Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2542   2543   2544   2545   2546   2547   2548   2549   2550  2551   2552   2553   2554   2555   2556   2557   2558   2559   2560  » »»

   В,т-ре были пост. произв. классич. драматургии: "Украденное  счастье"
Франко  (1932),  "Житейское  море"   Карпенко-Карого   (1945),   "Талан"
Старицкого (1952), "Пока  солнце  взойдет  -  роса  очи  выесть  (1958),
"Титаривна" (1961)  Кро-пивницкого,  "Доходное  место"  (1947),  "Гроза"
(1953), "Егор Булычев и другие" (1946), "Горе от ума" (1950);  "Испанцы"
Лермонтова (1964), "Вей, ветерок!" Райниса (1951),  "Тевье-молочник"  по
Шолом-Алейхему   (1956),   "Мачеха"   Бальзака   (1945),    "Виндзорские
проказницы"  (1947),  "Отелло"  (1949),  "Коварство  и  любовь"  (1948);
"Ан/кело" Гюго (1953), "Уриэль Акоста" Гуцкова (1960), "Мамаша  Кураж  и
е„ дети" Брехта (1965).
   Значит, место в репертуаре т-ра занимают  пьесы  из  жизни  Буковины.
Здесь были пост. инсценировки повестей Кобылянской  "Земля"  (1947),  "В
воскресенье рано зелье собирала" (1955), "Волчица" (1963), "Днестровские
кручи" Ананьева по  рассказам  Ю.  Федь-ковича  (1959),  историч.  драма
"Лукьян Кобылица" Балковенко и Мизюна (1955), спектакли, посв. Отечеств.
войне: "Я верю!" Акименко и Андриевич
   (1958), "Пламенные сердца" Снигура (1958); спектакли  о  совр.  жизни
Буковины: "Весенний поток" (1949) и "Ярослава" (1953) Прокопенко, "Леся"
Андриевич
   (1959), "Дочь ветра" Зубаря (1962).
   В 1943-48 т-р возглавлял нар. арт. СССР В. С. Ва-силько, в 1948-64  -
нар. арт. УССР Б. А. Борин. Много лет в т-ре работали нар. арт. УССР  В.
К. Со-кирко, Ю. А. Величко, засл.  арт.  УССР  М.  Д.  Кисел„ва,  Р.  Б.
Раисова, П. Я. Столяренко-Муратов, композитор  засл.  арт.  УССР  Б.  В.
Крижановский. В труппе т-ра (1967): нар. арт. УССР П. Г. Михневич, А. Я.
Янушевич; засл. арт. УССР А.  Н.  Ананьев,  В.  В.  Безполетова,  В.  А.
Жихарский, В. И. Зимняя, Ю. С. Козаковский. Гл. реж.-засл. арт. УССР  К.
Г. Артеменко, реж.- Е. Б. Золотова,  А.  Г.  Литвинчук.  Гл.  худ.-засл.
деят. иск-в УССР А. С. Плаксий. Р. П.
   ЧЕРНУТОВ,  Борис  Булгатанович  (р.  15.XII.  1919)  -  бурят,   сов.
художник. Нар. художник Бурят. АССР (1959). Чл.  Коммунистич.  партии  с
1943. Ещ„ подростком в 1936  поступил  учеником  художника  в  Бурятский
драм. т-р, затем  стал  художником  и  гл.  художником  этого  т-ра.  Ч.
выразительно переда„т быт, колорит эпохи, стиль автора, строго  и  точно
отбирает детали. Среди его лучших работ: "Гроза"  (1945,  1950),  "Слуга
двух господ" (1953), "Враги" (1955); "На той стороне"  Барянова  (1955),
"Кремл„вские куранты" (1957). В  пост.  бурят,  пьес  воссозда„т  поэзию
родного края, улусный быт дореволюц. Бурятии:  "Кнут  Тайши"  Намсараева
(1945, 1950), "Хитрый  Будамшу"  Шагжина  (1954),  "Сэсэгмаа"  Туму-нова
(1957). Жизнь нового совр. бурят, села и  города  показывают  спектакли:
"Ровесники" Пурбуева (1958), "Первый  год"  (1956)  и  "Совесть"  (1960)
Шагжина, "Семья Базара" Халматова (1965).
   Лит.: Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М.,  1954;  Искусство
Бурятской АССР.  Сборник,  Улан-Удэ,  1959;  Найдакова  В.,  Современный
бурятский драматический театр (1949-1962 гг.), (Улан-Удэ 1962]- Вал. Н.
   ЧЕРНЫШ‚В, Иван Егорович [псевд.- Иван Егоров; 20. VI (2. VII).1834  -
16(28). XI. 1863] --рус. драматург и акт„р. По окончании Петерб.  театр.
уч-ща (учился у П.  И.  Григорьева)  выступал  в  провинции;  с  1856  в
Александрийском т-ре (играл второстепенные роли). В 1852 дебютировал как
драматург ("Сборы на Крестовский" - Александрийский т-р). В  конце  50-х
гг. сблизился  с  группой  поэтов  передового  сатирич.  журн.  "Искра",
принимал в н„м участие. В 1858 написал для А.  Е.  Мартынова  одноактную
пьесу  "Жених  из  долгового  отделения"  (пост.  в  том   же   году   в
Александрийском  т-ре),  рассказывающую  о  трагич.  судьбе   маленького
забитого чиновника. Обличительной направленностью отмечены  также  пьесы
Ч. "Не в деньгах счастье"  (1859,  Александрийский  т-р;  Боярышников  -
Мартынов), "Отец семейства" (1860, там же; Трубин-Разладин - Мартынов) и
др. Во мн. драмах Ч. ощущается влияние  творчества  А.  Н.  Островского.
Ч.автор  романа  "Уголки  театрального  мира"   (СПБ,   1875),   повести
"Петербургские актрисы".
   Др. пьесы: "Испорченная жизнь" (1862, Малый т-р. Кур-чаев - Самарин),
"Зачастую" (1863, Александрийский т-р), "Ч„рненькие и беленькие"  (1873,
Малый т-р) и др.
   Лит.: А л ь т ш у л л е р А., Александр Евстафьевич Мартынов,  Л.-М.,
1959, с. 163-79. С. Г.
   ЧЕРНЫШ‚ВА, Людмила Сергеевна [14 (27). IX. 1908-15.VIII. 1963] - рус.
сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1960). Чл. Коммунистич.  партии  с  1951.
Начала творч. путь в Рязанском ТЮЗе в 1922. В 1929-36  -  актриса  Моск.
мюзик-холла (роль Раечки - "Под куполом цирка" и др.). В 1936 вступила в
труппу Центр, детского т-ра.  Играла  вес„лых,  озорных  ребят,  немного
фантаз„ров, прямых и честных мальчишек и девчонок: Гаврик ("Белеет парус
одинокий" Катаева),  Сер„жа  ("Белый  пудель"  по  Куприну),  Женя  Хват
("Особое задание"  Михалкова),  Тимка  Жохов  ("Дорогие  мои  мальчишки"
Кассиля),  Валерий  ("Красный  галстук"  Михалкова),  Клава  ("Где-то  в
Сибири" Ирошнпковой).  Роли  в  спектаклях-сказках:  Крошечка-Хаврошечка
("Баба-яга" Розанова), ‚ж ("Сказки" Маршака). В сер. 50-х гг. Ч.  начала
играть характерные роли, при этом открылись новые стороны е„ дарования -
склонность  к  психологически  глубоким  характеристикам  и  к  сатирич.
обобщениям. Роли: Аверина, т„тя Тамара ("В добрый час!", "Неравный  бой"
Розова), Новикова ("Друг мой, Колька!"), т„тя  Саша  ("Бывшие  мальчики"
Иваптер). Снималась в кино ("В добрый час!" и др.).
   Лит.: Хижнякова Г., Людмила Чернышева, "Театр", 1965, JVo 8. А. О.
   ЧЕРНЫШЕВСКИЙ,     Николай     Гаврилович     [12(24).'      VII.1828,
Саратов,-17(29).X.1889, там же] - рус.  писатель,  драматург,  критик  и
публицист.  Один  из  создателей  русской  материалистической  эстетики.
Идейный вдохновитель революционно-д емок  ратич.  движения  60-х  гг.  в
России. Род. в семье священника.  В  1842-  1846  учился  в  саратовской
семинарии, в 1846-50 - на историко-филологич. ф-те Петерб. ун-та. В 1854
начал сотрудничать в журн. "Современник";  позднее  совместно  с  Н.  А.
Добролюбовым и Н. А.  Некрасовым  возглавил  его  и  превратил  в  орган
ре-волюц. демократии. Значительное внимание в журнале уделялось вопросам
драматургии и театра.
   В 1853-55 Ч. написал  ряд  статей  по  эстетике,  а  в  1855  защитил
диссертацию  "Эстетические  отношения  искусства  к   действительности",
представляющую  собой  разв„рнутый   манифест   революционно-демократич.
лагеря в рус. иск-ве. В этих работах Ч. развил эстетич. принципы  В.  Г.
Белинского  и  создал  целостную  материалистич.  теорию   иск-ва-высшее
достижение  эсте-тич.  мысли  до  появления  трудов  К.  Маркса.  Центр.
проблема эстетики Ч.-  соотношение  иск-ва  и  действительности.  Борясь
против идеалистич. эстетики Гегеля и Фпшера, Ч. показал, что  прекрасное

Страницы: «« « 2542   2543   2544   2545   2546   2547   2548   2549   2550  2551   2552   2553   2554   2555   2556   2557   2558   2559   2560  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия