Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2604   2605   2606   2607   2608   2609   2610   2611   2612  2613   2614   2615   2616   2617   2618   2619   2620   2621   2622  » »»

также характерные роли в пьесах Мольера: Гарпагон ("Скупой"),  Тартюф  и
др. Ш. стремился исполнять и трагедийные роли, но они ему не  удавались.
В 1740 основал собственную труппу.
   Ш. обладал большими организаторскими способностями, привлекал в  свою
труппу лучших нем. акт„ров того времени. Первоначально в  не„  вошло  11
акт„ров, среди к-рых были К. Аккерман, К. Эк-гоф, С. Шредер.  Труппа  Ш.
выступала в университетских  городах  Германии.  Продолжая  направление,
утверждавшееся Нейбер, Ш. ставил пьесы франц. классицистов, заботился  о
художеств. цельности спектакля.  Вместе  с  тем,  в  угоду  публике,  он
включал в репертуар арлекинады,  насыщенные  грубыми  шутками,  трюками.
После раскола труппы Ш. переехал из Лейпцига в Берлин. В  1743  возродил
свою труппу и привл„к в не„ лучших акт„ров из б. Т-ра Нейбер.
   В 1749 Ш. давал спектакли в Лейпциге, но, не выдержав  конкуренции  с
труппами  Г.  Г.  Коха  и  Ф.  Шу-ха,  обратился  к  поддержке   герцога
Мекленбург-Шверинского; с 1753 труппа Ш. стала именоваться придворной  и
обосновалась в дворцовом т-ре в Росто-ке. В 1757, после смерти  герцога,
т-р был закрыт, труппа Ш. распалась, и он оставил т-р.
   Лит.: Devrient E., Geschichte der deutschen Schauspielkunst, B.-  Z.,
1929, S. 110-24. Г. Гур.
   ШЕНК,  П„тр  Петрович  [11(23)Л1.  1870-  5(17).  VIL  1915]  -  рус.
композитор, дириж„р, муз. критик. Учился в Петерб. консерватории.  Автор
опер: "Последнее свидание" (1904), "Актея"  (1906),  "Чудо  роз"  ("Дочь
иных веков", 1913), "Победа" (1914, все -  в  Мариинском  т-ре)  и  др.;
балета "Синяя борода" (1896, там же) и  др.;  оперетт:  "Горячая  кровь"
(1896, Т-р Не-метти, Петербург), "Сон Илоны"  (1902,  Т-р  коммерческого
клуба, Харьков); музыки к спектаклям Михайловского  т-ра.  Выступал  как
муз. критик. С 1901 служил в Дирекции "императорских т-ров. А. Ив.
   ШЕНЬЕ (Chenier), Мари  Жозеф  (11.  II.  1764-10.  1.1811)  -  франц.
драматург и поэт. Первые пьесы Ш.- комедия "Эдгар,  король  Англии,  или
Мнимый паж". (1785, т-р "Комеди Франсез"),  трагедия  "Азе-мира"  (1786,
там же) - не  имели  успеха.  Ш.  получил  признание  как  представитель
революц. классицизма, поэт революции 1789-94. Пост.  трагедии  Ш.  "Карл
IX, или Урок королям" (1789, "Комеди Франсез", в гл. роли Ф. Ж.  Тальма)
стала  политич.  событием  и  ознаменовала   рождение   революц.   т-ра.
Антиабсолютистской  трагедией  Ш.  "Генрих   VIII"   открылся   в   1791
"Французский театр" на ул. Ришель„ (позже "Т-р Республики").  Ш.  создал
новый  вид  трагедии,  в  к-рой  конфликт   построен   на   непримиримой
идейно-политич.  борьбе  героев.  Он   утверждает   "возвышенно-простую"
трагедию, воспитывающую "высокий энтузиазм", "любовь  к  добродетели"  и
ненависть  к  деспотизму.  Персонажи  в  трагедиях  Ш.   идеализированы,
действие строится на основе классицистских "единств". В антиклерикальной
трагедии  "Жан  Калас,  или  Урок  судьям"  (1791,   "Т-р   Республики")
появляется герой из третьего сословия,  стойкий,  мужественный  человек,
ставший жертвой фанатизма. В трагедии "Кай Гракх" (1791, там  же,  снята
со сцены при правительстве Робеспьера) герой  олицетворяет  "гражданское
мужество и революционную  энергию",  отстаивает  права  народа.  Ш.  был
депутатом Конвента, членом Совета пятисот, примыкал к правым  якобинцам,
отвергал террор. Его политич. взгляды получили выражение  и  в  трагедии
"Фенелон, или Монахини из К амбре"  (1793,  там  же).  Ш.  организовывал
революц.  празднества.   После   9-го   Термидора   не   создал   ничего
значительного (трагедия "Кир", 1804, "Комеди Франсез").
   Соч.: Oeuvres anciennes et postumes, v. l-8, P., 1824- 1826;  в  рус.
пер.-"Карл IX, или Урок королям", в кн.:
   Французский театр эпохи Просвещения, т. 2, M., 1957.
   Лит.:  История  западноевропейского   театра,   т.   3,   M.,   1963;
Обломиевский Д. Д., Литература французской революции 1789-1794 гг.,  M.,
1964; Lumiere H., Le theatre francais pendant la Revolution, P., 1894;
   Lieb y A., Etude sur le theatre de M. J. Chenier, P., 1901. Н.Шр.
   ШЕРАЗАДИШВЙЛИ, Ираклий Васильевич  [р.  2(15).1.1906]  -  груз.  сов.
акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1961). Учился (с 1929) в студии при Т-ре им.
Руставели и работал в этом т-ре. С 1939  -  акт„р  т-ров  Сухуми,  Гори,
Телави, Велисцихе, с 1949 - Цхин-вальского т-ра (груз. труппа). Исполнял
в основном роли героев.
   Роли: Гоча ("Хевисбери Гоча" по Казбеги), Баха ("Изгнанник" Пшавела),
Леван  Чадунели  ("Начальник  станции"   Мосашвили),   Комбле   (о.   п.
Нахуцришвили),  Коррадо  ("Семья  преступника"  Джакометти),  Жамтабеири
("Дочь Ж-амтабеи-ри" Джапаридзе), Леван ("Родина" Д. Эристави),  Человек
в мантии ("Такая любовь" Когоута),  Фердинанд  ("Коварство  и  любовь"),
Тинибег    ("Лавина"    Мревлишвили),    Отар-Бег    Анания    ("Измена"
Сумбатова-Южина) и др.
   Вед„т также режисс„рскую работу: пост. "Арсен" Шаншиашвили, "Затмение
солнца" Антонова и другие. Эт. Г.
   ШЕРАЗЙЕВА, Гульхан (р. 27.X.1920) -  кара-калп.  сов.  актриса.  Нар.
арт.  Узб.  ССР  (1957).  Сце-нич.  деятельность   начала   в   19а5   в
Каракалпакском  т-ре.  Героини  Ш.  обычно  активные,  волевые.  Актриса
глубоко раскрывает тему чистой любви, не покоряющейся насилию.
   Роли: Тазагуль (о. п. Мажитова),  Баян  ("Козы  корпеш  и  Баян  Слу"
Мусрепова), Айсанем ("Насильно мил не будешь" Ходжаниязова),  Гульпаршин
("Алпамыс" Давкараева),  Сарбиназ  ("На  берегу  Амударьи"  Аймурзаева),
Хафиза ("Ш„лковое сюзане"  Каххара),  Павлина  ("Стряпуха"  Соф-ронова),
Шахсанем ("Гариб ашик" Бегимова  и  Алланазаро-ва),  Хурлиман  ("Бердак"
Аймурзаева) и др. Т.Б.
   Ш‚РБАН, Миленко (р. 1907) -  югосл.  (сербский)  театр.  художник.  В
1935-36 и в 1942-48 -  художник  сербского  Нац.  т-ра  в  Нови-Саде,  в
1936-41 - Нац. т-ра Дунайской бановины (воеводства). С 1949  работает  в
Югосл. драм. т-ре в Белграде, а также в др. т-рах  этого  города.  Среди
работ Ш.- декорации к пьесам Шекспира ("Сон в летнюю ночь",  1940,  Нац.
т-р Дунайской бановины; "Ромео и  Джульетта",  1954,  "Гамлет",  1962  -
Югославский драм. т-р), зарубежных драматургов  ("Генрих  IV",  1940,  и
"Шесть персонажей в  поисках  автора",  1955,  Пиранделло),  а  также  к
произв.   югосл.   драматургов:   "Господа   Глем-баи"   Крлежи,    1939
(Национальный т-р  Дунайской  бановины),  "Дядя  Марое"  Држича  (1949),
"Дубров-ницкая трилогия" Войновича (1958),  "Откровение"  по  роману  Д.
Чосича (1964). Алъб. К.
   Ш‚РБАН (Serban), Раду (р.  1.XII.1927)  -  рум.  композитор.  В  1954
окончил Бухарестскую консерваторию. Ш.- автор мн. популярных песен, один
из ведущих эстрадных  композиторов  Румынии.  Написал  оперетты:  "Слуги
Фэт-Фрумоса" (1962), "Дождь с солнца" (1963), "Мушкет„ры" (1965). Музыка
Ш. используется в спектаклях Т-ра муз. сатиры им. К. Тэнасе.
   Лит.: Drag a G., Santier de creatie: opereta, "Muzi-ca", 1964, .V" 2,

Страницы: «« « 2604   2605   2606   2607   2608   2609   2610   2611   2612  2613   2614   2615   2616   2617   2618   2619   2620   2621   2622  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия