Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2615   2616   2617   2618   2619   2620   2621   2622   2623  2624   2625   2626   2627   2628   2629   2630   2631   2632   2633  » »»

сухости в иск-ве художника.
   В 1935-61 Ш. был  гл.  художником  Центр,  т-ра  Сов.  Армии  (ЦТСА).
Большое влияние на его творчество оказала совм.  работа  с  реж.  А.  Д.
Поповым. В декорациях  к  спектаклям,  пост.  Поповым,  раскрылись  осн.
качества дарования Ш.: тесная связь изобразительного решения спектакля с
замыслом  режиссуры,  острота   жизненных   наблюдений,   склонность   к
художеств. обобщению, органич. включение живописи  в  сценич.  действие,
особый ритм и динамика объ„мно-пространственной композиции.
   Лучшие  работы  Ш.  в  ЦТСА:  "Гибель  эскадры"  Корнейчука   (1934),
"Сталинградцы" Чепурина (1944), "Полководец" Трен„ва (1945),  "Сказка  о
правде" Алигер (1946), "Флаг адмирала" Штейна (1950;
   Гос. пр. СССР, 1951), "Москва, Кремль" Афиногенова (1956), "Укрощение
строптивой" (1937) и "Сон в летнюю ночь"  (1941)  Шекспира.  Ш.  оформил
также спектакли: "Как вам это понравится?" Шекспира (1940)  и  "Счастье"
Павленко (1948, совм. с М. Г. Генке) в моек. Т-ре им. Ермоловой, "Дни  и
ночи" Симонова в МХАТе (1947), балет "Мирандолина" Василенко  в  Большом
т-ре (Л 949), "Московский характер" Софронова в Малом т-ре  (1948;  Гос.
пр. СССР, 1949).
   В нек-рых декорациях Ш. 40-х гг.  проявились  чуждые  его  творчеству
черты иллюстративной описатель-ности, громоздкой помпезности. Эти  черты
успешно были преодолены художником в работах конца 50-х гг.  Свободой  и
л„гкостью  форм,  смелым  использованием  принципов  сценич.  условности
отмечены          декорации          Ш.          к           спектаклям:
"Барабанщица"Салынского(1958)и"Женитьба" (1959,  оба  в  ЦТСА),  "Чайка"
(1960,  МХАТ),  "Виндзорские  насмешницы"  Шекспира   (1957,   Т-р   им!
Моссовета), "Золотой тел„нок"  по  Ильфу  и  Петрову  (1958,  Моск.  т-р
Сатиры) и др.  Итогом  многолетнего  опыта  Ш.,  значит,  событием  сов.
декорац. иск-ва было оформление спектакля "Поднятая целина" по  Шолохову
(1957, ЦТСА). В этой работе художника, метафорически  раскрывающей  тему
спектакля,   динамика   пространственной    композиции,    эмоциональная
насыщенность цвета и света слились в единый синтетич. образ (илл. см.  в
т. 2, вкл. к стр. 357).
   Ш. в„л преподавательскую работу (Центр, студия иск-в, Киев,  1920-22,
ВХУТЕИН, 1929-30 ГИТИС 1934-36).
   Соч.: Художник в театре, Л., 1964; Моя работа в театре, М., 1966.
   Лит.: Попов А., Художественная целостность спектакля, М.,  1959;  его
же, Воспоминания и размышления о театре,  М.,  1963;  Пожарская  М.  Н.,
Вступительная  статья  к  каталогу  "Выставка   произведений   народного
художника РСФСР, Лауреата Гос. премий Ниссона Абрамовича  Шифрина",  М.,
1962, с. 5-14; е„ же, Мудрый художник, "Театр", 1962, ј 5, с. 125-31. 6П
   ШИХМАТОВ, Леонид Моисеевич [р.  27.VI  (9.VII).  1887]  -  рус.  сов.
акт„р. Засл. арт. РСФСР (1946). В 1918-20 учился в  Моск.  драм.  студии
под рук. Вахтангова, в 1920 был принят в труппу  студии  (ныне  Т-р  им.
Вахтангова).  С  1926  вед„т  педагогич.  работу  в  Театр.  уч-ще   им.
Вахтангова (доцент с 1946).
   Роли:  Калаф  ("Принцесса  Турандот"  Гоцци),  Дон  Пабло  ("Комедии"
Мериме), Ржевский ("На  крови"  Мстиславского)  Дидье  ("Марион  Делорм"
Гюго), Фердинанд ("Коварство  и  любовь").  Лаэрт  ("Гамлет"),  Завьялов
("Дорога   цветов"   Катаева),   Шебалин   ("Трус"   Крона),    Бенигсен
("Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва), Стентон ("Опасный поворот"  Пристли),
Де Гиш ("Сирано де Бержерак" Ростана) Гоуард  ("Глубокие  корни"  Гоу  и
д'Юссо), Браун ("Миссурийский вальс" Погодина),  Броги  ("Необыкновенное
дежурство" Лю-товского), Альфре ("Филумена Мартурано" Де Филиппе, пр. на
фестивале  "Московская  весна",  1956),  Кисель  ("Прав  да  и   кривда"
Стельмаха) и др.
   Соч.: Сценические этюды, вып. 1-2, М., 1964-66.
   ШИШЙГИН, Фирс Ефимович [р.17(30).VIII.1908]- рус. сов. режисс„р. Нар.
арт. СССР (1964). Чл. Ком-мунистич. партии с  1940.  Учился  в  Ленингр.
техникуме  сценич.  иск-ва  (1929-33).  Творч.  деятельность   начал   в
Ленинграде,  был  режисс„ром  Т-ра  классич  миниатюр  (1928)  и   ТРАМа
(1929-33). В  1933-45-художеств.  руководитель  т-ров  Дальнего  Востока
(Уссурийского, Спасского, Владивостокского и др.). В 1945-  1947  -  гл.
реж. Ставропольского т-ра, в 1947-50 - режисс„р  Моск.  театра  драмы  и
комедии, в 1950-56  -  гл.  реж.  Волгоградского  т-ра,  в  1956-'-60  -
Воронежского театра им. А. Кольцова.  С  1960  -  директор  и  гл.  реж.
Ярославского т-ра им. Волкова. Для творчества Ш. характерно тяготение  к
героико-романтич.,  масштабным  постановкам,  большое  внимание  в   его
спектаклях уделяется массовым народным сценам.
   Лучшие пост.: "Разгром" по Фадееву (1933), "Порт-Артур"  Степанова  и
Попова  (1952),   "Великий   государь"   Соловь„ва   (1953),   "Виринея"
СейфуллИх.ой и Правдухина (1957), "Третья патетическая" Погодина.
   Ш. стремится включать в репертуар руководимых им т-ров  новые  пьесы,
много работает с драматургами. Он  был  одним  из  первых  постановщиков
пьес: "Воробь„вы горы" Симукова (1940), "Совесть" Чепурина  (1950;  Гос.
пр. СССР, 1951), "Большой шаг" Шейнина  (1953),  "Кредит  у  Нибелунгов"
Куна, "Хозяева жизни" Чепурина  (обе  в  1961),  "Ф„дор  Волков"  Севера
(1963), "Панфиловцы" Назарова (1965). В 1958  пост.  спектакль  "Алексей
Кольцов" Кораблпновой, посв. жизни выдающегося рус. поэта. Ставит  также
классич. драматургию - "Лжец" Гольдони (1941), "Дуэнья" Шеридана (1945),
"Горячее сердце"; "Старик" Горького  (оба  в  1947),  "На  дне"  (1952),
"Чайка" (1960); "Дети солнца" (1962).
   Лит.: Корм у шина Г., Беспокойный  художник,  "Театр.  жизнь",  1958,
.ј10 .Зубков Ю., Вот они, вечно живые!. Там же, 1965, ј 14. М.Лифш.
   ШИШКОВ, Матвей Андреевич (1832-5. VI. 1897) - рус.  театр.  художник.
Академик петерб.  Академии  художеств  (1869).  Профессор  декорационной
живописи (1884). Учился в Моск. Строгановском  уч-ще  и  одновременно  у
декоратора моек. имп. т-ров X. Шеньяна. С 1849 - ном.  декоратора  моек.
имп. т-ров. В 1852 переехал в Петербург, где  работал  под  рук.  А.  А.
Роллера.  С  1857  -  декоратор  петерб.  имп.  т-ров.  Ш.  был  ведущим
представителем историко-бытового направления в рус.  театрально-декорац.
иск-ве, мастером архитектурно-перспективной живописи.  Изучая  памятники
древнерус. архитектуры и труды историков, Ш. сообщал декорациям к  пост.
рус. пьес и опер историч. бытовую достоверность, нац. колорит. Среди его
лучших работ - декорации к спектаклям: "Смерть Иоанна  Грозного"  А.  К.
Толстого (1867, Александрийский т-р, совм. с  В.  Г.  Шварцем  и  Г.  Г.
Гагариным), "Борис Годунов"  Пушкина  (1870,  Александрин-ский  т-р,  на
сцене Мариинского т-ра,  совм.  с  М.  И.  Бочаровым)  и  одноим.  опера
Мусоргского  (1874,  Ма-риинский  т-р,  совм.   с   Бочаровым),   "Купец
Калашников" Рубинштейна  (1880-89,  Мариинский  т-р).  В  70-е  гг.  под
влиянием  живописи  передвижников  Ш.  стремился  создавать   декорации,

Страницы: «« « 2615   2616   2617   2618   2619   2620   2621   2622   2623  2624   2625   2626   2627   2628   2629   2630   2631   2632   2633  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия