|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2486 2487 2488 2489 2490 2491 2492 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 » »» Ижевске.
Оформил спектакли: "Евгений Онегин" (1934, Т-р оперы, Ижевск), "Хамит
Усманов' Гаврилова (1941, Удм. драм. т-р), "Разбойники") (1941, Ижевский
рус. драм. т-р), "Русские люди" (1942, 2-й драм. т-р Удм. АССР), "Кошкин
дом" Маршака (1953), "Слон„нок" Владычипой (1965)-оба в Т-ре кукол в
Ижевске и др. А. Ив.
ХОЖЙЦА (Horzyca), Вилам (28.11.1889-2.III. 1959) - польский режисс„р,
театр. деятель, педагог. После окончания ун-та в Вене выступал как
критик, переводчик. Театр. деятельность начал, возглавив совм. с Л.
Шиллером передовой революционный Т-р им. Богуславского в Варшаве
(1924-26). После закрытия этого т-ра руководил Драм. школой в Варшаве, а
в 1931-37 был директором "Т-ра Бельки" (Львов), в к-ром объединил
крупных прогрессивных деятелен польской сцены (реж. Шиллер, Б.
Домбровский, худ. А. Пронашко, В. Дашевский, акт„ры И. Эйхлерувна, В.
Красновецкий, Т. Бялошиньский, Я. Страхоцкий). В эти годы на львовской
сцене были пост. спектакли, имевшие широкий общественный резонанс:
"Дзяды" Мицкевича, "Рычи, Китай!" Третьякова и др. С 1937- вице-директор
"Т-ра Народовы" (Варшава). В годы оккупации Польши принимал участие в
конспиративной театр. деятельности. После освобождения страны был
руководителем и режисс„ром: в 1945 - Т-ра им. Выспяньского (Катовице), в
1946-48 - "Т-ра Земли Поморской" (Торунь), а в 1948-51 - "Т-ра Польски"
(Познань), с 1951 - т-ра во Вроцлаве. В 1954- режисс„р Т-ра им.
Словацкого (Краков), а с 1957- директор "Т-ра Народовы" (Варшава).
Придя к сценич. деятельности от лит-ры, X. выступал поборником
принципов поэтич. монументального т-ра. Осн. внимание уделял слову.
Отсюда - своеобразная музыкальность построения действия в его
спектаклях, гармонич. целостность к-рых определяло слово. Внешние
выразительные средства в спектаклях X. имели вспомогательное значение.
Ставя Шекспира ("Гамлет", 1950, Познань), X. использовал при„мы
елизаветинской сцены. Особенно близки были X. драмы С. Выспяньского с их
монументализмом ("Освобождение", 1958, Варшава), иронич. поэтичные пьесы
Ц. Норвида ("Клеопатра", 1933, Львов; "За кулисами",
1947. Торунь; 1959, Варшава). Широта творч. исканий X., его
стремление утвердить идею поэтич. т-ра отч„тливо раскрылись в его
обращении к классич. и совр. драматургии: "Моцарт и Сальери" Пушкина
(1948, Торунь), "Федра" Расина (1957, Варшава), "Принц Фридрих
Гомбургский" Клейста (1958, Варшава), "Пугач„в" Есенина (в пер. В.
Броневского;
1948. Торунь), "Чудесная башмачница" Гарсиа Лорки (1950, Познань).
Соч.: Wspomnienia i zdarzenia, "Pamietnik teatralny", Warsz., 1955,
zesz. 3-4 (15-16), s. 401-30.
Лит.: "Teatr", Warsz., 1959, ј 12, s. 3-10. Б. Рос.
"ХОЗЯЙКА ГОСТИНИЦЫ" (также "Трактир щ и ц а", "М и p а н д о л и н
a"; "La locandiera))-комедия в 3 д. К. Гольдони. Соч. 1752, написана для
знаменитой в то время актрисы Маддалены Марлиани (по сцене -Карол-лина).
Пост. в янв. 1753 труппой Медебака в т-ре Сант-Анд-жело, Венеция
(Мирандолина- Кароллина). Среди исполнительниц заглавной роли в 18-19
вв.- Галлани, Фьорилли-Пелланди, Ристори; в 19-20 вв.- Э. Дузе, Т. Ди
Лоренцо, сестры Граматика (Ирма и Эмма) и др.
Первые пост. на рус. сцене: Александрийский т-р, Петербург,- под
назв. "Мирандолина, или Седина в бороду, а бес в ребро",
перевод-переделка В. А. Каратыгина по нем. переводу-переделке К. Блума
[1834, Мирандолина - М. В. Самойлова, Вальдорф (по Гольдони -
Риппафрата) - Сосницкий; 1836 - Мирандолина - Асенкова], Малый т-р,
Москва, в том же переводе-переделке (1834, Вальдорф - Щепкин;
1859, Мирандолина - Шуберт). Из позднейших дореволюц. постановок;
Александрийский т-р (1893, Мирандолина - Савина, Риппафрата - Давыдов,
Форлипополи - Далма-тов). Харьковский т-р (1895), МХТ (2 дек. 1898, реж.
и исполнитель роли Риппафрата - Станиславский, худ. Симов, Мирандолина -
Книппер, Форлипополи - Мейерхольд, Фабрицио - Болеславский; 1914, реж.
Станиславский, худ. Бенуа; Мирандолина - Гзовская, Риппафрата -
Станиславский, Ершов, Форлипополи-Буржалов, Альбафьорита- Вишневский,
Гортензия - Бирман, Книппер, Фабрицио - Болеславский, Гейрот), гастроли
В. Ф. Комиссаржевской, "Эрмитаж", Москва (1905, Мирандолина -
Комиссаржев-ская), гастроли Е. Н. Рощиной-Инсаровой в Малом т-ре, Москва
(Мирандолина - Рощина-Инсарова) и др. т-ры.
На сов. сцене: Гос. академич. т-р драмы, Петроград (1921, Мирандолина
- Тиме, Риппафрата - Горин-Горяинов). Т-р им. Сафонова (филиал Малого
т-ра, 1925), Ленингр. т-р Сатиры и комедии (1933, реж. Краснянский;
Мирандолина - Грановская, Риппафрата - Надеждин), Ленингр. Новый т-р
(1935), Т-р им. Грибоедова (1937, Мирандолина - Вруб-левская, Риппафрата
- Смиранин), Куйбышевский т-р (1938, реж. Шебуев, Мирандолина -
Чекмасова), Одесский евр. т-р (1939, Мирандолина - Бугова), Т-р им.
Моссовета (1940, реж. Завадский, Марголин; Мирандолина - Марецкая,
Риппафрата- Мордвинов), Краснодарский т-р (1941), Т-р им. Марджанишвили
(1954), Т-р им. Шевченко (1954, Мирандолина-Чистякова), Башкирския
студия ГИТИСа (1959).
Издания! Первая публикация - 1753; Первые рус. переводы-переделки:
1827 - А. А. Шаховского под назв. "Мирандолина", 1833 - В. А. Каратыгина
под назв. "Ми-рандолина, или Седина в бороду, а бес в ребро", с нем.
перевода-переделки К. Блума - А. К. Дживилегова - в кн.:
Гольдони К., Комедии, т. l. M., 1959. Д. Шн,
ХОЙНАЦКАЯ (Chojnacka), Ядвига (р. 10.XI. 1905) - польская актриса,
режисс„р, педагог. Чл. ПОРП с 1943. В конце 20-х гг. окончила театр.
школу при т-ре "Редута", ученица Ю. Остэрвы. С 1925 выступала в т-рах
городов Лодзи, Варшавы, Поз-нани и др. В 1946-49 работала в Т-ре Войска
Польского (Лодзь); в 1949-51 - в "Т-ре Вспулчес-ны" (Варшава); в 1951-58
- худ. рук. и директор "Т-ра Повшехны" (Лодзь), затем - актриса "Т-ра
Клясычны" (Варшава). Остро характерная актриса большего комедийного
дарования, X. следует традициям рус. реалистич. школы и системе К. С.
Станиславского.
Лучшие роли: Целестина (о. п. Роже), Гурмыжская ("Лес"), Дульская
("Мораль пани Дульской" Запольской), Васса Железнова и др.
Пост.: "Мораль пани Дульской" (1951, "Т-р Повшехны", Лодзь),
"Дипломаты" Сковроньского( 1962, "Т-р Драматычны", Варшава), "Васса
Железнова" (1965, совм. с 3. Жуховским, "Т-р Клясычны", Варшава).
С 1951 препода„т в Высшей школе т-ра и кино им. Л. Шиллера в Лодзи (с
1959 - профессор). Снимается в кино.
Лит.: "Kierunki", Warsz.-Kr., 1965, .ј 29, s. 7. Д. Мал.
ХОЙЦЗЮЙ (хойси, хойдяо)- одна из разновидностей кит. традиционного
Страницы: «« « 2486 2487 2488 2489 2490 2491 2492 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |