|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2542 2543 2544 2545 2546 2547 2548 2549 2550 2551 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 » »» В,т-ре были пост. произв. классич. драматургии: "Украденное счастье"
Франко (1932), "Житейское море" Карпенко-Карого (1945), "Талан"
Старицкого (1952), "Пока солнце взойдет - роса очи выесть (1958),
"Титаривна" (1961) Кро-пивницкого, "Доходное место" (1947), "Гроза"
(1953), "Егор Булычев и другие" (1946), "Горе от ума" (1950); "Испанцы"
Лермонтова (1964), "Вей, ветерок!" Райниса (1951), "Тевье-молочник" по
Шолом-Алейхему (1956), "Мачеха" Бальзака (1945), "Виндзорские
проказницы" (1947), "Отелло" (1949), "Коварство и любовь" (1948);
"Ан/кело" Гюго (1953), "Уриэль Акоста" Гуцкова (1960), "Мамаша Кураж и
е„ дети" Брехта (1965).
Значит, место в репертуаре т-ра занимают пьесы из жизни Буковины.
Здесь были пост. инсценировки повестей Кобылянской "Земля" (1947), "В
воскресенье рано зелье собирала" (1955), "Волчица" (1963), "Днестровские
кручи" Ананьева по рассказам Ю. Федь-ковича (1959), историч. драма
"Лукьян Кобылица" Балковенко и Мизюна (1955), спектакли, посв. Отечеств.
войне: "Я верю!" Акименко и Андриевич
(1958), "Пламенные сердца" Снигура (1958); спектакли о совр. жизни
Буковины: "Весенний поток" (1949) и "Ярослава" (1953) Прокопенко, "Леся"
Андриевич
(1959), "Дочь ветра" Зубаря (1962).
В 1943-48 т-р возглавлял нар. арт. СССР В. С. Ва-силько, в 1948-64 -
нар. арт. УССР Б. А. Борин. Много лет в т-ре работали нар. арт. УССР В.
К. Со-кирко, Ю. А. Величко, засл. арт. УССР М. Д. Кисел„ва, Р. Б.
Раисова, П. Я. Столяренко-Муратов, композитор засл. арт. УССР Б. В.
Крижановский. В труппе т-ра (1967): нар. арт. УССР П. Г. Михневич, А. Я.
Янушевич; засл. арт. УССР А. Н. Ананьев, В. В. Безполетова, В. А.
Жихарский, В. И. Зимняя, Ю. С. Козаковский. Гл. реж.-засл. арт. УССР К.
Г. Артеменко, реж.- Е. Б. Золотова, А. Г. Литвинчук. Гл. худ.-засл.
деят. иск-в УССР А. С. Плаксий. Р. П.
ЧЕРНУТОВ, Борис Булгатанович (р. 15.XII. 1919) - бурят, сов.
художник. Нар. художник Бурят. АССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с
1943. Ещ„ подростком в 1936 поступил учеником художника в Бурятский
драм. т-р, затем стал художником и гл. художником этого т-ра. Ч.
выразительно переда„т быт, колорит эпохи, стиль автора, строго и точно
отбирает детали. Среди его лучших работ: "Гроза" (1945, 1950), "Слуга
двух господ" (1953), "Враги" (1955); "На той стороне" Барянова (1955),
"Кремл„вские куранты" (1957). В пост. бурят, пьес воссозда„т поэзию
родного края, улусный быт дореволюц. Бурятии: "Кнут Тайши" Намсараева
(1945, 1950), "Хитрый Будамшу" Шагжина (1954), "Сэсэгмаа" Туму-нова
(1957). Жизнь нового совр. бурят, села и города показывают спектакли:
"Ровесники" Пурбуева (1958), "Первый год" (1956) и "Совесть" (1960)
Шагжина, "Семья Базара" Халматова (1965).
Лит.: Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство
Бурятской АССР. Сборник, Улан-Удэ, 1959; Найдакова В., Современный
бурятский драматический театр (1949-1962 гг.), (Улан-Удэ 1962]- Вал. Н.
ЧЕРНЫШ‚В, Иван Егорович [псевд.- Иван Егоров; 20. VI (2. VII).1834 -
16(28). XI. 1863] --рус. драматург и акт„р. По окончании Петерб. театр.
уч-ща (учился у П. И. Григорьева) выступал в провинции; с 1856 в
Александрийском т-ре (играл второстепенные роли). В 1852 дебютировал как
драматург ("Сборы на Крестовский" - Александрийский т-р). В конце 50-х
гг. сблизился с группой поэтов передового сатирич. журн. "Искра",
принимал в н„м участие. В 1858 написал для А. Е. Мартынова одноактную
пьесу "Жених из долгового отделения" (пост. в том же году в
Александрийском т-ре), рассказывающую о трагич. судьбе маленького
забитого чиновника. Обличительной направленностью отмечены также пьесы
Ч. "Не в деньгах счастье" (1859, Александрийский т-р; Боярышников -
Мартынов), "Отец семейства" (1860, там же; Трубин-Разладин - Мартынов) и
др. Во мн. драмах Ч. ощущается влияние творчества А. Н. Островского.
Ч.автор романа "Уголки театрального мира" (СПБ, 1875), повести
"Петербургские актрисы".
Др. пьесы: "Испорченная жизнь" (1862, Малый т-р. Кур-чаев - Самарин),
"Зачастую" (1863, Александрийский т-р), "Ч„рненькие и беленькие" (1873,
Малый т-р) и др.
Лит.: А л ь т ш у л л е р А., Александр Евстафьевич Мартынов, Л.-М.,
1959, с. 163-79. С. Г.
ЧЕРНЫШ‚ВА, Людмила Сергеевна [14 (27). IX. 1908-15.VIII. 1963] - рус.
сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1951.
Начала творч. путь в Рязанском ТЮЗе в 1922. В 1929-36 - актриса Моск.
мюзик-холла (роль Раечки - "Под куполом цирка" и др.). В 1936 вступила в
труппу Центр, детского т-ра. Играла вес„лых, озорных ребят, немного
фантаз„ров, прямых и честных мальчишек и девчонок: Гаврик ("Белеет парус
одинокий" Катаева), Сер„жа ("Белый пудель" по Куприну), Женя Хват
("Особое задание" Михалкова), Тимка Жохов ("Дорогие мои мальчишки"
Кассиля), Валерий ("Красный галстук" Михалкова), Клава ("Где-то в
Сибири" Ирошнпковой). Роли в спектаклях-сказках: Крошечка-Хаврошечка
("Баба-яга" Розанова), ‚ж ("Сказки" Маршака). В сер. 50-х гг. Ч. начала
играть характерные роли, при этом открылись новые стороны е„ дарования -
склонность к психологически глубоким характеристикам и к сатирич.
обобщениям. Роли: Аверина, т„тя Тамара ("В добрый час!", "Неравный бой"
Розова), Новикова ("Друг мой, Колька!"), т„тя Саша ("Бывшие мальчики"
Иваптер). Снималась в кино ("В добрый час!" и др.).
Лит.: Хижнякова Г., Людмила Чернышева, "Театр", 1965, JVo 8. А. О.
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, Николай Гаврилович [12(24).' VII.1828,
Саратов,-17(29).X.1889, там же] - рус. писатель, драматург, критик и
публицист. Один из создателей русской материалистической эстетики.
Идейный вдохновитель революционно-д емок ратич. движения 60-х гг. в
России. Род. в семье священника. В 1842- 1846 учился в саратовской
семинарии, в 1846-50 - на историко-филологич. ф-те Петерб. ун-та. В 1854
начал сотрудничать в журн. "Современник"; позднее совместно с Н. А.
Добролюбовым и Н. А. Некрасовым возглавил его и превратил в орган
ре-волюц. демократии. Значительное внимание в журнале уделялось вопросам
драматургии и театра.
В 1853-55 Ч. написал ряд статей по эстетике, а в 1855 защитил
диссертацию "Эстетические отношения искусства к действительности",
представляющую собой разв„рнутый манифест революционно-демократич.
лагеря в рус. иск-ве. В этих работах Ч. развил эстетич. принципы В. Г.
Белинского и создал целостную материалистич. теорию иск-ва-высшее
достижение эсте-тич. мысли до появления трудов К. Маркса. Центр.
проблема эстетики Ч.- соотношение иск-ва и действительности. Борясь
против идеалистич. эстетики Гегеля и Фпшера, Ч. показал, что прекрасное
Страницы: «« « 2542 2543 2544 2545 2546 2547 2548 2549 2550 2551 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 2559 2560 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |