Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2463   2464   2465   2466   2467   2468   2469   2470   2471  2472   2473   2474   2475   2476   2477   2478   2479   2480   2481  » »»

помимо  обычного  "ходового"   репертуара,   ставил   произв.   классич.
драматургии, пьесы совр.  прогрессивных  драматургов  (Горький,  Чехов).
Синельников создал в X. сильную труппу, в не„ входили такие акт„ры,  как
С. Л. Кузнецов, В. М. Петипа, М. М. Тарханов и  др.  В  1874  в  X.  был
основан оперный т-р. На его сцене выступали: Э.  К.  Павловская,  Е.  П.
Кад-мина, Ю. С. Кипоренко-Даманский, М. И. Литвипенко-Вольгемут,  И.  С.
Паторжинский.
   После  Октябрьской  революции  театр.  жизнь  в  городе   развивалась
особенно интенсивно. Уже в первые годы Сов. власти в X. был  создан  ряд
новых рус. и укр. театр.  коллективов.  Среди  них:  1-й  Советский  т-р
(1919), 1-й Гос. укр. т-р им. Шевченко (1920), Героич. т-р  (1921),  Т-р
революционной сатиры (1921), Краснозаводский т-р (1922). Продолжал  свою
деятельность и т-р под рук. Синельникова. В 1923 в X. начал работать Т-р
им. Франко под рук. Г. П. Юры, в 1926 этот т-р был перевед„н в  Киев,  а
на его место приглаш„н из Киева т-р "Березиль", руководимый Л. Курбасом.
Впоследствии на базе этом т-ра "Березиль"  возник  Укр.  драм.  т-р  им.
Шевченко;  в  т-ре  сформировались  дарования  впоследствии   крупнейших
режисс„ров и акт„ров - М.  М.  Крушельницкого,  А.  И.  Сердюка,  Д.  И.
Антоновича-Будько, Е. В. Бондаренко, П. В. Куманченко и др.
   В X. работают (1966):  Укр.  драматический  т-р  им.Шевченко  (1934),
Русский драматический т-р им. Пушкина (1933), Т-р  оперы  и  балета  им.
Лысенко (1925), Т-р музкомедии (1929), Т-р юного зрителя, Областной  т-р
кукол им. Крупской (1932), ряд нар.  т-ров.  Имеются  филармония,  цирк,
Ин-т иск-в с театр. отделением (ф-ты акт„рский и режисс„рский).
   Лит.: Квитка (Основьяненко) Г. Ф., История театра п  Харькове,  Соч.,
т. 4, X., 1890; Плетнев А.,У истоков Харьковского театра (1780-1961),X.,
1960; Черняев Н., Харьковский иллюстрир. театральный альманах, X., 1900;
   К л и н ч и н А. П., Л. И. Млотковська,  К.,  1958;  его  же,  Н.  X.
Рыбаков, М., 1952. Ар. Я.
   ХАРЬКОВСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ А. С.  ПУШКИНА  -  рус.
сов.  театр.  Открылся  17  нояб.   1933   спектаклем   "Ревизор".   Т-р
возглавляли: Н. В. Петров (1933-36), А.  Г.  Крамов  (1936-51).  Значит,
роль в становлении коллектива сыграл  известный  театр.  деятель  Н.  Н.
Синельников (1933-37).  Эти  режисс„ры  принесли  в  т-р  высокую  проф.
культуру, уважение к реалистич. традициям рус. сценич. иск-ва. В  состав
труппы вошли: Л. Н. Колобов, С. Т. Строева-Сокольская, К.  Н.  Вертышев,
Н. Н. Васильев, А. И. Зра-жевский, А. Н. Парамонова, С. И. Милич, А.  Н.
Медведева, Л. А. Скопина, А. П.  Воронович,  Д.  В.  Зер-калова,  Я.  Г.
Азимов, позднее - В. В. Золотар„в, II. С. Любич,  А.  М.  Волин,  К.  А.
Суковская, В. М. Венцковский, В. М. Аристов,  Н.  В.  Тамаро-ва,  В.  Ф.
Матов, В. Н. Северов, А. А. Линецкая, П. А. Осокин и др.
   В 1939 т-ру присвоено имя А. С. Пушкина. Творч. работа т-ра с первого
же сезона была направлена на создание цельного, сплоч„нного  коллектива,
с ч„ткой художеств. программой. Центр, место в  репертуаре  т-ра  заняла
сов. драматургия, отражающая актуальные  проблемы  современности.  Среди
лучших спектаклей: "Интервенция" Славина (1933), "Чапаев"  Фурмановой  и
Лунина (1934), "Слава" Гусева  (1936),  "Беспокойная  старость"  (1937),
"Оптимистическая трагедия" (1938).
   В годы Отечеств, войны т-р работал в Улан-Удэ, Хабаровске,  Иркутске.
Пост. патриотич. спектакли о героич. борьбе сов. народа: "Русские  люди"
(1942), "Жди меня" (1943) Симонова, "Фронт" (1943), "Нашествие" (1944).
   Среди значит, работ т-ра в последующие годы:
   "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1946), "Доблесть народная"  Аристова
(1947), "Московский характер" Софронова (1948), "Русский вопрос" (1946);
"Дорогой бессмертия" Товстоногова и Брагина (1953), "Мать  своих  детей"
Афиногенова (1955), "Коллеги" Акс„нова (1962), "Палата" Ал„шина  (1962),
"Рассудите нас, люди" Андреева (1963), "Поднятая  целина"  по  Шолохову,
"Карьера Артура Уи" Брехта (оба в 1964).
   Особое место в репертуаре т-ра заняли пьесы о  жизни  В.  И.  Ленина:
"Человек  с  ружь„м"  (1933),  "Кремл„вские  куранты"  (1940);  в   этих
спектаклях образ В.  И.  Ленина  создал  А.  Г.  Крамов.  В  1949  пост.
спектакль "Семья" Попова, в 1966 - "Шестое июля" Шатрова.
   На протяжении своей истории т-р всегда  был  активным  пропагандистом
отечеств, классики. На его сцене пост.: "Егор Булычев и другие"  (1933),
"Враги" (1938), "На дне"  (1941),  "Мещане"  (1948),  "Варвары"  (1951),
"Зыковы" (1960), "Горе от ума" (1934), "Таланты  и  поклонники"  (1934),
"Без вины виноватые" (1935),  "На  всякого  мудреца  довольно  простоты"
(1937), "Бесприданница" (1947); "Анна  Каренина"  (1938),  "Воскресение"
(1949) по Толстому, "Плоды просвещения"  (1958)  и  др.  Ставятся  также
спектакли зарубежной классич. и совр. драматургии.
   В 1933 при т-ре создана драм. студия.
   В труппе т-ра (1966): нар. арт. УССР А. М. Волин, Н. В. Тамарова,  И.
С. Любич; засл. арт. РСФСР Н. И.  Подовалова;  засл.  арт.  УССР  В.  А.
Аврашов, П. П. Антонов, К. П. Гайжевская, Ю. П.  Жбаков;  акт„ры  Б.  Е.
Березовский, М. В. Коломийский, Е. В. Лысенко, А. И. Москаленко,  В.  Д.
Розен,  Н.  П.  Скоркина,  А.  В.  Столярова,  В.  М.  Сухарева,  Б.  М.
Табаровский, В. М. Шаповалов, Н. Д. Шеремет. Гл. реж. т-ра (с 1964) - В.
И. Ненашев. Р. Б.
   ХАРЬКОВСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Т. Г. ШЕВЧЕНКО - см. Украинский драматический
театр имени Т. Г. Шевченко.
   ХАРЬКОВСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ (Харьковский государстве н-н  ы
и украинский театр музыкальной  комедии)  -  старейший  на  Украине  т-р
оперетты.  Создан  в  1929.  Первые  спектакли  т-ра  -  "Орфей  в  аду"
Оффенбаха, "Запорожец за Дунаем";
   "Цыганский барон" И. Штрауса - носили экспериментальный характер. Т-р
возглавили: Б. А. Балабан, затем  М.  В.  Авах  (гл.  режисс„р),  Д.  И.
Козачковский  (режисс„р),  Б.  С.  Крыжановский  (гл.  дириж„р),  В.  К.
Верховинец (гл. балетмейстер).  В  составе  т-ра  были  артисты:  В.  П.
Новинская,  Н.  И.  Попова,  Л.  Г.  Ивашутич,  Н.  П.  Иванов,  К.   И.
Передерников,  С.  П.  Макарченко.  С  1936  т-р  становится  творческой
лабораторией укр. оперетты. Здесь были  пост.:  "Со-рочинская  ярмарка",
"Майская ночь" (1936), "Свадьба  в  Малиновке"  ("Назар  Забара",  1937)
Рябова,  "Амурский  гость"  Клебанова  и  Нахабина  (1938),  "Пали-вода"
Жданова (1939), "В новогоднюю ночь" Бенца (1941). В годы Отечеств, войны
т-р работал в Узбекистане. В 1945 вернулся в Харьков. Пост.: "Из-за горы
каменной" Крыжановского (1947),  "Мария"  Заславского  (1947),  "Вольный
ветер"  Дунаевского  (1948),  "Свадьба  в  Малиновке"  (1949),  "Красная
калина" (1954) Рябова, "Зв„здные ночи" Бенца (1957), "Пальмовый  остров"
Финаровского (1960),  "На  рассвете"  Сандлера  (1965).В  т-ре  работали
режисс„ры: М.  В.  Авах,  Я.  И.  Бортник,  М.  А.  Луковецкий,  II.  С.

Страницы: «« « 2463   2464   2465   2466   2467   2468   2469   2470   2471  2472   2473   2474   2475   2476   2477   2478   2479   2480   2481  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия