|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2598 2599 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 2613 2614 2615 2616 » »» легендарные, бытовые сюжеты. Предшественники Ш. выработали и ту форму
поэтич. речи, к-рая стала господствующей в англ. драме,- белый
пятистопный ямбпч. стих. Творчество Ш. явилось ярчайшим художеств.
выражением гуманизма на завершающем этапе эпохи Возрождения, когда с
наибольшей ясностью обнаружились глубокие социальные противоречия
переломной эпохи от феодализма к бурж. строю. Ш. был художником,
сочетавшим гуманистич. мировоззрение с подлинно народной оценкой всех
жизненных явлении. Его творчество вобрало книжное образование' и устные
нар. традиции. Сохраняя нек-рые черты театр. иск-ва средневековья, Ш.
обогатил драматургию достижениями античной культуры, воспринятыми
гуманистами. Сложное сочетание греко-римских, средневековых элементов с
совр. мировоззрением и художеств. устремлениями составило основу
творчества Ш. Драматург создавал пьесы для своей труппы, предназначая
роли определ„нным исполнителям, хорошо зная их артистич.
индивидуальность. Эта тесная связь с повседневной практикой т-ра
обусловила особую сценичность произведений Ш., сохранивших силу
воздействия на зрителя на протяжении столетии. Современник бурной,
насыщенной событиями эпохи, Ш. пережил сложную эволюцию как мыслитель и
как художник-драматург. В начальный период деятельности (1590-94) Ш.
следует своим предшественникам, особенно Марло и Киду. Он созда„т
историч. драмы на сюжеты из врем„н войны Алой и Белой розы (1455 - 85 -
"Генрих VI" (3 чч., 1590-92) и "Ричард III" (1593), а также трагедию на
др.-рим. сюжет "Тит Андроник" (1594), близкие жанру "кровавой трагедии"
(см. "Кровавая драма"). Изображение ужасов войны, коBH{ них интриг и
злодейств проникнуто в этих пьесах осуждением феодальной анархии,
индивидуалистич. хищничества. Веренице злодеев макиавеллистского типа Ш.
противопоставляет благородных героев - Глостер ("Генрих VI", 2-я ч.),
рыцарь Толбот ("Генрих VI", 1-я ч.). Однако положит. герои этих пьес
менее выразительны, чем персонажи, воплощающие своеволие, кровавую
жестокость и деспотизм. Одновременно Ш. созда„т комедийные пьесы -
"Комедию ошибок" (1592), "Укрощение строптивой" (1593), тяготеющие к
традиции нар. фарса, с его грубым комизмом. В те же годы он выступает
как поэт и публикует поэмы "Венера и Адонис" (1593), "Лукреция" (1594),
пишет первые "Сонеты", но не становится книжным поэтом, а оста„тся проф.
драматургом, пишущим для театра.
Вступление в труппу "Слуги лорда-камергера" совпадает с переходом Ш.
к новому периоду творчества {1595-1600), к-рый отмечен достижением
художеств. зрелости. Теперь уже не Ш. учится у своих старших
современников, а др. драматурги следуют его образцам. Мастерское
владение богатством поэтич. языка сочетается в пьесах этих лет с
богатством, многообразием драматургических средств. Создавая пьесы
разных жанров, Ш. продолжает совершенствовать жанр историч.
пьесы-хроники, пишет "Ричарда II" 1595), "Короля Джона" (1596), "Генриха
IV" (1597- 1598, 1-я и 2-я чч.), "Генриха V" (1599). Эти пьесы
проникнуты идеей необходимости государственного единства. Ш. осуждает
властолюбие, ведущее к узурпации короны, к анархии. Вместе с тем он
видит в монархе законного главу государства, если только тот не думает о
личном благе, а заботится об интересах государства. С этой точки зрения
Ш. рассматривает в своих пьесах-хрониках королей, правивших Англией.
Однако содержание его историч. драм неизмеримо богаче этой доктрины,
соответствовавшей политич. теории гуманизма и в какой-то степени
соприкасавшейся с официальной гос. идеологией. В своих хрониках Ш.
впервые в мировой драматургии достиг подлинного историзма и социальной
глубины. Избирая предметом драматургии наиболее критич. моменты в
истории Англии, Ш. показывает драматизм борьбы разл. общественных сил,
воплощ„нных в живых творцах истории, в людях, стоявших во главе тех или
иных политич. движений. Короли и бароны, действующие на авансцене
истории, представлены им как личности, надел„нные индивидуальными
чертами. При этом в характеристике их Ш. следует укоренившемуся нар.
мнению о королях. В образах короля-злодея Ричарда III и идеального
монарха Генриха V он воплощает нар. понятия о дурных и добрых
правителях. На более высокой ступени творчества Ш. показывает нек-рых
королей как живых людей со сложной внутренней жизнью. Таковы Ричард II и
Генрих V. Ш. созда„т также образы героев-рыцарей, отличающихся истинной
доблестью (Толбот, Фоконбридж в "Короле Джоне", воины Генриха V в
"Генрихе V"). Большое значение имеет введение Ш. в свои пьесы плебейской
массы. Один из первых в мировой лит-ре Ш. показал активную роль народа в
историч. процессе, отношение народа к королевской власти, к дворянству,
он подчеркнул, что у бедноты есть свои интересы, несовместимые с
интересами господствующих сословий. Во 2-й ч. "Генриха VI" Ш. изобразил
нар. восстание. Верно показав настроения крестьянских масс, Ш., однако,
осудил дикость восстания так же, как осуждал и воинственную строптивость
феодалов, к-рые отртаивали свои интересы, враждуя с королевской властью.
Шедевром историч. драматургии Ш. является "Генрих IV", где наряду с
величественными и драматичными картинами борьбы между централизованной
монархией и феодальным сепаратизмом драматург создал, по выражению Ф.
Энгельса, "фальстафовский фон". В сценах с участием опустившегося рыцаря
Фальстафа и его приятелей Ш. осмеивает официаль ную государственность с
е„ чинопочитанием, ритуалами власти, чопорной моралью. История предста„т
здесь в живом обличий, в сочетании возвышенного и обыденного, героизма и
повседневности. Драматург глубоко вскрывает общественные противоречия,
но, хотя он ясно видит социальное зло, тем не менее верит в возможность
прогрессивного развития абсолютной монархии как силы, способной обуздать
феодальный произвол и установить законность. Пьесы-хроники разнообразны
в жанровом отношении. Если ранняя трилогия "Генрих VI" и пьеса "Ричард
III" принадлежат к "кровавой трагедии", изобилующей ужасами и
убийствами, то в "Короле Джоне" и особенно в "Ричарде II" драматург
переходит к раскрытию внутр. трагизма в судьбах героев. "Генрих IV"
сочетает трагизм (судьба Готспера) с эпич. размахом и несравненным
юмором (образ Фальстафа). "Генрих V" сочетает эпич.-героич.
направленность с истинно шекспировским реализмом, к-рый раскрывается в
персонажах "фальстафовского фона". Второй период творчества ознаменован
также расцветом комедийного дарования Ш. "Два веронца" (1594),
"Бесплодные усилия любви" (1594), "Сон в летнюю ночь" (1595),
"Венецианский купец" (1596), "Много шума из ничего" (1597), "Виндзорские
проказницы" (1598), "Как вам это понравится"
(1599) и "Двенадцатая ночь, или Как вам угодно"
(1600) проникнуты духом светлой романтики. В основе сюжетов этих пьес
- истории юношей и девушек, ищущих счастья в любви. Любовь, ревность,
верность и переменчивость чувств выражены Ш. с подлинной поэтичностью.
Страницы: «« « 2598 2599 2600 2601 2602 2603 2604 2605 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 2613 2614 2615 2616 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |