Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2628   2629   2630   2631   2632   2633   2634   2635   2636  2637   2638   2639   2640   2641   2642   2643   2644   2645   2646  » »»

доктора" (1906, там же) Ш. показывает, что  в  условиях  бурж.  общества
даже медицина теряет свой  гуманный  характер.  Пьеса  "Андрокл  и  Лев"
(1913, т-р "Сент-Джеймс",  Лондон)  содержит  острую  критику  догматич.
христианства. Вопросы брака и семьи рассматриваются  в  пьесах  "Как  он
лгал е„ мужу" (1905, т-р "Ронял Корт", Лондон),  "Женитьба"  (1908,  т-р
"Хеймаркет", Лондон), "Мезальянс" (1910, Т-р герцога Йоркского, Лондон),
"Первая пьеса Фанни" (1911, т-р "Литл", Лондон). В  пьесе  "Разоблачение
Бланко Поснета" (1909,  Т-р  Аббатства,  Дублин)  Ш.  показывает  победу
доброго начала над дурным у конокрада и проститутки (эта пьеса послужила
поводом для переписки Ш. с Л. Н. Толстым). Пьеса "Пигмалион" (1913,  т-р
"Хофбург",  Вена;  1914,  Т-р  его  величества,  Лондон)  построена   на
конфликте между внешней культурой (язык, манеры) и духовными  ценностями
человека. Как первый, так и второй период творчества Ш.  характеризуется
оптимизмом, убеждением в возможности прогресса.
   Мировая  война  1914-18  вынудила  Ш.  по-новому  взглянуть  на   мн.
проблемы. В статьях "Здравый смысл о  войне"  (1914)  драматург  выразил
отрицательное отношение к шовинизму англ. милитаристов,  доказывая,  что
они  ничуть  не  лучше  нем.  милитаристов.  Обвин„нный   в   отсутствии
патриотизма, Ш. в пьесе "Инка  Иерусалемский"  (1916,  т-р  "Репертори",
Бирмингем) сатирически показал Вильгельма II. Эта комедия входит в  цикл
"Пьесок о войне", к к-рому относятся также  "0'Флаэртп,  кавалер  креста
Виктории" 1917, любительский спектакль  англ.  офицеров  на  бельгийском
фронте; 1920, труппа Ирландских  акт„ров,  т-р  "Стрит",  Нью-Йорк;  т-р
"Лирик", Лондон) и "Огестус  выполняет  свой  долг"  (1917,  т-р  "Ройял
Корт", Лондон). Во второй пьесе  сатирически  изображены  бездарность  и
преступная халатность чиновников-аристократов в  военном  ведомстве.  На
революцию в России Ш.  откликнулся  пьесой  "Аннаян-ска,  большевистская
императрица"    (1918,     "Коли-зеум",     Лондон).     Несмотря     на
гротескно-комедийный характер, эта пьеса содержит мысль о  необходимости
революц.  насилия  в  целях  преобразования  общества.   На   протяжении
длительного периода (1913-19) Ш.  работал  над  пьесой,  обобщавшей  его
суждения о кризисе бурж. общества,- "Дом, где разбиваются сердца" (1920,
т-р "Гилд", Нью-Йорк; 1921, т-р "Ройял Корт",  Лондон).  В  этой  пьесе,
символизирующей тунеядствующую бурж. Англию, показаны  люди,  утратившие
нравственные устои,  лишенные  воли  и  характера.  Им  противопоставлен
человек,  понимающий,  что  смысл  жизни   в   труде,   в'   преодолении
препятствий, изображено  молодое  поколение,  к-рое  не  хочет  жить  по
традициям старой Англии.
   "Дом, где  разбиваются  сердца"  -  произв.,  переходное  от  второго
периода к третьему периоду, в к-рый входят пьесы, написанные в  1918-28.
В эти годы Ш. создал наиболее драматичные, философски  насыщенные  пьесы
обобщающего  характера.  Пента-логия  "Назад  к  Мафусаилу"  написана  в
1918-20 (1922, т-р "Гилд", Нью-Йорк; 1923, т-р "Репертори",  Бирмингем).
Эта грандиозная, по определению Ш., "ме-табиологическая" драма  из  пяти
частей, не связанных единством фабулы,  объединена  идеей:  человечество
создало несовершенный строй жизни, в к-ром господствуют эгоизм и вражда,
вызывающи" губительные войны; неразумность людей  объясняется  тем,  что
они живут слишком мало для того, чтобы познать  истину  и  смысл  бытия.
Несмотря на кажущуюся несценичность, пьеса  эта  неоднократно  ставилась
(полное представление е„ занимало от 3 до 5 спектаклей, шедших  день  за
дн„м или с небольшими перерывами). "Святая Иоанна"  (1923,  т-р  "Гилд",
Нью-Йорк; 1924, т-р "Нью", Лондон) -  единственная  трагедия  Ш.  (автор
назвал е„ хроникой). Героиня пьесы воплощает разум, к-рого равно  боятся
и враги, и правители Франции.  После  этой  пьесы  наступает  длительный
перерыв в драматургич. творчестве Ш. В 1925 драматургу  была  присуждена
Нобелевская   пр.   После   нескольких   лет   общественно-политич.    и
публицистической деятельности Ш. снова возвращается к драматургии.
   К четв„ртому периоду  относятся  пьесы,  написанные  в  1929-50.  Они
отмечены остро сатирич. и политич. направленностью: "Тележка с яблоками"
(1929, "Т-р Польски", Варшава; т-р Малвернский фестиваль;  т-р  "Куинс",
Лондон), "Плохо, но правда"  (соч.  в  1931;  пост.  1932,  т-р  "Гилд",
Бостон; Малвернский фестиваль; т-р "Нью", Лондон), "На мели" (1933,  т-р
"Уинтер Гарден", Лондон), "Простачок с Нежданных островов"  (соч.  1934;
пост. 1935, т-р "Гилд", Нью-Йорк;  Малвернский  фестиваль;  т-р  "Артс",
Лондон), "Женева" (1938, Малвернский фестиваль; т-р  "Сэ-вил",  Лондон),
"В золотые дни доброго короля Карла" (1939, Малвернский фестиваль; 1940,
т-р "Стритхем Хилл", Лондон). В  этих  пьесах  Ш.  остроумно  высмеивает
пороки бурж. демократии, резко осуждает итал. и нем. фашизм  ("Женева"),
показывает  слабости   лейбористского   реформизма   ("На   мели").   По
определению  самого  Ш.,  жанр  большинства  этих  пьес-   "политическая
экстраваганца" (эксцентриада). К  этому  же  периоду  относится  комедия
"Миллионерша" (1936, "Бургтеатр", Вена;  1944,  т-р  "Кью",  Лондон),  в
к-рой проблема богатства и нищеты сочетается  с  постановкой  вопроса  о
том, какие черты характера помогают людям  достичь  высокого  положения,
тогда как др. остаются  бедняками.  В  последние  годы  жизни  Ш.  пишет
комедию  "Миллиарды  Байанта"  (1948,  "Шау-шпильхауз",   Цюрих;   1949,
Малвернский фестиваль; т-р "Принсесс", Лондон), диалоги к-рой  повторяют
мн. темы, ранее встречавшиеся в пьесах Ш. Последняя законченная пьеса  -
"Вымышленные  басни"  (1950,  Об-во  Шоу,  т-р  "Уотергейт",  Лондон)  -
фантазия на тему о будущем, развивает мотивы "Назад к
   Мафусаилу" (человек будущего должен  подавить  животные  инстинкты  и
развивать духовное начало).
   Широкое по охвату тем творчество Ш. содержит  глубокую  и  остроумную
критику капиталистич. цивилизации, утверждает идеи будущего общества. Ш.
был тесно связан с  т-ром.  Драматурга  связывала  творческая  дружба  с
выдающимися англ. актрисами Э. Терри, Патрик Кэмпбелл, Л. Маккарти, реж.
X.  Гренвилл-Баркером  и  др.  Ш.  обновил  англ.   драму,   придав   ей
высокоидейный характер, наполнив  е„  социально-политич.  проблематикой.
Блестящий мастер диалога, он создавал пьесы, пользовавшиеся успехом  при
их сценич. воплощении и вызывавшие большой общественный резонанс. Лучшие
пьесы Ш. прочно  вошли  в  репертуар  т-ров  Англии,  Сов.  Союза,  США,
Франции, Германии, Австрии и др. стран. В Сов. Союзе пост.:
   "Пигмалион"-1925, Ленингр. т-р драмы; 1938, Моск. т-р  Сатиры;  1943,
Малый  т-р;  1962,  Ленингр.  т-р  им.  Ленсовета;   "Профессия   миссис
Уоррен"-1956, ЦТСА, Ленингр. т-р  Комедии,  Моск.  т-р  Сатиры;  "Ученик
дьявола"-1933, Театр-студия под рук. Ю. Завадского, Москва;  1956,  БДТ,
Ленинград; 1957, МХАТ, Моск. драматич. т-р им. Станиславского; "Цезарь и
Клеопатра"-1923, Ленингр. т-р драмы; 1964, Т-р им. Моссовета, Моск.  т-р
Сатиры;  "Дом,  где  разбиваются   сердца"-1962,   Моск.   т-р   Сатиры;
"Миллионерша"- 1964, Т-р им. Вахтангова; 1965, Ленингр. т-р им. Ко-мисса

Страницы: «« « 2628   2629   2630   2631   2632   2633   2634   2635   2636  2637   2638   2639   2640   2641   2642   2643   2644   2645   2646  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия