Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2589   2590   2591   2592   2593   2594   2595   2596   2597  2598   2599   2600   2601   2602   2603   2604   2605   2606   2607  » »»

Хейденстам ("Прялка", 1902, "Когда богини мщения просыпаются", 1905), С.
Лагерл„ф ("Пушинка", 1912), Т. Хедберг ("Иуда", 1895, "Юхан  Ульфшерна",
1907). Бегство от действительности стало ведущим  мотивом  символистских
драм П. Халь-стр„ма -  "Чудо"  (1895),  "Бьянка"  (1900),  "Венецианская
комедия" (1901), "Агасфер" (1908).
   Осн. место в Ш. д. 1-й пол. 20 в. занимали произв. Я. Бергмана  и  П.
Лагерквиста,  отразившие  кризис  мелкобурж.   либерализма,   настроения
отчаяния и скепсиса, характерные для радикальной интеллигенции Швеции. В
ранних драмах Бергмана "Мария, мать Иисуса" (1905),  "Семейная  чистота"
(1907), "Цепь фру Вендлас" (1908) конфликт чистой, благородной  личности
с могущественными силами зла и ненависти раскрывается  в  форме  притчи.
Горьким лиризмом проникнуты его пьесы  "Тень",  "Арлекин  смерти",  "Г-н
Шлееман приходит" (все 1917), драмы "Сага" (1919), "Игорный дом" (1922),
"Ткач из Багдада"  (1923),  развивающие  мотив  безнад„жности,  жизненно
необходимой борьбы человека с тяж„лыми условиями существования. Элементы
социальной сатиры,  реа-листич.  изображение  противоречий  бурж.  строя
содержат трагикомедии  Бергмана  "Эксперимент"  (1918),  "Сведенхьельмы"
(1925), "Доллар" (1926), "Сброд" (1928) и инсценировки  собств.  романов
"Мар-куреллы  из  Вадчепинга"  (1925),  "Бабушка  и   господь"   (1926),
"Завещание   его   превосходительства"   (1929).   Философским    драмам
Лагерквиста "Последний человек" (1917), "Гость действительности" (1925),
"Палач" (1933), "Человек без души" (1936), "Философский камень"  (1947),
"Варавва" (1952)  свойственны  монументальная  обобщ„нность,  лаконичная
экспрессия  образов,  несущих  в  себе  глубокое  обществ,   содержание,
гуманизм, активную ненависть к силам  войны  и  реакции.  Но  позитивное
начало в них почти отсутствует, а пути "борьбы со злом не определены.
   Активно развивалась реалистич. Ш. д. в 30-е гг. 20 в., когда к власти
пришла Социал-демократич. партия, а угроза  фашизма  и  войны  обострила
интерес общественности к злободневным  вопросам  социальной  и  политич.
жизни Швеции. Совр. деревне, процессам классового расслоения, деградации
патриархальных  нравств.  устоев,   разоблачению   кулацкой   психологии
посвящены пьесы В. Муберга: "Базарный день"  (1930),  "Насилие"  (1933),
"Вдовец Ярл"  (1940),  "Наш  неродившийся  сын"  (1945).  С.  Сивертс  в
трагикомедиях "Я был вором" (1931), "Преступление"  (1933),  "Порядочный
человек"  (1933),  "Красота"  (1937),  "Господин  средних  лет"   (1940)
раскрывает   социальные   контрасты   Швеции,   критически   анализирует
мелкобурж. идеологию. Лирич. драмы Р. Юсепсона "Возможно, поэт" (1932) и
"Леопольд, воздушный гимнаст" (1934)  показывают  непримиримый  конфликт
творч.    начала    с     торжествующей     мещанской     стихией.     В
со-циально-психологич. драмах X. Гревениуса "Соня" (1927), "Первое  мая"
(1935), "Поезд ј 56" (1938), "Воспоминания  солдата"  (1946),  "Городок"
(1954)  сочувственно   изображена   среда   рабочих.   Пафосом   рабочей
солидарности, борьбы с политич. реакцией проникнуты драмы  пролетарского
писателя Р. Верн-лунда:  "Святое  семейство"  (1932),  "Мать  и  зв„зды"
(1941), "Подводная лодка 39" (1943). В его пьесе "Вождь" (1935), как и в
драме  "Его  превосходительство"  Б.   Мальмберга   (1942),   обличается
фашистская диктатура.
   В конце 2-й мировой войны в  швед.  лит-ре  и  иск-ве  возник  т.  н.
"фюртиотализм", направление, выразившее протест молод„жи  против  ложных
идеалов,  мелкобурж.  гуманизма  и  терпимости.  Идейным  вожд„м   этого
направления стал С. Дагерман, воспринимавший действительность с  позиций
"критического пессимизма", испытавший воздействие творчества  Ф.  Кафки.
Его драмы "Приговор„нный к смерти"  (1947),  "Мартовские  тени"  (1948),
"Никто не  свободен"  (1949),  "Карьерист"  (1949),  "Необычайный  день"
(1952)  представляют  собой  своеобразный   синтез   реалистического   и
гротескного, в  них  звучат  мотивы  одиночества,  жестокой  абсурдности
существования в бурж. обществе. Беспомощность  человека  перед  смертью,
страх и отчаяние пронизывают "моралите"  И.  Бергмана  "Смерть  Каспера"
(1942), "Як и скоморохи" (1946), "Ракель и  сторож  кинотеатра"  (1946),
"День кончается рано" (1947), "Город" (1951), "Триптих" (1956).  Влияние
"фюртиотализма" сказывается в пьесах А. Стриндберга  "Нейтральный  клуб"
(1945), "Могло случиться" (1949), "Праздник кончается  быстро"  (1950),.
"Мол" (1958), хотя социально-политич. проблемы выражены в них с  большей
реалистич. конкретностью. В полемике с фюртиоталистской "магией  страха"
пишет пьесы Т. Сеттерхольм; в центре его  драматургии  те  же  жизненные
явления и проблемы, но решает он их с позиций критич.  реализма,  изучая
обществ,  закономерности,  причинные  связи:  "Симон-кудесник"   (1950),
"Манекенщица Беатриса" (1954), "Капитан Кид"  (1959),  "Огненное  копь„"
(1961). Популярностью пользуется драма Сеттерхольма "Тигр Харри" (1959),
посв.  совр.  молод„жи.   Идиллич.   представления   о   швед.   деревне
разоблачаются в пьесах С. Лидман "Дочь  пономаря  Йоба"  (1954),  "Айна"
(1956). В жанре политич. памфлета  выступает  Му-берг:  "Судья"  (1957),
"Сказочный принц" (1962). Заметным явлением в совр. Ш.  д.  стали  пьесы
Юсепсона "Бегство" (1954), "Пирушка" (1956),  "Ророль  в  игре"  (1959),
"Генеральша" (1962), исполненные  тонкого,  подчас  язвительного  юмора,
острой наблюдательности,  насыщенные  протестом  против  эгоцентризма  и
обывательского  самодовольства.  Попытки  обрести   моральные   ценности
показывают пьесы  В.  Аспенстрема  "Аукцион"  (1959),  "Вечное"  (1960),
"Необычайный выбор" (1963), "Рискованная  игра"  (1964).  Среди  молодых
драматургов, начавших свою  деятельность  в  60-е  гг.,-  Б.  Шельд,  Л.
Форселль, К. Хольмгрен.
   Лит.: Горн Фр., История скандинавской литературы, М.. 1894;  Peterson
A., Studier i svenska skoldramat, Gotebore, 1929;  R  у  d  e  l  l  C.,
Adertonhimdratalets historiska  skadespel  i  Sverige  fore  Strindberg,
Stockh., 1928; War-bur g K., Det svenska lustspelet under  Frihetstiden,
Goteborg,  1876;  Ljunggren  G.,  Svenska   dramat   itill   slutet   af
siuttondearhundradet, Stockh., 1864; HallingbergG., Radioteater i 40 ar.
En bok om svenska dramatiker fran 20-ta-Ict fram till  60-talet,Stockh.,
1966; S c h ii c k H., W a r  b  u  r  g  [o.  a.].  Illustrerad  svensk
litteraturhistoria, bd l-8, Stockh., 1926-49. Вл. М.
   ШВЕДСКАЯ КОРОЛЕВСКАЯ ОПЕРА (Svenska Kungliga Operan) -  ведущий  муз.
т-р Швеции. Создана на основе придворной оперной  труппы  в  Стокгольме,
впервые выступившей в 1773 в помещении "Болхюс-театра" (капельмейстер  и
рук. Ф. Уттини). В 1782  труппа  перешла  в  спец.  выстроенное  здание,
выступала там до 1891. В 1898  построено  новое  здание  т-ра  (на  1264
места).  Т-р  управляется  акционерным  об-вом,  получает  субсидии   от
государства и муниципалитета.
   На сцене т-ра пост. почти все швед. оперы, в т. ч. оперы И.  Наумана,
Ф. Бервальда, И. Хальстр„ма и др. С конца 19  в.  здесь  ставятся  оперы
Глюка, Моцарта. Вебера, Россини, Беллини, Доницетти, Мейер-бера, Вагнера

Страницы: «« « 2589   2590   2591   2592   2593   2594   2595   2596   2597  2598   2599   2600   2601   2602   2603   2604   2605   2606   2607  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия