Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2591 2592 2593 2594 2595 2596 2597 2598 2599 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 » »» школы, готовящие акт„ров. С 1921 изда„тся театр. журнал "Сен о салон". Научно-исследовательскую и популяризаторскую работу в области театр. иск-ва вед„т Театр. музей при Дротнингхолъм-ском дворцовом театре. Лит.: PersonneN., Svensk teatern, bd l-8, Stuckh., 1913-27; N o r d e n s v a n G., Svensk teater och svenska skadespelare, bd 1-2, Stockh., 1917-1918; B e i j c r A., Teaterrecensioner 1925-1949, Stockh., 1954; Hillestrom G., Theatre and hallet in Sweden, Stockh., 1953; Dramaten 175 ar. Studier i svensk scenkonst, Stockh., 1963. Вл. М. Музыкальный театр. Опера. Первые оперные представления в Швеции были даны в 1652 итал. труппой В. Альбричи. Итал. и франц. оперные труппы гастролировали в Швеции в конце 17 и сер. 18 вв., часть певцов осталась в Стокгольме. Ф. Ут-тини (с 1768 - придворный капельмейстер) написал оперный спектакль "Фетида и Полей" и пост. в 1773 с вновь созданной им труппой. Эта труппа составила основу т-ра Шведской королевской оперы. Первые оперы на шведском яз. были сочинены нем. музыкантами- "Густав Васа" Наумана (1786) и "Густав Адольф и Эбба Брахе" Крауса (1778) на швед. текст скальда Ю. Кельгрена. В конце 18-19 вв. ставятся произв. зарубежных композиторов. Первые произведения швед. композиторов - опера "Фронд„ры" А. Линдблада (1835), зингшпиль "Люди из Вермланда" А. Рендаля (1846), "Эстрелла де Сория" Ф. Бервальда (1862) и др. Во 2-й пол. 19 в. усиливается интерес к нац. фольклору, связанный с развитием в швед. музыке романтич. направления. Наиболее видные представители этого направления в опере - И. Хальстр„м ("Плен„нная горным духом", 1874) и Ю. А. Халлен ("Викинг Харальд", 1881). В конце 19 - нач. 20 вв. нац.-романтич. тенденции в муз. т-ре продолжали В. П етерсон-Бергер ("Арнльот", 1910, "Пророки страшного суда", 1919), Т. Рангстрем ("Невеста короля", 1919), H. Берг ("Энгельбрект", 1929) п др. Швед. композиторы 20 в.- К. Аттерберг, Д. Вирен и др., сохраняя верность нац. муз. традициям, отражали в сво„м творчестве и совр. течения (экспрессионизм, неоклассицизм и др.). Кроме Швед. королевской оперы, к-рая приобретает мировую известность, оперы и оперетты ставятся в театрах Г„теборга, Мальм„; оперетты - в "Оскар-театре" (Стокгольм), муз. спектакли идут и в Дротнингхолъмском дворцовом театре. Среди выдающихся швед. исполнителей 1920 вв. певицы: Ж. Линд, Л. Микаэли, С. Абб, Э. Гулъбрансон, К. Нилъсон, Н. Ларсен-Тодсен, Б. Нилъсон\ певцы: И. Данстр„м, Ю. Гюнтер, К. Ю. Форселль, Ю. Бъ„рлинг, Э. Бейрон, С. Бъ„рлинг, Л. Бъ„ркер, А. Ф. Эдман и др. Лит.: Dahlgren F. A., Forteckning of v er svenska skadespel uppforda pa Stockholms teatrar 1737-1863, Stockh., 1866; Svanberg J., Kungliga teatrarne under ett halft sekel 1860-1910, t. 1-2, Stockh., 1917-18; Den svenka operan genom tiderna, в кн.: Svenska konstnarer..., Stockh., 1943; M o b e r g C. A., Das Musikleben in Schweden, Hamb., 1956. Вл. О. Балет. Начиная с 30-х гг. 17 в. в Стокгольме периодически ставились балетные спектакли. В 1773 была организована постоянная труппа (с 19 в. носит назв. Королевский балет). В 18 - нач. 19 вв. здесь выступали преим. дат. и франц. танцовщики. Первым швед. балетмейстером был А. Селиндер, к-рый познакомил швед. зрителей с романтич. балетом (40-е гг. 19 в.). В кон. 19 - нач. 20 вв. швед. балет приш„л в упадок. Приезд в страну в 1913 рус. танцовщика и балетмейстера M. M. Фокина способствовал развитию швед. балета. В 20-е годы была организована труппа "Шведский балет", к-рая успешно выступала в Париже. Труппу возглавлял Я. Берлин - ученик Фокина. Берлин пост. несколько балетов, используя нац. фольклор ("Ночь на Ивана Купалу" Альфвена), но гл. обр. труппа ставила балеты франц. композиторов. Спектакли оформляли также франц. художники ("Сотворение мира" Мийо в оформлении Ф. Леже и др.). В этой труппе выдвинулись артистки Е. Хассельк-вист и К. Ари. В 30-е гг. швед. балет испытал сильное влияние свободного и экспрессионистского танцев, пропагандистом к-рого был танцовщик Ю. Альго. После 2-й мировой войны в Королевском балете работали англ. танцовщики, в частности M. Скипинг, поставившая классич. балеты, а также англ. балетмейстер А. Тюдор, возглавлявший эту труппу в 1962- 1964 и осуществивший здесь свои известные пост.: "Огненный столп" на муз. Ш„нберга, "фрачные элегии" на муз. Малера и др. С 1964 труппу возглавляет канадский танцовщик и балетмейстер Б. Макдоналд. Наиболее известные швед. балетмейстеры Б. Кулъберг, И. Крамер и Б. Окессон. В своих пост. они используют классич. танец, сочетая его со свободным танцем. Балетмейстеры обращаются к нац. сюжетам, привлекают швед. композиторов. В числе пост. 50-60-х гг.: "Рыцарь и шесть принцесс" Нюстр„ма, "Сизиф" Блум-даля, "Бендик и Аролилья" С„нстервольда, "Икар" Бека и др. Наиболее известные швед. артисты балета (60-е гг.): Г. Линдгрен, Э. M. Розен, Э. Раш, M. Ор-ландо, И. Броссе, Г.Андерсон, Т. Лагерборг, братья M. и Ю. Менгарелли, Б. Хольмгрен, В. Сендберг, Т. Родин, Э. Клавсен, К. Селлинг и др. Е. С. ШВЕЙЦАРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Драма и театр. иск-во в Швейцарии развивались на тр„х ЯУ.- французском, немецком и итальянском. Театр и драматургия на франц. я з. складывались на основе церковно-ритуального действа. Среди первых известных драм. произв."Диспут между душой и телом", "Мистерия о мироздании" (15 в.). В 16 в. во время Реформации в протестантских кантонах Швейцарии создавались пьесы, направленные против католицизма: "Нравоучение о недуге христиан" M. Маленгра (1533, Невшатель), "Комедия о кончине больного папы" К. Бадиуса (1561), "Комедия о недужном мире с пустым брюхом" Ж. Бьенвеню (1568, Женева). Наиболее крупный деятель протестантской драматургии кальвинист Т. Веза написал антикатолич. драму в стихах "Жертвоприношение Авраама" (1552, Лозанна). В 16 в. была написана первая "игра о Телле" (Teilspiel) "Тень Штауффахера" Ж. Дюшена (1584). Получил распространение жанр фастнахтшпиля: "Комедия о людях, взыскующих доироги времени, и .uci.if.iiirtuivi u-боре", "Матушка Дурь и батюшка Бонтан" (1523), в к-рых проявились черты боевой политич. сатиры. В 17 в. т-р и драматургия в протестантских областях Швейцарии подвергались преследованиям, шла борьба между сторонниками и противниками т-р а. В католич. кантонах театр. жизнь была более активной, но пьесы писались гл. обр. на лат. яз. Лишь в 1738 в Женеве появилась первая проф. труппа и в течение 2 лет играла пьесы французских драматургов. Большое значение для Ш. т. и д. имело многолетнее пребывание в Швейцарии Вольтера, жившего с 1754 близ Женевы (имение Делис), в 1758-78 - в Фер-не. В домашних т-рах под рук. Вольтера, а также в Лозанне и Женеве ставились его пьесы: "Заира", "Китайский сирота", "Магомет", Страницы: «« « 2591 2592 2593 2594 2595 2596 2597 2598 2599 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |