Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2615 2616 2617 2618 2619 2620 2621 2622 2623 2624 2625 2626 2627 2628 2629 2630 2631 2632 2633 » »» сухости в иск-ве художника. В 1935-61 Ш. был гл. художником Центр, т-ра Сов. Армии (ЦТСА). Большое влияние на его творчество оказала совм. работа с реж. А. Д. Поповым. В декорациях к спектаклям, пост. Поповым, раскрылись осн. качества дарования Ш.: тесная связь изобразительного решения спектакля с замыслом режиссуры, острота жизненных наблюдений, склонность к художеств. обобщению, органич. включение живописи в сценич. действие, особый ритм и динамика объ„мно-пространственной композиции. Лучшие работы Ш. в ЦТСА: "Гибель эскадры" Корнейчука (1934), "Сталинградцы" Чепурина (1944), "Полководец" Трен„ва (1945), "Сказка о правде" Алигер (1946), "Флаг адмирала" Штейна (1950; Гос. пр. СССР, 1951), "Москва, Кремль" Афиногенова (1956), "Укрощение строптивой" (1937) и "Сон в летнюю ночь" (1941) Шекспира. Ш. оформил также спектакли: "Как вам это понравится?" Шекспира (1940) и "Счастье" Павленко (1948, совм. с М. Г. Генке) в моек. Т-ре им. Ермоловой, "Дни и ночи" Симонова в МХАТе (1947), балет "Мирандолина" Василенко в Большом т-ре (Л 949), "Московский характер" Софронова в Малом т-ре (1948; Гос. пр. СССР, 1949). В нек-рых декорациях Ш. 40-х гг. проявились чуждые его творчеству черты иллюстративной описатель-ности, громоздкой помпезности. Эти черты успешно были преодолены художником в работах конца 50-х гг. Свободой и л„гкостью форм, смелым использованием принципов сценич. условности отмечены декорации Ш. к спектаклям: "Барабанщица"Салынского(1958)и"Женитьба" (1959, оба в ЦТСА), "Чайка" (1960, МХАТ), "Виндзорские насмешницы" Шекспира (1957, Т-р им! Моссовета), "Золотой тел„нок" по Ильфу и Петрову (1958, Моск. т-р Сатиры) и др. Итогом многолетнего опыта Ш., значит, событием сов. декорац. иск-ва было оформление спектакля "Поднятая целина" по Шолохову (1957, ЦТСА). В этой работе художника, метафорически раскрывающей тему спектакля, динамика пространственной композиции, эмоциональная насыщенность цвета и света слились в единый синтетич. образ (илл. см. в т. 2, вкл. к стр. 357). Ш. в„л преподавательскую работу (Центр, студия иск-в, Киев, 1920-22, ВХУТЕИН, 1929-30 ГИТИС 1934-36). Соч.: Художник в театре, Л., 1964; Моя работа в театре, М., 1966. Лит.: Попов А., Художественная целостность спектакля, М., 1959; его же, Воспоминания и размышления о театре, М., 1963; Пожарская М. Н., Вступительная статья к каталогу "Выставка произведений народного художника РСФСР, Лауреата Гос. премий Ниссона Абрамовича Шифрина", М., 1962, с. 5-14; е„ же, Мудрый художник, "Театр", 1962, ј 5, с. 125-31. 6П ШИХМАТОВ, Леонид Моисеевич [р. 27.VI (9.VII). 1887] - рус. сов. акт„р. Засл. арт. РСФСР (1946). В 1918-20 учился в Моск. драм. студии под рук. Вахтангова, в 1920 был принят в труппу студии (ныне Т-р им. Вахтангова). С 1926 вед„т педагогич. работу в Театр. уч-ще им. Вахтангова (доцент с 1946). Роли: Калаф ("Принцесса Турандот" Гоцци), Дон Пабло ("Комедии" Мериме), Ржевский ("На крови" Мстиславского) Дидье ("Марион Делорм" Гюго), Фердинанд ("Коварство и любовь"). Лаэрт ("Гамлет"), Завьялов ("Дорога цветов" Катаева), Шебалин ("Трус" Крона), Бенигсен ("Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва), Стентон ("Опасный поворот" Пристли), Де Гиш ("Сирано де Бержерак" Ростана) Гоуард ("Глубокие корни" Гоу и д'Юссо), Браун ("Миссурийский вальс" Погодина), Броги ("Необыкновенное дежурство" Лю-товского), Альфре ("Филумена Мартурано" Де Филиппе, пр. на фестивале "Московская весна", 1956), Кисель ("Прав да и кривда" Стельмаха) и др. Соч.: Сценические этюды, вып. 1-2, М., 1964-66. ШИШЙГИН, Фирс Ефимович [р.17(30).VIII.1908]- рус. сов. режисс„р. Нар. арт. СССР (1964). Чл. Ком-мунистич. партии с 1940. Учился в Ленингр. техникуме сценич. иск-ва (1929-33). Творч. деятельность начал в Ленинграде, был режисс„ром Т-ра классич миниатюр (1928) и ТРАМа (1929-33). В 1933-45-художеств. руководитель т-ров Дальнего Востока (Уссурийского, Спасского, Владивостокского и др.). В 1945- 1947 - гл. реж. Ставропольского т-ра, в 1947-50 - режисс„р Моск. театра драмы и комедии, в 1950-56 - гл. реж. Волгоградского т-ра, в 1956-'-60 - Воронежского театра им. А. Кольцова. С 1960 - директор и гл. реж. Ярославского т-ра им. Волкова. Для творчества Ш. характерно тяготение к героико-романтич., масштабным постановкам, большое внимание в его спектаклях уделяется массовым народным сценам. Лучшие пост.: "Разгром" по Фадееву (1933), "Порт-Артур" Степанова и Попова (1952), "Великий государь" Соловь„ва (1953), "Виринея" СейфуллИх.ой и Правдухина (1957), "Третья патетическая" Погодина. Ш. стремится включать в репертуар руководимых им т-ров новые пьесы, много работает с драматургами. Он был одним из первых постановщиков пьес: "Воробь„вы горы" Симукова (1940), "Совесть" Чепурина (1950; Гос. пр. СССР, 1951), "Большой шаг" Шейнина (1953), "Кредит у Нибелунгов" Куна, "Хозяева жизни" Чепурина (обе в 1961), "Ф„дор Волков" Севера (1963), "Панфиловцы" Назарова (1965). В 1958 пост. спектакль "Алексей Кольцов" Кораблпновой, посв. жизни выдающегося рус. поэта. Ставит также классич. драматургию - "Лжец" Гольдони (1941), "Дуэнья" Шеридана (1945), "Горячее сердце"; "Старик" Горького (оба в 1947), "На дне" (1952), "Чайка" (1960); "Дети солнца" (1962). Лит.: Корм у шина Г., Беспокойный художник, "Театр. жизнь", 1958, .ј10 .Зубков Ю., Вот они, вечно живые!. Там же, 1965, ј 14. М.Лифш. ШИШКОВ, Матвей Андреевич (1832-5. VI. 1897) - рус. театр. художник. Академик петерб. Академии художеств (1869). Профессор декорационной живописи (1884). Учился в Моск. Строгановском уч-ще и одновременно у декоратора моек. имп. т-ров X. Шеньяна. С 1849 - ном. декоратора моек. имп. т-ров. В 1852 переехал в Петербург, где работал под рук. А. А. Роллера. С 1857 - декоратор петерб. имп. т-ров. Ш. был ведущим представителем историко-бытового направления в рус. театрально-декорац. иск-ве, мастером архитектурно-перспективной живописи. Изучая памятники древнерус. архитектуры и труды историков, Ш. сообщал декорациям к пост. рус. пьес и опер историч. бытовую достоверность, нац. колорит. Среди его лучших работ - декорации к спектаклям: "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого (1867, Александрийский т-р, совм. с В. Г. Шварцем и Г. Г. Гагариным), "Борис Годунов" Пушкина (1870, Александрин-ский т-р, на сцене Мариинского т-ра, совм. с М. И. Бочаровым) и одноим. опера Мусоргского (1874, Ма-риинский т-р, совм. с Бочаровым), "Купец Калашников" Рубинштейна (1880-89, Мариинский т-р). В 70-е гг. под влиянием живописи передвижников Ш. стремился создавать декорации, Страницы: «« « 2615 2616 2617 2618 2619 2620 2621 2622 2623 2624 2625 2626 2627 2628 2629 2630 2631 2632 2633 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |