|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2477 2478 2479 2480 2481 2482 2483 2484 2485 2486 2487 2488 2489 2490 2491 2492 2493 2494 2495 » »» Создала лирич., одухотвор„нные образы Корделии ("Король Лир"), Джульетты
("Ромео и Джульетта" Шекспира), Офелии. После смерти выдающейся голл.
актрисы И. Зисенис-Ваттир (1827) к Х.-Г. перешли е„ осн. трагедийные
роли: Аталия (о. п. Расина), леди Макбет, Мария Стюарт и др. Основала
Об-во декламации (в 1821) в Амстердаме - первую школу акт„рского иск-ва
в Нидерландах. Вл. О.
ХЙЛЬБЕРГ (Hillberg), Карл Вильгельм Эмиль (1852-1929)-швед. акт„р. В
1873 дебютировал в Стокгольмском драм. т-ре, затем в течение ряда лет
выступал в разл. швед. т-рах. В 1901 организовал пе- редвижную труппу, с
к-рой объездил всю страну (особенно сельские местности). Г. был
талантливым актером-реалистом. Он пропагандировал творчество Г. Ибсена.
Играл роли Бранда (о. п.), Штокмана ("Враг народа"), Берника ("Столпы
общества"), Бренделя ("Росмерсхольм"). Любимым драматургом X. был также
А. Стриндберг, в его драмах Г. сыграл роли: Густава Вазы (о. п.), Герта
("Мастер Улоф"), Ротмистра ("Отец") и др. Оставил сцену в 1919.
Лит.: Kunst og diktning. Var tids i Skandinavia, bd 3. Sverige, Oslo,
1948. Вл. M.
ХИЛЬ-И-CAPATE (Gil y Zarate), Антонио (I.XII;
1793-27.1.1861) - исп. драматург, обществ, деятель. Активный участник
революции 1820-23. В годы реакции подвергался преследованиям за
либеральные убеждения. Драматургич. деятельность начал как автор
переводов и переделок пьес франц. авторов. В 1816 написал комедию
"Комикомания", затем писал семейно-бытовые комедии в духе Л. Моратина:
"Каталанская семья" (1822), "Назойливый" (1825), "Будьте осторожней с
невестами, или Школа молодости" (1826), "Через год после свадьбы" (1826,
т-р "Де ла Крус", Мадрид). Бытовая сатира сочетается в нек-рых пьесах
Х.-и-С. с политической. Антитиранич. и просветительские тенденции
отч„тливо выражены в классицистских трагедиях "Родриго, король готов" и
"Бланка Бурбонская" (соч. 1829), запрещ„нных цензурой ("Бланка
Бурбонская" пост. в 1835, т-р "Принсипе", Мадрид). Вернувшись к
драматургии в 1837, Х.-и-С. стал одним из крупнейших представителей
романтич. направления. В 1837 пост. антиклерикальная и
антиабсолютистская драма Х.-и-С. "Карл II околдованный" (т-р
"Принсипе"), вызвавшая ожесточ„нные нападки на автора со стороны
реакции. Затем написал историко-романтич. драмы: "Розмунда" (1839, т-р
"Лисео", Мадрид), "Дон Альваро де Луна" (1840), "Великий Капитан"
(1843), патриотич. трагедию "Гусман Доблестный" (1849, т-р "Принсипе") и
др. Во всех этих пьесах Х.-и-С. утверждает буржуазно-демократич. идеалы.
Соч.: Obras dramaticas, Р., 1850 (Coleccion de los mejores autores
espanoles, t. 50).
Лит.: F e r r e r del R i o A., Galeria de la literatura espanola,
Madrid, 1846; S a i n z de Robles F. С., El teatro espanol Historia y
antologia. El teatro espanol, t. 6, Madrid, 1943. 3. П.
ХЙЛЬФЕРДИНГ фон В e вен (Hilverding von Wewen), Франц Антон Христоф
(1710, Вена,- 10. III. 1768, там же) - австр. артист балета и
балетмейстер. Сын ярмарочных танцовщиков. Окончил школу при Венском
придворном т-ре, затем учился в Париже. В 30-х гг, 18 в.-танцовщик и
балетмейстер Венского придворного т-ра. В 1740 пост. первый балет -
"Брп-танник" (по Ж. Распну), где преим. внимание уделял пантомиме. В
50-х гг. X. приобр„л популярность в Австрии и за рубежом. В 1759 был
приглаш„н в Россию, где пост. более 20 балетов в Петербурге и Москве.
Среди них: "Прибежище добродетели" (1759), "Свойства богини цветов",
"Победа Флоры над Бореем" (1760), "Амур и Психея" (1762), "Остров
дураков", "Пигмалион", "Зефир и Флора" и др. К созданию балетных
спектаклей X. привлекал драматурга А. П. Сумарокова и композиторов И.
Штарцера и Г. Рау-паха. В балетных пост. X. использовались диалог и
пение. Б России X. в„л также и педагогия, деятельность. Мн. рус.
танцовщики брали у него уроки (Т.С. Бубликов и др.). Пребывание X. в
России ознаменовало новый этап в развитии хореографии - появление
балетного спектакля с сюжетом и пантомимой. В 1765 X. возвратился в
Вену. В 1766 арендовал венский т-р "Кернтнертортеатр", где пост. балет
"Торжество Весны". Вскоре после прихода в венские т-ры Ж. Ж. НовераиГ.
Вестрнса (1767) уш„л из т-р а.
X. был одним из первых балетмейстеров, боровшихся с бессюжетными
балетами, он считал, что музыка, танец, пантомима, оформление и костюмы
должны служить единой цели - созданию "действенного балета".
Современники отмечали в его пост. выразительность мимики, действенность
пантомимы, разнообразие групповых построений, новую трактовку
характерных танцев (ставил не как комич. танцы, а как "серь„зные"). По
содержанию балеты X. делятся на "серь„зные", пантомимные ("Идоменей",
"Алезира", "Британник"), "полусерь„зные", в к-рые вводились нар. танцы
("Дон Кихот", "Времена года и дня", "Голубой балет"), и гротесковые,
комич. балеты ("Игра в фанты", "Кема, подай мне туфли", "Амур,
покровительствующий любовникам").
Лит.: Ш т е л и н Я., Музыка и балет в России в XVIII веке, пер. с
нем.. Л., 1935; П о p о ш и н С., Записки, 2 изд., СПБ, 1881; Светлов
В., Терпсихора. Статьи. Очерки. Заметки, СПБ, 1906, с. 132-34, 136-37;
Кра-совская В., Русский балетный театр от возникновения и до середины
XIX в., Л.-М., 1958; Y u n k V., Handbuch des Tanzes, Stuttg., 1930. E.
A.
ХЙНДЕМИТ (Hindemith), Пауль (16.XI.1895- 28.XII.1963) - нем.
композитор, дириж„р и альтист. Учился у А. Мендельсона и Б. Секлеса во
Франкфурте-на-Майне. С 1915-концертмейстер оркестра Франкфуртского
оперного т-ра, участник ансамблей, в частности струнного квартета Л.
Амара, с к-рым в 1929 посетил СССР. В 1934 уехал в Турцию, в 1940
эмигрировал в США. Последние годы жил в Швейцарии. Универсально
образованный музыкант, X. видел в музыке средство выражения глубоких
философских идей. Возглавил неоклассици-стское направление в нем.
музыке. Раннее творчество X., проходившее под знаком отрицания романтич.
традиций, не свободно от черт экспрессионизма, соединяющихся с
конструктивизмом. К этому периоду творчества X. относятся оперы "Убийца,
надежда женщин". (1921, Штутгарт), "Святая Сусанна" (1922,
Франкфурт-на-Майне), "кукольная опера" "Нуш-Нуши" (1921, Штутгарт),
рождественская сказка "Туттифентхен" (1922, Франкфурт-на-Майне),
балетная пантомима "Демон" (1923, Дармштадт), комич. опера "Туда и
обратно" (1927, Баден-Баден), "вес„лая опера" "Новости дня" (1929, Опера
Кролля, Берлин; 2-я ред. 1954, Неаполь), музыка к "Назидательной пьесе"
Брехта (1929, Баден-Баден). Опера "Кардильяк" (1926, Дрезден; 2-я ред.,
1952, Цюрих) по новелле Э. Т. А. Гофмана "Мадемуазель Скюдери" - самое
значительное произв. X. этого периода. Здесь поставлена проблема
Страницы: «« « 2477 2478 2479 2480 2481 2482 2483 2484 2485 2486 2487 2488 2489 2490 2491 2492 2493 2494 2495 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |