|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2591 2592 2593 2594 2595 2596 2597 2598 2599 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 » »» школы, готовящие акт„ров. С 1921 изда„тся театр. журнал "Сен о салон".
Научно-исследовательскую и популяризаторскую работу в области театр.
иск-ва вед„т Театр. музей при Дротнингхолъм-ском дворцовом театре.
Лит.: PersonneN., Svensk teatern, bd l-8, Stuckh., 1913-27; N o r d e
n s v a n G., Svensk teater och svenska skadespelare, bd 1-2, Stockh.,
1917-1918; B e i j c r A., Teaterrecensioner 1925-1949, Stockh., 1954;
Hillestrom G., Theatre and hallet in Sweden, Stockh., 1953; Dramaten 175
ar. Studier i svensk scenkonst, Stockh., 1963. Вл. М.
Музыкальный театр. Опера. Первые оперные представления в Швеции были
даны в 1652 итал. труппой В. Альбричи. Итал. и франц. оперные труппы
гастролировали в Швеции в конце 17 и сер. 18 вв., часть певцов осталась
в Стокгольме. Ф. Ут-тини (с 1768 - придворный капельмейстер) написал
оперный спектакль "Фетида и Полей" и пост. в 1773 с вновь созданной им
труппой. Эта труппа составила основу т-ра Шведской королевской оперы.
Первые оперы на шведском яз. были сочинены нем. музыкантами- "Густав
Васа" Наумана (1786) и "Густав Адольф и Эбба Брахе" Крауса (1778) на
швед. текст скальда Ю. Кельгрена. В конце 18-19 вв. ставятся произв.
зарубежных композиторов.
Первые произведения швед. композиторов - опера "Фронд„ры" А.
Линдблада (1835), зингшпиль "Люди из Вермланда" А. Рендаля (1846),
"Эстрелла де Сория" Ф. Бервальда (1862) и др. Во 2-й пол. 19 в.
усиливается интерес к нац. фольклору, связанный с развитием в швед.
музыке романтич. направления. Наиболее видные представители этого
направления в опере - И. Хальстр„м ("Плен„нная горным духом", 1874) и Ю.
А. Халлен ("Викинг Харальд", 1881). В конце 19 - нач. 20 вв.
нац.-романтич. тенденции в муз. т-ре продолжали В. П етерсон-Бергер
("Арнльот", 1910, "Пророки страшного суда", 1919), Т. Рангстрем
("Невеста короля", 1919), H. Берг ("Энгельбрект", 1929) п др. Швед.
композиторы 20 в.- К. Аттерберг, Д. Вирен и др., сохраняя верность нац.
муз. традициям, отражали в сво„м творчестве и совр. течения
(экспрессионизм, неоклассицизм и др.). Кроме Швед. королевской оперы,
к-рая приобретает мировую известность, оперы и оперетты ставятся в
театрах Г„теборга, Мальм„; оперетты - в "Оскар-театре" (Стокгольм), муз.
спектакли идут и в Дротнингхолъмском дворцовом театре. Среди выдающихся
швед. исполнителей 1920 вв. певицы: Ж. Линд, Л. Микаэли, С. Абб, Э.
Гулъбрансон, К. Нилъсон, Н. Ларсен-Тодсен, Б. Нилъсон\ певцы: И.
Данстр„м, Ю. Гюнтер, К. Ю. Форселль, Ю. Бъ„рлинг, Э. Бейрон, С.
Бъ„рлинг, Л. Бъ„ркер, А. Ф. Эдман и др.
Лит.: Dahlgren F. A., Forteckning of v er svenska skadespel uppforda
pa Stockholms teatrar 1737-1863, Stockh., 1866; Svanberg J., Kungliga
teatrarne under ett halft sekel 1860-1910, t. 1-2, Stockh., 1917-18; Den
svenka operan genom tiderna, в кн.: Svenska konstnarer..., Stockh.,
1943; M o b e r g C. A., Das Musikleben in Schweden, Hamb., 1956. Вл. О.
Балет. Начиная с 30-х гг. 17 в. в Стокгольме периодически ставились
балетные спектакли. В 1773 была организована постоянная труппа (с 19 в.
носит назв. Королевский балет). В 18 - нач. 19 вв. здесь выступали
преим. дат. и франц. танцовщики. Первым швед. балетмейстером был А.
Селиндер, к-рый познакомил швед. зрителей с романтич. балетом (40-е гг.
19 в.). В кон. 19 - нач. 20 вв. швед. балет приш„л в упадок. Приезд в
страну в 1913 рус. танцовщика и балетмейстера M. M. Фокина способствовал
развитию швед. балета. В 20-е годы была организована труппа "Шведский
балет", к-рая успешно выступала в Париже. Труппу возглавлял Я. Берлин -
ученик Фокина. Берлин пост. несколько балетов, используя нац. фольклор
("Ночь на Ивана Купалу" Альфвена), но гл. обр. труппа ставила балеты
франц. композиторов. Спектакли оформляли также франц. художники
("Сотворение мира" Мийо в оформлении Ф. Леже и др.). В этой труппе
выдвинулись артистки Е. Хассельк-вист и К. Ари. В 30-е гг. швед. балет
испытал сильное влияние свободного и экспрессионистского танцев,
пропагандистом к-рого был танцовщик Ю. Альго. После 2-й мировой войны в
Королевском балете работали англ. танцовщики, в частности M. Скипинг,
поставившая классич. балеты, а также англ. балетмейстер А. Тюдор,
возглавлявший эту труппу в 1962- 1964 и осуществивший здесь свои
известные пост.: "Огненный столп" на муз. Ш„нберга, "фрачные элегии" на
муз. Малера и др. С 1964 труппу возглавляет канадский танцовщик и
балетмейстер Б. Макдоналд. Наиболее известные швед. балетмейстеры Б.
Кулъберг, И. Крамер и Б. Окессон. В своих пост. они используют классич.
танец, сочетая его со свободным танцем. Балетмейстеры обращаются к нац.
сюжетам, привлекают швед. композиторов. В числе пост. 50-60-х гг.:
"Рыцарь и шесть принцесс" Нюстр„ма, "Сизиф" Блум-даля, "Бендик и
Аролилья" С„нстервольда, "Икар" Бека и др. Наиболее известные швед.
артисты балета (60-е гг.): Г. Линдгрен, Э. M. Розен, Э. Раш, M.
Ор-ландо, И. Броссе, Г.Андерсон, Т. Лагерборг, братья M. и Ю.
Менгарелли, Б. Хольмгрен, В. Сендберг, Т. Родин, Э. Клавсен, К. Селлинг
и др. Е. С.
ШВЕЙЦАРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Драма и театр. иск-во в Швейцарии
развивались на тр„х ЯУ.- французском, немецком и итальянском.
Театр и драматургия на франц. я з. складывались на основе
церковно-ритуального действа. Среди первых известных драм.
произв."Диспут между душой и телом", "Мистерия о мироздании" (15 в.). В
16 в. во время Реформации в протестантских кантонах Швейцарии
создавались пьесы, направленные против католицизма: "Нравоучение о
недуге христиан" M. Маленгра (1533, Невшатель), "Комедия о кончине
больного папы" К. Бадиуса (1561), "Комедия о недужном мире с пустым
брюхом" Ж. Бьенвеню (1568, Женева). Наиболее крупный деятель
протестантской драматургии кальвинист Т. Веза написал антикатолич. драму
в стихах "Жертвоприношение Авраама" (1552, Лозанна). В 16 в. была
написана первая "игра о Телле" (Teilspiel) "Тень Штауффахера" Ж. Дюшена
(1584). Получил распространение жанр фастнахтшпиля: "Комедия о людях,
взыскующих доироги времени, и .uci.if.iiirtuivi u-боре", "Матушка Дурь и
батюшка Бонтан" (1523), в к-рых проявились черты боевой политич. сатиры.
В 17 в. т-р и драматургия в протестантских областях Швейцарии
подвергались преследованиям, шла борьба между сторонниками и
противниками т-р а. В католич. кантонах театр. жизнь была более
активной, но пьесы писались гл. обр. на лат. яз. Лишь в 1738 в Женеве
появилась первая проф. труппа и в течение 2 лет играла пьесы французских
драматургов.
Большое значение для Ш. т. и д. имело многолетнее пребывание в
Швейцарии Вольтера, жившего с 1754 близ Женевы (имение Делис), в 1758-78
- в Фер-не. В домашних т-рах под рук. Вольтера, а также в Лозанне и
Женеве ставились его пьесы: "Заира", "Китайский сирота", "Магомет",
Страницы: «« « 2591 2592 2593 2594 2595 2596 2597 2598 2599 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |