Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2617   2618   2619   2620   2621   2622   2623   2624   2625  2626   2627   2628   2629   2630   2631   2632   2633   2634   2635  » »»

Моск. т-р Сатиры)-ч„тко определились особенности творчества  драматурга:
светлый юмор, ирония, мастерское  владение  при„мами  комедийного  т-ра.
Пьесы Ш. широко ставились в сов. т-ре и за рубежом. Ш. принадлежат также
пьесы:
   "Вредный элемент" (1927, Студия Малого т-ра), "Шулер" (1929, там же и
Ленингр. т-р Комедии),  "Простая  девушка"  (1937,  Моск.  т-р  Сатиры),
"Весенний смотр" (1937, Ленингр. т-р Комедии), "Страшный суд" (1939, там
же), "Последний день" (1945, Т-р им. Вахтангова), "Мирные  люди"  (1945,
Ленингр. т-р Комедии) и др.
   Соч.: Комедии, М., 1954.
   Лит.: Фролов В., О советской комедии, М., 1954.
   И. В. ШКЕТАН [наст. имя и  фам.-  Яков  Павлович  Майоров;  17(29).Х.
1898-16.V.1937]  -  марийский  сов.   писатель,   драматург.   Один   из
основоположников  марийской  советской  литературы.  После   Октябрьской
революции был организатором передвижной марийской  труппы,  работал  как
режисс„р и акт„р. В 1919 написал сво„ первое дра-матургич.  произв.пьесу
"Лишний"  из  жизни  дореволюц.  марийской  деревни  (дост.  участниками
художеств. самодеятельности Обл. парт. школы). Теме революции  и  гражд.
войны  посв.  пьеса  "Весна  победила"  (1922).  Крушение   собственнич.
психологии, рождение  сельской  кооперации  показаны  в  драме  "Сардай"
(1922). В пьесах "Эх, родители!" (1923), "Бешеный" (1922) Ш.  высмеивает
отживший жизненный уклад.  В  пьесе  "Восход  солнца"  (1932)  драматург
призывает к бдительности. О дна из последних пьесШ.-  "Урожай"  -  посв.
колхозному строительству (1933). Комедии Ш. ("Кривоносый лапоть",  1935,
и др.) проникнуты нар.  юмором,  написаны  образным  языком,  высмеивают
реакц. взгляды, бюрократизм, тщеславие. Большое влияние на творчество Ш.
оказал М. Горький (даже свой псевдоним - по-русски "одинокий"- Ш. взял в
подражание псевдониму Горького). Пьесы Ш. были пост. Марийским  т-ром  в
Йошкар-Оле, к-рый носит имя Ш.  Ставились  также  Передвижной  марийской
труппой, нац. драм. кружками.
   Соч.: Пьеса - Шамыч, в его. кн.: Пьесы,  Йошкар-Ола,  1950;  Пьеса  -
влак, [Собр. соч.]. Роман, пьеса, ойлымаш, очерк да статья-влак,  т.  1,
Йошкар-Ола, 1962 (на  марийском  яз.);  Восход  солнца.  Пьесы,  пер.  с
марийского, Йошкар-Ола, 1954. (Послесловие Б. Бассаргина  "М.  Шкетан  -
драматург").
   Лит.: Э м а н  С.,  М.  Шкетанын  драматургийже,-  "Марий  альманах",
Йошкар-Ола, 1948, ј 22, с. 165-68; его же, Драматургия Шкетана,  в  кн.:
Ученые записки МарНИИ языка, лит-ры  и  истории,  вып.  IV,  Йошкар-Ола,
1951, с. 59- 80; Асылбаев А.,  Классик  марийской  лит-ры,  в  альманахе
"Молодость", кн. 7, Йошкар-Ола,  1948;  Че  р  н  ы  х  С.,  Драматургия
классика марийской советской лит-ры М. Шкетана начала 20-х годов, в кн.:
Ученые записки Каршин-ского гос. педагогич. ин-та, вып. 3, Карши,  1959,
с. 79-96;
   Бассаргин Б. А.,М. Шкетан. О жизни и творчестве писателя, Йошкар-Ола,
I960 (имеется библ., с. 117-19).
   А. Ив.
   ШКЛЯЕВА-ВОЛКОВА, Анастасия Васильевна [р.8(21).X.1908]  -  удм.  сов.
актриса. Нар. арт. Удм. АССР (1957) и засл. арт. РСФСР  (1958).  В  1930
окончила 2-годичные театр. курсы в Ижевске. В 1931-33 училась  в  Центр,
техникуме театр. иск-ва (ныне ГИТИС). В 1933-61  -  актриса  Удмуртского
т-ра (Ижевск). Создала образы удм. женщин, точно передающие  особенности
нац. характера, быта.
   Роли: Груня Тарасова, Лена, Валентина, Саня (о. п., "Голубые  глаза",
"Герои", "Капитан Усманов" Гаврилова), Дукья ("Старый Мултан"  Петрова),
Дыдык   ("Огненное    моление"    Садовникова),    Чумой    ("Отщепенец"
Перевощикова),  Петровна  ("Не  забывайте  этого"  Перевощикова),  Арина
Пантелеймоновна ("Женитьба"), Кабаниха, Пелагея Егоровna, Анна Устиновна
("Гроза", "Бедность не порок", "Пучина" Островского), Полина  ("Враги"),
Марья Тарасовна ("Платон Кречет") и др. Л. Ив.
   ШКОЛА ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ - см. Конный жанр.
   "ШКОЛА ЗДРАВОГО СМЫСЛА" (L'ecole du bon sens) - назв. лит. группы,  в
к-рую входили франц. драматурги 40-50-х гг. 19  в.,  выступавшие  против
романтизма. "Ш. з. с." требовала внесения в  драму  "разумного  начала",
видя его в оттесн„нном романтиками классицизме. По существу  же  деятели
"Ш. з. с." восстали против демократической, протестующей  направленности
прогрессивного романтизма,  утверждали  в  драматургии  бурж.  мораль  и
правопорядок. Наиболее известным, "программным" произв. "Ш. з. с."  была
пьеса  "Лукреция"  Понсара  (1843,  т-р  "Одеон"),  написанная  в  форме
классицистской трагедии. В полемике с романтиками  Понсар  созда„т  свой
идеал  поэтического,  к-рый  получает  выражение   в   образе   героини,
олицетворяющей собой супружескую верность.
   Под влиянием событий революции 1848 представители "Ш.  з.  с."  стали
обращаться   к   современности,   изображать   жизнь   бурж.   общества,
противопоставляли   романтич.    теме    разлада    между    мечтой    и
действительностью утверждение  существующих  форм  обществ.  устройства,
"здравый  смысл"  среднего  буржуа.   Один   из   наиболее   характерных
представителей "Ш. з. с."- драматург Э. Ожъе. Деятельность "Ш.  з..  с."
сыграла положит. роль в развитии бурж. реалистич. драмы во Франции.
   Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, M., 1963, с. 247-51.
   ШКОЛА-СТУДИЯ ИМЕНИ В. И. НЕМИРОВИ-ЧА-ДАНЧЕНКО при МХАТе СССРиме-ни М.
Горького - высшее театральное учебное заведение в Москве. Организовано в
1943 с целью подготовки  акт„ров  для  МХАТа  в  духе  идейно-творческих
принципов этого т-ра. Затем студия стала готовить работников и  для  др.
т-ров. В  Ш.-с.  имеются  ф-ты:  акт„рский  и  постановочный  (выпускает
художников-технологов  сцены  -  руководителей  постановочной  частью  и
цехов). В 1961 открылось вечернее отделение  постановочного  ф-та,  а  в
1964  очное  и  заочное   вечерние   отделения   акт„рского   ф-та   при
Оренбургском, Калининском, Вологодском и др. т-рах. При Ш.-с.  действует
научно-исследовательская комиссия по изучению и изданию наследия  К.  С.
Станиславского  и  Вл.  И.  Немировича-Данченко.  Среди   преподавателей
Ш.-с.нар. артисты СССР В. О. Топорков, M. H. Кедров, В. Я. Станицын,  П.
В. Массальский, засл. деят. иск-в В. В. Шверубович и др.  Ректор  Ш.-с.-
В. 3. Радомысленский. Наряду с осн. дисциплинами (акт„рское мастерство и
сценич.  речь)   в   студии   преподаются   также   пение,   фехтование,
со-циально-экономич. науки,  эстетика,  история  т-ра,  музыки,  лит-ры,
изобразит, иск-в. Мн. воспитанники студии вошли в труппу МХАТа -  Е.  А.
Хромова, В. С. Давыдов, Л. И. Губанов, H. И. Гуляева, B.B. Калинина,  Л.
А. Кошукова и др. Среди окончивших Ш.-с.- Т. В. Доронина, А. В. Баталов,
Е. Я. Урбанский, В. И. Коршунов и др. В 1956 выпускники Ш.-с.  вместе  с
молодыми   акт„рами   др.   т-ров   образовали   новый   молодой   театр

Страницы: «« « 2617   2618   2619   2620   2621   2622   2623   2624   2625  2626   2627   2628   2629   2630   2631   2632   2633   2634   2635  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия