Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2492   2493   2494   2495   2496   2497   2498   2499   2500  2501   2502   2503   2504   2505   2506   2507   2508   2509   2510  » »»

языка и диалога, местным колоритом: "Квас  без  хлеба"  Немчича  (1855),
"Граничары" (1857) и "Ч„рная королева" (1858) Фрейденрейха,  "Соломенная
корзинка и шапка" Округича (1863) и "Любица"  Шеноа  (1868),  "Свадебные
предложения"  Томича  (1873)  и  др.  В  70-80-е  гг.  ставились   также
произведения европ. классич. драматургии (Мольер,  Г„те,  Гюго,  Шиллер,
Шекспир) и совр. переводная драматургия (В. Сарду, Э. Лабиш).
   Труппу  т-ра  составили  хорватские  проф.  акторы,   начавшие   свою
деятельность в нем. и хорватских полулюбительских труппах: братья  И.  и
Ф. Фрейденрейх, К. Норвег и др. В первые  десятилетия  организации  т-ра
ведущими акт„рами были: А. Фиян, М. Ружичка-Строцци,  А.  Мандрович,  И.
Племенчич, исполнительская манера к-рых приближалась к  романтич.  школе
акт„рской игры.
   Значит, спехов т-р достиг к концу 19 в., когда директором его стал С.
Милетпч  (1894-98).  Он  реформировал  Хорватский  Нац.   т-р:   повысил
требования к драматургии, уделял особое внимание  постановочной  стороне
спектакля, мастерству сценич. речи, открыл первую в  Хорватии  акт„рскую
школу (1896-98).  В  1895  т-р  получил  новое  помещение.  В  эти  годы
ставились совр. реалистич. драмы (Гаупт-ман,  Ибсен),  рус.  драматургия
(Гоголь, Толстой,  Островский,  Чехов,  Горький),  классич.  драматургия
(Софокл,   Евриппд,   Корнель,   Мольер,   Шекспир   и    др.),    пьесы
далматпно-дубровницких драматургов: "Шутка над Станцем"  Држпча  (1895),
"Павлимир" Палмотп-ча (1896)В хорватской драматургии дальнейшее развитие
получают историч. трагедия "Лютовид Посавский" (1895), "Симеон  Великий"
(1896), "Катарина Зринская" (1899) А.  Тресича  и  комедия,  осмеивающая
нек-рые стороны жизни бурж.  общества  Хорватии,-  "Три  брака"  (1891),
"Ладаньская оппозиция" (1896) М. Де-ренчина; появляется мещанская  драма
- "Сестры" Кумичича (1890), "Сирена" Рорауэра (1896),  и  натура-листич.
драма "Возвращение" Туцича (1898). Среди пьес кон.  19  -  нач.  20  вв.
драмы  И.  Войновича  -   "Эквиноций"   (1895,   в   рус.   пер.   "Буря
равноденствия"), "Дубровницкая  трилогия"  (1903),  отличающиеся  тонкой
психологич. разработкой сценич. образов.
   В    нач.    20    в.    хорватские     драматурги     отходят     от
общественно-значительной и социальной тематики, обращаются к отвлеч„нным
моралыю-этич. и психологич. проблемам, увлекаются внешней формой.  Черты
декаданса  проявляются  в  творчестве  М.  Огри.ювича  (тетралогия  "Год
любви", 1909; "Хасанагишща", 1909), Нехаева  (наст.  имя  -  М.  Цихлар;
трагедия "Жизнь", 1907), Войновича ("Дама  с  подсолнухами",  1912),  С.
Туцича ("Голгофа", 1913).
   Начиная с 90-х гг. 19 в. хорватское акт„рское иск-во освобождается от
романтической патетики. Однако стремление  к  реалистическому  раскрытию
образа  характеризует   иск-во   акт„ров   старшего   поколения   (Фиян,
Ружичка-Строцци),  творчество  более  молодых  акт„ров  и  актрис  -  М.
Михичич,  Л.  Шрам,  И.  Борштника.  Тонкая   эмоциональность,   большая
артистич. культура и в  то  же  время  увлеч„нность  декадентским  т-ром
проявляются у акт„ров нач. 20 в.: II. Раич, И. Бах, Н. Вавра.  Во  время
1-й мировой войны Хорватский Нац. т-р продолжал свою деятельность. В эти
годы были пост. "Варшавянка" Выспяньского, "Недоросль"; "Персы" Эсхила и
др.
   В 1918 Хорватия вошла в состав Югославии (см. Югославская драматургия
и Югославский театр).
   Музыкальный театр. Первые оперные спектакли в Дубровнике  были  пост.
любителями в нач. 17 в. ("Эвридика" Ринуччини). Музыка занимала  значит,
место в нек-рых пьесах дубровницких авторов  ("Дубравка"  И.  Гундулича,
1628;  "Аталанта"  Дж.  Палмотича,  1629).  На  севере  Хорватии  первые
муз.-сценич. произв. (зингшпили, а затем и оперы) были показаны  нем.  и
итал. труппами в конце 18 в. В Амадеовом т-ре  (1797-1834)  силами  нем.
акт„ров были пост.: "Танкред", "Итальянка в Алжире",  "Вильгельм  Телль"
Россини, "Дон Жуан", "Волшебная флейта" Моцарта и др. крупнейшие произв.
оперного репертуара того времени.
   Первая нац. опера - "Любовь и злоба" В. Лисин-ского (1846, Хорватский
Нац. т-р), написана в традициях романтизма.  Гл.  партии  исполняли:  Ф.
Стазич, С. Эр-деди-Рубидо, О. Штрига. Вторая  опера  того  же  автора  -
"Порин" (соч. 1851, пост.  1897).  В  первое  десятилетие  существования
Хорватского Нац. т-ра (Загреб) здесь часто ставились  оперетты,  сначала
зарубежных, а затем и отечеств, авторов: "Парни, на палубу!" (1867),  "В
Мекку" (1868), "Боснийская гадалка" (1870) И. Зайца (пост. ранее в Вене)
и др. В 1870-89 при т-ре работала первая постоянная  хорватская  оперная
труппа под рук. И. Зайца. Солисты: И. Каш-ман, И. Нолли, М.  Трнина,  Т.
Лесич и др. Здесь ставились оперы Зайца ("Мислав",  1870;  "Бан  Легет",
1872; "Никола Шубич-Зринский", 1876; "Пан Твардовский", 1880, и  др.)  и
его оперетты, а также оперы Верди, Россини, Моцарта и др. В 1889 - 94  в
Загребе работала временная оперная труппа под  рук.  Н.  Фаллера,  к-рый
затем стал  дириж„ром  оперной  труппы  Хорватского  Нац.  т-ра.  Труппы
ставили  произв.  Вагнера,   Чайковского,   хорватских   композиторов-В.
Лисинского ("Порин"), В. Берсы ("Цвиета", 1898, и  "Андрия  Чубранович",
1900), С.  Альбини  ("Маричон",  1901);  словенских  композиторов  -  Ф.
Вилхара  ("Смиляна",  1897,  "Иваньская  королева",  1902),   В.   Пармы
("Ксения", 1897). С 1909  в  Хорватском  Нац.  т-ре  создана  постоянная
оперная труппа. Были пост. оперы: "Огонь"  Берсы  (1911),  "Возвращение"
Хатце (1911), "Весенняя буря" Новака (1914).  Среди  солистов  т-ра:  М.
Строцци, И. Крижай, М. Вушкович и др. О муз. т-ре после 1918 см.  в  ст.
Югославский театр.
   Лит.: С i n d r i с P.,  Hrvatski  ?  srpski  teatar,  Zagreb,  1960;
Gavell а В., Hrvatsko glumiste, Zagreb, 1953;
   Hrvatsko narodno kazaliste 1860-1960, Zagreb, 1960.
   Альб. К.
   ХОР‚ВТ (???????) - участник хора в др,-греч. трагедии и комедии.
   ХОЂà (греч. ??'/? - руководитель хора) - богатый гражданин в  Афинах
(5-4  вв.  до  н.  э.),  к-рому  гос-во  поручало  поч„тную  обязанность
(хоре-гию)- составление хора и оплату его участников, костюмов и  т.  п.
X. принимал участие в драм.  состязании  наряду  с  драматургом,  первым
акт„ром; победителям X. также присуждалась награда. В. Я.
   ХОРЕЗМСКИЙ  УЗБЕКСКИЙ  МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ  ТЕАТР  ИМЕНИ  ОГАХИ.
Создан в Ургенче (1933) на базе кружков художественной  самодеятельности
районов Хорезма. Среди основателей: А. Маджиди, 3.  Кабулов,  М.  Ширази
(Якубов), С. Сарайматов, Тамара Ханум и др. На  сцене  т-ра  были  пост.
муз. драмы "Пуртана" Абдуллы (1934), "Халима" Зафари  (1933),  пьесы  К.
Яшена - "Сожж„м" (193()), "Честь и любовь" (1937) и др. В годы Отечеств,
войны т-р пост. патриотич. спектакли:
   "Даврон-ата"  Абдуллы  (1944),  "Рискованная  шутка"  Уйгуна  (1944),

Страницы: «« « 2492   2493   2494   2495   2496   2497   2498   2499   2500  2501   2502   2503   2504   2505   2506   2507   2508   2509   2510  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия