|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2615 2616 2617 2618 2619 2620 2621 2622 2623 2624 2625 2626 2627 2628 2629 2630 2631 2632 2633 » »» сухости в иск-ве художника.
В 1935-61 Ш. был гл. художником Центр, т-ра Сов. Армии (ЦТСА).
Большое влияние на его творчество оказала совм. работа с реж. А. Д.
Поповым. В декорациях к спектаклям, пост. Поповым, раскрылись осн.
качества дарования Ш.: тесная связь изобразительного решения спектакля с
замыслом режиссуры, острота жизненных наблюдений, склонность к
художеств. обобщению, органич. включение живописи в сценич. действие,
особый ритм и динамика объ„мно-пространственной композиции.
Лучшие работы Ш. в ЦТСА: "Гибель эскадры" Корнейчука (1934),
"Сталинградцы" Чепурина (1944), "Полководец" Трен„ва (1945), "Сказка о
правде" Алигер (1946), "Флаг адмирала" Штейна (1950;
Гос. пр. СССР, 1951), "Москва, Кремль" Афиногенова (1956), "Укрощение
строптивой" (1937) и "Сон в летнюю ночь" (1941) Шекспира. Ш. оформил
также спектакли: "Как вам это понравится?" Шекспира (1940) и "Счастье"
Павленко (1948, совм. с М. Г. Генке) в моек. Т-ре им. Ермоловой, "Дни и
ночи" Симонова в МХАТе (1947), балет "Мирандолина" Василенко в Большом
т-ре (Л 949), "Московский характер" Софронова в Малом т-ре (1948; Гос.
пр. СССР, 1949).
В нек-рых декорациях Ш. 40-х гг. проявились чуждые его творчеству
черты иллюстративной описатель-ности, громоздкой помпезности. Эти черты
успешно были преодолены художником в работах конца 50-х гг. Свободой и
л„гкостью форм, смелым использованием принципов сценич. условности
отмечены декорации Ш. к спектаклям:
"Барабанщица"Салынского(1958)и"Женитьба" (1959, оба в ЦТСА), "Чайка"
(1960, МХАТ), "Виндзорские насмешницы" Шекспира (1957, Т-р им!
Моссовета), "Золотой тел„нок" по Ильфу и Петрову (1958, Моск. т-р
Сатиры) и др. Итогом многолетнего опыта Ш., значит, событием сов.
декорац. иск-ва было оформление спектакля "Поднятая целина" по Шолохову
(1957, ЦТСА). В этой работе художника, метафорически раскрывающей тему
спектакля, динамика пространственной композиции, эмоциональная
насыщенность цвета и света слились в единый синтетич. образ (илл. см. в
т. 2, вкл. к стр. 357).
Ш. в„л преподавательскую работу (Центр, студия иск-в, Киев, 1920-22,
ВХУТЕИН, 1929-30 ГИТИС 1934-36).
Соч.: Художник в театре, Л., 1964; Моя работа в театре, М., 1966.
Лит.: Попов А., Художественная целостность спектакля, М., 1959; его
же, Воспоминания и размышления о театре, М., 1963; Пожарская М. Н.,
Вступительная статья к каталогу "Выставка произведений народного
художника РСФСР, Лауреата Гос. премий Ниссона Абрамовича Шифрина", М.,
1962, с. 5-14; е„ же, Мудрый художник, "Театр", 1962, ј 5, с. 125-31. 6П
ШИХМАТОВ, Леонид Моисеевич [р. 27.VI (9.VII). 1887] - рус. сов.
акт„р. Засл. арт. РСФСР (1946). В 1918-20 учился в Моск. драм. студии
под рук. Вахтангова, в 1920 был принят в труппу студии (ныне Т-р им.
Вахтангова). С 1926 вед„т педагогич. работу в Театр. уч-ще им.
Вахтангова (доцент с 1946).
Роли: Калаф ("Принцесса Турандот" Гоцци), Дон Пабло ("Комедии"
Мериме), Ржевский ("На крови" Мстиславского) Дидье ("Марион Делорм"
Гюго), Фердинанд ("Коварство и любовь"). Лаэрт ("Гамлет"), Завьялов
("Дорога цветов" Катаева), Шебалин ("Трус" Крона), Бенигсен
("Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва), Стентон ("Опасный поворот" Пристли),
Де Гиш ("Сирано де Бержерак" Ростана) Гоуард ("Глубокие корни" Гоу и
д'Юссо), Браун ("Миссурийский вальс" Погодина), Броги ("Необыкновенное
дежурство" Лю-товского), Альфре ("Филумена Мартурано" Де Филиппе, пр. на
фестивале "Московская весна", 1956), Кисель ("Прав да и кривда"
Стельмаха) и др.
Соч.: Сценические этюды, вып. 1-2, М., 1964-66.
ШИШЙГИН, Фирс Ефимович [р.17(30).VIII.1908]- рус. сов. режисс„р. Нар.
арт. СССР (1964). Чл. Ком-мунистич. партии с 1940. Учился в Ленингр.
техникуме сценич. иск-ва (1929-33). Творч. деятельность начал в
Ленинграде, был режисс„ром Т-ра классич миниатюр (1928) и ТРАМа
(1929-33). В 1933-45-художеств. руководитель т-ров Дальнего Востока
(Уссурийского, Спасского, Владивостокского и др.). В 1945- 1947 - гл.
реж. Ставропольского т-ра, в 1947-50 - режисс„р Моск. театра драмы и
комедии, в 1950-56 - гл. реж. Волгоградского т-ра, в 1956-'-60 -
Воронежского театра им. А. Кольцова. С 1960 - директор и гл. реж.
Ярославского т-ра им. Волкова. Для творчества Ш. характерно тяготение к
героико-романтич., масштабным постановкам, большое внимание в его
спектаклях уделяется массовым народным сценам.
Лучшие пост.: "Разгром" по Фадееву (1933), "Порт-Артур" Степанова и
Попова (1952), "Великий государь" Соловь„ва (1953), "Виринея"
СейфуллИх.ой и Правдухина (1957), "Третья патетическая" Погодина.
Ш. стремится включать в репертуар руководимых им т-ров новые пьесы,
много работает с драматургами. Он был одним из первых постановщиков
пьес: "Воробь„вы горы" Симукова (1940), "Совесть" Чепурина (1950; Гос.
пр. СССР, 1951), "Большой шаг" Шейнина (1953), "Кредит у Нибелунгов"
Куна, "Хозяева жизни" Чепурина (обе в 1961), "Ф„дор Волков" Севера
(1963), "Панфиловцы" Назарова (1965). В 1958 пост. спектакль "Алексей
Кольцов" Кораблпновой, посв. жизни выдающегося рус. поэта. Ставит также
классич. драматургию - "Лжец" Гольдони (1941), "Дуэнья" Шеридана (1945),
"Горячее сердце"; "Старик" Горького (оба в 1947), "На дне" (1952),
"Чайка" (1960); "Дети солнца" (1962).
Лит.: Корм у шина Г., Беспокойный художник, "Театр. жизнь", 1958,
.ј10 .Зубков Ю., Вот они, вечно живые!. Там же, 1965, ј 14. М.Лифш.
ШИШКОВ, Матвей Андреевич (1832-5. VI. 1897) - рус. театр. художник.
Академик петерб. Академии художеств (1869). Профессор декорационной
живописи (1884). Учился в Моск. Строгановском уч-ще и одновременно у
декоратора моек. имп. т-ров X. Шеньяна. С 1849 - ном. декоратора моек.
имп. т-ров. В 1852 переехал в Петербург, где работал под рук. А. А.
Роллера. С 1857 - декоратор петерб. имп. т-ров. Ш. был ведущим
представителем историко-бытового направления в рус. театрально-декорац.
иск-ве, мастером архитектурно-перспективной живописи. Изучая памятники
древнерус. архитектуры и труды историков, Ш. сообщал декорациям к пост.
рус. пьес и опер историч. бытовую достоверность, нац. колорит. Среди его
лучших работ - декорации к спектаклям: "Смерть Иоанна Грозного" А. К.
Толстого (1867, Александрийский т-р, совм. с В. Г. Шварцем и Г. Г.
Гагариным), "Борис Годунов" Пушкина (1870, Александрин-ский т-р, на
сцене Мариинского т-ра, совм. с М. И. Бочаровым) и одноим. опера
Мусоргского (1874, Ма-риинский т-р, совм. с Бочаровым), "Купец
Калашников" Рубинштейна (1880-89, Мариинский т-р). В 70-е гг. под
влиянием живописи передвижников Ш. стремился создавать декорации,
Страницы: «« « 2615 2616 2617 2618 2619 2620 2621 2622 2623 2624 2625 2626 2627 2628 2629 2630 2631 2632 2633 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |