Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2579   2580   2581   2582   2583   2584   2585   2586   2587  2588   2589   2590   2591   2592   2593   2594   2595   2596   2597  » »»

балетах балетм. Авг. Бурнонвиля.
   Партии: Жизель, Аврора; Девушка  ("Видение  розы"  на  муз.  Вебера),
Тальони  и  Гран  ("Па-де-натр"  Пуни),  Пьеретта  ("Миллионы  Арлекина"
Дриго), гл. партия ("Симфония до-мажор" на муз. Би.эе), а также в  совр.
дат. балетах:
   Май ("Двенадцать пассажиров почтового дилижанса" Ри-сагера),  Девушка
("Желание" на муз. Гершвина), "Дама с камелиями" (о. п. Бьеррс) и др. Е.
С.
   ШАНСОНЬЕ (франц. chansonier, от chanson - песня) -  франц.  эстрадный
певец,  исполнитель  характерных  лирпч.  и  сатпрпч.  песенок  в  жанре
chanson, восходящем к творчеству средневековых  франц.  менестрелей.  На
рубеже 18-19 вв. революц. подъ„м народа вызвал развитие иск-ва Ш., к-рые
откликались  в  своих  песнях  на   злободневные   события.   Ш.   часто
приспосабливали новые тексты к уже существующим мелодиям. В конце 19  в.
Ш. стали называть проф. артистов эстрады (Г. Монтегюс, А. Брюан и  др.).
Среди совр. Ш.- Ш. Трене, Ив Монтан, Ш. Азнавур и др. Иск-во  франц.  Ш.
оказало влияние на развитие вок. жанров  совр.  эстрадного  муз.  иск-ва
европ. стран и Сов. Союза (Л. О. Ут„сов и др.). Л. Б. П.
   ШАНТ (С е х б о с я н), Левон  Сехбосович  (наст.  фам.-  Нагашпетян)
(i89-29.Xl.i(5i) - арм.  писатель  и  драматург.  Окончил  Эчмиадзинскую
духовную академию (1891).  Слушал  курс  истории  иск-в  в  Лейпцнгском,
Иенском и Мюнхенском ун-тах (1892-99). Лит. деятельность начал  в  1891.
Выступал как драматург, поэт,  прозаик,  публицист.  В  годы  временного
господства дашнаков Ш. входил в правительство. После победы социалистич.
революции покинул родину ( 1921 ).
   В драматургич. творчестве Ш. преломлялись острые противоречия  эпохи.
Его общественно-политич. и эстетич. взгляды первоначально  формировались
под влиянием идей революц. демократов и борьбы  за  нац.  независимость,
развитие нац. культуры. Ранние  произв.  Ш.  были  проникнуты  протестом
против бурж. действительности, бунтом против обывательской морали. Герои
Ш.- носители  передовых  идей,  борцы  за  перестройку  жизни.  Критикой
моральных устоев совр. ему общества проникнута  пьеса  "Эгоист"  (1901),
показывающая моральный распад,  внутр.  опустош„нность  оторвавшейся  от
народа бурж.  интеллигенции.  Но  отсутствие  положит.  идеалов  снижает
обличит, силу пьесы. В драме "На пути" (1904, пост.  1907,  Тифлис,  Т-р
артистич. об-ва) герои, избравшие бурж.-романтич. путь борьбы,  понимают
его   обреч„нность,   бесперспективность.    Крушение    бурж.-романтич.
нац.-освободит, иллюзий привело Ш. к глубокому пессимизму. Он  обратился
к   ницшеанству,   к    символистическо-импрессионистской    драме.    В
противоречивом  творчестве  Ш.  мотивы   индивидуализма   и   пессимизма
переплетаются с призывами к борьбе за освобождение человеческого духа. В
философско-символич. драме "Старые боги" (1909, пост. 1913, Тифлис,  Т-р
артистич.  об-ва),  наряду  с  мятежными   поисками   правды,   красоты,
возвышенной любви, призывами к борьбе, проповедуется идея о суетности  и
бессмысленности    жизни.    Позитивная    программа    Ш.    ограничена
субъективистскими,     идеали-стич.-философскими     воззрениями,     он
ограничивается призывом к индивидуалистич. бунту, героем его  становится
"сверхчеловек".
   В  последующие  годы   Ш.   писал   символистическо-импрессионистские
историч. драмы: "Император" (1914, пост.  1916,  Тифлис,  Т-р  артистич.
об-ва), "Закованный" (1918, Лозанна), "Княгиня павшей  крепости"  (1921,
Тегеран). Эти пьесы проникнуты  упадочными,  болезненными  настроениями,
хотя Ш. разоблачает в них властолюбие, звериные инстинкты, дух  убийства
и  разрушения.  Но  часто  пессимистич.  мотивы  сочетаются  у   Ш.   со
стремлением к прекрасному, возвышенному. Историч.  драма  "Регент  Ошин"
(1929, Париж) знаменует возврат Ш. к реализму, разоблачает пагубную  для
судеб  Армении  политику  зап.  держав  и  "западную  ориентацию"   арм.
бурж.-националистич. движения.  Пьесы  Ш.-  "Старые  боги",  "Император"
ставились любительскими арм. труппами  Бейрута,  Каира,  Парижа,  Софии,
Бухареста. Широко шли в дореволюц. арм. т-ре, на сов. сцене ставились до
1927 в арм.т-рах Еревана, Ленинакана, Баку, Тбилиси.
   Соч.: Старые боги, в кн.: Сб. армянской литературы, П., 1916. Р. Гр.
   ШАНТЫРЬ, Григории Михайлович (р. 23.VI. 1923) - рус. сов. композитор.
В 1949 окончил Моск. консерваторию, где учился по классу композиции у А.
Н. Александрова и Е. К. Голубева. Автор опер "Город  юности"  по  роману
"Мужество" В. К. Кетлинской  (1957,  Челябинск;  Одесса;  Муз.  т-р  им.
Станиславского и Немировича-Данченко, Москва) и "Два капитана" по роману
В. А. Каверина (1965, Челябинск), романсы и др.
   Лит.: Ш у м с к а я Н., Григорий Шантырь, М., 1958. Б.Ш.
   ШАНШИАШВЙЛИ, Сандро (Александр) Ильич [р. 12(24). VI. 1888]  -  груз.
сов. драматург, поэт. Засл. деят. иск-в Груз.  ССР  (1930).  Деп.  Верх.
Совета Груз. ССР 4-5-го созывов. Учился в Тифлисской духовной семинарии,
затем в гимназии и художеств. уч-ще. Начал лит. деятельность в  1904.  В
1911-14 учился в Германии на  историко-филологич.  ф-тах  Берлинского  и
Лейпцигского ун-тов. Пьеса Ш. "Судьба поэта" (1910)- результат увлечения
романтизмом. После возвращения из Германии в  творчестве  Ш.  проявилось
влияние символизма; пьеса  "Бердо-Змания"  (1916,  пост.  С.  Ах-метели,
1920, Тбилисский т-р груз. драмы) отразила пессимистич. настроения мелко
бурж. интеллигенции. Ш. написал  историч.  драму  "Некоронованные  цари"
(3-й вариант этой драмы под назв. "Георгий  Саакадзе"  пост.  Т-ром  им.
Руставели, 1940), показавшую борьбу груз. народа за свободу в  1-й  пол.
17 в.
   После установления в Грузии Сов. власти  Ш.  стал  активным  деятелем
нового  т-ра.  Он  написал  пьесы:  "Спартак"  (1922;  Т-р  товарищества
акт„ров), "Герой Эрети" (пост. К. Марджанишвили и С.  Ахме-тели  в  Т-ре
им.     Руставели,     1924)     о     восстании     крестьян     против
угнетателей-князей-феодалов. Этапом в развитии  груз.  сов.  т-ра  стала
пост. пьесы Ш. "Анзор" по пьесе Вс. Иванова  "Бронепоезд  14-69"  (1928,
Т-р им. Руставели, пост. С. Ахметели  и  А.  Васадзе).  Наиболее  зрелое
драматургич. произв. Ш., знаменовавшее утверждение в груз. драматургии и
т-ре метода социалистич. реализма,- драматич.  поэма  "Арсен"  (Т-р  им.
Руставели, пост. А. Васадзе, 1936). В этой пьесе показана  борьба  груз.
крестьянства во главе с Арсеном Одзелашвили  против  князей-помещиков  и
царского самодержавия.  Ш.  принадлежат  также  пьесы:  "Трое"  (1931)-о
дружбе народов Закавказья, "Поладаури" (1938), "Новые  основы"  (1947)-о
развитии колхозного строя в Грузии.
   Историч. пьесы Ш.  "Герой  Крцаниси"  (1943,  Т-р  им.  Руставели)  и
"Хевисбери Гоча" (по  о.  п.  А.  Каз-беги,  1945,  Т-р  им.  Руставели)
отличаются  романтич.  пафосом,  динамичностью  в   развитии   действия,
живостью и лаконичностью языка.

Страницы: «« « 2579   2580   2581   2582   2583   2584   2585   2586   2587  2588   2589   2590   2591   2592   2593   2594   2595   2596   2597  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия