Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2598   2599   2600   2601   2602   2603   2604   2605   2606  2607   2608   2609   2610   2611   2612   2613   2614   2615   2616  » »»

легендарные, бытовые сюжеты. Предшественники Ш. выработали  и  ту  форму
поэтич.  речи,  к-рая  стала  господствующей  в  англ.   драме,-   белый
пятистопный ямбпч.  стих.  Творчество  Ш.  явилось  ярчайшим  художеств.
выражением гуманизма на завершающем этапе  эпохи  Возрождения,  когда  с
наибольшей  ясностью  обнаружились  глубокие   социальные   противоречия
переломной эпохи  от  феодализма  к  бурж.  строю.  Ш.  был  художником,
сочетавшим гуманистич. мировоззрение с подлинно  народной  оценкой  всех
жизненных явлении. Его творчество вобрало книжное образование' и  устные
нар. традиции. Сохраняя нек-рые черты театр.  иск-ва  средневековья,  Ш.
обогатил  драматургию  достижениями  античной   культуры,   воспринятыми
гуманистами. Сложное сочетание греко-римских, средневековых элементов  с
совр.  мировоззрением  и  художеств.  устремлениями   составило   основу
творчества Ш. Драматург создавал пьесы для  своей  труппы,  предназначая
роли   определ„нным   исполнителям,    хорошо    зная    их    артистич.
индивидуальность.  Эта  тесная  связь  с  повседневной  практикой   т-ра
обусловила  особую  сценичность  произведений   Ш.,   сохранивших   силу
воздействия на  зрителя  на  протяжении  столетии.  Современник  бурной,
насыщенной событиями эпохи, Ш. пережил сложную эволюцию как мыслитель  и
как художник-драматург. В начальный  период  деятельности  (1590-94)  Ш.
следует своим  предшественникам,  особенно  Марло  и  Киду.  Он  созда„т
историч. драмы на сюжеты из врем„н войны Алой и Белой розы (1455 - 85  -
"Генрих VI" (3 чч., 1590-92) и "Ричард III" (1593), а также трагедию  на
др.-рим. сюжет "Тит Андроник" (1594), близкие жанру "кровавой  трагедии"
(см. "Кровавая драма"). Изображение ужасов войны,  коBH{  них  интриг  и
злодейств  проникнуто  в  этих  пьесах  осуждением  феодальной  анархии,
индивидуалистич. хищничества. Веренице злодеев макиавеллистского типа Ш.
противопоставляет благородных героев - Глостер ("Генрих  VI",  2-я  ч.),
рыцарь Толбот ("Генрих VI", 1-я ч.). Однако  положит.  герои  этих  пьес
менее  выразительны,  чем  персонажи,  воплощающие  своеволие,  кровавую
жестокость и деспотизм.  Одновременно  Ш.  созда„т  комедийные  пьесы  -
"Комедию ошибок" (1592), "Укрощение  строптивой"  (1593),  тяготеющие  к
традиции нар. фарса, с его грубым комизмом. В те же  годы  он  выступает
как поэт и публикует поэмы "Венера и Адонис" (1593), "Лукреция"  (1594),
пишет первые "Сонеты", но не становится книжным поэтом, а оста„тся проф.
драматургом, пишущим для театра.
   Вступление в труппу "Слуги лорда-камергера" совпадает с переходом  Ш.
к новому  периоду  творчества  {1595-1600),  к-рый  отмечен  достижением
художеств.  зрелости.  Теперь  уже  не  Ш.  учится   у   своих   старших
современников,  а  др.  драматурги  следуют  его  образцам.   Мастерское
владение богатством  поэтич.  языка  сочетается  в  пьесах  этих  лет  с
богатством,  многообразием  драматургических  средств.  Создавая   пьесы
разных   жанров,   Ш.   продолжает   совершенствовать   жанр    историч.
пьесы-хроники, пишет "Ричарда II" 1595), "Короля Джона" (1596), "Генриха
IV" (1597-  1598,  1-я  и  2-я  чч.),  "Генриха  V"  (1599).  Эти  пьесы
проникнуты идеей необходимости государственного  единства.  Ш.  осуждает
властолюбие, ведущее к узурпации короны, к  анархии.  Вместе  с  тем  он
видит в монархе законного главу государства, если только тот не думает о
личном благе, а заботится об интересах государства. С этой точки  зрения
Ш. рассматривает в своих  пьесах-хрониках  королей,  правивших  Англией.
Однако содержание его историч. драм  неизмеримо  богаче  этой  доктрины,
соответствовавшей  политич.  теории  гуманизма  и  в  какой-то   степени
соприкасавшейся с официальной  гос.  идеологией.  В  своих  хрониках  Ш.
впервые в мировой драматургии достиг подлинного историзма  и  социальной
глубины.  Избирая  предметом  драматургии  наиболее  критич.  моменты  в
истории Англии, Ш. показывает драматизм борьбы разл.  общественных  сил,
воплощ„нных в живых творцах истории, в людях, стоявших во главе тех  или
иных политич.  движений.  Короли  и  бароны,  действующие  на  авансцене
истории,  представлены  им  как  личности,  надел„нные   индивидуальными
чертами. При этом в характеристике их  Ш.  следует  укоренившемуся  нар.
мнению о королях. В  образах  короля-злодея  Ричарда  III  и  идеального
монарха  Генриха  V  он  воплощает  нар.  понятия  о  дурных  и   добрых
правителях. На более высокой ступени творчества  Ш.  показывает  нек-рых
королей как живых людей со сложной внутренней жизнью. Таковы Ричард II и
Генрих V. Ш. созда„т также образы героев-рыцарей, отличающихся  истинной
доблестью (Толбот, Фоконбридж  в  "Короле  Джоне",  воины  Генриха  V  в
"Генрихе V"). Большое значение имеет введение Ш. в свои пьесы плебейской
массы. Один из первых в мировой лит-ре Ш. показал активную роль народа в
историч. процессе, отношение народа к королевской власти, к  дворянству,
он подчеркнул,  что  у  бедноты  есть  свои  интересы,  несовместимые  с
интересами господствующих сословий. Во 2-й ч. "Генриха VI" Ш.  изобразил
нар. восстание. Верно показав настроения крестьянских масс, Ш.,  однако,
осудил дикость восстания так же, как осуждал и воинственную строптивость
феодалов, к-рые отртаивали свои интересы, враждуя с королевской властью.
Шедевром историч. драматургии Ш. является  "Генрих  IV",  где  наряду  с
величественными и драматичными картинами борьбы  между  централизованной
монархией и феодальным сепаратизмом драматург создал,  по  выражению  Ф.
Энгельса, "фальстафовский фон". В сценах с участием опустившегося рыцаря
Фальстафа и его приятелей Ш. осмеивает официаль ную государственность  с
е„ чинопочитанием, ритуалами власти, чопорной моралью. История предста„т
здесь в живом обличий, в сочетании возвышенного и обыденного, героизма и
повседневности. Драматург глубоко вскрывает  общественные  противоречия,
но, хотя он ясно видит социальное зло, тем не менее верит в  возможность
прогрессивного развития абсолютной монархии как силы, способной обуздать
феодальный произвол и установить законность. Пьесы-хроники  разнообразны
в жанровом отношении. Если ранняя трилогия "Генрих VI" и  пьеса  "Ричард
III"  принадлежат  к  "кровавой   трагедии",   изобилующей   ужасами   и
убийствами, то в "Короле Джоне" и  особенно  в  "Ричарде  II"  драматург
переходит к раскрытию внутр. трагизма  в  судьбах  героев.  "Генрих  IV"
сочетает трагизм (судьба  Готспера)  с  эпич.  размахом  и  несравненным
юмором   (образ   Фальстафа).   "Генрих   V"   сочетает    эпич.-героич.
направленность с истинно шекспировским реализмом, к-рый  раскрывается  в
персонажах "фальстафовского фона". Второй период творчества  ознаменован
также  расцветом  комедийного  дарования  Ш.   "Два   веронца"   (1594),
"Бесплодные  усилия  любви"  (1594),  "Сон  в   летнюю   ночь"   (1595),
"Венецианский купец" (1596), "Много шума из ничего" (1597), "Виндзорские
проказницы" (1598), "Как вам это понравится"
   (1599) и "Двенадцатая ночь, или Как вам угодно"
   (1600) проникнуты духом светлой романтики. В основе сюжетов этих пьес
- истории юношей и девушек, ищущих счастья в  любви.  Любовь,  ревность,
верность и переменчивость чувств выражены Ш. с  подлинной  поэтичностью.

Страницы: «« « 2598   2599   2600   2601   2602   2603   2604   2605   2606  2607   2608   2609   2610   2611   2612   2613   2614   2615   2616  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия