Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2478   2479   2480   2481   2482   2483   2484   2485   2486  2487   2488   2489   2490   2491   2492   2493   2494   2495   2496  » »»

отношения иск-ва к  жизни.  Последующее  творчество  X.  характеризуется
утверждением новых гуманистич. принципов. Композитор отходит от  сухости
письма, прида„т своей музыке лиризм и выразительность. Оперы Х.насобств.
текст  -  "Матис-живописец"  (1938,  Цюрих)  о  нем.   художнике   эпохи
Реформации Грюневальде и "Гармония мира" (1957 Мюнхен) по биографии нем.
астронома  И.  Кеплера-представляют  собой  философские  драмы.  Вера  в
гармонию, лежащую в основе жизни, пронизывает, несмотря на весь  трагизм
событий, произв. зрелого  периода  творчества  X.  Среди  них:  оратория
"Бесконечное"  (1931),  хореографич.  легенда  "Благороднейшее  видение"
(1938, Лондон,  т-р  Друрн-Лейн),  балет  "Четыре  темперамента"  (1946,
Нью-Йорк). X. принадлежит редакция оперы К.  Монтеверди  "Орфей"  (1954,
Вена).
   С 1927 X. преподавал в Высшей музыкальной школе Берлина, с 1934  -  в
Анкаре, с 1940 - профессор Иельского и Гарвардского, с 1951 - Цюрихского
университетов.
   Соч.: Komponist in seiner Welt, Weiten und Grenzen Freib., 1959.
   Лит.: Леонтьева О., Карл Орф и  Пауль  Хинде-мит,  в  сб.:  Музыка  и
современность, вып. 1, M., 1962; е „ ж с, Западноевропейские композиторы
середины XX века, М., 1964; S t r o b е 1 H., Paul Hindemith,  3  Aufl.,
Mainz, [19481;
   Paul Hindemith. Zeugnis in  Bildern,  Mainz,  1955,  2  Aufl."  1961;
Schilling L., Die beiden  Fassungen  des  Cardillac  von  P.  Hindemith.
Diss., Freib., 1957.
   ХИНДИ ТЕАТР И  ДРАМАТУРГИЯ  -  театр  и  драматургия  народов  Индии,
говорящих на хинди. Драматургия  хинди  развивалась  на  основе  лит-рЫу
имевшей многовековую традицию. Как и драматургия  на  др.  новоиндийских
языках, она целиком восприняла классич.  схему  построения  санскритской
драм  ы,  предписанную  трактатом  "Натьяшастра".  К  нач.   2-го   тыс.
санскритская драма и т-р пришли в упадок и драма превратилась  в  лит-ру
для чтения. Драматургия хинди представляла собой  инсценировку  эпизодов
эпоса "Рамаяна" и "Махабхарата". В  позднее  средневековье  (15-18  вв.)
идеи реформаторского антибрахманского и антикастового  движения  находят
выражение в пьесах: "Манас" (1574), "Драма о Хану-мане"  (1623),  "Ананд
из рода Рагху" (1700), а также в переложении  классич.  образцов,  напр.
"Сказание о Шакунтале". В  этих  стихотворных  пьесах  действующие  лица
произносят авторский текст (ремарки также передаются в авторской  речи).
Во 2-й пол. 19 в. в пьесах драматурга Б. Харишчандры впервые  появляются
сюжеты и темы, в  какой-то  мере  отражающие  совр.  жизнь.  Драматургия
Харишчандры  характерна  для  классицистского  периода,  когда  возросло
национальное самосознание и была создана совр. оригинальная драматургия,
в к-рой нац. традиции органически сочетались с новыми идеями,  с  новыми
драматур-гнч. формами.
   Творчество драматурга Дж. Прасада знаменует начало романтич. периода.
Драматургии 30-40-х гг. присуща реалистич. направленность. С нач. 20  в.
и до 40-х  гг.  ведущее  место  занимают  исторнч.  пьесы  и  пьесы  'на
мифологич. сюжеты, к-рым часто  прида„тся  совр.  осмысление.  В  период
подъ„ма нац.-освободит. движения драматурги Дж. Прасад  ("Скан-дагупта",
1928, "Чандрагупта", 1929), У. Бхатт ("Победа Сагара"), Р. Варма ("Глаза
Притхвираджа"), X. Преми  ("Повязывание  ракхи",  1934),  С.  Говинд-дас
("Харша") и др. использовали сюжеты из  истории  героич.  борьбы  народа
Индии. В 30-е гг. в  произв.  Л.  Мишры,  Говинддаса,  У.  Ашка  ("Перед
бурей") появляется совр. герой. Действ,  лицами  являются  представители
разных социальных слоев и групп населения, в пьесах отражается  политич.
борьба партий и религиозных общин. В 30-х гг.  зарождается  психоло-гич.
драма (Л. Мишра), отразившая настроения  страха  и  растерянности  части
инд.  интеллигенции,  выдвигается  идея  индо-мусульманского   единства.
Подъ„м нац.-освободит, движения в нач. 40-х гг. способствовал  появлению
гражданской патриотич. драматургии и т-ра.
   С 70-х гг. прошлого века  и  до  сер.  2-го  десятилетия  20  в.  т-р
находился в руках предпринимателей  парсов  (см.  Парсов  театр)  и  был
превращ„н в развлекательное зрелище. С развитием  кино  т-р  приходит  в
упадок. Драматурги снова пишут пьесы только для чтения, с 30-х  гг.  т-р
хинди сохраняется как любитель-скип (гл. обр.  студенч.  коллективы).  В
нач. 40-х гг. возникает Ассоциация народных театров  Индии  (ИПТА),  для
к-рой писали Ашк, X. А.  Аббас,  К.  Чан-дар  и  др.  Нар.  т-ры  ставят
социальные,   злободневные    пост.,    посв.    антиимпериалистич.    и
антифеодальной борьбе. Они разрабатывали темы  солидарности  с  народами
стран, борющихся против фашизма за свое  освобождение,  позже  возникает
тема борьбы за мир. В 50-е  гг.  в  ряде  городов  создаются  полупроф.,
полу-люб??гельские коллективы, среди них -  "Хиндустани  тиэтр"  в  Дели
(создан  драматургом  М.  Мишрой).  Здесь  пост.  "Шакунтала"  Калидасы,
"Глиняная повозка" Шудраки,  как  нар.  представление  наутанки,  и  др.
Значит, место в театр. жизни Сев.  Индии  в  40-е  гг.  занимает  труппа
Капура Притхвираджа, здесь ставились  пьесы,  посв.  индо-мусульманскому
единству ("Патхан", "Стена", "Художник" и др.).
   После  провозглашения  независимости  страны   (1947)   правительство
предприняло ряд мер, направленных на развитие т-ра и драматургии. В 1953
создана Индийская академия музыки и драмы. В задачу этой  о  ргани-зации
входит  поощрение   творчества   драматургов,   подготовка   акт„ров   и
режисс„ров. При академии создан Нац. ин-т драмы, руководимый педагогом и
режисс„ром И. Алькази. Ин-т готовит руководителей театр. коллективов при
колледжах и для любительской сцены.  Здесь  ставятся  произведения  инд.
классич. драматургии и пьесы Л one де В era, У. Шекспира, А. П.  Чехова,
Ж. Ануя, Э. Ионеско. В 60-х гг. любительская оперная труппа в Дели пост.
муз. драмы Шейлы Бха-тип - "Зов долины",  "Притхвирадж  Чаухан",  "Сонни
Махпваль". В "Хиндустани тиэтр" пост. в эти годы пьесы Б. Брехта и совр.
драматургов хинди Ашка, Вармы, Бхатта, к-рые пишут в популярном в  Индии
жанре одноактной пьесы. В пьесах совр. драматургов в центре  внимания  -
человек с его сложным внутренним миром, его характер раскрывается  через
поступки и взаимоотношения с людьми разных классов и судеб.
   Большое значение в театр. жизни народов, говорящих на хинди (в городе
и деревне), имеют нар. представления -  мистерии  рам  лила  и  раслила,
ярмарочные фарсы и т-р кукол раджастханских  марионеток  (см.  Индийский
театр и драматургия).
   Лит. (на яз. хинди): Х а з а р и п р а с а д Д в и-в  е  д  и,  Хинди
Натак, Дели, [б. r.j; Д ж а я н а т х Н а -л и н. Хинди натаккар,  Дели,
1952; С и н х Г а у р Ф., Хамаре лекхак, Аллахабад, 1954;ГуптаС.,  Хинди
натак сахитья ка итихас, Амахабад, 1951;  Mulk  Raj  Anand,  The  Indian
theatre, L., [s. a.];Sangeet Natak Akademi. Report 1953-1958, New Delhi,
[s. a.J; "Natraj", Jaipur, за 196D-64;

Страницы: «« « 2478   2479   2480   2481   2482   2483   2484   2485   2486  2487   2488   2489   2490   2491   2492   2493   2494   2495   2496  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия