Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2588   2589   2590   2591   2592   2593   2594   2595   2596  2597   2598   2599   2600   2601   2602   2603   2604   2605   2606  » »»

Мели-занда ("Пелеас и Мелизан-да" Дебюсси), Умница (о. п.  Орфа)  и  др.
Выступает как концертная певица.
   Лит.: Рубин М., 3 портрета, "Сов. музыка", 1962, ј 4. В. Ю.
   ШВЕДОВ,  Дмитрий  Николаевич  [р.  21.Х1(З.ХП).  1899]  -  рус.  сов.
композитор, дириж„р, педагог. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943) и  Абх.
АССР (1961). В 1918 окончил Моск.  синодальное  уч-ще  (педагоги  А.  Д.
Кастальский, Викт. С. Калинников, Н. С. Голованов,  Н.  М.  Данилин).  В
1916-18- концертмейстер  и  хормейстер  оперы  Нар.  дома  в  Москве,  в
1918-19- дириж„р оперы Совдепа в Козлове (ныне Мичуринск), в  1919-21  -
дириж„р оперных т-ров в Самаре (ныне Куйбышев)  и  Саратове.  Затем  был
дириж„ром  Т-ра  муз.  драмы  в  Москве  (1921),  Гос.  оперы  в  Самаре
(1921-23), Муз. т-ра им. Немировича-Данченко (1928, Москва). Автор опер:
"Ревизор" по Гоголю (соч. 1934),  "Изгнанники"  (соч.  1937);  музыки  к
спектаклям Тбилисского т-ра им. Грибоедова. Вед„т педагогич.  работу.  В
1923-31-  рук.   оперного   класса   в   Петроградской   (Ленинградской)
консерватории, с 1931 - преподаватель, с  1941  -  профессор  Тбилисской
консерватории по классу камерного пения.
   Лит.: [Д з и д з а д з e Е.], Д. Н. Шведов, Тб., 1960. Д. Ив.
   ШВЕДСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Первые сохранившиеся произв. Ш. д. относятся  к
16 в.- эпохе Реформации, когда в ун-тах и  семинариях  широко  ставились
школьные драмы. Одну из наиболее  известных  школьных  драм  "Комедию  о
Тобиасе" (1550) написал выдающийся политич. деятель Реформации О. Петри.
В Швеции школьные и студенч. драмы  заключали  в  себе  ярко  выраженное
актуальное  обществ,  начало.  Таковы  "Забавная  комедия  о  Тисбе"  М.
Астероферуса (1610), "Предательство Иуды" Я. Ронделетиуса (1614),  "Игра
о Геркулесе" С.  Колумбуса  (1669).  В  нек-рых  пьесах  морализаторское
начало сочеталось с реалистически-бытовыми элементами, подчас  комедийно
изображался быт студентов, бюргеров, крестьян:
   "Нытик" Я. Кронандера (1647), "Комедия о блудном сыне" (1645), "Иосиф
Прекрасный" С. Браска (1644). Ещ„ более решительно порывали со схематич.
канонами школьной драмы и приближались  к  формам  и  тематике  светской
драмы пьесы "Диса" (1611),  "Сигнилль"  (1612),  "Блистательные  рыцари"
(1614) Ю. Мессениуса, "Олоф-король" (1620),  "Комедия  о  могущественном
короле Густаве I" А. Прутса (1622), осн. на  древних  сагах  и  историч.
хрониках. Но подлинно светская Ш. д. возникла лишь в 1-й пол.  18  в.  в
связи с развитием нац. проф. т-ра.  Наибольшее  распространение  в  этот
период получила просветительская "комедия  нравов",  испытавшая  сильное
влияние творчества Мольера и Л. Хольберга. Меткую, ироничную изд„вку над
дворянской  спесью  и  тупым  меркантилизмом  буржуа,  осмеяние  нелепых
обычаев содержали пьесы "Утонч„нные вкусы"  (1721)  и  "Шведский  франт"
(1737) К. Гюлленборга, "Завистник"  У.  Далина  (1738),  "Фру  Рангшюк",
"Хокан Скряга" (обе в 1838), "Сумасшедший дом" (1741)  Р.  Моде,  "Барон
Шельфлок и фрекен Граннлага", "Счастливое  банкротство"  (обе  в  1753),
"Порка" (1755) Ю. Стагнели-уса, "Место встреч"  К.  Кнеппеля  (1750).  В
70-е гг. 18 в. в условиях "просвещ„нного абсолютизма" критич.  тенденции
Ш. д. уступили место националистич. истолкованию эпизодов швед. истории,
сочетавшемуся  с  эпигонским  подражанием  поэтике  франц.  классицизма:
"Домальд" А. Ристелля (1777), "Ярл Биргер" Г. Адлербета (1782), "Ода" К.
Леопольда (1790) и др. Монархич. идеи утверждались  в  помпезных  драмах
короля Густава III: "Густав Адольф и Эбба Брахе" (1784), "Сири  Брахе  и
Юхан Гюлленшерна" (1787), "Один за всех" (1788), "Алексей  Михайлович  и
Наталья Нарышкина" (1789). Официозной парадности "густа-вианской"  драмы
противостояли пьесы,  в  к-рых  сквозь  контуры  классицизма  проступало
романтич.  мировосприятие,  звучали  мотивы  свободолюбия,   интерес   к
переживаниям человека: "Сусанна" Я. Вал-ленберга (1778), "Эрик  XIV"  Б.
Лиднера (1782), "Эйлиф" (1804),  "Агне"  (1812)  П.  Линга,  "Эрик  XIV"
(1827), "Биргер и его род" (1837), "Густав Адольф в Германии" (1838)  Б.
Бескова. В сер. 19  в.  появились  "Эрик  XIV"  (1846),  "Последние  дни
Густава I" (1856) и "Юность Карла XII" (1858) Ю. Б„рьес-сона, '"Люсидор"
X. Вийкандера (1854) и др. Видный драматург этого периода  А.  Т.  Бланш
писал   комедии,    реалистически    отражавшие    совр.    ему    швед.
действительность:   "Богатый   дядя"    (1845),    "Подкидыш"    (1847),
"Странствующая труппа" (1848) и др. Пьесы Бланша, демократичные по своей
направленности, показывали повседневную жизнь простых людей в Стокгольме
и  провинции,  изображали  крестьянский  быт,  использовали  фольклорные
мотивы.  Они  подготовили  популярность  зингшпиля   ("Верм-ландцы"   Ф.
Дальгрена, 1846, и  др.).  Особое  место  в  Ш.  д.  заняли  произв.  К.
Алъмквиста:  "Драгоценности  королевы"   (1834),   "Коломбина"   (1835),
"Амо-рина"  (1839),  в  к-рых  глубокое  понимание  осн.  философских  и
социальных проблем эпохи сочеталось с романтич. гротеском и мистицизмом.
   Центр, явление Ш. д. конца 19-нач.  20  вв.-сложное  и  многообразное
творчество И. А. Стриндберга. Бунтарский пафос,  яркая  антибуржуазность
постоянно сопутствовали идейно-эстетич. исканиям Стриндберга. В условиях
провинциальной Швеции  19  в.  драматург  ощутил  и  выразил  с  могучей
художеств. силой трагич. конфликт человека с самим собой. Вершиной Ш. д.
стал цикл стриндберговских историч. драм: "Мастер Олоф" (1872),  "Густав
Ваза" (1899), "Эрик XIV" (1899), "Кристина" (1901), "Карл  XII"  (1901),
"Густав III" (1902) и др., к-рые нанесли удар парадному романтизму, дали
совр. освещение историч. событий. Ломка  социальных  и  духовных  устоев
общества отражена в натуралистич. драмах Стринд-берга "Товарищи" (1886),
"Отец" (1887), "Фрекен Юлия" (1889),  "Пария"  (1889),  "Связь"  (1892),
"Преступление и преступление" (1898), "Пасха" (1901), а позднее -  в  т.
н. каммарспелях "Непогода", "Выжжена земля",  "Пеликан"  (все  в  1907),
"Соната призраков" (1908), в к-рых символич. обобщ„нность  характеров  и
обстоятельств достигает  большой  масштабности.  Философская  сложность,
новаторское проникновение в глубины человеческого сознания характеризуют
т. н. драмы скитаний Стриндберга,  где  странствия  героев,  их  путевые
впечатления - лишь внешнее выражение самопознания, поисков нравственного
идеала: "Путешествие Счастливчика Пера" (1881), "Ключи от  рая"  (1890),
"Большая дорога"  (1910).  Ощущение  дисгармонии  мира,  хаотич.  синтез
реальных событий и потока сознания человека  присущи  "драмам  скитаний"
"Путь в Дамаск" (чч. 1-3, 1900-01), "Игра мечты" (1907). В это же  время
работали драматурги, в произв. к-рых, написанных под влиянием творчества
Г. Ибсена, проявились социально-критич. тенденции, осуждалось  ханжество
бурж. морали: А. Агрелль  ("Запуганные",  1883,  "Приговор„нные",  1884,
"Ингрид", 1900),  А.  Лефлер  ("Правдивые  женщины",  1883),  О.  Хансон
("Занес„нный снегом", 1889), Я. С„дерберг ("Гертруда",  1906,  "Вечерняя
звезда",  1912).  В  жанре  драмы   писали   и   нек-рые   представители
неоромантизма,  поэтизировавшие   патриархальный   крестьянский   уклад,
противопоставлявшие абстрактные духовные ценности бурж.  отношениям:  В.

Страницы: «« « 2588   2589   2590   2591   2592   2593   2594   2595   2596  2597   2598   2599   2600   2601   2602   2603   2604   2605   2606  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия