|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2588 2589 2590 2591 2592 2593 2594 2595 2596 2597 2598 2599 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 » »» Мели-занда ("Пелеас и Мелизан-да" Дебюсси), Умница (о. п. Орфа) и др.
Выступает как концертная певица.
Лит.: Рубин М., 3 портрета, "Сов. музыка", 1962, ј 4. В. Ю.
ШВЕДОВ, Дмитрий Николаевич [р. 21.Х1(З.ХП). 1899] - рус. сов.
композитор, дириж„р, педагог. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943) и Абх.
АССР (1961). В 1918 окончил Моск. синодальное уч-ще (педагоги А. Д.
Кастальский, Викт. С. Калинников, Н. С. Голованов, Н. М. Данилин). В
1916-18- концертмейстер и хормейстер оперы Нар. дома в Москве, в
1918-19- дириж„р оперы Совдепа в Козлове (ныне Мичуринск), в 1919-21 -
дириж„р оперных т-ров в Самаре (ныне Куйбышев) и Саратове. Затем был
дириж„ром Т-ра муз. драмы в Москве (1921), Гос. оперы в Самаре
(1921-23), Муз. т-ра им. Немировича-Данченко (1928, Москва). Автор опер:
"Ревизор" по Гоголю (соч. 1934), "Изгнанники" (соч. 1937); музыки к
спектаклям Тбилисского т-ра им. Грибоедова. Вед„т педагогич. работу. В
1923-31- рук. оперного класса в Петроградской (Ленинградской)
консерватории, с 1931 - преподаватель, с 1941 - профессор Тбилисской
консерватории по классу камерного пения.
Лит.: [Д з и д з а д з e Е.], Д. Н. Шведов, Тб., 1960. Д. Ив.
ШВЕДСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Первые сохранившиеся произв. Ш. д. относятся к
16 в.- эпохе Реформации, когда в ун-тах и семинариях широко ставились
школьные драмы. Одну из наиболее известных школьных драм "Комедию о
Тобиасе" (1550) написал выдающийся политич. деятель Реформации О. Петри.
В Швеции школьные и студенч. драмы заключали в себе ярко выраженное
актуальное обществ, начало. Таковы "Забавная комедия о Тисбе" М.
Астероферуса (1610), "Предательство Иуды" Я. Ронделетиуса (1614), "Игра
о Геркулесе" С. Колумбуса (1669). В нек-рых пьесах морализаторское
начало сочеталось с реалистически-бытовыми элементами, подчас комедийно
изображался быт студентов, бюргеров, крестьян:
"Нытик" Я. Кронандера (1647), "Комедия о блудном сыне" (1645), "Иосиф
Прекрасный" С. Браска (1644). Ещ„ более решительно порывали со схематич.
канонами школьной драмы и приближались к формам и тематике светской
драмы пьесы "Диса" (1611), "Сигнилль" (1612), "Блистательные рыцари"
(1614) Ю. Мессениуса, "Олоф-король" (1620), "Комедия о могущественном
короле Густаве I" А. Прутса (1622), осн. на древних сагах и историч.
хрониках. Но подлинно светская Ш. д. возникла лишь в 1-й пол. 18 в. в
связи с развитием нац. проф. т-ра. Наибольшее распространение в этот
период получила просветительская "комедия нравов", испытавшая сильное
влияние творчества Мольера и Л. Хольберга. Меткую, ироничную изд„вку над
дворянской спесью и тупым меркантилизмом буржуа, осмеяние нелепых
обычаев содержали пьесы "Утонч„нные вкусы" (1721) и "Шведский франт"
(1737) К. Гюлленборга, "Завистник" У. Далина (1738), "Фру Рангшюк",
"Хокан Скряга" (обе в 1838), "Сумасшедший дом" (1741) Р. Моде, "Барон
Шельфлок и фрекен Граннлага", "Счастливое банкротство" (обе в 1753),
"Порка" (1755) Ю. Стагнели-уса, "Место встреч" К. Кнеппеля (1750). В
70-е гг. 18 в. в условиях "просвещ„нного абсолютизма" критич. тенденции
Ш. д. уступили место националистич. истолкованию эпизодов швед. истории,
сочетавшемуся с эпигонским подражанием поэтике франц. классицизма:
"Домальд" А. Ристелля (1777), "Ярл Биргер" Г. Адлербета (1782), "Ода" К.
Леопольда (1790) и др. Монархич. идеи утверждались в помпезных драмах
короля Густава III: "Густав Адольф и Эбба Брахе" (1784), "Сири Брахе и
Юхан Гюлленшерна" (1787), "Один за всех" (1788), "Алексей Михайлович и
Наталья Нарышкина" (1789). Официозной парадности "густа-вианской" драмы
противостояли пьесы, в к-рых сквозь контуры классицизма проступало
романтич. мировосприятие, звучали мотивы свободолюбия, интерес к
переживаниям человека: "Сусанна" Я. Вал-ленберга (1778), "Эрик XIV" Б.
Лиднера (1782), "Эйлиф" (1804), "Агне" (1812) П. Линга, "Эрик XIV"
(1827), "Биргер и его род" (1837), "Густав Адольф в Германии" (1838) Б.
Бескова. В сер. 19 в. появились "Эрик XIV" (1846), "Последние дни
Густава I" (1856) и "Юность Карла XII" (1858) Ю. Б„рьес-сона, '"Люсидор"
X. Вийкандера (1854) и др. Видный драматург этого периода А. Т. Бланш
писал комедии, реалистически отражавшие совр. ему швед.
действительность: "Богатый дядя" (1845), "Подкидыш" (1847),
"Странствующая труппа" (1848) и др. Пьесы Бланша, демократичные по своей
направленности, показывали повседневную жизнь простых людей в Стокгольме
и провинции, изображали крестьянский быт, использовали фольклорные
мотивы. Они подготовили популярность зингшпиля ("Верм-ландцы" Ф.
Дальгрена, 1846, и др.). Особое место в Ш. д. заняли произв. К.
Алъмквиста: "Драгоценности королевы" (1834), "Коломбина" (1835),
"Амо-рина" (1839), в к-рых глубокое понимание осн. философских и
социальных проблем эпохи сочеталось с романтич. гротеском и мистицизмом.
Центр, явление Ш. д. конца 19-нач. 20 вв.-сложное и многообразное
творчество И. А. Стриндберга. Бунтарский пафос, яркая антибуржуазность
постоянно сопутствовали идейно-эстетич. исканиям Стриндберга. В условиях
провинциальной Швеции 19 в. драматург ощутил и выразил с могучей
художеств. силой трагич. конфликт человека с самим собой. Вершиной Ш. д.
стал цикл стриндберговских историч. драм: "Мастер Олоф" (1872), "Густав
Ваза" (1899), "Эрик XIV" (1899), "Кристина" (1901), "Карл XII" (1901),
"Густав III" (1902) и др., к-рые нанесли удар парадному романтизму, дали
совр. освещение историч. событий. Ломка социальных и духовных устоев
общества отражена в натуралистич. драмах Стринд-берга "Товарищи" (1886),
"Отец" (1887), "Фрекен Юлия" (1889), "Пария" (1889), "Связь" (1892),
"Преступление и преступление" (1898), "Пасха" (1901), а позднее - в т.
н. каммарспелях "Непогода", "Выжжена земля", "Пеликан" (все в 1907),
"Соната призраков" (1908), в к-рых символич. обобщ„нность характеров и
обстоятельств достигает большой масштабности. Философская сложность,
новаторское проникновение в глубины человеческого сознания характеризуют
т. н. драмы скитаний Стриндберга, где странствия героев, их путевые
впечатления - лишь внешнее выражение самопознания, поисков нравственного
идеала: "Путешествие Счастливчика Пера" (1881), "Ключи от рая" (1890),
"Большая дорога" (1910). Ощущение дисгармонии мира, хаотич. синтез
реальных событий и потока сознания человека присущи "драмам скитаний"
"Путь в Дамаск" (чч. 1-3, 1900-01), "Игра мечты" (1907). В это же время
работали драматурги, в произв. к-рых, написанных под влиянием творчества
Г. Ибсена, проявились социально-критич. тенденции, осуждалось ханжество
бурж. морали: А. Агрелль ("Запуганные", 1883, "Приговор„нные", 1884,
"Ингрид", 1900), А. Лефлер ("Правдивые женщины", 1883), О. Хансон
("Занес„нный снегом", 1889), Я. С„дерберг ("Гертруда", 1906, "Вечерняя
звезда", 1912). В жанре драмы писали и нек-рые представители
неоромантизма, поэтизировавшие патриархальный крестьянский уклад,
противопоставлявшие абстрактные духовные ценности бурж. отношениям: В.
Страницы: «« « 2588 2589 2590 2591 2592 2593 2594 2595 2596 2597 2598 2599 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |