|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2543 2544 2545 2546 2547 2548 2549 2550 2551 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 2561 » »» в иск-ве есть отражение прекрасного в жизни, что эстетич. идеалы классов
и сословий определяются условиями их жизни, а само пск-во не может быть
сведено только к понятию красоты. Истинным содержанием иск-ва, утверждал
Ч., является жизнь в е„ широчайших проявлениях ("общепнтересное в
жизни"), главное в иск-ве - человек, его духовный мир, его судьба. В
соответствии с этим первый "общий характеристический признак искусства"
в эстетике Ч.- образное воспроизведение "интересных сторон и явлений
действительной жизни". Второй - объяснение е„. Третий - приговор
явлениям жизни с позиций передового общественного идеала. Выполнив эти
задачи, иск-во, по Ч., становится "учебником жизни", нравственным
двигателем общества, способствует его преобразованию.
В диссертации и статьях Ч. ("Очерки гоголевского периода русской
литературы", 1855-56, и др.) были высказаны также мысли, непосредственно
относящиеся к театр. иск-ву. Сурово оценивая состояние рус. драм. т-ра
50-х гг., Ч. отмечал, что драм. сцена стоит в стороне от прогрессивных
идей эпохи, испытывает воздействие рутины, консерватизма. Ч. обосновывал
и защищал принципы реалистич. школы акт„рской игры, противопоставляя е„
ремесленным при„мам и подражательности.
В своих эстетич. и критич. статьях Ч. выступал за крптич. реализм,
революционный демократизм и народность иск-ва. Критика Ч. идеалистич.
представлений о возвышенном, трагическом и комическом оказала влияние на
развитие творчества передовых рус. драматургов (А. Н. Островский и др.).
Защищая гоголевское направление в рус. лит-ре, Ч. боролся против
враждебных ему школ "здравого смысла" (рецензия на комедию "Габриэль"
Ожье, 1854), "лож-новеличавой" во главе с Н. В. Кукольником ("Очерки
гоголевского периода...") и мнимо-обличительной (анализ пьесы В. А.
Соллогуба "Чиновник", "Заметки о журналах", 1856). Ч. выступал против
славянофильских тенденций, имевших место в раннем творчестве А. Н.
Островского (статья о пьесе "Бедность не порок", 1854), и приветствовал
возвращение драматурга на путь критич. реализма (статья о пьесе
"Доходное место", 1857). Эти статьи явились первой разв„рнутой оценкой
творчества Островского революц.-демо-кратпч. критикой. В своих статьях,
а также в студенческом сочинении о "Бригадире" Фонвизина, работе
"Лессинг, его время, его жизнь и деятельность" (1856-57) Ч. стремился
приблизить драму к выполнению тех общественно-политич. и
нравствен-но-психологич. задач, к-рые в это время решались в жанрах
романа и повести, отвергал многочисл. схо-ластич. законы и ограничения,
сковывавшие развитие драматургии. Эстетика Ч. не лишена существенных
противоречий (антропологизм, просветительство и утилитаризм), к-рые
особенно сказались в трактовке Ч. осн. эстетич. категорий, а также в
обосновании происхождения, задач и предмета иск-ва. Тем не менее
созданная Ч. мате риалистич. теория художеств. деятельности человека
сыграла большую роль в развитии т-ра и драматургии.
В 1862 Ч. был арестован и заключ„н в Петропавловскую крепость, где
написал свой знаменитый роман "Что делать?" (1863; был инсценирован, в
сов. время- инсц. "Новые люди", 1952, Моск. т-р им. Ленинского
комсомола) и драматич. сценку "Кто угодно, что угодно" (1864). В 1864 Ч.
был сослан на каторгу в Сибирь. Там он написал неск. пьес, к-рые играли
рабочие-политкаторжане Александровского завода.
При жизни Ч. ни одно из этих произв. не было опубликовано и не
ставилось на проф. сцене. Наиболее значительна из них комедия "Мастерица
варить кашу" (соч. до 1871), представляющая собой остроумную пародию на
пастораль, насыщенная многочпсл. политич. нам„ками (пост. в Центр, т-ре
Сов. Армии, 1952; в роли Карелиной - Л. II. Добржанская). В
семейно-бытовой комедии "Великодушный муж/ и социально-бытовой драме
"Драма без развязки" (обе в 70-е гг.) Ч. сатирически из, бражал "хозяев
жизни" и с симпатией-новых людей.
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-16. М., 1939-53; Эстетика, М., 1958.
Лит.: Шага н о в В. Н., Н. Г. Чернышевский на каторге и в ссылке,
СПБ, 1907; В у р с о в В. II., Мастсрстьо Чернышевского-критика, Л.,
1959; Каган М. С., Эстетическое учение Чернышевского, М.- Л., 1958; Ник
о л а-е в М. П., Художественные произведения Н. Г. Чернышевского,
написанные на каторге и в ссылке, Тула, 1958; С о-л о в ь е в Г. А.,
Теория искусства Н. Г. Чернышевского, в кн.: Чернышевский Н. Г.,
Эстетика, М.. 1958.
Люд. Д.
ЧЕРРЙТО (Cerrito), Фанни (Франческа) (11.V. 1817, Неаполь,-6. V.
1909, Париж) - итал. артистка балета. Хореографич. образование получила
в школе т-ра Сан-Карло в Неаполе у П. Хюса, в дальнейшем
совершенствовалась у К. Блазиса, Ж. Перро и А. Сен-Леона. Дебютировала в
т-ре Сан-Карло в 1832. В 1836-37, после выступлений в Риме и Турине,
гастролировала в Вене, в 1838- 1840-в т-ре "Ла Скала" (Милан), 18401847
- в Лондоне, 1847 - в Париже, 1855-56 - в Петербурге и Москве. В 1857
оставила сцену. Была выдающейся танцовщицей роман-тич. балета, первой
исполнительницей мн. партий: Альма ("Альма, или Дочь огня" Ко ста,
1842). Ундина в одноим. балете Пуни (второе назв. - "Наяда и рыбак"),
где прославилась исполнением "танца с тенью" (1843), Кати ("Маркитантка"
Пуни, 1844), "Па де катр" Пуни (с М. Тальони, Л. Гран и К. Грпзи, 1845)
и."Па богинь" Пуни (с Гран и Тальони, 1840), Фатьма ("Мраморная
красавица" Пуни, 1847) и др, Танец Ч. отличался живостью, артистизмом,
она обладала хорошей техникой, гибкостью. Выступала как балетмейстер,
сотрудничала с Перро при пост. балетов - "Альма" и "Ундина". Совм. с
Сен-Леоном (своим мужем) пост. балет "Маркитантка". В Лондоне пост.
"Розиду" Пуни (1845; исполняла заглавную партию), в Париже - "Джемму"
Габриелли (1854; также исполняла заглавную партию). В России Ч.
выступала в конце артистич. деятельности и не имела большого успеха.
Лит.: Плещеев А., Наш балет, СПБ, 1896, с. 152-54;
Beaumont С. W., The complete book of ballets, L., 1951, p. 464-68;
Guest I., Fanny Cerrito, L., 1956, Ham. P.
ЧЕСТИ (Cesti), Марко Антонио (наст. имя-Пьетро) (крещ„н
5.VIII.1623-14.X.1669) - итал. композитор. Францисканец. Ученик А.
Аббатини и Карис-сими. Первая опера Ч.- "Оронтеа" была пост. в Венеции в
1649. В последующие годы работал во Флоренцин и Инсбруке, был певчим
папской капеллы в Риме, вице-капельмейстером при дворе в Вене.
Оперы: "Александр, победитель самого себя" (1651, т-р "Санти-Джованни
э Паоло", Венеция), "Влюбл„нный Цезарь" (Itiol, там же), "Арджиа" (1655,
Инсбрук), "Дори" (1661, Флоренция: в др. городах под назв. "Верная
раба"), "Великодушие Александра" (1662, Инсбрук), "Тит" (1666, т-р
"Санти-Джованни э Паоло", Венеция), "Празднества Нептуна и Флоры" (1666,
Вена), "Немилость Амура" (1667, там же), "Семирамида" (1667, там же; в
Страницы: «« « 2543 2544 2545 2546 2547 2548 2549 2550 2551 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 2561 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |