Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2606   2607   2608   2609   2610   2611   2612   2613   2614  2615   2616   2617   2618   2619   2620   2621   2622   2623   2624  » »»

певице А. Линли. В 1780-1812 - чл. парламента; занимал ряд гос.  постов,
был  видным  деятелем  радикального  крыла  партии  вигов.  Драматургич.
деятельность  начал   в   1775,   написав   комедию   "Соперники"   (т-р
"Ковент-Гарден", Лондон). Эта комедия провалилась на  первом  спектакле,
но после переделки была исполнена с огромным успехом и выдвинула  автора
в   число   крупнейших    английских    драматургов.    "Соперники"    -
просветительская "комедия нравов",  близка  комедии  эпохи  Реставрации,
направлена против сентиментальной драматургии Р. Стила и Р. Камберленда.
В 1775 в "Ковент-Гар-дене" был поставлен двухактный фарс  "День  святого
Патрика, или Предприимчивый лейтенант", затем балладная  опера  "Дуэнья"
(1775), музыку к которой написал Т. Линли, отец жены Ш.  (в  СССР  пост.
под назв. "День чудесных обманов", 1943,  Моск.  драм.  т-р  им.  К.  С.
Станиславского).  В  1776  Ш.  становится  пайщиком  т-ра   "Друри-Лейн"
(Лондон), приобретя пай ушедшего из т-ра Дж. Гаррика.  К  1780,  выкупив
остальные паи, становится владельцем и руководителем этого т-ра. В  1777
пост. здесь комедию "Поездка в Скарборо" (переделка комедии  Дж.  Ванбру
"Неисправимый, или Добродетель в опасности"). В 1777 пост. лучшая  пьеса
Ш. "Школа злословия", в к-рой нашли выражение идеи и художеств. практика
англ. просветительской драматургии. Пьеса  совмещает  глубину  раскрытия
характеров с острым развитием действия. В ней по-новому  разрабатываются
привычные ситуации драматургии 18 в. "Школа злословия" - один из  лучших
образцов социальной сатиры в англ. драматургии.  Ш.  обличал  лицемерие,
ставшее распростран„нным пороком бурж.-аристократич. среды в Англии.
   В 1779 Ш. пост. в "Друри-Лейн" комедию "Критик", написанную  в  жанре
"репетиции", где под видом пародии  на  вымышленную  трагедию  изобразил
события англо-испанской войны 1779-83. Комедия является также  блестящим
образцом  литературной  театр.  полемики.  В  1799  Ш.  пост.   трагедию
"Пи-сарро", овеянную А. Коцебу "Испанцы в Перу").  Здесь  Ш.  выступил  против  колониализма.
Перестройка т-ра "Друри-Лейн" в 1794 и пожар в 1809 разорили Ш.  Умер  в
нищете.
   Комедии Ш. сохраняются в репертуаре  т-ров  всего  мира.  Чаще  всего
ставится "Школа злословия". В Англии 6 19 в. наиболее известна пост.  С.
Фелпса и Э. Вестрис; в 20 в.-спектакль т-ра "Олд Вик" (1948, сэр Питер -
Л. Оливье, леди Тизл - В. Ли). В России пьеса впервые была пост. в 1793.
Значительным этапом в истории советского театра стала пост.  МХАТа  (сэр
Питер - Яншин, леди Тизл  -  Андровская,  Чарлз  Серфес  -  Массальский,
Джозеф Серфес - Кторов).
   Соч.: The works, dramas, poems, translations, speeches and unfinished
sketches, L., 1874; Драматические произведения, в рус. пер., М., 1956.
   Лит.: Маршова Н. М., Р. Б. Шеридан, М.-Л., 1960; Gibbs L.,  Sheridan,
L., [1947]. Ю.К.
   Ш‚РИШЕВ, Василий (1902-1940) - сов. театр. художник. В  1928  окончил
ВХУТЕМАС и с того же года по 1937 был гл. художником Ленинаканского т-ра
им. А. Мравяна. Оформил ряд спектаклей, пост.  В.  Аджемяном:  "Разлом";
"Марокко" Багдасаряна (1929), "Хлеб" Киршона (1930), "На дне" (1932);
   "Мой  друг"  Погодина  (1933),  "Шахнаме"  Джанана  (1934),  "Хозяйка
гостиницы"; "Гош" Микаэляна (1936). Работы Ш.  отмечены  изобретательным
решением сце-нич. пространства, эффектным использованием цвета, света  и
сценич. техники. Л'. Хал.
   Ш‚РЛИ(8Ыг1еу), Джеймс (18.IX.1596-29.Х.1666)- англ. драматург. Учился
в Оксфорде и Кембридже, стал духовником  англиканской  церкви.  Недолгое
время  был  учителем  грамматич.  школы.   С   1625   начал   заниматься
драматургич. деятельностью. В  1637  -  1640  писал  пьесы  для  т-ра  в
Дублине.  После  Ф.  Мес-синджера  был   драматургом   "Труппы   короля"
(16401642).  Ш.  называют   "последним   елизаветинцем";   его   драмами
завершается  "золотой  век"   англ.   драмы.   В   отличие   от   ранних
драматургов-гуманистов, писавших для  наро  да,  Ш.  созда„т  пьесы  для
аристократич. публики, к-рые ставятся в  т-ре  "Блэкфрайерс".  Он  писал
пьесы-маски ("Торжество мира", 1635, и  др.),  к-рые  ставил  И.  Джонс,
комедии, трагикомедии, трагедии. Лучшие трагедии  Ш.  "Изменник"  (1631,
"Труппа  королевы  Генриетты")  и  "Карнавал"  (1641,  "Труппа  короля")
построены на острых интригах, изображают кровавые события. Из комедий Ш.
лучшие-"Халд-Парк" (1632, "Труппа королевы Генриетты") и "Легкомысленная
леди" (1635, там же), в которых живо изображены нравы  аристократической
среды. Этими пьесами  Ш.  подготовил  почву  для  появления  драматургии
Реставрации.
   Соч.: Dramatic works and poems, ed. by W. Gifford  and  A.  Dyce,  v.
1-6, L., 1833; The best plays of the old dramatists, ed.  by  E.  Gosse,
L., 1888 (The Mermaid series);
   "Хайд-Парк", в  кн.:  Современники  Шекспира,  т.  2,  М.,  1959,  с.
403-522.
   Лит.: История английской литературы, т. 1, вып. 2,  М.-Л.,  1945,  с.
137-38; Gosse E., J. Shirley, в кн.:
   S h i г 1 е у J., The best plays..., L., 1888, p. VII-XXX;
   Parrot T.M., Ball R. H.,A short view of  Elizabethan  drama,  N.  Y.,
1943, N. Y., 1958, p. 268-79; Boas F.  S.,  An  introduction  to  Stuart
drama, L., 1946, p. 352-78. A. A.
   ШЕРМАЗАНЯН, Галуст Арутюнович (1815 - 1883) -  арм.  театр.  деятель,
драматург.    Был    владельцем    театр.    здания    под     названием
"Шермазанян-дарбас" в Тифлисе, где с 1836 ставились арм. спектакли, в т.
ч. пьесы самого Ш. Автор бытовых комедий и романтич. драм - "Асри-бек  и
Гики", "Моя невеста Араз", "Национальная свадьба", "Батоно  Хампери".  В
истории  арм.  т-ра  важное  значение  имела  сатирическая  комедия   Ш.
"Описание некоторых делишек епископа Карапета" (1842), где  высмеивались
духовенство  и  чиновничество.  После  первых  спектаклей   пьеса   была
запрещена царской цензурой. Б. А.
   Ш‚РМАН, Исай Эзрович (р. 11.VII.1908) - рус. сов. дириж„р. Засл. арт.
РСФСР (1940), нар. арт. Карел. АССР (1959). Чл.  Коммунистич.  партии  с
1943. В 1931 окончил Ленингр. консерваторию  (дириж„рский  класс  Н.  А.
Малько). С 1930 - дириж„р Ленингр. Малого оперного т-ра, где  участвовал
в пост. сов. опер: "Фронт и тыл" ("За красный  Петроград")  Гладковского
(1930), "Камаринский мужик" Желобинского (1933), "Леди Макбет  Мценского
уезда" Шостаковича (1934),"Тихий Дон" Дзержинского(1935).  В  1937-45  -
дириж„р Т-ра оперы и балета имени С. М. Кирова;  в  1945-49  -  Ленингр.
Малого оперного т-ра; в 1951-55- гл. дириж„р Тат. т-ра  оперы  и  балета
(Казань); в 1956-58 - Горьковского т-ра оперы и балета  им.  Пушкина;  в
1958-60 - Муз.-драм. т-ра в Петрозаводске; в 1961-66-Т-ра оперы и балета
им. Мусы Джалиля (Казань).
   Дирижировал операми; "Любовь Яровая" Энке (1947, Малый оперный  т-р),

Страницы: «« « 2606   2607   2608   2609   2610   2611   2612   2613   2614  2615   2616   2617   2618   2619   2620   2621   2622   2623   2624  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия