Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2598 2599 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 2613 2614 2615 2616 » »» легендарные, бытовые сюжеты. Предшественники Ш. выработали и ту форму поэтич. речи, к-рая стала господствующей в англ. драме,- белый пятистопный ямбпч. стих. Творчество Ш. явилось ярчайшим художеств. выражением гуманизма на завершающем этапе эпохи Возрождения, когда с наибольшей ясностью обнаружились глубокие социальные противоречия переломной эпохи от феодализма к бурж. строю. Ш. был художником, сочетавшим гуманистич. мировоззрение с подлинно народной оценкой всех жизненных явлении. Его творчество вобрало книжное образование' и устные нар. традиции. Сохраняя нек-рые черты театр. иск-ва средневековья, Ш. обогатил драматургию достижениями античной культуры, воспринятыми гуманистами. Сложное сочетание греко-римских, средневековых элементов с совр. мировоззрением и художеств. устремлениями составило основу творчества Ш. Драматург создавал пьесы для своей труппы, предназначая роли определ„нным исполнителям, хорошо зная их артистич. индивидуальность. Эта тесная связь с повседневной практикой т-ра обусловила особую сценичность произведений Ш., сохранивших силу воздействия на зрителя на протяжении столетии. Современник бурной, насыщенной событиями эпохи, Ш. пережил сложную эволюцию как мыслитель и как художник-драматург. В начальный период деятельности (1590-94) Ш. следует своим предшественникам, особенно Марло и Киду. Он созда„т историч. драмы на сюжеты из врем„н войны Алой и Белой розы (1455 - 85 - "Генрих VI" (3 чч., 1590-92) и "Ричард III" (1593), а также трагедию на др.-рим. сюжет "Тит Андроник" (1594), близкие жанру "кровавой трагедии" (см. "Кровавая драма"). Изображение ужасов войны, коBH{ них интриг и злодейств проникнуто в этих пьесах осуждением феодальной анархии, индивидуалистич. хищничества. Веренице злодеев макиавеллистского типа Ш. противопоставляет благородных героев - Глостер ("Генрих VI", 2-я ч.), рыцарь Толбот ("Генрих VI", 1-я ч.). Однако положит. герои этих пьес менее выразительны, чем персонажи, воплощающие своеволие, кровавую жестокость и деспотизм. Одновременно Ш. созда„т комедийные пьесы - "Комедию ошибок" (1592), "Укрощение строптивой" (1593), тяготеющие к традиции нар. фарса, с его грубым комизмом. В те же годы он выступает как поэт и публикует поэмы "Венера и Адонис" (1593), "Лукреция" (1594), пишет первые "Сонеты", но не становится книжным поэтом, а оста„тся проф. драматургом, пишущим для театра. Вступление в труппу "Слуги лорда-камергера" совпадает с переходом Ш. к новому периоду творчества {1595-1600), к-рый отмечен достижением художеств. зрелости. Теперь уже не Ш. учится у своих старших современников, а др. драматурги следуют его образцам. Мастерское владение богатством поэтич. языка сочетается в пьесах этих лет с богатством, многообразием драматургических средств. Создавая пьесы разных жанров, Ш. продолжает совершенствовать жанр историч. пьесы-хроники, пишет "Ричарда II" 1595), "Короля Джона" (1596), "Генриха IV" (1597- 1598, 1-я и 2-я чч.), "Генриха V" (1599). Эти пьесы проникнуты идеей необходимости государственного единства. Ш. осуждает властолюбие, ведущее к узурпации короны, к анархии. Вместе с тем он видит в монархе законного главу государства, если только тот не думает о личном благе, а заботится об интересах государства. С этой точки зрения Ш. рассматривает в своих пьесах-хрониках королей, правивших Англией. Однако содержание его историч. драм неизмеримо богаче этой доктрины, соответствовавшей политич. теории гуманизма и в какой-то степени соприкасавшейся с официальной гос. идеологией. В своих хрониках Ш. впервые в мировой драматургии достиг подлинного историзма и социальной глубины. Избирая предметом драматургии наиболее критич. моменты в истории Англии, Ш. показывает драматизм борьбы разл. общественных сил, воплощ„нных в живых творцах истории, в людях, стоявших во главе тех или иных политич. движений. Короли и бароны, действующие на авансцене истории, представлены им как личности, надел„нные индивидуальными чертами. При этом в характеристике их Ш. следует укоренившемуся нар. мнению о королях. В образах короля-злодея Ричарда III и идеального монарха Генриха V он воплощает нар. понятия о дурных и добрых правителях. На более высокой ступени творчества Ш. показывает нек-рых королей как живых людей со сложной внутренней жизнью. Таковы Ричард II и Генрих V. Ш. созда„т также образы героев-рыцарей, отличающихся истинной доблестью (Толбот, Фоконбридж в "Короле Джоне", воины Генриха V в "Генрихе V"). Большое значение имеет введение Ш. в свои пьесы плебейской массы. Один из первых в мировой лит-ре Ш. показал активную роль народа в историч. процессе, отношение народа к королевской власти, к дворянству, он подчеркнул, что у бедноты есть свои интересы, несовместимые с интересами господствующих сословий. Во 2-й ч. "Генриха VI" Ш. изобразил нар. восстание. Верно показав настроения крестьянских масс, Ш., однако, осудил дикость восстания так же, как осуждал и воинственную строптивость феодалов, к-рые отртаивали свои интересы, враждуя с королевской властью. Шедевром историч. драматургии Ш. является "Генрих IV", где наряду с величественными и драматичными картинами борьбы между централизованной монархией и феодальным сепаратизмом драматург создал, по выражению Ф. Энгельса, "фальстафовский фон". В сценах с участием опустившегося рыцаря Фальстафа и его приятелей Ш. осмеивает официаль ную государственность с е„ чинопочитанием, ритуалами власти, чопорной моралью. История предста„т здесь в живом обличий, в сочетании возвышенного и обыденного, героизма и повседневности. Драматург глубоко вскрывает общественные противоречия, но, хотя он ясно видит социальное зло, тем не менее верит в возможность прогрессивного развития абсолютной монархии как силы, способной обуздать феодальный произвол и установить законность. Пьесы-хроники разнообразны в жанровом отношении. Если ранняя трилогия "Генрих VI" и пьеса "Ричард III" принадлежат к "кровавой трагедии", изобилующей ужасами и убийствами, то в "Короле Джоне" и особенно в "Ричарде II" драматург переходит к раскрытию внутр. трагизма в судьбах героев. "Генрих IV" сочетает трагизм (судьба Готспера) с эпич. размахом и несравненным юмором (образ Фальстафа). "Генрих V" сочетает эпич.-героич. направленность с истинно шекспировским реализмом, к-рый раскрывается в персонажах "фальстафовского фона". Второй период творчества ознаменован также расцветом комедийного дарования Ш. "Два веронца" (1594), "Бесплодные усилия любви" (1594), "Сон в летнюю ночь" (1595), "Венецианский купец" (1596), "Много шума из ничего" (1597), "Виндзорские проказницы" (1598), "Как вам это понравится" (1599) и "Двенадцатая ночь, или Как вам угодно" (1600) проникнуты духом светлой романтики. В основе сюжетов этих пьес - истории юношей и девушек, ищущих счастья в любви. Любовь, ревность, верность и переменчивость чувств выражены Ш. с подлинной поэтичностью. Страницы: «« « 2598 2599 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 2613 2614 2615 2616 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |