Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2490 2491 2492 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 » »» szinpadon, Bdp., 1960. A Гер. ХОНТИ (Honthy), Ханна (р. 1893) - венг. артистка оперетты. Нар. арт. ВНР (1953). Сценич. деятельность начала в 1905. С 1912 - актриса т-ра "Непоперахаз" ("Народный оперный т-р"), с 1916 - т-ра "Вигсинхаз" ("Т-р комедии"), затем - Королевского т-ра в Будапеште. С 1925 - солистка Венг. т-ра оперетты. X. - выдающаяся актриса, исполнительница лирич. партий в опереттах венской школы. Партии: Сильва, Цецилия ("Сильва" Кальмана), Гапна Главари, Флери ("Вес„лая вдова", "Граф Люксембург" Легара)и др. Гастролировала в СССР (1956, вместе с т-ром) и др. зарубежных странах. Пр. им. Кошута (1953). Лит.: Д ? с и д с н С., Друзья из Будапешта, "Нева", 1956, .No 3, с. 154-57; Медведев В., В гостях у Ханны Хонти, "Музыкальная жизнь", 1958, ј9; В а 1 i ? t L., otven eve pri-madonna, "Sziiihaz es Film-muvf-szet", 1956, ј 2, old. 99-???. ?. Ив. ХОПКИНСОН (Hopkinson), Фрэнсис (21.IX.1737 - 9.V.1791) - амер. композитор, клавесинист, поэт, обществ, и гос. деятель. Учился в Филадельфийском колледже (ныне Пенсильванский ун-т), где впоследствии получил звание магистра иск-в и доктора права. Теории музыки обучался у Д. Бремнера. X.- автор "ораториального представления" - "Храм Минервы" (1781, Филадельфия, написано в честь союза Америки с республиканской Францией), к-рое считается первой нац. амер. оперой, т. к. содержит развитые элементы оперного жанра. X. устраивал любительские и проф. концерты, занимался также усовершенствованием муз. инструментов. Лит.: S о ? ? е с k О. G., F. Hopkinson. The first American poet-composer. Wash., 1905. ?. ?. ХОППЕР (Hopper), Рика (полное имя - Хендри-ка Эллина; р. 24. X. 1878) - голл. актриса. В 1893 окончила театр. школу. Дебютировала в т-ре под рук. ван Лира (Амстердам). В 1899-1922 работала в Королевском обществе голл. т-ра. С 1926 возглавляла (совм. с Ж. ван Хуве) собств. труппу ("Т-р Рики Хоппер"). В 1945-54 выступала в т-ре "Комедия". Роли: Катюша Маслова ("Воскресение" по Л. Н. Толсто-му), Порция ("Венецианский купец" Шекспира), Нора; Книр-тье ("Гибель " Надежды"" Хсйсрманса), Анастасия (о. п. Маурете) и др. Я. Г. ХОР (греч. ????)- обязательный коллективный участник др.-греч. спектакля (5 в. до н. э.). Происхождение др.-греч. драмы из обрядовых хоровых песен, исполнявшихся на сельских празднествах в честь бога Диониса, определяло участие X. в качестве действующего лица. Др.-греч. драма была основана на чередовании речевых и хоровых партий: парод, cmacuMf иногда коммос и эксод,- в трагедии, пара-баса - в комедии. Первоначальное число участников X. (хоревтов) в трагедии неизвестно; у Эсхила их было 12, Софокл увеличил состав X. до 15 чел. X. в комедии состоял из 24 участников и был раздел„н на 2 полухория. Подбор и оплату участников X. брал на себя (4-5 в. до н. э.) хорег. Непосредств. подготовку X. к выступлению осуществлял хородида-скал (букв.- учитель хора). Роль X. в др.-греч. трагедии связана с е„ общенар. характером: X. был призван выражать отношение зрителей к событиям пьесы, служить своеобразным "гласом народа". Таково назначение X. в "Персах" и в "Агамемноне" Эсхила, "Антигоне" Софокла, хотя в этих и др. трагедиях X. выступает одновременно и в качестве действ, лица. В этой функции X. особенно отч„тливо выявлен в трагедиях "Молящие" и в "Эвменидах" Эсхила, а также в ранних комедиях Аристофана. С повышением интереса к индивидуальным героям роль X. снижается. У Еврипида партии X. содержат обычно только лирич. размышления, возникающие по ходу действия трагедии, но не имеющие прямого отношения к е„ осн. идее. В поздних комедиях Аристофана, а затем у Менандра партии X. заменяются вставными номерами и танцами, не связанными с сюжетом комедии, разделяющими акты. Предпринимавшиеся в новое время попытки ввести X. в драм. произв. ("Мессинская невеста" Шиллера, "Освобожд„нный Прометей" Шелли) не имели успеха. В. Я. ХОР - певческий коллектив, исполняющий вок. музыку. По составу голосов X. бывают однородные (женские, мужские, детские) и смешанные, т е. состоящие из всех или из нескольких указанных голосов. Обычный смешанный X. состоит из четыр„х хоровых партий: сопрано, альт (женские голоса), тенор, бас (мужские голоса); X., в к-ром отсутствует одна из этих партий, наз. неполным смешанным X. В опересериа хоровые партии почти отсутствовали, в опере-буффа появлялись эпизодически. Лприч. трагедия использовала X. в основном как декоративный элемент в прологе. Глюк и композиторы эпохи Франц. революции конца 18 в. (Л. Керубини, Э. Мегюль и др.) усилили роль X. как носителя образа народа, но у них X. имеет оратори-ально-статич. характер. Важную драматургич. функцию приобр„л X. в зап.-европ., особенно в итал., операх нач. 19 в. ("Набукко", "Битва при Леньяно" Верди, "Вильгельм Телль" Россини, "Норма" Беллини и др.), выражая в них образ героич. народа. Это же характерно для нек-рых франц. опер той поры ("Фенел-ла" Обера и др.). Во франц. "большой опере" (оперы ТМейербера) X.- неотъемлемый элемент, его роль становится особенно активной в решающих драматич. эпизодах. В нач. 19 в. усиливается значение нар.-бытовых элементов в трактовке X., к-рый приобретает локальную нац. окраску, особенно в нем. роман-тич. опере ("Вольный стрелок" Вебера). В рус. и сов. историко-патриотич. опере и нар. муз. драме ("Иван Сусанин", "Борис Годунов", "Хованщина", "Князь Игорь"; "Псковитянка", "Сказание о невидимом граде Китеже..." Римского-Корсакова, "Война и мир" Прокофьева, "Емельян Пугач„в" Коваля, "Никита Вершинин" Кабалевского и др.), где народ стал гл. действ, лицом, хоровые сцены приобрели ведущее значение. Особенности использования X. зависят от жанра оперы. В лирич. драме X. чаше всего раскрывает окружающую обстановку (X. гостей в "Травиате" и в "Евгении Онегине", X. придворных в "Риголетто" и др.). В нар.-бытовой драме ("Русалка"; "Галька" Монюшко, "Проданная невеста" и др.) X. близки к нар. истокам и часто носят жанровый характер. Иногда X. используются в колористич. целях (X., передающий завывание бури в финале "Риголетто") или как психологически-выразит. фактор (хоровое остинато в сцене бреда Андрея в "Войне и мире"); X. может быть своеобразным комментатором действия ("Джалиль" Жиганова, "Награда" и "Миндия" Так-такишвили) и т. д. X. используется и в оперетте (чаще всего лирич. или комич. характера), в музыке к драмам ("Арлезиан-ка" Бизе, "Пер Гюнт" Грига и Страницы: «« « 2490 2491 2492 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |