|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 2613 2614 2615 2616 2617 2618 2619 2620 2621 2622 2623 2624 » »» певице А. Линли. В 1780-1812 - чл. парламента; занимал ряд гос. постов,
был видным деятелем радикального крыла партии вигов. Драматургич.
деятельность начал в 1775, написав комедию "Соперники" (т-р
"Ковент-Гарден", Лондон). Эта комедия провалилась на первом спектакле,
но после переделки была исполнена с огромным успехом и выдвинула автора
в число крупнейших английских драматургов. "Соперники" -
просветительская "комедия нравов", близка комедии эпохи Реставрации,
направлена против сентиментальной драматургии Р. Стила и Р. Камберленда.
В 1775 в "Ковент-Гар-дене" был поставлен двухактный фарс "День святого
Патрика, или Предприимчивый лейтенант", затем балладная опера "Дуэнья"
(1775), музыку к которой написал Т. Линли, отец жены Ш. (в СССР пост.
под назв. "День чудесных обманов", 1943, Моск. драм. т-р им. К. С.
Станиславского). В 1776 Ш. становится пайщиком т-ра "Друри-Лейн"
(Лондон), приобретя пай ушедшего из т-ра Дж. Гаррика. К 1780, выкупив
остальные паи, становится владельцем и руководителем этого т-ра. В 1777
пост. здесь комедию "Поездка в Скарборо" (переделка комедии Дж. Ванбру
"Неисправимый, или Добродетель в опасности"). В 1777 пост. лучшая пьеса
Ш. "Школа злословия", в к-рой нашли выражение идеи и художеств. практика
англ. просветительской драматургии. Пьеса совмещает глубину раскрытия
характеров с острым развитием действия. В ней по-новому разрабатываются
привычные ситуации драматургии 18 в. "Школа злословия" - один из лучших
образцов социальной сатиры в англ. драматургии. Ш. обличал лицемерие,
ставшее распростран„нным пороком бурж.-аристократич. среды в Англии.
В 1779 Ш. пост. в "Друри-Лейн" комедию "Критик", написанную в жанре
"репетиции", где под видом пародии на вымышленную трагедию изобразил
события англо-испанской войны 1779-83. Комедия является также блестящим
образцом литературной театр. полемики. В 1799 Ш. пост. трагедию
"Пи-сарро", овеянную А. Коцебу "Испанцы в Перу"). Здесь Ш. выступил против колониализма.
Перестройка т-ра "Друри-Лейн" в 1794 и пожар в 1809 разорили Ш. Умер в
нищете.
Комедии Ш. сохраняются в репертуаре т-ров всего мира. Чаще всего
ставится "Школа злословия". В Англии 6 19 в. наиболее известна пост. С.
Фелпса и Э. Вестрис; в 20 в.-спектакль т-ра "Олд Вик" (1948, сэр Питер -
Л. Оливье, леди Тизл - В. Ли). В России пьеса впервые была пост. в 1793.
Значительным этапом в истории советского театра стала пост. МХАТа (сэр
Питер - Яншин, леди Тизл - Андровская, Чарлз Серфес - Массальский,
Джозеф Серфес - Кторов).
Соч.: The works, dramas, poems, translations, speeches and unfinished
sketches, L., 1874; Драматические произведения, в рус. пер., М., 1956.
Лит.: Маршова Н. М., Р. Б. Шеридан, М.-Л., 1960; Gibbs L., Sheridan,
L., [1947]. Ю.К.
Ш‚РИШЕВ, Василий (1902-1940) - сов. театр. художник. В 1928 окончил
ВХУТЕМАС и с того же года по 1937 был гл. художником Ленинаканского т-ра
им. А. Мравяна. Оформил ряд спектаклей, пост. В. Аджемяном: "Разлом";
"Марокко" Багдасаряна (1929), "Хлеб" Киршона (1930), "На дне" (1932);
"Мой друг" Погодина (1933), "Шахнаме" Джанана (1934), "Хозяйка
гостиницы"; "Гош" Микаэляна (1936). Работы Ш. отмечены изобретательным
решением сце-нич. пространства, эффектным использованием цвета, света и
сценич. техники. Л'. Хал.
Ш‚РЛИ(8Ыг1еу), Джеймс (18.IX.1596-29.Х.1666)- англ. драматург. Учился
в Оксфорде и Кембридже, стал духовником англиканской церкви. Недолгое
время был учителем грамматич. школы. С 1625 начал заниматься
драматургич. деятельностью. В 1637 - 1640 писал пьесы для т-ра в
Дублине. После Ф. Мес-синджера был драматургом "Труппы короля"
(16401642). Ш. называют "последним елизаветинцем"; его драмами
завершается "золотой век" англ. драмы. В отличие от ранних
драматургов-гуманистов, писавших для наро да, Ш. созда„т пьесы для
аристократич. публики, к-рые ставятся в т-ре "Блэкфрайерс". Он писал
пьесы-маски ("Торжество мира", 1635, и др.), к-рые ставил И. Джонс,
комедии, трагикомедии, трагедии. Лучшие трагедии Ш. "Изменник" (1631,
"Труппа королевы Генриетты") и "Карнавал" (1641, "Труппа короля")
построены на острых интригах, изображают кровавые события. Из комедий Ш.
лучшие-"Халд-Парк" (1632, "Труппа королевы Генриетты") и "Легкомысленная
леди" (1635, там же), в которых живо изображены нравы аристократической
среды. Этими пьесами Ш. подготовил почву для появления драматургии
Реставрации.
Соч.: Dramatic works and poems, ed. by W. Gifford and A. Dyce, v.
1-6, L., 1833; The best plays of the old dramatists, ed. by E. Gosse,
L., 1888 (The Mermaid series);
"Хайд-Парк", в кн.: Современники Шекспира, т. 2, М., 1959, с.
403-522.
Лит.: История английской литературы, т. 1, вып. 2, М.-Л., 1945, с.
137-38; Gosse E., J. Shirley, в кн.:
S h i г 1 е у J., The best plays..., L., 1888, p. VII-XXX;
Parrot T.M., Ball R. H.,A short view of Elizabethan drama, N. Y.,
1943, N. Y., 1958, p. 268-79; Boas F. S., An introduction to Stuart
drama, L., 1946, p. 352-78. A. A.
ШЕРМАЗАНЯН, Галуст Арутюнович (1815 - 1883) - арм. театр. деятель,
драматург. Был владельцем театр. здания под названием
"Шермазанян-дарбас" в Тифлисе, где с 1836 ставились арм. спектакли, в т.
ч. пьесы самого Ш. Автор бытовых комедий и романтич. драм - "Асри-бек и
Гики", "Моя невеста Араз", "Национальная свадьба", "Батоно Хампери". В
истории арм. т-ра важное значение имела сатирическая комедия Ш.
"Описание некоторых делишек епископа Карапета" (1842), где высмеивались
духовенство и чиновничество. После первых спектаклей пьеса была
запрещена царской цензурой. Б. А.
Ш‚РМАН, Исай Эзрович (р. 11.VII.1908) - рус. сов. дириж„р. Засл. арт.
РСФСР (1940), нар. арт. Карел. АССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с
1943. В 1931 окончил Ленингр. консерваторию (дириж„рский класс Н. А.
Малько). С 1930 - дириж„р Ленингр. Малого оперного т-ра, где участвовал
в пост. сов. опер: "Фронт и тыл" ("За красный Петроград") Гладковского
(1930), "Камаринский мужик" Желобинского (1933), "Леди Макбет Мценского
уезда" Шостаковича (1934),"Тихий Дон" Дзержинского(1935). В 1937-45 -
дириж„р Т-ра оперы и балета имени С. М. Кирова; в 1945-49 - Ленингр.
Малого оперного т-ра; в 1951-55- гл. дириж„р Тат. т-ра оперы и балета
(Казань); в 1956-58 - Горьковского т-ра оперы и балета им. Пушкина; в
1958-60 - Муз.-драм. т-ра в Петрозаводске; в 1961-66-Т-ра оперы и балета
им. Мусы Джалиля (Казань).
Дирижировал операми; "Любовь Яровая" Энке (1947, Малый оперный т-р),
Страницы: «« « 2606 2607 2608 2609 2610 2611 2612 2613 2614 2615 2616 2617 2618 2619 2620 2621 2622 2623 2624 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |