Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2618   2619   2620   2621   2622   2623   2624   2625   2626  2627   2628   2629   2630   2631   2632   2633   2634   2635   2636  » »»

"Современник". А. Д.
   ШКОЛЬНАЯ ДРАМА-вид драм. произв., предназначавшихся для исполнения  в
духовных учебных заведениях. Возник в странах Зап. Европы  в  15  в.,  в
России в 17 в. с целью изучения латинского яз. Впоследствии Ш. д.  стала
разыгрываться на яз. народов соответствующих стран. См. Школьный театр.
   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР (в P  о  с  с  и  и)  -  театр  при  духовных  учебных
заведениях. Первый (упоминающийся в лит. источниках) спектакль состоялся
в  Кие-во-Могилянской  академии.  В  1672  пост.  мистерия  "Об  Алексее
человеке божием", прославлявшая царя Алексея Михайловича. В 1679  Симеон
Полоцкий, разрабатывая проект создания в Москве духовной академии, писал
о необходимости организации при ней Ш. т.; он  написал  для  Ш.  т.  две
пьесы - "Комедия-притча о  блудном  сыне"  и  о  "Новуходоносоре  царе".
Дальнейшее развитие Ш. т. связано со Славяно-греко-латинской академией в
Москве (организована в 1687). Здесь  давались  представления:измена сластолюбивого жития с прискорбным  и  нищетным"(1701);  мистерия
"Страшное изображение второго пришествия господня  на  землю"  (1702;  в
мистерии действовал т. н. Марс Роксоланский, олицетворявший  Петра  I  и
Россию), "Торжество мира православного" (о взятии рус. войсками шведской
крепости Нотебурга-Орешка);
   "Божие уничижителен гордых уничижение"  (1710;  о  разгроме  шведской
армии под  Полтавой).  В  спектакли  Ш.  т.  широко  входили  интермедии
(бытовые сатирич. сценки), иногда косвенно связанные с осн. действием, в
них использовались сюжеты и при„мы скоморошьих представлений и нар. игр.
Часто  в  интермедиях   в   комич.   виде   изображались   представители
привилегированных классов.
   Самое  значит,  произв.,  написанное  для  Ш.  т.,-  "трагедокомедия"
"Владимир..." Феофана Прокоповича (1705, пост. в Славяно-греко-латинской
академии). В ней автор обращается к  историч.  сюжету  (крещение  Руси),
вместо аллегорич. масок в  пьесе  действуют  бытовые  персонажи.  Ш.  т.
существовали также в семинарии Ростова  Великого  (пост.  пьесы  Дмитрия
Ростовского "Комедия на рождество Христово" и др.), в духовной семинарии
в Сибири и др. В  1720-40  существовал  Ш.  т.  в  хирургич.  школе  при
госпитале,  руководимом  доктором  Бидлоо  (Москва);  здесь  были  пост.
"История Александра Македонского и Дария", "Слава Российская" Журавского
и др. Игра акт„ров в Ш. т. подчинялась правилам классицизма.  Оформление
и  костюмы  в  представлениях   Ш.   т.   носили   сим-волич.   характер
(добродетельные персонажи появлялись в белых одеждах, злодеи - в ч„рных,
Мир выходил с оливковой ветвью, Изобилие - с рогом, Обман  -  в  волчьей
шкуре, Добродетель - в львиной и т. п.). Во 2-й пол 18 в.  в  результате
гонений духовенства, протестовавшего против Ш. т. из-за развития  в  н„м
светских элементов, а также конкуренции со стороны нарождавшегося  проф.
драм. т-ра, Ш. т. прекратил существование.
   Лит.: Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков,  М.,
1958;  Всеволодский-Гернгросс  В.  Н.,  Русский  театр.  От  истоков  до
середины XVIII в., М., 1957.' ю. Д.
   ШКРОУП (Skroup), Франтишек Ян  (3.VI.1801  -  7.  II.  1862)  -  чеш.
композитор, дириж„р, певец, обществ. деятель. Учился  в  Праге.  Дириж„р
Сословного т-ра в Праге (1827-57). Автор первой  комич.  оперы  на  чеш.
текст - "Проволочник" (1826,  Сословный  т-р),  в  -к-рой  исполнил  гл.
партию; опер - "Ночная тень" (1827), "Олдржих и Вожена" (1828), "Принц и
змея" (1832), "Либушин брак" (1835), "Драгомира" (1848),  "Морской  г„з"
(1851), "Колумб" (пост. в 1942, Нац. т-р, Прага). Ш.  принадлежит  также
"библейская  мелодрама"  "Братья-враги"  (1831),  музыка   к   драматич.
спектаклям.
   Лит.: Plavec J., Frantisek Skroup, Praha, 1946. Ал. М.
   ШЛАФ  (Schlaf),  Иоганнес  (21.VL1862-l.II.1941)-  нем.  писатель   и
драматург. Представитель натура-листич. драмы в Германии.  Вместе  с  А.
Холъцем написал драму "Семья Зелике" (1890, "Свободный  т-р"  О.  Брама,
Берлин).  Второй  драме  Ш.  "Мастер   Ельце"   (1892)   присущи   черты
импрессионизма. В пьесах  Ш.  изображается  обыденная,  будничная  жизнь
городских низов,  моральное  разложение  мел-кобурж.  семьи.  Социальная
проблематика осложняется биологич. факторами (пьянство, болезнь,  смерть
и т. д.). Для  натуралистич.  драмы  Ш.  типично  стремление  к  точному
воспроизведению действительности,  нек-рая  сентиментальность,  бытовой,
деформированный язык. В последующих пьесах Ш.  (комедия  "Весна",  1896,
драмы "Гертруда", 1898, "Враждебные", 1899, "Вейганд",  1906)  сказалось
увлечение мистикой и теософией.
   Лит.: Zweig S., J. Schlaf der "Suchenden", "Magazin fur  Litteratur",
B., 1902, ј 31; B a t e L. und W e  v  e  r-Rotermund  K.,  (Hrsg.),  J.
Schlafs Leben und Werke, Querfurt, 1933. Harn. B.
   ШЛ‚ГЕЛЬ (Schlegel) - нем.  историки  т-ра,  критики  и  писатели.  1)
Август Вильгельм Ш. (1767 -1845) - историк лит-ры и драматургии,  критик
и переводчик. Вместе с братом  Фридрихом  Ш.  разрабатывал  теорию  нем.
романтизма.  Изучал  богословие  ,и  филологию  в  Г„ттингенском  ун-те.
Выходец из бюргерской среды, Ш. первоначально  увлекался  идеями  франц.
революции, но после 1793 стал монархистом,  реакционером.  Последователь
идеалистич.  философии  И.  Г.  Фихте  и  Ф.  В.  Шеллинга,  Ш.   принял
католичество и приш„л к отрицанию  прогресса,  поли-тич.  мракобесию.  В
1798-1800  Ш.  совместно  с  братом  издавал  в  Иене  журнал  "Атеней",
объединивший т. н. "старших романтиков"  (Л.  Тик,  Новалис  и  др.).  В
статьях этого журнала и особенно в цикле лекций "Об изящной литературе и
искусстве"  (прочитан  в  Берлинском  ун-те  в  1801-04,  изд.  в  1884)
сказалась реакционность иенского романтизма. Ш. утверждал, что романтич.
иск-во неразрывно связано с религией. Он определял прекрасное  в  иск-ве
как "символическое изображение бесконечного". Воззрения Ш. на драма-тич.
иск-во сформулированы им в цикле лекций  "О  драматическом  искусстве  и
литературе" (прочитан в Вене, в 1808, изд. в 1809-11).  Ш.  подразделяет
драму  на  "пластическую"   "антическую"   (античную)   и   "живописную"
(современную, романтическую). Критикуя франц. классицистов за  узость  и
рационализм, Ш. противопоставлял им творчество Шекспира. Он  перев„л  17
трагедий Шекспира. В 1797-1801 совм. с Тиком издал 8 томов пьес Шекспира
в собстз. переводе. Эволюция политич. и эстетич. взглядов Ш.  выразилась
в переоценке им  в  последующие  годы  античности,  франц.  классицизма,
творчества Шекспира, в утверждении  драматургии  Кальдерона,  насыщенной
религиозными мотивами, христианским смирением, мистикой  (Ш.  перев„л  5
драм Кальдерона). Единственная самостоят, пьеса Ш.- "Ион" (1803).
   2) Фридрих Ш. (1772-1829)  -  нем.  писатель,  критик.  Брат  Августа
Вильгельма.   Теоретик   "иенского   романтизма".   Получил   филологич.
образование в Г„ттингенском и Лейпцигском ун-тах.  Под  влиянием  франц.
революции  увлекался  античной   демократией,   но   впоследствии   стал

Страницы: «« « 2618   2619   2620   2621   2622   2623   2624   2625   2626  2627   2628   2629   2630   2631   2632   2633   2634   2635   2636  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия