|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2457 2458 2459 2460 2461 2462 2463 2464 2465 2466 2467 2468 2469 2470 2471 2472 2473 2474 2475 » »» Востока.
В последний период драматургич. деятельности X. написал пьесы:
"Прежние выборы", "Прежние казни, или Проделки Майсары", "Дело хозяйки
притона, или Тайны паранджи" (все в 1926), в к-рых нарисовал яркую
картину обществ, жизни в доре-волюц. Туркестане, и драму "Последние дни
мирового капитала" (1927, к 10-летию Октября). Драмы X. отличаются
острой конфликтностью, подч„ркнутой тенденциозностью, динамичностью
стиля. В наиболее зрелых своих произв. X. показал себя мастером
со-циально-психологич. анализа.
X. участвовал в организации и становлении почти всех узб. театр.
коллективов эпохи гражд. войны, оказал огромное влияние на развитие нац.
акт„рского иск-ва. Осн. режисс„рские работы X.: "Бай и батрак",
"Ферганские трагедии", "Трагедии мобилизованных". Важнейшие роли: Гафур
("Бай и батрак"), "коммунист Талаат ("Ферганские трагедии"),
революционер Саидхан ("Трагедии мобилизованных").
Пламенный революционер и нар. трибун, X. вызывал страх и ненависть
контрреволюционеров. Погиб от рук классовых врагов и религиозных
фанатиков в селении Шахимардан.
Соч.: Сочинения в 2 тт., пер., Таш., 1960 (т. 2. Пьесы).
Лит.: Рахманов М., Хамза и узбекский театр. Таш., 1960; Турсунов Т.,
Формирование социалистического реализма в узбекской драматургии, Таш.,
1963; Вопросы узбекской советской лит-ры, Таш., 1959. М. Рах.
ХАМИДЙ, Латыф Абдулхаевич [р. 4(17).VII. 1906] - казах, сов.
композитор. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1945). Hap. арт. Казах. ССР
(1966). В 1938 окончил тат. оперную студию при Моск. консерватории
(класс Г. И. Литинского). Был заведующим муз. частью и дириж„ром Казах,
т-ра драмы (Алма-Ата) и оркестра им. Курмангазы. Произв. X. отличаются
яркой мелодичностью, широким использованием элементов нар. казах, муз.
творчества, ясностью формы.
Автор опер: "Абай" (1944, совм. с А. Жубановым, Т-р оперы и балета
им. Абая, Алма-Ата; нов. ред. 1956, там же), "Тулеген Тохтаров" (совм. с
Жубановым, 1947, там же; нов. ред. 1961, там же),"Джамбул и Айкумыс"
(соч. 1946), "Джамбул" (1950); оперетты "Балбулак" ("Медовый родник",
1948, Семипалатинск, Караганда); музыки к драм. спектаклям и фильмам, а
также камерных и симф. произв.
С 1944 - преподаватель, а с 1950 - доцент Алма-Атинской
консерватории.
Лит.: А р а в и н П., Л. А. Хамиди, в сб.: Композиторы Сов.
Казахстана, Алма-Ата, 1958; Ьазак халкынын музыкалык театры (Музыкальный
т-р казахского народа), Алма-Ата, 1961; Юсфин А., Латыф Хамиди, М.,
1964;
Гизатов Б., Латыф Хамиди, Алма-Ата, 1966. Б. Е.
ХАМЙДОВ, Абдул Хамид Хамидович (р. 15.Х. 1920) - чеченский сов.
акт„р, режисс„р, драматург. Нар. арт. Чечено-Ингушской АССР (1959). Чл.
Коммунистич. партии с 1960. В 1938-41 учился на акт„рском ф-те ГИТИСа. В
1961 окончил Ленингр. театр. ин-т. В 1941-44 и с 1959 - акт„р и директор
Чечено-Ингушского т-ра в Грозном (в 1944-56 работал в учреждениях иск-в
Казахстана и Киргизии).
X.- остро характерный акт„р. В числе его ролей:
Ходжич ("Олеко Дундич" Каца и Ржешевского), Яссон ("Храбрый Кикила"
Нахуцришвили и Гам-рекели), князь Мусост ("Сурхо - сын Ады" Гадаева и
Батукаева).
Написал драму "Совдат и Дауд" (1942), направленную против старых
пережитков в сознании людей, в соавторстве с А. Алексеевым - пьесу
"Девушка с гор" (1960), в 1965 - комедию "Падение Бож-Али" о совр. жизни
чеченского села, одноактные пьесы для художеств. самодеятельности.
Перев„л на чеченский яз. ряд пьес. Е. Ж.
"ХАМИЙЕТ" ("Благодеяние") - азерб. театр. труппа. Создана в 1906 в
Баку при редакции большевистской газ. "Текамюль" ("Эволюция"). Труппа, в
состав к-рой входили лучшие акт„ры: М. А. Алиев, Г. Араб-линский, А.
Рзаев, Дж. Гаджинский и др., ставила перед собой задачу пропаганды со
сцены нац. т-ра передовых идей своего времени. Активную помощь ей
оказывали рабочие-большевики. Здесь были пост. спектакли: "Невежество"
Нариманова, "Из-под дождя, да в ливень" Везирова, "Медный рудник"
Мусеви,. "Ревизор". Спектакли ставились в нар. домах нефтяных районов
Баку и пользовались успехом у рабочих зрителей. Отсутствие помещения,
слабая материальная база, малочисленность труппы привели к е„ распаду
(1908). Часть акт„ров вошла в труппу, созданную при об-ве "Ниджат". К.
Кае.
XAMMAPEH (Hammaren), Турстен (7.V.1884 - 18.111.1962) - швед. акт„р,
режисс„р, театр. деятель. В 1908 дебютировал на сцене Королевского драм.
т-ра (Стокгольм). В 1912-22 - акт„р Шведского т-ра (Стокгольм). Среди
лучших ролей - Отел-ло; Мастер Улоф (о. п. Стриндберга), Ранк
("Кукольный дом" Ибсена), Маркурелл ("Маркуреллы из Вадчепинга" Я.
Бергмана), Тюгесен ("География и любовь" Бь„рнсона), Маттиас Клаузен
("Перед заходом солнца" Гауптмана). В 1923-26 руководил т-ром в
Хельсинг„ре, в 1926-34 - "Лоренсберг-театром" (Г„теборг), труппа к-рого
в 1934 стала ядром вновь организованного Городского т-ра. Под рук. X.
этот т-р стал одним из лучших в Швеции. X. было свойственно стремление к
иск-ву, характеризующемуся общественно-политич. направленностью,
актуальностью. Спектакли его имели публицистич. звучание, отличались
гармоничным ансамблем. Лучшие пост.: яркие антифашистские спектакли
"Палач" Лагер-квиста и "Нильс Эббесен" Мунка (оба в 1944), "Густав Ваза"
Стриндберга (1934), "Раскольников" (по роману Достоевского "Преступление
и наказание", 1935), "Кориолан" Шекспира (1938), "М„ртвые без
погребения" Сартра (1947). Глубокий психологизм, стремление к совр.
прочтению отличало пост. драм. Ибсена:
"Дикая утка" "Росмерсхольм" (1952), "Женщина с моря" (1954). Оставив в 1950 т-р, X.
до конца жизни продолжал занятия в основанной им учебной студии при
т-ре. Он воспитал видных режисс„ров (И. Бергман, X. Вальгрен, А. Фальк;
И. Йентеле) и акт„ров (С. Милиандер, К. Йельм, А.Эк, А. Третов, П.
Оскар-сон, Б. Экерут).
Лит.: H j e r n K., Teater vid Gotaplatsen. Goteborgs. stadsteater
1934-1959, Goteborg, 1959. В л M
ХАМРАЕВ, Раззак [р. 2 (15)V. 1910] - узб сов. режисс„р и акт„р. Нар.
арт. Узб. ССР (1951). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Окончил
Ташкентский ин-т просвещения (1925-30). С 1934- гл. реж. Наманганского
т-ра. В 1954 окончил режисс„рский ф-т Ташкентского театр.-художеств.
ин-та им. Островского. С 1946 работает режисс„ром и акт„ром т-ра им.
Страницы: «« « 2457 2458 2459 2460 2461 2462 2463 2464 2465 2466 2467 2468 2469 2470 2471 2472 2473 2474 2475 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |