Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2543   2544   2545   2546   2547   2548   2549   2550   2551  2552   2553   2554   2555   2556   2557   2558   2559   2560   2561  » »»

в иск-ве есть отражение прекрасного в жизни, что эстетич. идеалы классов
и сословий определяются условиями их жизни, а само пск-во не может  быть
сведено только к понятию красоты. Истинным содержанием иск-ва, утверждал
Ч., является  жизнь  в  е„  широчайших  проявлениях  ("общепнтересное  в
жизни"), главное в иск-ве - человек, его духовный  мир,  его  судьба.  В
соответствии с этим первый "общий характеристический признак  искусства"
в эстетике Ч.- образное воспроизведение  "интересных  сторон  и  явлений
действительной  жизни".  Второй  -  объяснение  е„.  Третий  -  приговор
явлениям жизни с позиций передового общественного идеала.  Выполнив  эти
задачи,  иск-во,  по  Ч.,  становится  "учебником  жизни",  нравственным
двигателем общества, способствует его преобразованию.
   В диссертации и статьях  Ч.  ("Очерки  гоголевского  периода  русской
литературы", 1855-56, и др.) были высказаны также мысли, непосредственно
относящиеся к театр. иск-ву. Сурово оценивая состояние рус.  драм.  т-ра
50-х гг., Ч. отмечал, что драм. сцена стоит в стороне  от  прогрессивных
идей эпохи, испытывает воздействие рутины, консерватизма. Ч. обосновывал
и защищал принципы реалистич. школы акт„рской игры, противопоставляя  е„
ремесленным при„мам и подражательности.
   В своих эстетич. и критич. статьях Ч. выступал  за  крптич.  реализм,
революционный демократизм и народность иск-ва.  Критика  Ч.  идеалистич.
представлений о возвышенном, трагическом и комическом оказала влияние на
развитие творчества передовых рус. драматургов (А. Н. Островский и др.).
Защищая  гоголевское  направление  в  рус.  лит-ре,  Ч.  боролся  против
враждебных ему школ "здравого смысла" (рецензия  на  комедию  "Габриэль"
Ожье, 1854), "лож-новеличавой" во главе с  Н.  В.  Кукольником  ("Очерки
гоголевского периода...") и  мнимо-обличительной  (анализ  пьесы  В.  А.
Соллогуба "Чиновник", "Заметки о журналах", 1856).  Ч.  выступал  против
славянофильских тенденций, имевших  место  в  раннем  творчестве  А.  Н.
Островского (статья о пьесе "Бедность не порок", 1854), и  приветствовал
возвращение  драматурга  на  путь  критич.  реализма  (статья  о   пьесе
"Доходное место", 1857). Эти статьи явились первой  разв„рнутой  оценкой
творчества Островского революц.-демо-кратпч. критикой. В своих  статьях,
а  также  в  студенческом  сочинении  о  "Бригадире"  Фонвизина,  работе
"Лессинг, его время, его жизнь и деятельность"  (1856-57)  Ч.  стремился
приблизить   драму   к    выполнению    тех    общественно-политич.    и
нравствен-но-психологич. задач, к-рые в  это  время  решались  в  жанрах
романа и повести, отвергал многочисл. схо-ластич. законы и  ограничения,
сковывавшие развитие драматургии. Эстетика  Ч.  не  лишена  существенных
противоречий  (антропологизм,  просветительство  и  утилитаризм),  к-рые
особенно сказались в трактовке Ч. осн. эстетич.  категорий,  а  также  в
обосновании  происхождения,  задач  и  предмета  иск-ва.  Тем  не  менее
созданная Ч. мате риалистич.  теория  художеств.  деятельности  человека
сыграла большую роль в развитии т-ра и драматургии.
   В 1862 Ч. был арестован и заключ„н в  Петропавловскую  крепость,  где
написал свой знаменитый роман "Что делать?" (1863; был  инсценирован,  в
сов.  время-  инсц.  "Новые  люди",  1952,  Моск.  т-р  им.   Ленинского
комсомола) и драматич. сценку "Кто угодно, что угодно" (1864). В 1864 Ч.
был сослан на каторгу в Сибирь. Там он написал неск. пьес, к-рые  играли
рабочие-политкаторжане Александровского завода.
   При жизни Ч. ни одно из  этих  произв.  не  было  опубликовано  и  не
ставилось на проф. сцене. Наиболее значительна из них комедия "Мастерица
варить кашу" (соч. до 1871), представляющая собой остроумную пародию  на
пастораль, насыщенная многочпсл. политич. нам„ками (пост. в Центр,  т-ре
Сов.  Армии,  1952;  в  роли  Карелиной  -  Л.   II.   Добржанская).   В
семейно-бытовой комедии "Великодушный  муж/  и  социально-бытовой  драме
"Драма без развязки" (обе в 70-е гг.) Ч. сатирически из, бражал  "хозяев
жизни" и с симпатией-новых людей.
   Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-16. М., 1939-53; Эстетика, М., 1958.
   Лит.: Шага н о в В. Н., Н. Г. Чернышевский на  каторге  и  в  ссылке,
СПБ, 1907; В у р с о в В.  II.,  Мастсрстьо  Чернышевского-критика,  Л.,
1959; Каган М. С., Эстетическое учение Чернышевского, М.- Л., 1958;  Ник
о л а-е в  М.  П.,  Художественные  произведения  Н.  Г.  Чернышевского,
написанные на каторге и в ссылке, Тула, 1958; С о-л о в ь  е  в  Г.  А.,
Теория искусства  Н.  Г.  Чернышевского,  в  кн.:  Чернышевский  Н.  Г.,
Эстетика, М.. 1958.
   Люд. Д.
   ЧЕРРЙТО (Cerrito), Фанни  (Франческа)  (11.V.  1817,  Неаполь,-6.  V.
1909, Париж) - итал. артистка балета. Хореографич. образование  получила
в  школе  т-ра  Сан-Карло  в   Неаполе   у   П.   Хюса,   в   дальнейшем
совершенствовалась у К. Блазиса, Ж. Перро и А. Сен-Леона. Дебютировала в
т-ре Сан-Карло в 1832. В 1836-37, после выступлений  в  Риме  и  Турине,
гастролировала в Вене, в 1838- 1840-в т-ре "Ла Скала" (Милан),  18401847
- в Лондоне, 1847 - в Париже, 1855-56 - в Петербурге и  Москве.  В  1857
оставила сцену. Была выдающейся танцовщицей  роман-тич.  балета,  первой
исполнительницей мн. партий: Альма  ("Альма,  или  Дочь  огня"  Ко  ста,
1842). Ундина в одноим. балете Пуни (второе назв. -  "Наяда  и  рыбак"),
где прославилась исполнением "танца с тенью" (1843), Кати ("Маркитантка"
Пуни, 1844), "Па де катр" Пуни (с М. Тальони, Л. Гран и К. Грпзи,  1845)
и."Па  богинь"  Пуни  (с  Гран  и  Тальони,  1840),  Фатьма  ("Мраморная
красавица" Пуни, 1847) и др, Танец Ч. отличался  живостью,  артистизмом,
она обладала хорошей техникой, гибкостью.  Выступала  как  балетмейстер,
сотрудничала с Перро при пост. балетов - "Альма"  и  "Ундина".  Совм.  с
Сен-Леоном (своим мужем) пост.  балет  "Маркитантка".  В  Лондоне  пост.
"Розиду" Пуни (1845; исполняла заглавную партию), в  Париже  -  "Джемму"
Габриелли  (1854;  также  исполняла  заглавную  партию).  В  России   Ч.
выступала в конце артистич. деятельности и не имела большого успеха.
   Лит.: Плещеев А., Наш балет, СПБ, 1896, с. 152-54;
   Beaumont С. W., The complete book of ballets, L.,  1951,  p.  464-68;
Guest I., Fanny Cerrito, L., 1956, Ham. P.
   ЧЕСТИ   (Cesti),   Марко   Антонио   (наст.    имя-Пьетро)    (крещ„н
5.VIII.1623-14.X.1669)  -  итал.  композитор.  Францисканец.  Ученик  А.
Аббатини и Карис-сими. Первая опера Ч.- "Оронтеа" была пост. в Венеции в
1649. В последующие годы работал во Флоренцин  и  Инсбруке,  был  певчим
папской капеллы в Риме, вице-капельмейстером при дворе в Вене.
   Оперы: "Александр, победитель самого себя" (1651, т-р "Санти-Джованни
э Паоло", Венеция), "Влюбл„нный Цезарь" (Itiol, там же), "Арджиа" (1655,
Инсбрук), "Дори" (1661, Флоренция:  в  др.  городах  под  назв.  "Верная
раба"), "Великодушие  Александра"  (1662,  Инсбрук),  "Тит"  (1666,  т-р
"Санти-Джованни э Паоло", Венеция), "Празднества Нептуна и Флоры" (1666,
Вена), "Немилость Амура" (1667, там же), "Семирамида" (1667, там  же;  в

Страницы: «« « 2543   2544   2545   2546   2547   2548   2549   2550   2551  2552   2553   2554   2555   2556   2557   2558   2559   2560   2561  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия