Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2477   2478   2479   2480   2481   2482   2483   2484   2485  2486   2487   2488   2489   2490   2491   2492   2493   2494   2495  » »»

Создала лирич., одухотвор„нные образы Корделии ("Король Лир"), Джульетты
("Ромео и Джульетта" Шекспира), Офелии. После  смерти  выдающейся  голл.
актрисы И. Зисенис-Ваттир (1827) к Х.-Г.  перешли  е„  осн.  трагедийные
роли: Аталия (о. п. Расина), леди Макбет, Мария Стюарт  и  др.  Основала
Об-во декламации (в 1821) в Амстердаме - первую школу акт„рского  иск-ва
в Нидерландах. Вл. О.
   ХЙЛЬБЕРГ (Hillberg), Карл Вильгельм Эмиль (1852-1929)-швед. акт„р.  В
1873 дебютировал в Стокгольмском драм. т-ре, затем в  течение  ряда  лет
выступал в разл. швед. т-рах. В 1901 организовал пе- редвижную труппу, с
к-рой  объездил  всю  страну  (особенно  сельские  местности).  Г.   был
талантливым актером-реалистом. Он пропагандировал творчество Г.  Ибсена.
Играл роли Бранда (о. п.), Штокмана ("Враг  народа"),  Берника  ("Столпы
общества"), Бренделя ("Росмерсхольм"). Любимым драматургом X. был  также
А. Стриндберг, в его драмах Г. сыграл роли: Густава Вазы (о. п.),  Герта
("Мастер Улоф"), Ротмистра ("Отец") и др. Оставил сцену в 1919.
   Лит.: Kunst og diktning. Var tids i Skandinavia, bd 3. Sverige, Oslo,
1948. Вл. M.
   ХИЛЬ-И-CAPATE (Gil y Zarate), Антонио (I.XII;
   1793-27.1.1861) - исп. драматург, обществ, деятель. Активный участник
революции  1820-23.  В  годы  реакции  подвергался   преследованиям   за
либеральные  убеждения.  Драматургич.  деятельность  начал   как   автор
переводов и переделок  пьес  франц.  авторов.  В  1816  написал  комедию
"Комикомания", затем писал семейно-бытовые комедии в духе Л. Моратина:
   "Каталанская семья" (1822), "Назойливый" (1825), "Будьте осторожней с
невестами, или Школа молодости" (1826), "Через год после свадьбы" (1826,
т-р "Де ла Крус", Мадрид). Бытовая сатира сочетается  в  нек-рых  пьесах
Х.-и-С.  с  политической.  Антитиранич.  и  просветительские   тенденции
отч„тливо выражены в классицистских трагедиях "Родриго, король готов"  и
"Бланка  Бурбонская"  (соч.   1829),   запрещ„нных   цензурой   ("Бланка
Бурбонская"  пост.  в  1835,  т-р  "Принсипе",  Мадрид).  Вернувшись   к
драматургии в 1837, Х.-и-С.  стал  одним  из  крупнейших  представителей
романтич.    направления.    В    1837    пост.    антиклерикальная    и
антиабсолютистская   драма   Х.-и-С.   "Карл   II   околдованный"   (т-р
"Принсипе"),  вызвавшая  ожесточ„нные  нападки  на  автора  со   стороны
реакции. Затем написал историко-романтич. драмы: "Розмунда"  (1839,  т-р
"Лисео", Мадрид),  "Дон  Альваро  де  Луна"  (1840),  "Великий  Капитан"
(1843), патриотич. трагедию "Гусман Доблестный" (1849, т-р "Принсипе") и
др. Во всех этих пьесах Х.-и-С. утверждает буржуазно-демократич. идеалы.
   Соч.: Obras dramaticas, Р., 1850 (Coleccion de  los  mejores  autores
espanoles, t. 50).
   Лит.: F e r r e r del R i o A., Galeria de  la  literatura  espanola,
Madrid, 1846; S a i n z de Robles F. С., El teatro  espanol  Historia  y
antologia. El teatro espanol, t. 6, Madrid, 1943. 3. П.
   ХЙЛЬФЕРДИНГ фон В e вен (Hilverding von Wewen), Франц  Антон  Христоф
(1710,  Вена,-  10.  III.  1768,  там  же)  -  австр.  артист  балета  и
балетмейстер. Сын ярмарочных  танцовщиков.  Окончил  школу  при  Венском
придворном т-ре, затем учился в Париже. В 30-х  гг,  18  в.-танцовщик  и
балетмейстер Венского придворного т-ра. В  1740  пост.  первый  балет  -
"Брп-танник" (по Ж. Распну), где преим.  внимание  уделял  пантомиме.  В
50-х гг. X. приобр„л популярность в Австрии и за  рубежом.  В  1759  был
приглаш„н в Россию, где пост. более 20 балетов в  Петербурге  и  Москве.
Среди них: "Прибежище добродетели"  (1759),  "Свойства  богини  цветов",
"Победа Флоры над  Бореем"  (1760),  "Амур  и  Психея"  (1762),  "Остров
дураков", "Пигмалион",  "Зефир  и  Флора"  и  др.  К  созданию  балетных
спектаклей X. привлекал драматурга А. П. Сумарокова  и  композиторов  И.
Штарцера и Г. Рау-паха. В балетных  пост.  X.  использовались  диалог  и
пение. Б России  X.  в„л  также  и  педагогия,  деятельность.  Мн.  рус.
танцовщики брали у него уроки (Т.С. Бубликов и  др.).  Пребывание  X.  в
России ознаменовало  новый  этап  в  развитии  хореографии  -  появление
балетного спектакля с сюжетом и пантомимой.  В  1765  X.  возвратился  в
Вену. В 1766 арендовал венский т-р "Кернтнертортеатр", где  пост.  балет
"Торжество Весны". Вскоре после прихода в венские т-ры Ж.  Ж.  НовераиГ.
Вестрнса (1767) уш„л из т-р а.
   X. был одним из  первых  балетмейстеров,  боровшихся  с  бессюжетными
балетами, он считал, что музыка, танец, пантомима, оформление и  костюмы
должны  служить  единой   цели   -   созданию   "действенного   балета".
Современники отмечали в его пост. выразительность мимики,  действенность
пантомимы,   разнообразие   групповых   построений,   новую    трактовку
характерных танцев (ставил не как комич. танцы, а как  "серь„зные").  По
содержанию балеты X. делятся на  "серь„зные",  пантомимные  ("Идоменей",
"Алезира", "Британник"), "полусерь„зные", в к-рые вводились  нар.  танцы
("Дон Кихот", "Времена года и дня",  "Голубой  балет"),  и  гротесковые,
комич.  балеты  ("Игра  в  фанты",  "Кема,  подай  мне  туфли",   "Амур,
покровительствующий любовникам").
   Лит.: Ш т е л и н Я., Музыка и балет в России в XVIII  веке,  пер.  с
нем.. Л., 1935; П о p о ш и н С., Записки, 2 изд.,  СПБ,  1881;  Светлов
В., Терпсихора. Статьи. Очерки. Заметки, СПБ, 1906, с.  132-34,  136-37;
Кра-совская В., Русский балетный театр от возникновения  и  до  середины
XIX в., Л.-М., 1958; Y u n k V., Handbuch des Tanzes, Stuttg., 1930.  E.
A.
   ХЙНДЕМИТ  (Hindemith),  Пауль  (16.XI.1895-   28.XII.1963)   -   нем.
композитор, дириж„р и альтист. Учился у А. Мендельсона и Б.  Секлеса  во
Франкфурте-на-Майне.  С  1915-концертмейстер   оркестра   Франкфуртского
оперного т-ра, участник ансамблей, в  частности  струнного  квартета  Л.
Амара, с к-рым в 1929 посетил СССР.  В  1934  уехал  в  Турцию,  в  1940
эмигрировал  в  США.  Последние  годы  жил  в  Швейцарии.   Универсально
образованный музыкант, X. видел в  музыке  средство  выражения  глубоких
философских  идей.  Возглавил  неоклассици-стское  направление  в   нем.
музыке. Раннее творчество X., проходившее под знаком отрицания романтич.
традиций,  не  свободно  от  черт   экспрессионизма,   соединяющихся   с
конструктивизмом. К этому периоду творчества X. относятся оперы "Убийца,
надежда   женщин".   (1921,   Штутгарт),   "Святая    Сусанна"    (1922,
Франкфурт-на-Майне),  "кукольная  опера"  "Нуш-Нуши"  (1921,  Штутгарт),
рождественская   сказка   "Туттифентхен"   (1922,   Франкфурт-на-Майне),
балетная пантомима "Демон"  (1923,  Дармштадт),  комич.  опера  "Туда  и
обратно" (1927, Баден-Баден), "вес„лая опера" "Новости дня" (1929, Опера
Кролля, Берлин; 2-я ред. 1954, Неаполь), музыка к "Назидательной  пьесе"
Брехта (1929, Баден-Баден). Опера "Кардильяк" (1926, Дрезден; 2-я  ред.,
1952, Цюрих) по новелле Э. Т. А. Гофмана "Мадемуазель Скюдери"  -  самое
значительное  произв.  X.  этого  периода.  Здесь  поставлена   проблема

Страницы: «« « 2477   2478   2479   2480   2481   2482   2483   2484   2485  2486   2487   2488   2489   2490   2491   2492   2493   2494   2495  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия