Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2591   2592   2593   2594   2595   2596   2597   2598   2599  2600   2601   2602   2603   2604   2605   2606   2607   2608   2609  » »»

школы, готовящие акт„ров. С 1921 изда„тся театр. журнал "Сен  о  салон".
Научно-исследовательскую и популяризаторскую  работу  в  области  театр.
иск-ва вед„т Театр. музей при Дротнингхолъм-ском дворцовом театре.
   Лит.: PersonneN., Svensk teatern, bd l-8, Stuckh., 1913-27; N o r d e
n s v a n G., Svensk teater och svenska skadespelare, bd  1-2,  Stockh.,
1917-1918; B e i j c r A., Teaterrecensioner 1925-1949,  Stockh.,  1954;
Hillestrom G., Theatre and hallet in Sweden, Stockh., 1953; Dramaten 175
ar. Studier i svensk scenkonst, Stockh., 1963. Вл. М.
   Музыкальный театр. Опера. Первые оперные представления в Швеции  были
даны в 1652 итал. труппой В. Альбричи. Итал.  и  франц.  оперные  труппы
гастролировали в Швеции в конце 17 и сер. 18 вв., часть певцов  осталась
в Стокгольме. Ф. Ут-тини (с 1768  -  придворный  капельмейстер)  написал
оперный спектакль "Фетида и Полей" и пост. в 1773 с вновь  созданной  им
труппой. Эта труппа составила основу т-ра  Шведской  королевской  оперы.
Первые оперы на шведском яз. были  сочинены  нем.  музыкантами-  "Густав
Васа" Наумана (1786) и "Густав Адольф и Эбба  Брахе"  Крауса  (1778)  на
швед. текст скальда Ю. Кельгрена. В конце  18-19  вв.  ставятся  произв.
зарубежных композиторов.
   Первые  произведения  швед.  композиторов  -  опера   "Фронд„ры"   А.
Линдблада (1835), зингшпиль  "Люди  из  Вермланда"  А.  Рендаля  (1846),
"Эстрелла де Сория" Ф.  Бервальда  (1862)  и  др.  Во  2-й  пол.  19  в.
усиливается интерес к нац. фольклору,  связанный  с  развитием  в  швед.
музыке  романтич.  направления.  Наиболее  видные  представители   этого
направления в опере - И. Хальстр„м ("Плен„нная горным духом", 1874) и Ю.
А.  Халлен  ("Викинг  Харальд",  1881).  В  конце  19  -  нач.  20   вв.
нац.-романтич. тенденции в муз.  т-ре  продолжали  В.  П  етерсон-Бергер
("Арнльот",  1910,  "Пророки  страшного  суда",  1919),   Т.   Рангстрем
("Невеста короля", 1919), H. Берг  ("Энгельбрект",  1929)  п  др.  Швед.
композиторы 20 в.- К. Аттерберг, Д. Вирен и др., сохраняя верность  нац.
муз.  традициям,  отражали  в   сво„м   творчестве   и   совр.   течения
(экспрессионизм, неоклассицизм и др.). Кроме  Швед.  королевской  оперы,
к-рая приобретает мировую  известность,  оперы  и  оперетты  ставятся  в
театрах Г„теборга, Мальм„; оперетты - в "Оскар-театре" (Стокгольм), муз.
спектакли идут и в Дротнингхолъмском дворцовом театре. Среди  выдающихся
швед. исполнителей 1920 вв. певицы: Ж. Линд,  Л.  Микаэли,  С.  Абб,  Э.
Гулъбрансон,  К.  Нилъсон,  Н.  Ларсен-Тодсен,  Б.  Нилъсон\  певцы:  И.
Данстр„м, Ю.  Гюнтер,  К.  Ю.  Форселль,  Ю.  Бъ„рлинг,  Э.  Бейрон,  С.
Бъ„рлинг, Л. Бъ„ркер, А. Ф. Эдман и др.
   Лит.: Dahlgren F. A., Forteckning of v er svenska skadespel  uppforda
pa Stockholms teatrar 1737-1863, Stockh., 1866;  Svanberg  J.,  Kungliga
teatrarne under ett halft sekel 1860-1910, t. 1-2, Stockh., 1917-18; Den
svenka operan genom tiderna,  в  кн.:  Svenska  konstnarer...,  Stockh.,
1943; M o b e r g C. A., Das Musikleben in Schweden, Hamb., 1956. Вл. О.
   Балет. Начиная с 30-х гг. 17 в. в Стокгольме  периодически  ставились
балетные спектакли. В 1773 была организована постоянная труппа (с 19  в.
носит назв. Королевский балет). В 18  -  нач.  19  вв.  здесь  выступали
преим. дат. и франц. танцовщики.  Первым  швед.  балетмейстером  был  А.
Селиндер, к-рый познакомил швед. зрителей с романтич. балетом (40-е  гг.
19 в.). В кон. 19 - нач. 20 вв. швед. балет приш„л в  упадок.  Приезд  в
страну в 1913 рус. танцовщика и балетмейстера M. M. Фокина способствовал
развитию швед. балета. В 20-е годы была  организована  труппа  "Шведский
балет", к-рая успешно выступала в Париже. Труппу возглавлял Я. Берлин  -
ученик Фокина. Берлин пост. несколько балетов, используя  нац.  фольклор
("Ночь на Ивана Купалу" Альфвена), но гл.  обр.  труппа  ставила  балеты
франц.  композиторов.  Спектакли  оформляли   также   франц.   художники
("Сотворение мира" Мийо в оформлении Ф.  Леже  и  др.).  В  этой  труппе
выдвинулись артистки Е. Хассельк-вист и К. Ари. В 30-е гг.  швед.  балет
испытал  сильное  влияние  свободного  и   экспрессионистского   танцев,
пропагандистом к-рого был танцовщик Ю. Альго. После 2-й мировой войны  в
Королевском балете работали англ. танцовщики, в  частности  M.  Скипинг,
поставившая классич.  балеты,  а  также  англ.  балетмейстер  А.  Тюдор,
возглавлявший эту  труппу  в  1962-  1964  и  осуществивший  здесь  свои
известные пост.: "Огненный столп" на муз. Ш„нберга, "фрачные элегии"  на
муз. Малера и др.  С  1964  труппу  возглавляет  канадский  танцовщик  и
балетмейстер Б. Макдоналд. Наиболее  известные  швед.  балетмейстеры  Б.
Кулъберг, И. Крамер и Б. Окессон. В своих пост. они используют  классич.
танец, сочетая его со свободным танцем. Балетмейстеры обращаются к  нац.
сюжетам, привлекают швед. композиторов. В числе пост. 50-60-х гг.:
   "Рыцарь и шесть принцесс"  Нюстр„ма,  "Сизиф"  Блум-даля,  "Бендик  и
Аролилья" С„нстервольда, "Икар" Бека  и  др.  Наиболее  известные  швед.
артисты балета (60-е  гг.):  Г.  Линдгрен,  Э.  M.  Розен,  Э.  Раш,  M.
Ор-ландо,  И.  Броссе,  Г.Андерсон,  Т.  Лагерборг,  братья  M.   и   Ю.
Менгарелли, Б. Хольмгрен, В. Сендберг, Т. Родин, Э. Клавсен, К.  Селлинг
и др. Е. С.
   ШВЕЙЦАРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Драма и театр.  иск-во  в  Швейцарии
развивались на тр„х ЯУ.- французском, немецком и итальянском.
   Театр  и  драматургия  на  франц.  я  з.   складывались   на   основе
церковно-ритуального   действа.    Среди    первых    известных    драм.
произв."Диспут между душой и телом", "Мистерия о мироздании" (15 в.).  В
16  в.  во  время  Реформации  в   протестантских   кантонах   Швейцарии
создавались  пьесы,  направленные  против  католицизма:  "Нравоучение  о
недуге христиан" M.  Маленгра  (1533,  Невшатель),  "Комедия  о  кончине
больного папы" К. Бадиуса (1561), "Комедия  о  недужном  мире  с  пустым
брюхом"  Ж.  Бьенвеню   (1568,   Женева).   Наиболее   крупный   деятель
протестантской драматургии кальвинист Т. Веза написал антикатолич. драму
в стихах "Жертвоприношение  Авраама"  (1552,  Лозанна).  В  16  в.  была
написана первая "игра о Телле" (Teilspiel) "Тень Штауффахера" Ж.  Дюшена
(1584). Получил распространение жанр фастнахтшпиля:  "Комедия  о  людях,
взыскующих доироги времени, и .uci.if.iiirtuivi u-боре", "Матушка Дурь и
батюшка Бонтан" (1523), в к-рых проявились черты боевой политич. сатиры.
   В 17  в.  т-р  и  драматургия  в  протестантских  областях  Швейцарии
подвергались   преследованиям,   шла   борьба   между   сторонниками   и
противниками  т-р  а.  В  католич.  кантонах  театр.  жизнь  была  более
активной, но пьесы писались гл. обр. на лат. яз. Лишь в  1738  в  Женеве
появилась первая проф. труппа и в течение 2 лет играла пьесы французских
драматургов.
   Большое значение для Ш.  т.  и  д.  имело  многолетнее  пребывание  в
Швейцарии Вольтера, жившего с 1754 близ Женевы (имение Делис), в 1758-78
- в Фер-не. В домашних т-рах под рук. Вольтера,  а  также  в  Лозанне  и
Женеве ставились его  пьесы:  "Заира",  "Китайский  сирота",  "Магомет",

Страницы: «« « 2591   2592   2593   2594   2595   2596   2597   2598   2599  2600   2601   2602   2603   2604   2605   2606   2607   2608   2609  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия