нем. переводу-переделке  К.  Блума
[1834,  Мирандолина  -  М.  В.  Самойлова,  Вальдорф  (по   Гольдони   -
Риппафрата) - Сосницкий; 1836 -  Мирандолина  -  Асенкова],  Малый  т-р,
Москва, в том же переводе-переделке (1834, Вальдорф - Щепкин;
   1859, Мирандолина - Шуберт).  Из  позднейших  дореволюц.  постановок;
Александрийский т-р (1893, Мирандолина - Савина, Риппафрата  -  Давыдов,
Форлипополи - Далма-тов). Харьковский т-р (1895), МХТ (2 дек. 1898, реж.
и исполнитель роли Риппафрата - Станиславский, худ. Симов, Мирандолина -
Книппер, Форлипополи - Мейерхольд, Фабрицио - Болеславский;  1914,  реж.
Станиславский,  худ.  Бенуа;  Мирандолина  -  Гзовская,   Риппафрата   -
Станиславский, Ершов,  Форлипополи-Буржалов,  Альбафьорита-  Вишневский,
Гортензия - Бирман, Книппер, Фабрицио - Болеславский, Гейрот),  гастроли
В.  Ф.  Комиссаржевской,  "Эрмитаж",   Москва   (1905,   Мирандолина   -
Комиссаржев-ская), гастроли Е. Н. Рощиной-Инсаровой в Малом т-ре, Москва
(Мирандолина - Рощина-Инсарова) и др. т-ры.
   На сов. сцене: Гос. академич. т-р драмы, Петроград (1921, Мирандолина
- Тиме, Риппафрата - Горин-Горяинов). Т-р им.  Сафонова  (филиал  Малого
т-ра, 1925), Ленингр. т-р Сатиры  и  комедии  (1933,  реж.  Краснянский;
Мирандолина - Грановская, Риппафрата -  Надеждин),  Ленингр.  Новый  т-р
(1935), Т-р им. Грибоедова (1937, Мирандолина - Вруб-левская, Риппафрата
-  Смиранин),  Куйбышевский  т-р  (1938,  реж.  Шебуев,  Мирандолина   -
Чекмасова), Одесский евр. т-р (1939,  Мирандолина  -  Бугова),  Т-р  им.
Моссовета (1940,  реж.  Завадский,  Марголин;  Мирандолина  -  Марецкая,
Риппафрата- Мордвинов), Краснодарский т-р (1941), Т-р им.  Марджанишвили
(1954),  Т-р  им.  Шевченко  (1954,  Мирандолина-Чистякова),  Башкирския
студия ГИТИСа (1959).
   Издания! Первая публикация - 1753;  Первые  рус.  переводы-переделки:
1827 - А. А. Шаховского под назв. "Мирандолина", 1833 - В. А. Каратыгина
под назв. "Ми-рандолина, или Седина в бороду, а бес  в  ребро",  с  нем.
перевода-переделки К. Блума - А. К. Дживилегова - в кн.:
   Гольдони К., Комедии, т. l. M., 1959. Д. Шн,
   ХОЙНАЦКАЯ (Chojnacka), Ядвига (р. 10.XI. 1905)  -  польская  актриса,
режисс„р, педагог. Чл. ПОРП с 1943. В конце  20-х  гг.  окончила  театр.
школу при т-ре "Редута", ученица Ю. Остэрвы. С 1925  выступала  в  т-рах
городов Лодзи, Варшавы, Поз-нани и др. В 1946-49 работала в Т-ре  Войска
Польского (Лодзь); в 1949-51 - в "Т-ре Вспулчес-ны" (Варшава); в 1951-58
- худ. рук. и директор "Т-ра Повшехны" (Лодзь), затем  -  актриса  "Т-ра
Клясычны" (Варшава).  Остро  характерная  актриса  большего  комедийного
дарования, X. следует традициям рус. реалистич. школы и  системе  К.  С.
Станиславского.
   Лучшие роли: Целестина (о. п.  Роже),  Гурмыжская  ("Лес"),  Дульская
("Мораль пани Дульской" Запольской), Васса Железнова и др.
   Пост.:  "Мораль  пани  Дульской"  (1951,  "Т-р   Повшехны",   Лодзь),
"Дипломаты" Сковроньского(  1962,  "Т-р  Драматычны",  Варшава),  "Васса
Железнова" (1965, совм. с 3. Жуховским, "Т-р Клясычны", Варшава).
   С 1951 препода„т в Высшей школе т-ра и кино им. Л. Шиллера в Лодзи (с
1959 - профессор). Снимается в кино.
   Лит.: "Kierunki", Warsz.-Kr., 1965, .ј 29, s. 7. Д. Мал.
   ХОЙЦЗЮЙ (хойси, хойдяо)- одна из  разновидностей  кит.  традиционного

Страницы: «« « 2486   2487   2488   2489   2490   2491   2492   2493   2494  2495   2496   2497   2498   2499   2500   2501   2502   2503   2504  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия