Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2620   2621   2622   2623   2624   2625   2626   2627   2628  2629   2630   2631   2632   2633   2634   2635   2636   2637   2638  » »»

Штеглиц  в  дворцовом  парке  (отсюда   название).   Открыт   на   линии
Берлин-Потсдам для увеселения  пассажиров  на  время  остановки  поезда.
Здесь ставились комедии и мещанские драмы, одноактные пьесы, водевили. В
1855 т-р закрылся. В 1921  после  перестройки  соседнего  со  Штеглицким
дворцом помещения т-р был вновь открыт пост.  трагедии  Шекспира  "Тимон
Афинский". В 1921-24 т-р работал под назв.  Малый  т-р  (Kleines  Haus).
Возглавляли театр режисс„р П. Хенкель и Г. Лебеде, а  затем  Роберти.  С
1924 до конца 2-й мировой войны помещение использовалось как  кинотеатр.
В 1945 т-р открылся  вновь  под  художеств.  руководством  режисс„ра  Б.
Барлога, при участии акт„ров театра и кино -  В.  Пледат,  X.  Кнеф,  Э.
Бигель  и  др.  Была  пост.  комедия  совр.  нем.  драматурга  К.  Герца
"Фокус-покус". В сезон 1945/46  здесь  преимущественно  ставились  пьесы
англ., франц. и амер. драматургов: "Золотой дождь" Пристли, "Игра  любви
и смерти" Роллана, "К золотому якорю" Паньо-ля. В этом  же  сезоне  была
пост. пьеса Катаева "Квадратура круга". Затем т-р осуществил  ряд  пост.
клас-сич. драматургии: "Двенадцатая ночь" (1945), "Укрощение строптивой"
(1946); "Минна фон Барнхельм" Лессинга (1941) и совр. нем. драматургов -
"Крысы"  Гауптмана  (1946),  "Меловой  круг"  Клабунда  (1944),  "Ч„ртов
генерал" Цукмайера (1947). В 50-е  годы  Ш.-т.  превратился  в  один  из
ведущих т-ров Зап.  Берлина.  Большое  место  в  его  репертуаре  заняла
классич. драматургия: "Тассо" Г„те (1949), "Буря" Шекспира (1950),  хотя
одновременно продолжались пост. совр.  франц.,  англ.  и  амер.  авторов
(ОНила, Ионеско, Элиота). Отдельные спектакли на сцене т-ра осуществляли
крупные режисс„ры, приглаш„нные из др.  т-ров,  -  В.  Фельзенштейн,  Б.
Фиртель и др. В 1951 Ш.-т. объедин„н  с  "Шиллер-театром"  под  рук.  Б.
Барлога. Возник  общий  акт„рский  ансамбль.  Наряду  с  "Шиллер-театром
"Ш.-т." был включ„н в систему т. н. "Городских театров" и стал  получать
дотации от гор. управления. На показе драматич. т-ров ФРГ, Зап. Берлина,
Швейцарии и Австрии "Ш.-т." получил первую премию за пост.  пьесы  амер.
драматурга Э. Олби "Кто боится Вирджинии Вульф".
   Лит.: Schlosspark-Theater, hrsg. von Fr. Luft., В., 1955. И. Н.
   ШЛУГЛЕЙТ, Мориц Миронович [26. XI (8. XII). 1883 -23.IX.1939] -  сов.
театр. деятель. В 1907 окончил Киевский ун-т  (юридич.  ф-т).  Учился  в
Киевской  драм.  школе.  До  1917  служил  акт„ром   в   т-рах   Одессы,
Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Саратова (сценич. псевдоним -  Миронов).
В 1917-25 был директором б. Т-ра Корша; в 1925-29  -  Объединения  драм.
т-ров  Восточной  Сибири  (Красноярск,  Иркутск)  и   Дальнего   Востока
(Хабаровск-Владивосток) и др.; в 1930-32 - Свердловского т-ра. В 1932-34
- зам. директора Т-ра им. Вс. Мейерхольда, с  1934-36  -  директор  Т-ра
ВЦСПС. Выступал со статьями в театр. периодич. печати. А. Шн.
   ШЛЫКОВА-ГРАНАТОВА, Татьяна Васильевна [1773-25. I  (6.  П).  1863]  -
J)yc. актриса. Род. в семье крепостного оружейника.С 7 лет воспитывалась
в доме графа Н. П. Шереметева. С детства выступала  на  сцене  домашнего
театра. Проявляла большие способности  к  музыке,  пению  и  особенно  к
танцам (уже в 1785 выделялась  как  танцовщица).  Хорошо  знала  поэзию,
русскую литературу, франц. и итал. языки. Декламации,  танцам  и  музыке
обучалась у известного балетмейстера  Ле  Пика.  Создала  одухотворенные
образы в балетах "Инесса де Кастро" Чианфа-неллу (дочь короля), "Медея и
Язон" Соломони (Креу-за) и др. Играла  роли  в  комедиях  ("Обольщ„нный"
Екатерины  II).  Исполняла  также  оперные  партии  (юная  самнитянка  -
"Самнитские браки" Гретри, Кларис-са -  "Смешной  поединок"  Паизиелло).
Получив вольную (1803), Ш.-Г. продолжала жить  в  доме  графа  до  конца
жизни, воспитывая его сына и внука.
   Лит.: E л и з а р-о в а Н.  А.,  Театры  Шереметевых,  М.,  1944,  с.
306-11. С. К.
   ШМАКОВ, Ф„дор Иванович [р. 16.11 (1. III). 1917] - рус.  сов.  акт„р.
Нар. арт. БССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1948.  В  1939  окончил
Ленингр. театр. ин-т и с этого же года до 1941 - акт„р Рус. т-ра БССР  в
Могил„ве. Играл здесь роли:
   Вася ("Таланты и поклонники"), Виктор ("Сказка"  Светлова),  Степиков
("Интервенция" Славина). С 1941 работает во 2-м Белорус. гос. драм. т-ре
(ныне Т-р им. Я. Коласа). Образы,  созданные  Ш.,  исполнены  обаяния  и
душевной  теплоты,  акт„ру  присущи  простота,  искренность  чувств.  Ш.
исполнял роль В. И. Ленина в спектаклях "Семья" Попова (1949) и  "Вечный
источник" Д. Зорина (1957).
   Роли: Овод (по о. п. Войнич), Перегуд  ("Испытание  огн„м"  Крапивы),
Клайд Грифитс ("Американская  трагедия"  по  Драйзеру),  Андрей  Лобанов
("Андрей Лобанов" по роману "Искатели" Гранина), Петя ("Чудесный  сплав"
Киршо-на), Сергей ("Иркутская  история"  Арбузова),  Гаворка  ("Изгнание
блудницы" Шамякина), Алексей Жмакин ("Один год" по Герману),  Аксен  Кам
("Гроза будет" Звонака по  роману  Я.  Коласа  "На  роостанях"),  Василь
("Потерянный сын" Данилова),  Нестерка  (о.  п.  Вольского),  Безбородко
("Правда и кривда" Стельмаха).
   Лит.: Майстры беларускай сцэны, Мшск, 1960, с. 263- 267; Н я  ф  „  д
Ул., Беларуск! тэатр. Нарыс псторьп, Мшск, 1959. АН. С.
   ШМЕЛЬЦЛЬ (Schmeltzl), Вольфганг (1500-9.1. 1557) - австр.  драматург,
педагог, музыкант. В 1540 основал в Вене школьный т-р. Драмы Ш.  связаны
с нар. творчеством; в библейские сюжеты он включал  бытовые,  комедийные
сцены. Ш. писал на немецком яз., что делало его произведения  доступными
широким  зрителям.   Основной   пафос   драматургии   Ш.-   нравственное
воспитание. Наиболее известные драмы Ш.: "Блудный сын" (1540), "Юдифь  и
Олоферн" (1542), "Брак в Кане" (1543), "Давид и Голиаф" (1545).  Широкую
известность получило "Похвальное слово Вене" (1548). Л. Лоб.
   ШМИДТ, Лидия Сем„новна [p.22.XI(5.XII).1908j- рус. сов. актриса. Нар.
арт. Тат. АССР (1954).  В  1927  окончила  театр.  уч-ще  при  Т-ре  им.
Шевченко и вступила в труппу т-ра  "Шахт„рка  Донбасса",  работавшего  в
городах Украины. Затем играла в т-рах Томска, Новокузнецка, Новосибирска
("Красный факел") и Воронежа. С 1946 - актриса Казанского рус. т-ра  им.
Качалова. Творчеству Ш. близки как мягкие, лирич., так и яркие  сатирич.
краски, она сочетает комедийность и драматизм.
   Роли: Софья ("Зыковы"), Таня (о. п. Арбузова),  Анна  Каренина;  Юлия
Тугина  ("Последняя  жертва"),  Евгения  ("На  бойком   месте"),   Лушка
("Левониха на орбите" Мака„нка), Диана  ("Не  называя  фамилий"  Минко),
Мария Александровна  Ульянова  ("Семья"  Попова),  Раневская  ("Вишн„вый
сад"), Кручинина ("Без вины виноватые"),
   Препода„т сценическую речь в Казанском театральном уч-ще. И. И.
   ШМИТ, Луи (наст. имя - Теодор; р. 3.11.1907)- латыш. сов. акт„р, Нар.
арт. Латв. ССР (1956). В 20-е гг. учился на латышских драм. курсах  и  в
студии Рабочего т-ра в Риге. В 1927-34 работал в Рабочем т-ре,  потом  в
Национальном. В 1940-63 - акт„р Художеств, т-ра Латв. ССР.

Страницы: «« « 2620   2621   2622   2623   2624   2625   2626   2627   2628  2629   2630   2631   2632   2633   2634   2635   2636   2637   2638  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия