Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2481   2482   2483   2484   2485   2486   2487   2488   2489  2490   2491   2492   2493   2494   2495   2496   2497   2498   2499  » »»

("Трудные годы" А. Н. Толстого, 1945), акт„р искал причины,  побуждающие
людей к  жестокости,  к  преступлениям  против  человечности,  показывал
трагическую вину царя, осознавшего соверш„нные им преступления. (X. умер
во время генеральной репетиции "Ивана Грозного").
   X. занимался режисс„рской и педагогич. деятельностью. В 1932  им  был
создан Театр-студия под рук. Н. П. Хмел„ва (в 1937 влилась в Моск. театр
им. Ермоловой, худ. рук. к-рого X. был в 1937-45). Пост. ряд спектаклей:
"Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского (совм. с Е. С. Телешевой,
1934), "Как вам это понравится" Шекспира (1940) и "Дети солнца" (1944) -
оба совм. с М. О. К небель. Как режисс„р (совм. с другими) участвовал  в
ряде пост. МХАТа:
   "Фронт" (1942), "Русские люди" (1943), "Последняя жертва" (1944; Гос.
пр. СССР, 1946). X. был художеств. рук. МХАТа (1943-45).
   Снимался в кино ("Поколение победителей", "Человек в футляре").  Гос.
пр. СССР (1941) за выдающиеся творческие достижения.
   Лит.: Ежегодник МХТ, 1945 г., т. 2 (том посв. памяти Н. П.  Хмелева),
М -Л., 1948; Малюгин Л., Хмелев, М.- Л., 1948; Марков П. А.,  Хмелев,  в
его кн.: Театральные портреты. Сб. статей,  М.-Л.,  1939;  Новицкий  П.,
Хмелев, в его кн.: Образы актеров, М., 1941; его же, Хмелев,  М.,  1964;
Комиссаржевский В., Хмелев за режиссерским столом, М., 19,56. Ц, Вел.
   ХМЕЛЬНИЦКИЙ, Николай Иванович [11(22). VIII. 1791- 8(20).IX. 1845]  -
рус. драматург.  Потомок  Богдана  Хмельницкого.  Окончил  Петербургский
Горный  корпус,  был  дипломатом  и  крупным  чиновником,  участвовал  в
Отечеств, войне 1812. X. известен как автор т. н. "благородной  комедии"
и водевиля - жанров, популярных на рус. сцене в  10-  20-х.  гг.  19  в.
Идейные воззрения X. носили либерально-ограниченный характер. Но  вместе
с тем он был близок к передовой молод„жи своего времени -  писателям  А.
С. Пушкину, А. С. Грибоедову, А. А. Жандру, П. А. Катенину. X.  выступал
против устарелых норм классицизма, охранительных и псев-дорус. тенденций
в совр. комедии, стремился приблизить рус. лит. язык к разговорному.
   Первая комедия X.-  "Говорун"  (1817).  Затем  были  пост.:  "Шалости
влюбл„нных"  (1817),  "Воздушные  замки"  (1818),  "Бабушкины   попугаи"
(1819), "Нерешительный, или Семь пятниц на  неделе"  (1819),  "Карантин"
(1822), "Суженого кон„м не объедешь, или Нет  худа  без  добра"  (1821),
"Новая шалость, или  Театральное  сражение"  (1822),  "Светский  случай"
(1826), "Взаимные испытания" (1829), "Новый Парнас" (1829). Совм.  с  А.
А. Шаховским и Грибоедовым X. написал комедию "Своя семья, или  Замужняя
невеста" (1818,
   X. принадлежит сцена из 3-го акта - "экзамен Наташи"), совм. с Н.  В.
Всеволожским - водевиль "Акт„ры между собою, или  Первый  дебют  актрисы
Троеполь-ской" (1821).
   Считая, что комедия призвана развлекать и веселить зрителя, X. строил
действие на любовной интриге, мотивах волокитства, сватовства  и  т.  п.
Обычно драматург показывал в своих  героях  одно  свойство  характера  -
болтливость, нерешительность, пустопорожнюю мечтательность и др. Произв.
X. отличаются сценичностью,  л„гкостью  стиха,  живостью  диалога.  Хотя
пьесы X. являются переделками франц.  комедий,  в  них  в  то  же  время
подмечены черты рус. жизни. Злободневность,  умение  пародировать  своих
лит. противников, остроумные водевильные куплеты, изяш-ный, очищенный от
всего "грубого" язык обеспечивали огромный успех  комедиям-водевилям  X.
(почти все пьесы  X.  тотчас  по  написании  ставились  в  Петербурге  и
Москве). Сценич. успеху пьес  X.  способствовали  участие  в  них  таких
блистательных водевильных акт„ров, как А. Е. Асенкова, И. И.  Сосницкий,
Л. О. Дюрова, М. И. Вальберхова, и музыка  А.  Н.  Верстовского,  А.  А.
Алябьева и др. О творчестве X. (и особенно о его достижениях  в  области
стиха)  высоко  отзывался  Пушкин,  опытом   стихотворной   комедии   X.
воспользовался, глубоко развив его, Грибоедов.
   В 40-е гг. X. написал  несколько  пьес  на  историч.  темы  ("Царское
слово, или  Сватовство  Румянцева",  "Богдан  Хмельницкий"  и  др.).  X.
принадлежат также мастерские,  близкие  к  подлиннику  переводы  комедий
Мольера ("Школа женщин", 1821, "Тартюф", ок. 1828) и др.
   Соч.: Собр. соч., т. 1-3, СПБ, 1849; Пьесы: "Акт„ры между  собой...",
"Суженого кон„м не объедешь", в сб.: Старый русский водевиль, М.,  1937;
см. также сб.: Русский водевиль (вступ. статья В. В. Успенского), Л.-М.,
1959, с. 51-72; Стихотворная комедия конца XVIII-начала XIX вв., (вступ.
ст. М. О. Янковского), М.-Л 1964 с. 276-433.
   Лит.: Слонимский А. Л., Комедия первой  четверти  XIX  века,  в  кн.:
История русской литературы, т. 5, ч. 1, М.-Л., 1941, гл. 5. Я. Лит.
   ХМЕЛЬНИЦКИЙ,
   Юлий Осипович  [род.  15(28).XII.  1904]-рус.  сов.  акт„р,  режиссщь
Йар.арт.РСФСйТЙбОр Окончил  ЦЕТБЗДГС  (1925).  Сценич.  /деят.  начал  в
"Синей бяузе". В 1925-47 -/акт„р Моск. Камерно  yb  т-ра,  где  исполнял
роли: Мориса Саксонского и Аббата ("Адриейна Леку-врер"  Скрдуба),  Мака
("Опера нищих" Брехта с муз.Веиля), Мараскина ("Жрофле-Жироф-ля" Лекока)
и др. В 1947-52 X. - артист Моск. театра оперетты. В 1952-56 - гл.  реж.
Волгоградского т-ра муз.  комедии.  Здесь  он  осуществил  пост.:  "Поют
сталинградцы" Лис-това (1955), "Фиалка Монмартра" Кальмана (1953) и  др.
В 1956-64 - гл. реж. Ленингр. театра муз. комедии.
   Пост.: "Мистер  Икс"  Кальмана  (1956;  1957  экранизация),  "Поцелуй
Ча-ниты" Милютина (1957),
   "Только мечта" Кырвера (1959), "Друзья Милены" Мниха (1961),  "Сердце
балтийца" Листова (1964), "Герцогиня Ге-ролыптейнская" Оффенбаха  (1963)
и др.
   X.-акт„ру   присущи   точность   рисунка,    острая    характерность,
музыкальность,  пластичность.  Отличит.  чертами  X.-режисс„ра  являются
яркая театральность, стилевое единство спектакля.
   С 1932 в„л педагогич. работу в уч-ще Камерного т-ра, в 1948-50-в Муз.
уч-ще им. Глазунова, в 1950-52-в ГИТИСе.
   Лит.: Янковский М. О., Советский театр  оперетты,  Л.-М.,  1962.  At.
Лифш.
   ХМЕЛЬНИЦКИЙ ТЕАТР (Украински и музыкальн о-д р а мат и чески и  театр
имени  Г.   И.   Петровского)   -   основан   в   1934   как   Винницкий
рабоче-крестьянский  передвижной   т-р.   С   1938-   Каменец-Подольский
областной т-р им. Г. И. Петровского, с 1954  -  Хмельницкий  т-р.  Среди
лучших спектаклей т-ра - "Гибель эскадры"  (1939);  "Маруся  Богуславка"
Старицкого  (1935),   "Суета"   Карпенко-Карого   (1948),   "Таланты   и
поклонники" (1950), "Последние" (1954); "Это  было  в  Шепетовке"  Собко
(1956), "В воскресенье рано зелье собирала" по  О.  Кобылянской  (1960),
"Фараоны"  Коломийца  (1962),  "Дорогое  наследство"  Корецкого  (1960),
"М„ртвый  бог"  Зарудного  (1961),  "Океан"  Штейна  (1962),   "Испанцы"

Страницы: «« « 2481   2482   2483   2484   2485   2486   2487   2488   2489  2490   2491   2492   2493   2494   2495   2496   2497   2498   2499  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия