Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2457   2458   2459   2460   2461   2462   2463   2464   2465  2466   2467   2468   2469   2470   2471   2472   2473   2474   2475  » »»

Востока.
   В  последний  период  драматургич.  деятельности  X.  написал  пьесы:
"Прежние выборы", "Прежние казни, или Проделки Майсары",  "Дело  хозяйки
притона, или Тайны паранджи" (все  в  1926),  в  к-рых  нарисовал  яркую
картину обществ, жизни в доре-волюц. Туркестане, и драму "Последние  дни
мирового капитала" (1927,  к  10-летию  Октября).  Драмы  X.  отличаются
острой  конфликтностью,  подч„ркнутой  тенденциозностью,   динамичностью
стиля.  В  наиболее  зрелых  своих  произв.  X.  показал  себя  мастером
со-циально-психологич. анализа.
   X. участвовал в организации и  становлении  почти  всех  узб.  театр.
коллективов эпохи гражд. войны, оказал огромное влияние на развитие нац.
акт„рского  иск-ва.  Осн.  режисс„рские  работы  X.:  "Бай  и   батрак",
"Ферганские трагедии", "Трагедии мобилизованных". Важнейшие роли:  Гафур
("Бай   и   батрак"),   "коммунист   Талаат   ("Ферганские   трагедии"),
революционер Саидхан ("Трагедии мобилизованных").
   Пламенный революционер и нар. трибун, X. вызывал  страх  и  ненависть
контрреволюционеров.  Погиб  от  рук  классовых  врагов  и   религиозных
фанатиков в селении Шахимардан.
   Соч.: Сочинения в 2 тт., пер., Таш., 1960 (т. 2. Пьесы).
   Лит.: Рахманов М., Хамза и узбекский театр. Таш., 1960; Турсунов  Т.,
Формирование социалистического реализма в узбекской  драматургии,  Таш.,
1963; Вопросы узбекской советской лит-ры, Таш., 1959. М. Рах.
   ХАМИДЙ,  Латыф  Абдулхаевич  [р.  4(17).VII.  1906]  -  казах,   сов.
композитор. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1945). Hap.  арт.  Казах.  ССР
(1966). В 1938 окончил  тат.  оперную  студию  при  Моск.  консерватории
(класс Г. И. Литинского). Был заведующим муз. частью и дириж„ром  Казах,
т-ра драмы (Алма-Ата) и оркестра им. Курмангазы. Произв.  X.  отличаются
яркой мелодичностью, широким использованием элементов нар.  казах,  муз.
творчества, ясностью формы.
   Автор опер: "Абай" (1944, совм. с А. Жубановым, Т-р  оперы  и  балета
им. Абая, Алма-Ата; нов. ред. 1956, там же), "Тулеген Тохтаров" (совм. с
Жубановым, 1947, там же; нов. ред. 1961,  там  же),"Джамбул  и  Айкумыс"
(соч. 1946), "Джамбул" (1950); оперетты  "Балбулак"  ("Медовый  родник",
1948, Семипалатинск, Караганда); музыки к драм. спектаклям и фильмам,  а
также камерных и симф. произв.
   С  1944  -  преподаватель,  а   с   1950   -   доцент   Алма-Атинской
консерватории.
   Лит.: А р а в  и  н  П.,  Л.  А.  Хамиди,  в  сб.:  Композиторы  Сов.
Казахстана, Алма-Ата, 1958; Ьазак халкынын музыкалык театры (Музыкальный
т-р казахского народа), Алма-Ата, 1961;  Юсфин  А.,  Латыф  Хамиди,  М.,
1964;
   Гизатов Б., Латыф Хамиди, Алма-Ата, 1966. Б. Е.
   ХАМЙДОВ, Абдул Хамид Хамидович  (р.  15.Х.  1920)  -  чеченский  сов.
акт„р, режисс„р, драматург. Нар. арт. Чечено-Ингушской АССР (1959).  Чл.
Коммунистич. партии с 1960. В 1938-41 учился на акт„рском ф-те ГИТИСа. В
1961 окончил Ленингр. театр. ин-т. В 1941-44 и с 1959 - акт„р и директор
Чечено-Ингушского т-ра в Грозном (в 1944-56 работал в учреждениях  иск-в
Казахстана и Киргизии).
   X.- остро характерный акт„р. В числе его ролей:
   Ходжич ("Олеко Дундич" Каца и Ржешевского), Яссон  ("Храбрый  Кикила"
Нахуцришвили и Гам-рекели), князь Мусост ("Сурхо - сын  Ады"  Гадаева  и
Батукаева).
   Написал драму "Совдат и  Дауд"  (1942),  направленную  против  старых
пережитков в сознании людей, в  соавторстве  с  А.  Алексеевым  -  пьесу
"Девушка с гор" (1960), в 1965 - комедию "Падение Бож-Али" о совр. жизни
чеченского  села,  одноактные  пьесы  для  художеств.  самодеятельности.
Перев„л на чеченский яз. ряд пьес. Е. Ж.
   "ХАМИЙЕТ" ("Благодеяние") - азерб. театр. труппа. Создана  в  1906  в
Баку при редакции большевистской газ. "Текамюль" ("Эволюция"). Труппа, в
состав к-рой входили лучшие акт„ры: М. А.  Алиев,  Г.  Араб-линский,  А.
Рзаев, Дж. Гаджинский и др., ставила перед собой  задачу  пропаганды  со
сцены нац. т-ра  передовых  идей  своего  времени.  Активную  помощь  ей
оказывали рабочие-большевики. Здесь были пост.  спектакли:  "Невежество"
Нариманова, "Из-под  дождя,  да  в  ливень"  Везирова,  "Медный  рудник"
Мусеви,. "Ревизор". Спектакли ставились в нар.  домах  нефтяных  районов
Баку и пользовались успехом у рабочих  зрителей.  Отсутствие  помещения,
слабая материальная база, малочисленность труппы привели  к  е„  распаду
(1908). Часть акт„ров вошла в труппу, созданную при об-ве  "Ниджат".  К.
Кае.
   XAMMAPEH (Hammaren), Турстен (7.V.1884 - 18.111.1962) - швед.  акт„р,
режисс„р, театр. деятель. В 1908 дебютировал на сцене Королевского драм.
т-ра (Стокгольм). В 1912-22 - акт„р Шведского  т-ра  (Стокгольм).  Среди
лучших  ролей  -  Отел-ло;  Мастер  Улоф  (о.  п.   Стриндберга),   Ранк
("Кукольный дом"  Ибсена),  Маркурелл  ("Маркуреллы  из  Вадчепинга"  Я.
Бергмана), Тюгесен ("География и  любовь"  Бь„рнсона),  Маттиас  Клаузен
("Перед  заходом  солнца"  Гауптмана).  В  1923-26  руководил  т-ром   в
Хельсинг„ре, в 1926-34 - "Лоренсберг-театром" (Г„теборг), труппа  к-рого
в 1934 стала ядром вновь организованного Городского т-ра.  Под  рук.  X.
этот т-р стал одним из лучших в Швеции. X. было свойственно стремление к
иск-ву,   характеризующемуся    общественно-политич.    направленностью,
актуальностью. Спектакли его  имели  публицистич.  звучание,  отличались
гармоничным ансамблем.  Лучшие  пост.:  яркие  антифашистские  спектакли
"Палач" Лагер-квиста и "Нильс Эббесен" Мунка (оба в 1944), "Густав Ваза"
Стриндберга (1934), "Раскольников" (по роману Достоевского "Преступление
и  наказание",  1935),  "Кориолан"   Шекспира   (1938),   "М„ртвые   без
погребения" Сартра (1947).  Глубокий  психологизм,  стремление  к  совр.
прочтению отличало пост. драм. Ибсена:
   "Дикая  утка"  "Росмерсхольм" (1952), "Женщина с моря" (1954). Оставив в 1950  т-р,  X.
до конца жизни продолжал занятия в  основанной  им  учебной  студии  при
т-ре. Он воспитал видных режисс„ров (И. Бергман, X. Вальгрен, А.  Фальк;
И. Йентеле) и акт„ров (С. Милиандер,  К.  Йельм,  А.Эк,  А.  Третов,  П.
Оскар-сон, Б. Экерут).
   Лит.: H j e r n K., Teater vid  Gotaplatsen.  Goteborgs.  stadsteater
1934-1959, Goteborg, 1959. В л M
   ХАМРАЕВ, Раззак [р. 2 (15)V. 1910] - узб сов. режисс„р и акт„р.  Нар.
арт.  Узб.  ССР  (1951).  Чл.  Коммунистич.  партии  с   1945.   Окончил
Ташкентский ин-т просвещения (1925-30). С 1934- гл.  реж.  Наманганского
т-ра. В 1954 окончил  режисс„рский  ф-т  Ташкентского  театр.-художеств.
ин-та им. Островского. С 1946 работает режисс„ром  и  акт„ром  т-ра  им.

Страницы: «« « 2457   2458   2459   2460   2461   2462   2463   2464   2465  2466   2467   2468   2469   2470   2471   2472   2473   2474   2475  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия