|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2492 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 2509 2510 » »» языка и диалога, местным колоритом: "Квас без хлеба" Немчича (1855),
"Граничары" (1857) и "Ч„рная королева" (1858) Фрейденрейха, "Соломенная
корзинка и шапка" Округича (1863) и "Любица" Шеноа (1868), "Свадебные
предложения" Томича (1873) и др. В 70-80-е гг. ставились также
произведения европ. классич. драматургии (Мольер, Г„те, Гюго, Шиллер,
Шекспир) и совр. переводная драматургия (В. Сарду, Э. Лабиш).
Труппу т-ра составили хорватские проф. акторы, начавшие свою
деятельность в нем. и хорватских полулюбительских труппах: братья И. и
Ф. Фрейденрейх, К. Норвег и др. В первые десятилетия организации т-ра
ведущими акт„рами были: А. Фиян, М. Ружичка-Строцци, А. Мандрович, И.
Племенчич, исполнительская манера к-рых приближалась к романтич. школе
акт„рской игры.
Значит, спехов т-р достиг к концу 19 в., когда директором его стал С.
Милетпч (1894-98). Он реформировал Хорватский Нац. т-р: повысил
требования к драматургии, уделял особое внимание постановочной стороне
спектакля, мастерству сценич. речи, открыл первую в Хорватии акт„рскую
школу (1896-98). В 1895 т-р получил новое помещение. В эти годы
ставились совр. реалистич. драмы (Гаупт-ман, Ибсен), рус. драматургия
(Гоголь, Толстой, Островский, Чехов, Горький), классич. драматургия
(Софокл, Евриппд, Корнель, Мольер, Шекспир и др.), пьесы
далматпно-дубровницких драматургов: "Шутка над Станцем" Држпча (1895),
"Павлимир" Палмотп-ча (1896)В хорватской драматургии дальнейшее развитие
получают историч. трагедия "Лютовид Посавский" (1895), "Симеон Великий"
(1896), "Катарина Зринская" (1899) А. Тресича и комедия, осмеивающая
нек-рые стороны жизни бурж. общества Хорватии,- "Три брака" (1891),
"Ладаньская оппозиция" (1896) М. Де-ренчина; появляется мещанская драма
- "Сестры" Кумичича (1890), "Сирена" Рорауэра (1896), и натура-листич.
драма "Возвращение" Туцича (1898). Среди пьес кон. 19 - нач. 20 вв.
драмы И. Войновича - "Эквиноций" (1895, в рус. пер. "Буря
равноденствия"), "Дубровницкая трилогия" (1903), отличающиеся тонкой
психологич. разработкой сценич. образов.
В нач. 20 в. хорватские драматурги отходят от
общественно-значительной и социальной тематики, обращаются к отвлеч„нным
моралыю-этич. и психологич. проблемам, увлекаются внешней формой. Черты
декаданса проявляются в творчестве М. Огри.ювича (тетралогия "Год
любви", 1909; "Хасанагишща", 1909), Нехаева (наст. имя - М. Цихлар;
трагедия "Жизнь", 1907), Войновича ("Дама с подсолнухами", 1912), С.
Туцича ("Голгофа", 1913).
Начиная с 90-х гг. 19 в. хорватское акт„рское иск-во освобождается от
романтической патетики. Однако стремление к реалистическому раскрытию
образа характеризует иск-во акт„ров старшего поколения (Фиян,
Ружичка-Строцци), творчество более молодых акт„ров и актрис - М.
Михичич, Л. Шрам, И. Борштника. Тонкая эмоциональность, большая
артистич. культура и в то же время увлеч„нность декадентским т-ром
проявляются у акт„ров нач. 20 в.: II. Раич, И. Бах, Н. Вавра. Во время
1-й мировой войны Хорватский Нац. т-р продолжал свою деятельность. В эти
годы были пост. "Варшавянка" Выспяньского, "Недоросль"; "Персы" Эсхила и
др.
В 1918 Хорватия вошла в состав Югославии (см. Югославская драматургия
и Югославский театр).
Музыкальный театр. Первые оперные спектакли в Дубровнике были пост.
любителями в нач. 17 в. ("Эвридика" Ринуччини). Музыка занимала значит,
место в нек-рых пьесах дубровницких авторов ("Дубравка" И. Гундулича,
1628; "Аталанта" Дж. Палмотича, 1629). На севере Хорватии первые
муз.-сценич. произв. (зингшпили, а затем и оперы) были показаны нем. и
итал. труппами в конце 18 в. В Амадеовом т-ре (1797-1834) силами нем.
акт„ров были пост.: "Танкред", "Итальянка в Алжире", "Вильгельм Телль"
Россини, "Дон Жуан", "Волшебная флейта" Моцарта и др. крупнейшие произв.
оперного репертуара того времени.
Первая нац. опера - "Любовь и злоба" В. Лисин-ского (1846, Хорватский
Нац. т-р), написана в традициях романтизма. Гл. партии исполняли: Ф.
Стазич, С. Эр-деди-Рубидо, О. Штрига. Вторая опера того же автора -
"Порин" (соч. 1851, пост. 1897). В первое десятилетие существования
Хорватского Нац. т-ра (Загреб) здесь часто ставились оперетты, сначала
зарубежных, а затем и отечеств, авторов: "Парни, на палубу!" (1867), "В
Мекку" (1868), "Боснийская гадалка" (1870) И. Зайца (пост. ранее в Вене)
и др. В 1870-89 при т-ре работала первая постоянная хорватская оперная
труппа под рук. И. Зайца. Солисты: И. Каш-ман, И. Нолли, М. Трнина, Т.
Лесич и др. Здесь ставились оперы Зайца ("Мислав", 1870; "Бан Легет",
1872; "Никола Шубич-Зринский", 1876; "Пан Твардовский", 1880, и др.) и
его оперетты, а также оперы Верди, Россини, Моцарта и др. В 1889 - 94 в
Загребе работала временная оперная труппа под рук. Н. Фаллера, к-рый
затем стал дириж„ром оперной труппы Хорватского Нац. т-ра. Труппы
ставили произв. Вагнера, Чайковского, хорватских композиторов-В.
Лисинского ("Порин"), В. Берсы ("Цвиета", 1898, и "Андрия Чубранович",
1900), С. Альбини ("Маричон", 1901); словенских композиторов - Ф.
Вилхара ("Смиляна", 1897, "Иваньская королева", 1902), В. Пармы
("Ксения", 1897). С 1909 в Хорватском Нац. т-ре создана постоянная
оперная труппа. Были пост. оперы: "Огонь" Берсы (1911), "Возвращение"
Хатце (1911), "Весенняя буря" Новака (1914). Среди солистов т-ра: М.
Строцци, И. Крижай, М. Вушкович и др. О муз. т-ре после 1918 см. в ст.
Югославский театр.
Лит.: С i n d r i с P., Hrvatski ? srpski teatar, Zagreb, 1960;
Gavell а В., Hrvatsko glumiste, Zagreb, 1953;
Hrvatsko narodno kazaliste 1860-1960, Zagreb, 1960.
Альб. К.
ХОР‚ВТ (???????) - участник хора в др,-греч. трагедии и комедии.
ХОЂà (греч. ??'/? - руководитель хора) - богатый гражданин в Афинах
(5-4 вв. до н. э.), к-рому гос-во поручало поч„тную обязанность
(хоре-гию)- составление хора и оплату его участников, костюмов и т. п.
X. принимал участие в драм. состязании наряду с драматургом, первым
акт„ром; победителям X. также присуждалась награда. В. Я.
ХОРЕЗМСКИЙ УЗБЕКСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ОГАХИ.
Создан в Ургенче (1933) на базе кружков художественной самодеятельности
районов Хорезма. Среди основателей: А. Маджиди, 3. Кабулов, М. Ширази
(Якубов), С. Сарайматов, Тамара Ханум и др. На сцене т-ра были пост.
муз. драмы "Пуртана" Абдуллы (1934), "Халима" Зафари (1933), пьесы К.
Яшена - "Сожж„м" (193()), "Честь и любовь" (1937) и др. В годы Отечеств,
войны т-р пост. патриотич. спектакли:
"Даврон-ата" Абдуллы (1944), "Рискованная шутка" Уйгуна (1944),
Страницы: «« « 2492 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 2509 2510 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |