Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2490   2491   2492   2493   2494   2495   2496   2497   2498  2499   2500   2501   2502   2503   2504   2505   2506   2507   2508  » »»

szinpadon, Bdp., 1960. A Гер.
   ХОНТИ (Honthy), Ханна (р. 1893) - венг. артистка оперетты. Нар.  арт.
ВНР (1953). Сценич. деятельность начала в 1905. С 1912  -  актриса  т-ра
"Непоперахаз" ("Народный оперный т-р"), с 1916 - т-ра "Вигсинхаз"  ("Т-р
комедии"), затем - Королевского т-ра в  Будапеште.  С  1925  -  солистка
Венг. т-ра оперетты. X. -  выдающаяся  актриса,  исполнительница  лирич.
партий в опереттах венской школы.
   Партии: Сильва, Цецилия ("Сильва"  Кальмана),  Гапна  Главари,  Флери
("Вес„лая вдова", "Граф Люксембург" Легара)и др.
   Гастролировала в  СССР  (1956,  вместе  с  т-ром)  и  др.  зарубежных
странах. Пр. им. Кошута (1953).
   Лит.: Д ? с и д с н С., Друзья из Будапешта, "Нева", 1956, .No 3,  с.
154-57;
   Медведев В., В гостях у Ханны Хонти, "Музыкальная жизнь", 1958, ј9;
   В а 1 i ? t L., otven eve pri-madonna, "Sziiihaz es  Film-muvf-szet",
1956, ј 2, old.
   99-???. ?. Ив. ХОПКИНСОН (Hopkinson), Фрэнсис (21.IX.1737 - 9.V.1791)
- амер. композитор, клавесинист, поэт, обществ, и гос. деятель. Учился в
Филадельфийском колледже (ныне Пенсильванский  ун-т),  где  впоследствии
получил звание магистра иск-в и доктора права. Теории музыки обучался  у
Д. Бремнера. X.- автор "ораториального представления" -  "Храм  Минервы"
(1781, Филадельфия, написано в честь  союза  Америки  с  республиканской
Францией), к-рое считается первой нац.  амер.  оперой,  т.  к.  содержит
развитые элементы оперного жанра.  X.  устраивал  любительские  и  проф.
концерты, занимался также усовершенствованием муз. инструментов.
   Лит.: S о ? ?  е  с  k  О.  G.,  F.  Hopkinson.  The  first  American
poet-composer. Wash., 1905. ?. ?.
   ХОППЕР (Hopper), Рика (полное имя - Хендри-ка Эллина; р. 24. X. 1878)
- голл. актриса. В 1893 окончила театр. школу. Дебютировала в  т-ре  под
рук. ван Лира (Амстердам). В 1899-1922 работала в  Королевском  обществе
голл. т-ра. С 1926 возглавляла (совм. с  Ж.  ван  Хуве)  собств.  труппу
("Т-р Рики Хоппер"). В 1945-54 выступала в т-ре "Комедия".
   Роли: Катюша Маслова  ("Воскресение"  по  Л.  Н.  Толсто-му),  Порция
("Венецианский купец" Шекспира), Нора;  Книр-тье  ("Гибель  "  Надежды""
Хсйсрманса), Анастасия (о. п. Маурете) и др. Я. Г.
   ХОР  (греч.  ????)-  обязательный  коллективный  участник   др.-греч.
спектакля (5 в. до н. э.). Происхождение др.-греч.  драмы  из  обрядовых
хоровых песен, исполнявшихся  на  сельских  празднествах  в  честь  бога
Диониса, определяло участие X. в качестве действующего  лица.  Др.-греч.
драма была основана на чередовании  речевых  и  хоровых  партий:  парод,
cmacuMf иногда коммос и эксод,-  в  трагедии,  пара-баса  -  в  комедии.
Первоначальное число участников X. (хоревтов) в трагедии  неизвестно;  у
Эсхила их было 12, Софокл увеличил состав X. до 15  чел.  X.  в  комедии
состоял из 24 участников и был раздел„н на 2 полухория. Подбор и  оплату
участников X. брал на  себя  (4-5  в.  до  н.  э.)  хорег.  Непосредств.
подготовку X. к выступлению осуществлял  хородида-скал  (букв.-  учитель
хора).
   Роль X. в др.-греч. трагедии связана с е„ общенар. характером: X. был
призван  выражать  отношение  зрителей   к   событиям   пьесы,   служить
своеобразным "гласом народа".  Таково  назначение  X.  в  "Персах"  и  в
"Агамемноне" Эсхила, "Антигоне" Софокла, хотя в этих и др. трагедиях  X.
выступает одновременно и в качестве действ,  лица.  В  этой  функции  X.
особенно отч„тливо выявлен в трагедиях "Молящие" и в "Эвменидах" Эсхила,
а  также  в  ранних  комедиях  Аристофана.  С  повышением   интереса   к
индивидуальным героям роль X. снижается. У Еврипида партии  X.  содержат
обычно только лирич. размышления, возникающие по ходу действия трагедии,
но не имеющие прямого отношения к  е„  осн.  идее.  В  поздних  комедиях
Аристофана, а затем у Менандра партии X. заменяются вставными номерами и
танцами,  не  связанными   с   сюжетом   комедии,   разделяющими   акты.
Предпринимавшиеся в новое  время  попытки  ввести  X.  в  драм.  произв.
("Мессинская невеста" Шиллера, "Освобожд„нный Прометей" Шелли) не  имели
успеха. В. Я.
   ХОР -  певческий  коллектив,  исполняющий  вок.  музыку.  По  составу
голосов X. бывают однородные (женские, мужские, детские) и смешанные,  т
е. состоящие из  всех  или  из  нескольких  указанных  голосов.  Обычный
смешанный X. состоит из четыр„х хоровых партий: сопрано,  альт  (женские
голоса), тенор, бас (мужские голоса); X., в к-ром  отсутствует  одна  из
этих партий, наз. неполным смешанным  X.  В  опересериа  хоровые  партии
почти  отсутствовали,  в  опере-буффа  появлялись  эпизодически.  Лприч.
трагедия использовала X. в основном как декоративный элемент в  прологе.
Глюк и композиторы эпохи Франц. революции конца 18 в. (Л.  Керубини,  Э.
Мегюль и др.) усилили роль X. как носителя образа народа, но  у  них  X.
имеет  оратори-ально-статич.  характер.  Важную   драматургич.   функцию
приобр„л  X.  в  зап.-европ.,  особенно  в  итал.,  операх  нач.  19  в.
("Набукко",  "Битва  при  Леньяно"  Верди,  "Вильгельм  Телль"  Россини,
"Норма" Беллини и др.), выражая в  них  образ  героич.  народа.  Это  же
характерно для нек-рых франц. опер той поры ("Фенел-ла" Обера и др.). Во
франц. "большой опере" (оперы
   ТМейербера) X.- неотъемлемый элемент, его  роль  становится  особенно
активной в  решающих  драматич.  эпизодах.  В  нач.  19  в.  усиливается
значение  нар.-бытовых  элементов  в  трактовке  X.,  к-рый  приобретает
локальную нац. окраску,  особенно  в  нем.  роман-тич.  опере  ("Вольный
стрелок" Вебера). В рус. и сов. историко-патриотич. опере  и  нар.  муз.
драме ("Иван Сусанин",  "Борис  Годунов",  "Хованщина",  "Князь  Игорь";
"Псковитянка",    "Сказание     о     невидимом     граде     Китеже..."
Римского-Корсакова, "Война и мир" Прокофьева, "Емельян Пугач„в"  Коваля,
"Никита Вершинин" Кабалевского и др.), где народ стал гл. действ, лицом,
хоровые сцены приобрели ведущее значение.
   Особенности использования X. зависят от жанра оперы. В  лирич.  драме
X. чаше всего раскрывает окружающую обстановку (X. гостей в "Травиате" и
в "Евгении Онегине", X. придворных в "Риголетто" и др.). В  нар.-бытовой
драме ("Русалка"; "Галька" Монюшко, "Проданная невеста" и др.) X. близки
к нар. истокам и часто носят жанровый характер. Иногда X. используются в
колористич. целях (X., передающий завывание бури в  финале  "Риголетто")
или как психологически-выразит. фактор (хоровое остинато в  сцене  бреда
Андрея в "Войне и мире");
   X.  может  быть  своеобразным   комментатором   действия   ("Джалиль"
Жиганова, "Награда" и "Миндия" Так-такишвили) и т. д.
   X.  используется  и  в  оперетте  (чаще  всего  лирич.   или   комич.
характера), в музыке к драмам ("Арлезиан-ка" Бизе, "Пер  Гюнт"  Грига  и

Страницы: «« « 2490   2491   2492   2493   2494   2495   2496   2497   2498  2499   2500   2501   2502   2503   2504   2505   2506   2507   2508  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия