Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2458   2459   2460   2461   2462   2463   2464   2465   2466  2467   2468   2469   2470   2471   2472   2473   2474   2475   2476  » »»

Мукими, с 1959 - гл. режисс„р.
   Пост.:  "Два  коммуниста"  Яшена  (1932),  "Халима"  Зафа-ри  (1934),
"Коварство и любовь"  (1939);  "Алтын  Куль"  Уйгу-на  (1952),  "Мукими"
Абдуллы  (1954),  "Любовь  к  Родине.)-Фатхулина  и   Сагдуллы   (1957),
"Влюбл„нный Ташболта"-Гуляма  (1961),  "Тайны  паранджи"  Хамзы  (1961),
"Милые девушки" Шангитбаева и Байсеитова  (1963),  "Ноди-ра"  Раззакова,
Хаитбаева (1963).
   Роли: Назым ("Тахир и Зухра"  Абдуллы),  Василий  Иванович  ("Нурхон"
Яшена),  Меливой  ("Влюбл„нный  Таш-болта"  Гуляма),  Кенжа  ("С   твоей
любовью" Умарова), Мукими (о. п. Абдуллы).
   С 1954 вед„т педагогич. работу в театр.  ин-те.  С  1945  снимался  в
кино. Гос. пр. СССР (1946). С. Мир.
   ХАМФРИ (Humphrey), Дорис  (17.  X.  1895-  29.  XII.  1958)  -  амер.
танцовщица, балетмейстер, педагог. С 8 лет училась танцам в Чикаго у  М.
Вуд Хинман,. с 1917 - в школе "Денишоун"  у  Р.  Сен-Дени  и  Т.  Шоуна.
Выступала в их труппе до 1928, осуществив здесь свои  первые  постановки
("Трагика" и др.). В 1928 совм. с  Ч.  Вейдманом  организовала  школу  и
труппу, где преподавала и ставила танцы,  основываясь  на  созданной  ею
танц. системе, к-рая сочетала элементы классич. танца, с танцами модерн.
Пост.:
   "Жизнь пч„л" по Метерлинку (1929), трилогия "Театральные сцены", "Мои
красные огни" и "Новый танец"  Риггера  (1935-36),  "Следствие"  Ллойда.
После войны X. работала балетмейстером и руководила Студией совр. танца.
X.- одна из самых популярных исполнительниц танца модерн. В своих  пост.
она критически изображала совр. бурж. общество, выступала против  войны,
рассказывала о тяж„лой жизни бедняков.  Хореографич.  композиции,  пост.
X., входят в репертуар мн. балетных коллективов США и др. стран. Е. С.
   ХАНАЕВ, Никандр Сергеевич  [р.  27.V(8.VI).  1890]-рус.  сов.  артист
оперы (драматич. тенор). Нар. арт. СССР (1951). В 1921-24 учился в Моск.
консерватории у Л. Г. Звягиной. В 1925 был принят в оперную  студию  при
Большом т-ре (Москва). В 1926-54  -  солист  Большого  т-ра.  Редкий  по
красоте, силе и диапазону голос мужественного, плотного тембра,  высокое
вок. и акт„рское мастерство выдвинули X. в число корифеев  сов.  оперной
сцены. Самобытность художеств. трактовки соединялась у  него  с  технич.
блеском исполнения. Дарование X. с наибольшей силой  раскрылось  в  рус.
классическом  оперном  репертуаре.  X.-  выдающийся  исполнитель  партий
Германа, Садко;
   Собинина ("Иван Сусанин"), Шуйского ("Борис Годунов").
   Темпераментно,  мужественно  и  благородно,  с   полной   технической
свободой исполнял X. труднейшие партии Отелло  (о.  п.  Верди)  и  Хозе.
Лучшая партия X. в сов. операх - Григорий Мелехов ("Тихий Дон").
   Др.  партии  (исполнял  также  лирич.  партии):  Самозванец   ("Борис
Годунов"), князь Голицын ("Хованщина");
   Князь ("Русалка"), Лыков ("Царская невеста"), Синодал;
   Гришка   Кутерьма    ("Сказание    о    невидимом    граде    Китеже"
Римского-Корсакова), Михаиле Туча ("Псковитянка"), Бирюч ("Снегурочка"),
Финн ("Руслан и Людмила"), Оле ("Оле из Нордланда"  Ипполитова-Иванова),
Маршал-скороход ("Иван-солдат" Корчмар„ва), Андрей ("Прорыв" Потоцкого),
Матюшенко ("Броненосец Пот„мкин" Чишко), Абеса-лом ("Абесалом  и  Этери"
Палиашвили), Нарработ  ("Саломея"  Р.  Штрауса),  Вальтер  и  Фогельзанг
("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Зигмунд ("Валькирия"  Вагнера),
Радамес ("Аида"), Рауль ("Гугеноты"), Каварадосси;
   Тибальд ("Ромео и Джульетта" Гуно) и др.
   Выступал как концертный певец. Гос. пр. СССР (1943, 1949, 1950).
   Лит.: Р ы б а с о в а Т., Н. С. Ханаев, М.- Л., 1950;
   Лемешев С. Я., Подвиг таланта, "Сов. музыка", 1965, .ј 6. В. Бр.
   ХАНАМИТИ (дорога цветов) - в япон. т-ре Кабу-ки - помост,  идущий  от
сцены через партер в глубь зрительного зала.  Служит  дополнит,  сценич.
площадкой,  используется  для  выхода  и  ухода  акт„ров,  а  также  для
исполнения наиболее значит, сцен. X. сооружали под углом к зеркалу сцены
(как хасига-кари в т-ре Но), затем  начали  строить  перпендикулярно.  К
1740 X. приобретает форму,  близкую  современной.  В  18-19  вв.,  кроме
основного X. (хон-ханамити), идущего от левой  части  сцены,  устраивали
более узкий вспомогат. помост (кариханамити),  идущий  от  правой  части
сцены.  В  глубине  зала  эти  помосты  соединялись,  образуя  замкнутую
систему. В дальнейшем, в целях экономии места, от такой сложной  системы
отказались.  В  совр.  т-ре  Кабуки  обязателен   только   основной   X.
(вспомогательный применяется редко). X. используют и в европ.  т-ре,  т.
к. помост да„т возможность разнообразить  мизансцены  (спектакли  Н.  П.
Охлопкова и др.). Л. Г.
   ХАНДАСУРЭН (Т у д э в и и н; р. 1915) - монг. актриса. Нар. арт.  МНР
(1956). Чл. Монгольской нар.-революц. партии с 1938. С  1933  -  в  Гос.
муз.-драм. т-ре. X. играет гл. обр. характерные роли.
   Роли:  Нансалмаа  и  Хоролмаа  ("Среди  печальных  гор"  Нацагдоржа),
Замбага ("Молодая мать Замбага" Ичинхор-ло), Катерина ("Гроза"),  Росава
("Волынщик из Стракониц" Тыла),  Дулмаа  ("Крылья  победы"  Явухулана  и
Дугарсан-жи), Раневская ("Вишн„вый сад") и др.
   Снимается в кино. Г. У.
   ХАНЗЕН, Леопольд Мартович (27.XI.1879- 15.II.1964) - эст. сов. акт„р.
Нар. арт. Эст. ССР (1957). Театр.  деятельность  начал  в  1899  в  т-ре
"Ванемуйне". В 1903-05 работал в т-ре эст.  об-ва  "Иман-та"  (Рига).  В
1906-28 и с 1944 - вновь в т-ре "Ване-муйне". В  1933  -  41  работал  в
таллинском т-ре "Драмастудио". Лучшие роли: Аким ("Власть тьмы",  1908),
Лука ("На дне", 1909) и др. Самобытность и глубина таланта  X.  особенно
полно раскрывались при исполнении пьес эст. авторов.
   Роли:  Плиухкам  ("Кочан  капусты"  Лутса),   Пийбелехт   ("Пизухянд"
Вильде), Ганс Шмидт ("Губернатор провинции" бр. Тур  и  Шейнина),  Юлиус
Алликас ("Перелом" Семпера), слепой Юхан ("Песня обольщения" Хинта).
   Написал   воспоминания:   "По    путям    "Ванемуйне""    (1960)    и
"Король-пастушонок" (1964). Эв. К.
   ХАНКА (Hanka), Эрика (18.VI.1905-15.V.1958)- австр. артистка  балета,
балетмейстер, педагог. Занималась танцем в  венской  Академии  музыки  и
изобразительного иск-ва, затем в школе "Фолькванг" К. Йосса в Эссене.  В
1936 - солистка и ассистент балетмейстера в Городском т-ре Дюссельдорфа,
работала в К„льне, Эссене, Гамбурге. В 1942-58 - педагог и  балетмейстер
Венской оперы. Пост. здесь:
   "Безделушки" Моцарта, "Классическая  симфония"  на  муз.  Прокофьева,
"Абраксас" Эгка, "Медуза" (1957) и "Хоровод золотого тельца" (1955)  фон
Эйнема"  "Отель  Захер"  Хельмерсбергера  (1958),  "Венецианский   мавр"
Блахера (1955). Воспитала мн. танцовщиков балетной труппы Венской оперы.

Страницы: «« « 2458   2459   2460   2461   2462   2463   2464   2465   2466  2467   2468   2469   2470   2471   2472   2473   2474   2475   2476  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия