|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2490 2491 2492 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 » »» szinpadon, Bdp., 1960. A Гер.
ХОНТИ (Honthy), Ханна (р. 1893) - венг. артистка оперетты. Нар. арт.
ВНР (1953). Сценич. деятельность начала в 1905. С 1912 - актриса т-ра
"Непоперахаз" ("Народный оперный т-р"), с 1916 - т-ра "Вигсинхаз" ("Т-р
комедии"), затем - Королевского т-ра в Будапеште. С 1925 - солистка
Венг. т-ра оперетты. X. - выдающаяся актриса, исполнительница лирич.
партий в опереттах венской школы.
Партии: Сильва, Цецилия ("Сильва" Кальмана), Гапна Главари, Флери
("Вес„лая вдова", "Граф Люксембург" Легара)и др.
Гастролировала в СССР (1956, вместе с т-ром) и др. зарубежных
странах. Пр. им. Кошута (1953).
Лит.: Д ? с и д с н С., Друзья из Будапешта, "Нева", 1956, .No 3, с.
154-57;
Медведев В., В гостях у Ханны Хонти, "Музыкальная жизнь", 1958, ј9;
В а 1 i ? t L., otven eve pri-madonna, "Sziiihaz es Film-muvf-szet",
1956, ј 2, old.
99-???. ?. Ив. ХОПКИНСОН (Hopkinson), Фрэнсис (21.IX.1737 - 9.V.1791)
- амер. композитор, клавесинист, поэт, обществ, и гос. деятель. Учился в
Филадельфийском колледже (ныне Пенсильванский ун-т), где впоследствии
получил звание магистра иск-в и доктора права. Теории музыки обучался у
Д. Бремнера. X.- автор "ораториального представления" - "Храм Минервы"
(1781, Филадельфия, написано в честь союза Америки с республиканской
Францией), к-рое считается первой нац. амер. оперой, т. к. содержит
развитые элементы оперного жанра. X. устраивал любительские и проф.
концерты, занимался также усовершенствованием муз. инструментов.
Лит.: S о ? ? е с k О. G., F. Hopkinson. The first American
poet-composer. Wash., 1905. ?. ?.
ХОППЕР (Hopper), Рика (полное имя - Хендри-ка Эллина; р. 24. X. 1878)
- голл. актриса. В 1893 окончила театр. школу. Дебютировала в т-ре под
рук. ван Лира (Амстердам). В 1899-1922 работала в Королевском обществе
голл. т-ра. С 1926 возглавляла (совм. с Ж. ван Хуве) собств. труппу
("Т-р Рики Хоппер"). В 1945-54 выступала в т-ре "Комедия".
Роли: Катюша Маслова ("Воскресение" по Л. Н. Толсто-му), Порция
("Венецианский купец" Шекспира), Нора; Книр-тье ("Гибель " Надежды""
Хсйсрманса), Анастасия (о. п. Маурете) и др. Я. Г.
ХОР (греч. ????)- обязательный коллективный участник др.-греч.
спектакля (5 в. до н. э.). Происхождение др.-греч. драмы из обрядовых
хоровых песен, исполнявшихся на сельских празднествах в честь бога
Диониса, определяло участие X. в качестве действующего лица. Др.-греч.
драма была основана на чередовании речевых и хоровых партий: парод,
cmacuMf иногда коммос и эксод,- в трагедии, пара-баса - в комедии.
Первоначальное число участников X. (хоревтов) в трагедии неизвестно; у
Эсхила их было 12, Софокл увеличил состав X. до 15 чел. X. в комедии
состоял из 24 участников и был раздел„н на 2 полухория. Подбор и оплату
участников X. брал на себя (4-5 в. до н. э.) хорег. Непосредств.
подготовку X. к выступлению осуществлял хородида-скал (букв.- учитель
хора).
Роль X. в др.-греч. трагедии связана с е„ общенар. характером: X. был
призван выражать отношение зрителей к событиям пьесы, служить
своеобразным "гласом народа". Таково назначение X. в "Персах" и в
"Агамемноне" Эсхила, "Антигоне" Софокла, хотя в этих и др. трагедиях X.
выступает одновременно и в качестве действ, лица. В этой функции X.
особенно отч„тливо выявлен в трагедиях "Молящие" и в "Эвменидах" Эсхила,
а также в ранних комедиях Аристофана. С повышением интереса к
индивидуальным героям роль X. снижается. У Еврипида партии X. содержат
обычно только лирич. размышления, возникающие по ходу действия трагедии,
но не имеющие прямого отношения к е„ осн. идее. В поздних комедиях
Аристофана, а затем у Менандра партии X. заменяются вставными номерами и
танцами, не связанными с сюжетом комедии, разделяющими акты.
Предпринимавшиеся в новое время попытки ввести X. в драм. произв.
("Мессинская невеста" Шиллера, "Освобожд„нный Прометей" Шелли) не имели
успеха. В. Я.
ХОР - певческий коллектив, исполняющий вок. музыку. По составу
голосов X. бывают однородные (женские, мужские, детские) и смешанные, т
е. состоящие из всех или из нескольких указанных голосов. Обычный
смешанный X. состоит из четыр„х хоровых партий: сопрано, альт (женские
голоса), тенор, бас (мужские голоса); X., в к-ром отсутствует одна из
этих партий, наз. неполным смешанным X. В опересериа хоровые партии
почти отсутствовали, в опере-буффа появлялись эпизодически. Лприч.
трагедия использовала X. в основном как декоративный элемент в прологе.
Глюк и композиторы эпохи Франц. революции конца 18 в. (Л. Керубини, Э.
Мегюль и др.) усилили роль X. как носителя образа народа, но у них X.
имеет оратори-ально-статич. характер. Важную драматургич. функцию
приобр„л X. в зап.-европ., особенно в итал., операх нач. 19 в.
("Набукко", "Битва при Леньяно" Верди, "Вильгельм Телль" Россини,
"Норма" Беллини и др.), выражая в них образ героич. народа. Это же
характерно для нек-рых франц. опер той поры ("Фенел-ла" Обера и др.). Во
франц. "большой опере" (оперы
ТМейербера) X.- неотъемлемый элемент, его роль становится особенно
активной в решающих драматич. эпизодах. В нач. 19 в. усиливается
значение нар.-бытовых элементов в трактовке X., к-рый приобретает
локальную нац. окраску, особенно в нем. роман-тич. опере ("Вольный
стрелок" Вебера). В рус. и сов. историко-патриотич. опере и нар. муз.
драме ("Иван Сусанин", "Борис Годунов", "Хованщина", "Князь Игорь";
"Псковитянка", "Сказание о невидимом граде Китеже..."
Римского-Корсакова, "Война и мир" Прокофьева, "Емельян Пугач„в" Коваля,
"Никита Вершинин" Кабалевского и др.), где народ стал гл. действ, лицом,
хоровые сцены приобрели ведущее значение.
Особенности использования X. зависят от жанра оперы. В лирич. драме
X. чаше всего раскрывает окружающую обстановку (X. гостей в "Травиате" и
в "Евгении Онегине", X. придворных в "Риголетто" и др.). В нар.-бытовой
драме ("Русалка"; "Галька" Монюшко, "Проданная невеста" и др.) X. близки
к нар. истокам и часто носят жанровый характер. Иногда X. используются в
колористич. целях (X., передающий завывание бури в финале "Риголетто")
или как психологически-выразит. фактор (хоровое остинато в сцене бреда
Андрея в "Войне и мире");
X. может быть своеобразным комментатором действия ("Джалиль"
Жиганова, "Награда" и "Миндия" Так-такишвили) и т. д.
X. используется и в оперетте (чаще всего лирич. или комич.
характера), в музыке к драмам ("Арлезиан-ка" Бизе, "Пер Гюнт" Грига и
Страницы: «« « 2490 2491 2492 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |